Особенности обучения математике школьников с ограниченными возможностями здоровья.
Особенности обучения математике школьников с ограниченными возможностями здоровья.
Математика в коррекционной школе решает одну из важных специфических задач обучения школьников с нарушением слуха– преодоление недостатков их познавательной деятельности и личностных качеств. Математика как учебный предмет содержит необходимые предпосылки для развития познавательных способностей учащихся, коррекции интеллектуальной деятельности и эмоционально-волевой сферы. Формируя у детей с нарушением слуха на наглядной и наглядно-действенной основе первые представления о числе, величине, фигуре, одновременно ставятся и решаются в процессе обучения математике задачи развития наглядно-образного, а затем и абстрактного мышления этих детей.В процессе обучения математике развивается речь обучающихся, обогащается специальными математическими терминами и выражениями их словарь. Обучение математике организует и дисциплинирует учеников, способствует формированию таких черт личности, как аккуратность, настойчивость, воля, воспитывает привычку к труду, желание трудиться, умение доводить любое начатое дело до конца.
Обучая математике учеников коррекционных школ, надо учи¬тывать, что усвоение необходимого материала не должно носить характера механического - заучивания и тренировок. Знания, полу¬чаемые учениками, должны быть осознанными. От предметной, наглядной основы следует переходить к формированию доступных математических понятий, вести детей к обобщениям и на их основе выполнять практические работы. Обучающиеся школ с ограниченными возможностями здоровья должны овладеть некоторыми теоре¬тическими знаниями, на основе которых более осознанно форми¬руются практические умения. Это относится в первую очередь к овладению свойствами натурального ряда чисел, закономерностя¬ми десятичной системы счисления, свойствами арифметических действий, существующими между ними связями, отношениями, зависимостями.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Особенности обучения математике школьников с ограниченными возможностями здоровья.»
Краевое государственное казённое общеобразовательное учреждение для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья «Алтайская общеобразовательная школа №1»
Особенности обучения математике школьников с ограниченными возможностями здоровья
Учитель математики
высшей категории:
Скопкарева Маргарита Николаевна
Барнаул, 2016г
Математика в коррекционной школе решает одну из важных специфических задач обучения школьников с нарушением слуха– преодоление недостатков их познавательной деятельности и личностных качеств. Математика как учебный предмет содержит необходимые предпосылки для развития познавательных способностей учащихся, коррекции интеллектуальной деятельности и эмоционально-волевой сферы. Формируя у детей с нарушением слуха на наглядной и наглядно-действенной основе первые представления о числе, величине, фигуре, одновременно ставятся и решаются в процессе обучения математике задачи развития наглядно-образного, а затем и абстрактного мышления этих детей.В процессе обучения математике развивается речь обучающихся, обогащается специальными математическими терминами и выражениями их словарь. Обучение математике организует и дисциплинирует учеников, способствует формированию таких черт личности, как аккуратность, настойчивость, воля, воспитывает привычку к труду, желание трудиться, умение доводить любое начатое дело до конца.
Обучая математике учеников коррекционных школ, надо учитывать, что усвоение необходимого материала не должно носить характера механического - заучивания и тренировок. Знания, получаемые учениками, должны быть осознанными. От предметной, наглядной основы следует переходить к формированию доступных математических понятий, вести детей к обобщениям и на их основе выполнять практические работы. Обучающиеся школ с ограниченными возможностями здоровья должны овладеть некоторыми теоретическими знаниями, на основе которых более осознанно формируются практические умения. Это относится в первую очередь к овладению свойствами натурального ряда чисел, закономерностями десятичной системы счисления, свойствами арифметических действий, существующими между ними связями, отношениями, зависимостями.
В процессе обучения математике ставится задача применения полученных знаний в разнообразных меняющихся условиях. Решение этой задачи позволит преодолеть характерную для школьников косность мышления, стереотипность использования знаний. Успешность решения этой задачи во многом зависит от выбора методов и приемов обучения, их целесообразного сочетания и правильности использования в учебном процессе. Если учитель будет прибегать к «натаскиванию» учеников в решении задач одного и того же вида, пользоваться однотипными формулировками или вопросами, то это может привести к формализму в знаниях, видимости знаний. Математика в школе с ограниченными возможностями здоровья решает одну из важных специфических задач обучения учеников — преодоление недостатков их познавательной деятельности и личностных качеств.
Математика как учебный предмет содержит необходимые предпосылки для развития познавательных способностей обучающихся, коррекции интеллектуальной деятельности и эмоционально-волевой сферы. Формируя у обучающихся на наглядной и наглядно-действенной основе первые представления о числе, величине, фигуре, учитель одновременно ставит и решает в процессе обучения математике задачи развития наглядно-действенного, наглядно-образного, а затем и абстрактного мышления этих детей. На уроках математики в результате взаимодействия усилий учителя и обучающихся (при направляющем и организующем воздействии учителя) развивается элементарное математическое мышление школьников, формируются и коррегируются такие его формы, как сравнение, анализ, синтез, развиваются способности к обобщению и конкретизации, создаются условия для коррекции памяти; внимания и других психических функций.
В процессе обучения математике развивается речь детей, обогащается специфическими математическими терминами и выражениями их словарь. Ученики учатся комментировать свою деятельность, давать полный словесный отчет о решении задачи, выполнении арифметических действий или задания по геометрии. Все это требует от учеников больше осознанности своей деятельности, их действия приобретают обобщенный характер, что, безусловно, имеет огромное значение для коррекции недостатков мышления школьников с ограниченными возможностями здоровья.
Обучение математике организует и дисциплинирует учеников, способствует формированию таких черт личности, как аккуратность, настойчивость, воля, воспитывает привычку к труду, желание трудиться, умение доводить любое начатое дело до конца.
В условиях специальной (коррекционной) школы необходимо применение технологии дифференцированного и разноуровневого обучения. Рассматривая ребенка как единое психосоматическое целое, мы стремимся осуществить комплексный психолого – медико – педагогический подход на всех этапах работы с ребенком и, прежде всего, в диагностическо – коррекционной работе. Клиническое, психологическое и педагогическое направления диагностической работы помогают учителю получить информацию о состоянии здоровья ученика, возможных причинах неуспеваемости, потенциальных возможностях интеллекта, причине личностной дезадаптации, а также уровне эмоционально – волевой сферы.
Такая диагностика позволяет осуществлять дифференцированный подход при разноуровневом обучении. Ведь от правильной диагностики зависит не только дальнейшее обучение ребенка, но часто и его судьба.
Первоначально полученные данные обрабатываются и обсуждаются на ПМП консилиуме. На основе полученных результатов строится программа индивидуальной коррекционно- оздоровительной работы по устранению и коррекции выявленных нарушений, адаптации, развитию и оздоровлению психофизического состояния ребенка. Любой ученик коррекционной школы – это ребенок с той или иной формой дезадаптации, нуждающийся в индивидуальном дифференцированном процессе обучения.
Математика обладает колоссальным воспитательным потенциалом: воспитывается интеллектуальная честность, критичность мышления, способность к размышлениям и творчеству. Обучение математике в коррекционной школе должно носить предметно-практический характер и быть тесно связанным как с жизнью и профессионально-трудовой подготовкой учащихся, так и с другими учебными дисциплинами. Задачи преподавания математики в коррекционной школе состоят в том, чтобы:
дать школьникам такие доступные количественные, пространственные и временные представления, которые помогут им в дальнейшем включиться в трудовую деятельность;
через обучение математике повышать уровень общего развития обучающихся коррекционных школ и по возможности наиболее полно скорректировать недостатки их познавательной деятельности и личностных качеств;
воспитывать у обучающихся целеустремленность, терпение, работоспособность, настойчивость, трудолюбие, самостоятельность, прививать им навыки контроля и самоконтроля, развивать у них точность и глазомер, умение планировать работу и доводить начатое дело до завершения.
В своей практике использую следующие методы обучения школьников с интеллектуальной недостаточностью на уроках математики: (классификация методов по характеру познавательной деятельности).
Объяснительно-иллюстративный метод, метод при котором учитель объясняет, а дети воспринимают, осознают и фиксируют в памяти.
Репродуктивный метод (воспроизведение и применение информации)
Метод проблемного изложения (постановка проблемы и показ пути ее решения)
Частично – поисковый метод (дети пытаются сами найти путь к решению проблемы)
Исследовательский метод (учитель направляет, дети самостоятельно исследуют).
Наиболее продуктивным и интересным считаю создание проблемной ситуации, исследование, поиск правильного ответа. Для развития познавательных интересов стараюсь выполнять следующие условия:
избегать в стиле преподавания будничности, монотонности, серости, бедности информации, отрыва от личного опыта ребенка;
не допускать учебных перегрузок, переутомления и низкой плотности режима работы использовать содержание обучения как источник стимуляции познавательных интересов;
специально обучать приемам умственной деятельности и учебной работы, использовать проблемно-поисковые методы обучения.
Знания ученика будут прочными, если они приобретены не одной памятью, не заучены механически, а являются продуктом собственных размышлений и проб и закрепились в результате его собственной творческой деятельности над учебным материалом.
В своей работе применяю эффективные формы обучения школьников с интеллектуальными нарушениями: индивидуально – дифференцированный подход, проблемные ситуации, практические упражнения. Прививаю и поддерживаю интерес к своему предмету по-разному: использую занимательные задания, загадки и ребусы, наглядные средства обучения, таблицы-подсказки.
Обычно я сопровождаю урок вопросами «Как вы думаете?», «Почему?», «Для чего?», «Докажите…», «Помогите вспомнить…» и т.п. На вопросы требую полных ответов.
Практикую я игру «в учителя», или новый вид деятельности консультант (хорошо успевающий ученик работает с менее успевающим), в процессе которого осуществляется взаимный контроль, взаимопомощь.
Вам же это сделать будет проще, в классе всегда найдется сильный ученик, и даже середнячек который поможет вам проверить задание, помочь объяснить новую тему или просто помочь выполнить задание ученику на индивидуальном обучении. Класс воспринимает своего одноклассника в «должности» учителя положительно. Иногда оценки за работу ученика ставит сам ученик-консультант.
Одним из средств активизации познавательной деятельности школьников является широкое использование их жизненного опыта. Большую роль в усвоении материала играют при этом практические работы. Часто дети запоминают только то, над чем потрудились их руки, если ученик что-то рисовал, чертил, вырезал или закрашивал, то это что-то само по себе становится опорой для его памяти. Такой вид работы как обучающее практическое занятие является творческим для учащихся. Выполнение задания и обобщение результатов приводит их к новому математическому знанию.
В этих условиях познавательная деятельность представляет собой самодвижение. В результате такой работы новые знания не поступают извне в виде информации, а являются внутренним продуктом практической деятельности самих учащихся. Оживляет урок и использование материала из истории математики. Можно это делать учителю, можно давать задание детям. Не надо тратить на это много времени, но 1-3 минуты, потраченные на исторические данные, вызывают интерес и находят в детских душах живой отклик.
Целесообразно шире использовать тестирование по разделам, отдельным темам, отрабатывая технологию проведения. Тестирование позволяет:
- учитывать индивидуальные особенности обучающихся; - проверять качество усвоения материала; - разнообразить процесс обучения; - сэкономить время на опрос; - использовать тесты для компьютеризации обучения.
С помощью тестов можно проверить большой объем изученного материала, быстро «диагностировать» овладение учебным материалом большого количества учеников. Содержание тестовых задач и многократное тестирование позволяет даже слабым ученикам выполнить часть работы, минуя психологический стресс, получить удовлетворительную оценку и овладеть объемом знаний, достаточным для этого. Тесты я использую как свои, так и из книги Ф.Р. Залялетдиновой « Нестандартные уроки математики в коррекционной школе».
Своеобразие познавательной деятельности детей с ограниченными возможностями состоит в значительном недоразвитии словесно-логического мышления. В меньшей мере это своеобразие проявляется в процессе наглядно-образного мышления. Одним из видов в волевой деятельности является внимание, состояние которого существенно влияет на развитие детей, приобретение ими знаний. Непроизвольное внимание, в основе которого лежит врожденный ориентировочный рефлекс «что такое?» (по И. П. Павлову), наблюдается у большинства детей с ограниченными возможностями здоровья.
Произвольное же внимание у большинства из них отличается неустойчивостью, дети легко отвлекаются на любой посторонний раздражитель. Им трудно сосредоточить внимание на каком-то определённом предмете, что очень осложняет их обучение. Однако, как показывает педагогическая практика, в процессе обучения и воспитания внимание становится более устойчивым, расширяется его объём. Этому весьма способствует овладение навыками самообслуживание и выполнение трудовых заданий. К нарушениям психической деятельности нужно отнести и наблюдающиеся у детей расстройства эмоциональной сферы, которая имеет большое значение в процессе познания, поскольку активизирует работу мышления...
Основной недостаток мышления детей — слабость обобщений — проявляется в процессе обучения в том, что дети плохо усваивают правила и общие понятия. Они нередко заучивают правила наизусть, но не понимают их смысла и не знают, к каким явлениям эти правила можно применить. Поэтому изучение грамматики и арифметики — предметов, в наибольшей степени требующих усвоения правил, — представляет для детей с ограниченными возможностями здоровья наибольшую трудность. Учёными доказано, что математика как учебный предмет содержит необходимые предпосылки для развития познавательных возможностей, коррекции.
В процессе обучения математике развивается речь учащихся, обогащается специальными математическими терминами и выражениями их словарь. Школьники учатся комментировать свои действия, давать полный словесный отчёт о решении задачи, примера, выполнении того или иного задания по геометрии. Всё это требует от учеников большой осознанности своей деятельности, их действия приобретают обобщённый характер, что, безусловно, имеет огромное значение для коррекции недостатков мышления школьников с ограниченными возможностями здоровья. Обучение математике способствует формированию таких черт личности, как аккуратность, настойчивость, воля. На уроках математики в процессе выполнения практических упражнений (лепка, штриховка, раскрашивание, вырезание, наклеивание, измерение, работа на интерактивной доске, калькуляторе и т. д.) коррегирует недостатки моторики ребёнка.
Систематическое психологическое изучение детей с ограниченными возможностями здоровья началось сравнительно недавно. Внимание исследователей было сосредоточено преимущественно на изучении познавательной деятельности детей этой группы. Было установлено, что свойственные детям снижение работоспособности и неустойчивость внимания имеют разнообразные формы индивидуального проявления.
У одних детей максимальное напряжение внимания, высокая работоспособность обнаруживаются в начале выполнения задания и неуклонно снижаются по мере продолжения работы; у других, — сосредоточение внимания наступает лишь после некоторого периода деятельности; у третьих — отмечаются периодические колебания внимания и неравномерная работоспособность на протяжении всего времени выполнения задания.
У всех детей наблюдаются и недостатки памяти, причём эти недостатки касаются всех видов запоминания: непроизвольного и произвольного, кратковременного и долговременного. Они распространяются на запоминание как наглядного, так и словесного материала, что не может не сказаться на успеваемости. При выполнении многих заданий дети сталкиваются с трудностями интеллектуального характера, которые связаны с тем, что к началу школьного обучения дети ещё не владеют в полной мере интеллектуальными операциями, являющиеся необходимым компонентом мыслительной деятельности.
Одна из психологических особенностей детей состоит в том, что у них наблюдается отставание в развитии всех форм мышления. Дети рассматриваемой группы имеют бедный словарный запас, плохо овладевают эмпирическими и грамматическими обобщениями. Дети этой группы также испытывают трудности в понимании и употреблении сложных логико-грамматических конструкций и некоторых частей речи. После поступления в школу эти дети продолжают вести себя как дошкольники. Ведущей деятельностью остаётся игра, положительного отношения к школе не наблюдается. Внимание детей характеризуется неустойчивость, повышенной отвлекаемостью, недостаточной концентрированностью на объекте. При обучении детей необходимо исключить действия каких бы то ни было раздражителей. У детей наблюдается сравнительно низкий уровень развития восприятие. Об этом свидетельствует, прежде всего, недостаточность, ограниченность, фрагментарность знаний детей об окружающем мире. Это обусловлено бедностью опыта ребёнка. Работая с такими детьми, учителя должны считаться с тем, что передаваемая им информация далеко не всегда достигает цели. Все сообщаемые детям сведения нужно неоднократно повторять. Т. А. Власова, М. С. Певзнер указывают на снижение произвольной памяти у обучающихся, как одну из главных причин их трудностей в школьном обучении. Эти дети плохо запоминают тексты, таблицу умножения, не удерживают в уме цель и условие задачи. Им свойственны колебания продуктивности памяти, быстрое забывание выученного.
Следует отметить, что для детей характерна конкретность мышления, слабость роли мышления, его некритичность. Некоторым детям свойственно не сомневаться в правильности своих, только что возникших предположений. Они редко замечают свои ошибки. Таким образом, коррекционная работа должна вестись в следующих направлениях: а) осуществлять индивидуальный подход к детям; б) предотвращать наступление утомления; Похожая статья: Профилактика зависимого поведения в условиях специальной (коррекционной) школы в) в процессе обучения следует использовать те методы, с помощью которых можно максимально активизировать познавательную деятельность детей; г) во время работы с детьми этой категории учитель должен проявлять особый педагогический такт. Важно подмечать и поощрять успехи детей, помогать каждому ребёнка, развивать в нём веру в собственные силы и возможности; д) обеспечить обогащения детей математическими знаниями об (используя развивающие игры, упражнения с конкретными примерами и т. д.) Математика обладает колоссальным воспитательным потенциалом: воспитывается интеллектуальная честность, критичность мышления, способность к размышлениям и творчеству.
Обучение математике во вспомогательной школе должно носить предметно-практический характер и быть тесно связанным как с жизнью и профессионально- трудовой подготовкой обучающихся, так и с другими учебными дисциплинами. На практике используются следующие методы обучения школьников данной группы на уроках математики:
- Объяснительно-иллюстративный метод, метод при котором учитель объясняет, а дети воспринимают, осознают и фиксируют в памяти.
-Репродуктивный метод (воспроизведение и применение информации)
- Метод проблемного изложения (постановка проблемы и показ пути ее решения
-Частично — поисковый метод (дети пытаются сами найти путь к решению проблемы)-Исследовательский метод (учитель направляет, дети самостоятельно исследуют).
Наиболее продуктивным и интересным считаю создание проблемной ситуации, исследование, поиск правильного ответа. Для развития познавательных интересов следует выполнять следующие условия:
- избегать в стиле преподавания будничности, монотонности, серости, бедности информации, отрыва от личного опыта ребенка;
- не допускать учебных перегрузок, переутомления и низкой плотности режима работы использовать содержание обучения как источник стимуляции познавательных интересов;
- стимулировать познавательные интересы многообразием приемов занимательности (иллюстрацией, игрой, кроссвордами, задачами-шутками, занимательными упражнениями т. д.);
- специально обучать приемам умственной деятельности и учебной работы, использовать проблемно-поисковые методы обучения.
Знания ученика будут прочными, если они приобретены не одной памятью, не заучены механически, а являются продуктом собственных размышлений и проб и закрепились в результате его собственной творческой деятельности над учебным материалом. Более эффективные формы обучения школьников с интеллектуальными нарушениями: индивидуально — дифференцированный подход, проблемные ситуации, практические упражнения. Для поддержания интереса к своему предмету можно использовать занимательные задания, загадки и ребусы, наглядные средства обучения, таблицы-подсказки, а также технические средства такие как интерактивная доска, компьютер, калькулятор, т д. Для развития наиболее полных ответов, уроки желательно сопровождать вопросами «Как вы думаете?», «Почему?», «Для чего?», «Докажите…», «Помогите вспомнить…» Математика как учебный предмет содержит необходимые предпосылки для развития познавательных способностей учащихся.
Развивая элементарное математическое, она формирует и корригирует такие формы мышления, как сравнение, анализ, синтез, развивает способность к обобщению и конкретизации, создаёт условия для коррекции памяти, внимания и других психических функций. Л.С Выгодский считал, что задача состоит не в социальной нейтрализации умственно отсталых, а в воспитании из них социально активных индивидуумов. Эта идея является весьма актуальной для современной сурдопедагогики.
В процессе обучения математике развивается речь обучающихся, обогащается специальными математическими терминами и выражениями их словарь. Обучение математике способствует формированию таких черт личности, как аккуратность, настойчивость, воля. Дети с интеллектуальными проблемами, в связи с неразвитостью мышления, слабостью усвоения общих понятий и закономерностей сравнительно поздно начинают разбираться в вопросах общественного устройства и намного тяжелее адаптируются в условиях современной жизни. Педагоги специальных школ оказывают прямое и опосредованное воздействие на эмоциональную сферу школьников с целью ее развития, сглаживания и коррекции имеющихся недостатков.
Организованное в нашей стране обучение и воспитание детей коррекционных школ предполагает коррекцию недостатков психофизического развития, обеспечивая определенный круг знаний, выработку умений, воспитание положительных черт личности; открывает перспективу к самостоятельной трудовой жизни и интеграции в обществе.
Специальная коррекционная школа формирует у обучающихся чувство коллективизма, уважения к окружающим; чувство удовольствия от достигнутых в труде и учебе успехов. Для достижения этих целей перед педагогами встает много трудностей, обусловленных особенностями развития детей. Педагоги специальных коррекционных школ осуществляют дифференцированный подход в обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья на индивидуальном (субъективном) уровне. Задача педагогов при осуществлении такого подхода в обучении и воспитании становится создание психолого-педагогических условий, которые бы стимулировали образовательную деятельность обучающихся на основе самообразования, саморазвития, самовыражения в ходе овладевания знаниями и умениями.
Педагоги специальных школ помогают детям с ограниченными возможностями здоровья легче и прочнее усваивать нравственные нормы; формируют потребность в труде, в общественной оценке; потребность занимать достойное место среди других людей. Работа коррекционных школ способствует воспитанию у детей самостоятельности, интеллектуальной регуляции чувств и правильной самооценки. Неправильное воспитание, неблагоприятные условия жизни отрицательное влияние несознательных взрослых приводят к неблагоприятному развитию. Эффективность исправления недостатков развития, присущих школьникам, зависит от правильной постановки всего учебно-воспитательного процесса в школе и от применения специфических приемов обучения.
При хорошем воспитании и целенаправленном обучении, достаточном развитии культурных потребностей и интересов обучающихся специальных коррекционных школ — дети становятся полноценными членами общества. Волевые качества, мотивы, эмоции детей зависят от сформировавшихся у них духовных потребностей; наиболее успешный путь формирования высших культурных (духовных) потребностей является своевременное развитие полезных привычек, а также успехи в познавательной сфере зависят от постоянного обучения и развития памяти, внимания, мышления, разговорной речи т. д. Педагоги специальных коррекционных школ должны использовать компенсаторные возможности каждого ребенка с ограниченными возможностями здоровья. От знаний особенностей психики каждого ребенка , от умений и знаний по обучению и воспитанию таких детей зависит дальнейшая судьба каждого ребенка.
Педагогические приемы коррекционной работы отличаются тем, что они стимулируют компенсаторные процессы развития умственно отсталых детей и позволяют формировать у них новые положительные качества. Результатом учебно-воспитательной работы является овладение учащимися определенным объемом знаний, конкретных умений и навыков. В результате коррекционной работы у обучающихся формируются обобщенные учебные и трудовые умения, которые отражают уровень самостоятельности учащихся при решении новых учебных и учебно-трудовых заданий.
Умственно отсталые дети должны обучаться в специальных школах, где педагоги формируют у них навыки самоконтроля, критичности; приучают детей проверять правильность собственных действий; адаптируют детей к современным условиям жизни. Ученики коррекционных школ учатся реально представлять свои возможности в будущей трудовой деятельности. Такая работа начинается при комплектовании групп по профессионально-трудовой подготовке и продолжается до окончания обучающимися школы.
Литература:
1. Витухина И.А. Реализация принципа наглядности при изучении математики в школе для глухих детей. Дефектология, №1, 1988. 2 Дорофеев Г.В. Математика для каждого. М., 1999. 3. Никольская И.А. Математика: наведем порядок в отношениях порядка. Ж. «Коррекционная педагогика», №5, 2006. С.33–40. 4. Никольская И.А. Развитие речи учащихся с нарушениями слуха на уроках математики. «Дефектология». 2007, № 3. с.14–21.
5. Перова, М. П. Дидактические игры и упражнения по математике/ М. П. Перова. – М.: «Просвещение», 1996.