Развитие логического мышления школьников на уроках математики
Развитие логического мышления школьников на уроках математики
Сегодня математика как живая наука с многосторонними связями, оказывающая существенное влияние на развитие других наук и практики, является базой научно-технического прогресса и важной компонентой развития личности.
Основной целью математического образования должно быть развитие умения математически, а значит, логически и осознанно исследовать явления реального мира. Реализации этой цели может и должно способствовать решение на уроках математики различного рода нестандартных логических задач. Поэтому использование учителем этих задач на уроках математики является не только желательным, но даже необходимым
элементом обучения математики.
Одной из основных целей изучения математики является формирование и развитие мышления человека. В процессе изучения математики в наиболее чистом виде может быть сформировано логическое (дедуктивное) мышление, алгоритмическое мышление, многие качества мышления - такие, как сила и гибкость, конструктивность и
критичность и и т.д.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Развитие логического мышления школьников на уроках математики »
Развитие логического мышления
на уроках математики
Учитель математики КГУСОШ-лицей №7 г.Семей ВКО
Токтубаева Г.Т.
В последние четыре года в нашей стране в соответствии с Государственной программой развития образования на 2011 – 2020 годы проводится его широкомасштабная модернизация.
Главная цель – повышение конкурентоспособности образования, развитие человеческого капитала путем обеспечения доступности качественного образования для устойчивого роста экономики.
Одним из важнейших условий решения этой задачи является применение учителями в своей педагогической практике новых подходов в обучении и современных образовательных технологий.
Сегодня математика как живая наука с многосторонними связями, оказывающая существенное влияние на развитие других наук и практики, является базой научно-технического прогресса и важной компонентой развития личности. Основной целью математического образования должно быть развитие умения математически, а значит, логически и осознанно исследовать явления реального мира. Реализации этой цели может и должно способствовать решение на уроках математики различного рода нестандартных логических задач. Поэтому использование учителем этих задач на уроках математики является не только желательным, но даже необходимым
элементом обучения математики.
Одной из основных целей изучения математики является формирование и развитие мышления человека. В процессе изучения математики в наиболее чистом виде может быть сформировано логическое (дедуктивное) мышление, алгоритмическое мышление, многие качества мышления - такие, как сила и гибкость, конструктивность и
критичность и и т.д.
Систематическое использование на уроках математики и внеурочных занятиях специальных задач и заданий, направленных на развитие логического мышления, расширяет математический кругозор школьников и позволяет более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни. Никто не будет спорить с тем, что каждый учитель должен развивать логическое мышление учеников. Об этом говорится в методической литературе, в объяснительных записках к учебным программам. Однако, как это делать, учитель не всегда знает. Нередко это приводит до того, что развитие логического мышления в значительной мере идет стихийно, потому большинство учеников, даже старшеклассников, не овладевает начальными приемами логического мышления (анализ, сравнение, синтез, абстрагирование и др.)
Логические задания предназначены для формирования умения анализировать, сравнивать, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, обобщать, выявлять закономерности, устанавливать аналогии, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения. Кроме того, такие задания помогают формированию коммуникативных универсальных учебных действий, в частности, умения формулировать, аргументировать и отстаивать свою точку зрения. Задания могут быть использованы на уроках закрепления и обобщения, для закрепления материала, изученного на уроке, при опросе домашнего задания, при повторении ранее изученного материала. Такие задания выполняются на простой школьной или интерактивной доске, для того, чтобы учащиеся научились их хорошо выполнять. Каждое из этих заданий школьники проговаривают вслух. Постепенно количество времени, затраченное на проверку таких заданий, сокращается.
Начинать использовать такие задания необходимо с пятого класса, когда интерес к предмету у учащихся проявляется очень активно, но задания должны быть дифференцированы и доступны для школьников данного возраста.
Заключение: Важнейшей задачей математического образования является вооружение учащихся общими приемами мышления, пространственного воображения, развитие способности понимать смысл поставленной задачи, умение логично рассуждать, усвоить навыки алгоритмического мышления. Каждому важно научиться анализировать, отличать гипотезу от факта, отчетливо выражать свои мысли, а с другой стороны - развить воображение и интуицию (пространственное представление, способность предвидеть результат и предугадать путь решения). Именно математика предоставляет благоприятные возможности для воспитания воли, трудолюбия , настойчивости в преодолении трудностей, упорства в достижении целей.
Список используемой литературы
1.Зак А.З. 600 игровых задач для развития логического мышления детей.
Ярославь: «Академия развития» 1998 г.
2. Сухин И.Г. 800 новых логических и математических головоломок. – СПб.Альфа,1998. 3. Формирование учебной деятельности школьников. / Под. ред. Давыдова В.В., Ломпшера Й., Марковой А.К. М.: Просвещение, 1982.