Работа классного руководителя по повышению мотивации к обучению
Работа классного руководителя по повышению мотивации к обучению
В данной работе учитель делиться своим опытом по повышению мотивации учащихся к обучению. Показаны разные направления работы: взаимодействие с учителями-предметниками, работа с родителями, проведение классных часов на темы: "Как работать с книгой", "Как развивать память", "Как решать задачи", "Режим дня школьника".
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Работа классного руководителя по повышению мотивации к обучению»
Муниципальное автономное общеобразовательноеучреждение города Ульяновска « Средняя школа № 72 с углубленным изучением отдельных предметов»
Работа классного руководителя по повышению мотивации к обучению.
Подготовила:
Классный руководитель 6 е класса
Воронцова Людмила Борисовна
Город Ульяновск-2015 год
Работа классного руководителя по повышению мотивации к обучению.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования устанавливает требования к результатам обучающихся, осваивающих образовательную программу средней школы.
Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящей главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащиеся должен овладеть к концу обучения.
Трудности овладения громадной современной культурой требуют использования в учебном процессе специальных средств и мер, и, конечно стимулирование учеников на интенсивное обучение.
Но ум ребенка нельзя наполнить знаниями, он сам должен схватить и усвоить их; овладеть ими он должен в результате собственной деятельности.
Человек включается в любую деятельность только тогда, когда это нужно именно ему, когда у него имеются определенные мотивы для её выполнения.
Мотив-это то, ради чего осуществляется деятельность.
Так и в учебе мотивация играет очень важную роль. Ученик должен понимать , зачем ему учить предмет. Если мотивация будет очень глубокой, то таких учеников намного легче учить. У них начинают более активно протекать мыслительные процессы, им становится интересен материал, они эффективнее и быстрее воспринимают информацию.
Учитель, взаимодействуя с учениками, использует различные современные методики обучения. Ученик усваивает материал в силу своих способностей. При этом испытывает радость открытий или горечь от постепенно накапливающих пробелов в знаниях, осложняющих дальнейшее обучение.
А какова роль классного руководителя? Насколько она значима в успешном получении образования ребенком?
1. Успешность воспитательного процесса по усилению учебной мотивации невозможна без сотрудничества классного руководителя с педагогами –предметниками, работающими в классе. Классный руководитель должен знать, как его ученик проявляет себя на уроках. Важно повлиять на ребенка с целью повышения его самооценки, формировать его веру в свою успешность, понимания необходимости личностного роста, добиваться, чтобы ребенок сам стремился повысить успеваемость, осознавая необходимость получаемых знаний. Ведь человек лишь там чего-то добивается, где он сам верит в свои силы. Я постоянно держу связь с учителями, работающими в моем классе. Вместе мы решаем возникающие проблемы.
2. Важной задачей в своей работе я считаю создание классного коллектива. Сплочение детей посредством мероприятий, во время проведения которых дети находят себе друзей, близких по духу и интересам. Сотрудничая со своими сверстниками, дети учатся говорить, выражать свое мнение, думать и оформлять свои мысли, давать оценку событиям, делать выводы. Сотрудничество с одноклассниками дает возможность получения первых «деловых» контактов . И если ребятам комфортно , они чувствуют свою значимость в коллективе, то и дела в учебе у них будут идти лучше.
3. Чтобы учеба была успешной, надо правильно её организовать. Для этого я провожу классные часы по темам: «Научи себя учиться»,
«Режим дня школьника»,
«Как работать с учебником»,
«Как стать внимательным»,
«Значение знаний и книг в жизни человека» и другие.
На классных часах такой тематики ребята знакомятся с методами и приемами самообразования, учатся рационально организовывать свой учебный труд, развивать свои способности, ум и мышление.
4. Учитывая особенности современного общества, успешная личность обязана быть конкурентноспособной. Подводя рейтинг успеваемости , мы создаем условия для здоровой конкуренции в классе. Ребята моего класса его всегда ждут в конце четверти. Именно желание не быть последним учеником в классе нацеливает на самосовершенствование, повышает учебную мотивацию.
5. Творческая активность- это участие в конкурсах, смотрах, олимпиадах разного уровня. Как классный руководитель, я стараюсь, чтобы мой класс принимал участие во всех школьных мероприятиях. Учащиеся моего класса также участвуют в школьных олимпиадах, в международном математическом конкурсе «Кенгуру», « Олимпус», а также в олимпиадах по другим предметам. Напутствующие слова классного руководителя для мотивации творческой активности учащихся такие: «Главное, что мы участвуем, нам это нравится, наши глаза блестят, мы пробуем свои силы!»
6. Успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь как проект: определить дальнюю и ближайшую перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, оценить, удалось ли достичь поставленных целей.
Проектный метод получил в настоящее время очень широкое распространение в обучении.
Для ученика проект - это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, которая позволяет проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися. Результат этой деятельности - найденный способ решения проблемы - носит практический характер и значим для самих открывателей.
В прошлом учебном году мои пятиклассники все писали проекты. Как оказалось, многие впервые. Мне пришлось здесь много поработать и с учениками, и родителями . Для каждого ученика была доведена структура проекта, образец оформления, а также оказана помощь в выборе темы.
7. В развитии познавательного интереса играет роль и внеурочная деятельность.
Ёще в 5 классе я провела работу среди учащихся и их родителей, чтобы все ученики по своему интересу выбрали себе какое-то направление. Ученики моего класса посещают секцию волейбола ,спортивного ориентирования, кружок рукоделия, хорового пения, робототехники, аэробики и другие.
8. Одним из важнейших социальных институтов воспитания является семья. Работа классного руководителя с родителями направлена на сотрудничество с семьей в интересах ребенка, формирование общих подходов к воспитанию, выработку близких по сути требований, организацию помощи в обучении. Высокая мотивация к обучению формируется у детей только в тех семьях, где родители постоянно повышают уровень своих требований к детям и одновременно умеют оказывать им ненавязчивую помощь и поддержку, а общение с детьми мягкое и теплое. И напротив, где родители безразличны к детям или осуществляют очень жесткий контроль, у детей
формируется низкий уровень мотивации.
Успех работы классного руководителя по повышению мотивации зависит от того, как он будет взаимодействовать с родителями. Я высоко ценю доверие родителей, их стремление общаться с учителем, сама делаю все возможное для установления доброжелательных, деловых отношений.
На родительском собрании «О значении домашнего задания в учебной деятельности школьника . Как помочь ребенку учиться» были даны рекомендации-памятки :
«Как решать задачи»,
«Как учить стихотворение»,
«Как готовить домашнее задание по русскому языку» ,
«Как развивать внимание ребенка» и другие.
В этом учебном году на родительском собрании «Как помочь ребенку преодолеть трудности в учебе» родители поделятся своим опытом по этому вопросу , а также получат
советы по поддержке ребенка вучебной деятельности
•Не сравнивайте ребенка с другими, хвалите его за успехи и достижения, будьте при этом искренними.
• Учитесь вместе с ребенком, объединяйтесь с ним против объективных трудностей, станьте его союзником, а не противником или сторонним наблюдателем.
• Постарайтесь, чтобы главным для вас стало не только научить чему-либо, сколько сделать так, чтобы ребенок захотел научиться, не потерял интерес к учебе, почувствовал вкус к познанию нового, неизвестного, непонятного.
• Ребенок не должен панически бояться ошибиться. Невозможно научиться чему-то, не ошибаясь. Старайтесь не вырабатывать у ребенка страха перед ошибкой. Чувство страха — плохой советчик. Оно подавляет инициативу, желание учиться да и просто радость жизни и радость познания.
• Старайтесь не преподносить детям истину, а научите находить ее. Всячески стимулируйте, поддерживайте, взращивайте самостоятельный поиск ребенка.
• Задавайте вопросы вместо приказаний. Не забывайте не только рассказывать, но и показывать. Особенно это важно для мальчиков.
Чтобы привить интерес детей к книгам, возродить семейные чтения, на родительское собрание я приглашала библиотекаря нашей школы. Надежда Григорьевна рассказала о пользе семейного чтения, что оно дает ребенку, посоветовала, какие книги можно читать.
9. В целях развития общего кругозора детей, формирования устойчивой мотивации к учебе, я использую в своей работе такую форму, как экскурсии.
Для детей совместная поездка - возможность неформального общения с учителями и одноклассниками, объединяющий момент в их жизни. Школьные экскурсии - это приятный способ не только отвлечься от учебников, но и приобрести новый опыт и яркие впечатления. А это способствует более глубокому и качественному усвоению материала по истории, литературе, географии и другим школьным дисциплинам. Экскурсии хороши тем, что они в ненавязчивой форме вовлекают ребят в культурное прошлое страны, знакомят с выдающимися личностями истории. На мой взгляд, ни рассказы учителя, ни просмотр видеофильмов, ни методические пособия не могут дать таких ярких и живых представлений, потрясающих эмоций и впечатлений, как экскурсия.
С моими учениками мы были в Волгограде в местах боевой славы и в планетарии, в Болгарах в музее-заповеднике, в Языкове посетили усадьбу братьев Языковых, в Прислонихе - дом-музей Пластова, в Сурском на Никольской горе, а также посетили дендропарк, Маришкин родник, Черное озеро, музей гражданской авиации, фабрику мороженного , краеведческий музей.
С учениками 6е класса мы посетили Ундоры, где была интересная экскурсия на Городищенском разрезе. Нам повезло: у нас экскурсоводом оказался преподаватель из пед.университета ,который очень интересно обо всем рассказывал.
Также мы с ребятами были на фестивале Русского географического общества, на выставке картин о Великой Отечественной войне.
Будем продолжать путешествовать.
10. Следуя русской пословице: « Голодное брюхо к ученью глухо», я провожу работу среди учащихся и родителей, чтобы как можно больше детей было охвачено горячим питанием. На сегодняшний день 70 учашихся питаются в школьной столовой.
Выводы: у классных руководителей есть большие возможности по повышению мотивации учащихся к обучению.