kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Работа с родителями трудных детей

Нажмите, чтобы узнать подробности

Жизнь показывает, что в семьях, где родители педагогически правильно строят отношения с детьми, показывают им достойный пример собственными поступками, заботятся об их духовном развитии, практически исключена возможность формирования у детей антиобщественных взглядов, нарушения ими норм морали и права. Большинство родителей являются союзниками и помощниками школы, но в неблагополучных семьях они относятся к школе либо враждебно, либо безразлично. Сами они за помощью к учителям не приходят.

Просмотр содержимого документа
«Работа с родителями трудных детей»

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ ТРУДНЫХ ДЕТЕЙ

Неблагополучные условия семейного воспитания - это одна из основных причин отклонений в моральном облике и поведении учащихся. Поэтому улучшение этих условий играет важную роль в работе школы по перевоспитанию трудных учащихся.

Жизнь показывает, что в семьях, где родители педагогически правильно строят отношения с детьми, показывают им достойный пример собственными поступками, заботятся об их духовном развитии, практически исключена возможность формирования у детей антиобщественных взглядов, нарушения ими норм морали и права. Большинство родителей являются союзниками и помощниками школы, но в неблагополучных семьях они относятся к школе либо враждебно, либо безразлично. Сами они за помощью к учителям не приходят.

Педагогам необходимо:

  • настойчиво искать пути и средства воздействия на таких родителей;

  • оздоровления обстановки в их семьях;

  • изменения отношения к детям и методам воспитания.

Задачи классного руководителя в работе с «трудными» семьями

Типы проблемных семей: 

  1. семьи, в которых "трудные" родители. Это, например, одинокая мать, которой ребенок мешает устроить личную жизнь. Атмосфера, царящая в такой семье, – холодность, безразличие, отсутствие духовного контакта.

Задачи классного руководителя:

  • расположить мать к себе, заручиться доверием; если она отнесется к этому настороженно, не спешить обижаться;

  • попробовать посмотреть на себя глазами матери. Это поможет лучше понять ее и контролировать свое отношение к ней;

  • заинтересовать судьбой подростка, пробудить ответственность за его будущее;

  • деликатно, тактично затронуть тему естественного желания матери устроить свою личную жизнь; пробудить потребность в душевных контактах с ребенком, совместном решении повседневных жизненных проблем.

2. семьи, в которых господствует безнадзорность. В таких семьях родители, как правило, употребляют алкоголь. Для родителей характерны культурная ограниченность, бедность чувств, отсутствие духовных связей с детьми

Задачи классного руководителя:

  • терпеливо доказывать родителям пагубное влияние на подростка того образа жизни, который они ведут;

  • обратить внимание на испытываемые подростком переживания, боль, стыд, обиду за отца и мать;

  • выяснить, кто из родителей пользуется большим авторитетом в семье, кто может стать опорой в изменении условий жизни;

  • включить подростка в более широкое общение с окружающими людьми, морально поддержать, установить контроль.

3. семьи, характеризующиеся педагогической неграмотностью родителей. Родители не понимают детей, обнаруживают полное незнание методов педагогического воздействия, недооценивают значение семейного воспитания, подрывают авторитет школы и учителей

Задачи классного руководителя:

  • сформировать у родителей потребность в педагогических знаниях через проведение с ними консультаций, включение их в систематическую работу школы с родителями;

  • пробудить интерес к самообразованию;

  • внушить мысль о том, что все дети нуждаются в образованных родителях.

4. семьи, в которых приоритет отдается материальному благополучию над духовной жизнью. Дети в таких семьях растут эгоистами, излишне практичными потребителями. Родители эти качества поощряют

Задачи классного руководителя:

  • изменить жизненную ориентацию родителей;

  • заинтересовать подростка развитием внутреннего духовного мира;

  • при встречах с родителями дома и в школе использовать косвенное воздействие, опираясь на здоровые интересы.

5. семьи, в которых родители предъявляют к детям завышенные требования, часто граничащие с жестокостью. Детей часто наказывают физически, в результате чего они растут озлобленными и жестокими

Задачи классного руководителя:

  • сформировать у родителей потребность в педагогических знаниях через проведение с ними консультаций, включение их в систематическую работу школы с родителями;

  • пробудить интерес к самообразованию;

  • внушить мысль о том, что все дети нуждаются в образованных родителях.

  • Выявите сильные стороны семьи

  • Когда родители сосредоточены на негативных чертах ребенка, они перестают видеть в нем положительные качества. Такой же эффект срабатывает и в отношении родителей к самим себе, когда они чувствуют свою родительскую неуспешность. После того как они признают у себя наличие положительных черт, у них возрастет уважение к самим себе и появится дополнительная мотивация к личностным изменениям.
    Наличие у родителей или семьи в целом сильных сторон может быть не всегда очевидно для вас и для родителей. Пример сильных сторон: наличие родственников и друзей, которые готовы прийти на помощь; способность удовлетворять базовые потребности при низком уровне дохода; активная позиция родителя в решении поведенческих трудностей ребенка; способность справляться с большим количеством жизненных проблем.
    Помогите родителям увидеть свои возможности, которые мотивируют на активное и самостоятельное решение части детско-родительских проблем. Задайте им правильные вопросы.

  • Вопросы для родителей, которые помогут выявить сильные стороны семьи

  • Что члены семьи (включая детей) делают хорошо?
    Чем они гордятся?
    Что порождает в них чувство собственного достоинства и удовлетворения?
    С какими трудными ситуациями родители успешно справлялись в прошлом?
    Какие ресурсы и адаптивные стратегии использовали?
    Как имеющиеся сильные стороны могут быть использованы для решения текущих проблем?
    Какие дополнительные обучающие, поддерживающие и другие интервенции могут содействовать укреплению и дальнейшему развитию имеющихся у членов семьи сторон и ресурсов?
    Какие побудительные мотивы движут членами семьи?
    Чего родители хотят для себя и для своего ребенка?
    Как они могут направить свою энергию на достижение избранных ими целей?


    Чтобы помочь родителям увидеть свои возможности, используйте прием положительного переформулирования личностных качеств. Упрямство переводите в настойчивость, своенравность – в умение отстаивать свою позицию.
    Любая дисфункция в семье имеет отрицательную и положительную стороны. Начните с положительного образа ребенка, помогите увидеть вторичную выгоду от его «проблемного» поведения и усилите ответственность родителей за ситуацию. Например, отклоняющееся поведение подростка иногда «спасает» мать от одиночества, а родителей – от развода.
    Еще один пример приема – мотивирование положительным результатом. Например: «Если мы учим ребенка справляться со стрессами, учим осознанно отказываться от всех соблазнов, улучшаем наши семейные отношения, то наши дети растут здоровыми, в безопасной атмосфере, умеющими справляться с трудностями. Все люди легче мотивируются на достижение позитивного результата, чем на избегание негативного».

  • Поддержите осознанное отношение родителей к себе

  • Осознание собственного выбора, ответственной позиции напрямую связано с обращением к своим чувствам, желаниям и потребностям. Родители ищут способы удовлетворения своих эмоциональных потребностей через воздействие на своего ребенка. Они, как и дети, не могут определить, какие чувства испытывают, не осознают, чего на самом деле хотят. Родители могут иметь низкую самооценку, чувствовать себя нелюбимыми и никому не нужными, быть всегда внутренне готовы к тому, что окружающие от них отвернутся.
    Иногда родители полагают, что демонстрация детьми счастья, послушания, отзывчивости и признательности за заботу подтверждает детскую любовь и родительскую успешность. А если дети проявляют неблагодарность, грубят, огрызаются или кажутся несчастными, родители могут воспринимать такое поведение как отвержение и личную неудачу. В случае выявленного семейного конфликта на консультациях в условиях школы вы можете совместно с родителями выявить их личностные проблемы, помочь осознать родительские чувства и потребности. Начните с программы семейной восстановительной медиации. Программа состоит из четырех этапов. Этап 1. Сбор и оценка информации о ситуации в семье. Этап 2. Предварительные индивидуальные встречи с членами семьи (минимум две встречи: отдельно с родителем, отдельно с ребенком).
    Этап 3. Совместная встреча с членами семьи (родитель(и) и ребенок).
    Этап 4. Контроль достигнутых договоренностей. В рамках программы организуйте и проведите индивидуальные и совместную встречи между родителем и ребенком. Встречи должны быть направлены на восстановление конструктивных взаимоотношений. Также на встречах вам нужно совместно с родителями выработать варианты разрешения проблем, которые возникли в результате конфликтных отношений в семье. Алгоритм проведения встреч в конце статьи.

  • Повысьте компетентность родителей

  • Чтобы повысить самооценку и уровень компетентности родителей, как можно чаще создавайте ситуации, в которых им удается добиться успеха, постоянно подбадривайте и оказывайте необходимую поддержку. Они могут нуждаться в обучении приемам саморегуляции и способам реагирования в проблемных ситуациях.
    Если вы будете позитивно подкреплять стремление применять действенные методы воспитания и терпеливо разъяснять причины детских поступков, то родители
    реалистично и эффективно подойдут к решению проблемы отклоняющегося поведения ребенка. Расскажите простым и понятным языком о возрастных нормах поведения детей, приемах конструктивной детско-родительской коммуникации, факторах риска отклоняющегося поведения и способах защиты, законах семейной системы, методах вовлечения детей в различные виды деятельности, которые приносят им обоюдное удовольствие.
    Дайте конкретные рекомендации попробовать какой-то способ действия в качестве эксперимента при решении актуальной задачи, при этом родитель сам оценивает и принимает решение о приемлемости такого шага. Вместе с ребенком обучите приемам снятия психоэмоционального напряжения, конкретным шагам решения острой проблемы, приемам открытой коммуникации, стратегиям разрешения конфликтов.

  • Закрепите позитивный опыт взаимодействия с людьми

  • Некоторые родители не доверяют окружающим, полагая, что их интересы не важны. Они воспринимают жизнь как бесконечную войну с постоянно возникающими трудностями. Чтобы не чувствовать еще большей боли, взрослые перестают доверять, просить помощи и поддержки. Именно этому учатся и их дети.
    Чтобы подкрепить доверие к миру, объясните родителям свои намерения и планы, проговаривайте границы своих возможностей. Выполняйте свои обещания или четко объясняйте, почему это невозможно, свое желание помочь подтверждайте поступками. В контакте с родителями честно и прямо обсуждайте семейные проблемы, правильно истолковывайте противоречивое поведение родителей и принимайте его амбивалентность. Напрямую обсуждайте вопрос доверия и позитивно реагируйте на попытки сближения со стороны родителей.
    Поддерживать доверие помогает открытое проговаривание своих чувств родителям: «Я чувствую сейчас раздражение…»,
    «Когда я услышала Ваши слова, мне стало тревожно…» или «Сейчас меня пугает…». Используйте прием «чтение мыслей»: «Может быть вы думаете, что наши совместные усилия в изменении ситуации ничего не дадут? Давайте это обсудим…». Этот прием позволит предупредить излишние возражения. Использование притч и метафор, которые оказывают косвенное влияние на установки, стереотипы, мнения, позволяет взглянуть на ситуацию как будто со стороны.
    Один из сильных способов оказать поддержку - рассказать о похожем жизненном опыте, своих чувствах и способах решения проблемы. В беседе с родителями анализируйте реальные жизненные семейные ситуации, чтобы увидеть, как они реагируют на то или иное поведение ребенка.
    Техника ролевого проигрывания через моделирование диалога со своим ребенком даст возможность снять тревогу по поводу конфликтных отношений. Предложите родителю поочередно побывать в роли то самого себя, то в роли своего ребенка, пересаживаясь на отдельные стулья, и смоделировать диалог, осознавая свои чувства и желания.
    Получить поддержку можно в групповых психологических встречах родителей детей с близкими проблемами. Далеко не во всех образовательных организациях есть возможность проведения таких занятий для групп родителей. Однако реализация таких групповых программ поможет родителю преодолеть отчуждение и воспринимать свой опыт не как уникальный, а как опыт многих, других родителей со схожими трудностями. Именно в группе родители имеют возможность получить обратную связь и поддержку от других родителей.
    В группе моделируется система взаимоотношений и взаимосвязей в реальной жизни, а это дает возможность в безопасных условиях проанализировать психологические закономерности общения и поведения. Работая в группе, родители экспериментируют с различными стилями отношений, «репетируют» поведение. Группа помогает процессам самораскрытия, самоисследования и и самопознания через восприятие себя другими. Участие опытных добровольных помощников или родителей, которые встречались с подобным опытом, в качестве наставников усилит необходимое воздействие в процессе обучения родительским навыкам.







Источники

https://nsportal.ru/shkola/rabota-s-roditelyami/library/2013/04/04/rabota-s-roditelyami-trudnykh-detey

http://www.vashpsixolog.ru/pedagogically-difficult-children/93-working-with-parents-of-difficult-children/2582-o-chem-govorit-s-roditelyami-trudnogo-rebenka-chtoby-uluchshit-ego-povedenie

https://infourok.ru/kak-rabotat-s-trudnimi-roditelyami-uchenikov-515860.html




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Работа с родителями трудных детей

Автор: Костенко Лариса Васильевна

Дата: 01.03.2019

Номер свидетельства: 501859

Похожие файлы

object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Родительское собрание "Наши трудные дети". (6 а класс) "
    ["seo_title"] => string(55) "roditiel-skoie-sobraniie-nashi-trudnyie-dieti-6-a-klass"
    ["file_id"] => string(6) "182302"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1425488765"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(229) "Методические рекомендации родителям и педагогам для целенаправленного воздействия на личность трудных детей и подростков. "
    ["seo_title"] => string(143) "mietodichieskiie-riekomiendatsii-roditieliam-i-piedaghogham-dlia-tsielienapravliennogho-vozdieistviia-na-lichnost-trudnykh-dietiei-i-podrostkov"
    ["file_id"] => string(6) "124249"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1414668303"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(140) "Развитие мелкой моторики и ее влияние на воспитание у детей правильной речи "
    ["seo_title"] => string(86) "razvitiie-mielkoi-motoriki-i-ieie-vliianiie-na-vospitaniie-u-dietiei-pravil-noi-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "198211"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1428382709"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(55) "Виды работы с трудными детьми "
    ["seo_title"] => string(30) "vidy-raboty-s-trudnymi-diet-mi"
    ["file_id"] => string(6) "117914"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1412957956"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(179) "Система воспитательной работы социального педагога по профилактике трудных подростков в классе "
    ["seo_title"] => string(104) "sistiema-vospitatiel-noi-raboty-sotsial-nogho-piedaghogha-po-profilaktikie-trudnykh-podrostkov-v-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "159201"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1421858218"
  }
}

ПОЛУЧИТЕ БЕСПЛАТНО!!!
Личный сайт учителя
Получите в подарок сайт учителя


Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства