~~ В последнее время проблема общения с «трудными» детьми стала чрезвычайно актуальной. Происходит это потому, что численность «трудных» детей неуклонно растет. Они уходят из родительского дома, бродяжничают, нигде не учатся и не работают, хулиганят, воруют, употребляют алкоголь и наркотики, или же, напротив, замыкаются в четырех стенах своего дома, почти не выходят на улицу и целыми сутками просиживают за компьютером, ничем не интересуясь и ничего не читая, путешествуют по « Интернету» или играют в компьютерные игры.
Учащиеся «группы риска» - это такая категория людей, которая требует особого внимания. Судьба этих детей зависит от совместной работы профессионалов: учителей, воспитателей, педагогов ДО, социальных педагогов, их тесного контакта с семьей и сверстниками подростков.
Учащихся «группы риска» можно разделить на 4 группы по различным критериям:
1. Медицинские: имеют хронические заболевания; имеют проблемы с органами слуха, зрения, речи; состоят на учете у психоневропатолога; перенесли сложнее медицинские операции; перенесли стрессы; леворукие дети.
2.Социальные: живут в асоциальной семье (пренебрежительное или агрессивное отношение к ребенку); живут в малообеспеченной семье; в семье беженцев, переселенцев; проблемы адаптации при смене места жительства, школы, класса; самовольный уход из дома.
3.Учебно-педагогические: имеют стойкую неуспеваемость; пропуски занятий без уважительных причин.
4. Поведенческие: нарушение поведения; трудности во взаимоотношениях со сверстниками, учителями и родителями; повышенная тревожность; употребление наркотических веществ; табакокурение; токсикомания; гиперактивность.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Виды работы с трудными детьми »
Министерство образования и науки Удмуртской Республики Управление образования Администрации МО «Воткинский район» МБОУ Перевозинская СОШ
Статья
«Трудный подросток. Виды работы с трудными детьми»
Выполнила: учитель начальных классов
первой квалификационной категории
МБОУ Перевозинская СОШ
Шестакова Ольга Евгеньевна
с.Перевозное 2014г.
«Трудный подросток. Виды
работы с трудными детьми»
Вот он сидит перед нами, взгляните.
Сжался пружиной, отчаялся он,
С миром оборваны тонкие нити.
Словно стена, без дверей и окон.
Вот они, главные истины эти:
Поздно заметили….Поздно учли…
Нет! Не рождаются трудные дети!
Просто им вовремя не помогли.
С. Давидович
В последнее время проблема общения с «трудными» детьми стала чрезвычайно актуальной. Происходит это потому, что численность «трудных» детей неуклонно растет. Они уходят из родительского дома, бродяжничают, нигде не учатся и не работают, хулиганят, воруют, употребляют алкоголь и наркотики, или же, напротив, замыкаются в четырех стенах своего дома, почти не выходят на улицу и целыми сутками просиживают за компьютером, ничем не интересуясь и ничего не читая, путешествуют по « Интернету» или играют в компьютерные игры.
Учащиеся «группы риска» - это такая категория людей, которая требует особого внимания. Судьба этих детей зависит от совместной работы профессионалов: учителей, воспитателей, педагогов ДО, социальных педагогов, их тесного контакта с семьей и сверстниками подростков.
Учащихся «группы риска» можно разделить на 4 группы по различным критериям:
1. Медицинские: имеют хронические заболевания; имеют проблемы с органами слуха, зрения, речи; состоят на учете у психоневропатолога; перенесли сложнее медицинские операции; перенесли стрессы; леворукие дети.
2.Социальные: живут в асоциальной семье (пренебрежительное или агрессивное отношение к ребенку); живут в малообеспеченной семье; в семье беженцев, переселенцев; проблемы адаптации при смене места жительства, школы, класса; самовольный уход из дома.
3.Учебно-педагогические: имеют стойкую неуспеваемость; пропуски занятий без уважительных причин.
4. Поведенческие: нарушение поведения; трудности во взаимоотношениях со сверстниками, учителями и родителями; повышенная тревожность; употребление наркотических веществ; табакокурение; токсикомания; гиперактивность.
В педагогике выделяют три возрастных категории «трудных» детей:
«Трудный» младший школьный возраст: в младшем школьном возрасте проявляются следствия неправильного семейного и детсадовского воспитания. Дети не умеют играть со сверстниками, общаться с ними, управлять собой, трудиться сообща, старательно выполнять работу. Отсюда - неудачи в игре, трудовых действиях, неуверенность в себе, обидчивость, упрямство, капризность, грубость, несдержанность, вялость, инертность.
Очень важно на данном этапе выявить детей, отстающих в развитии, с трудным характером, педагогически запущенных, слабо подготовленных к школе. Обратить внимание на сложность усвоения нового режима жизни и деятельности, специфику взаимоотношений с учителем, изменение отношений с семьей, затруднения в учебной деятельности выполнении домашних заданий. Научить самостоятельно готовить уроки, преодолевать трудности, знать, «что такое хорошо и что такое плохо». Создавая «ситуацию успеха», вовлекать в интересующую ребенка деятельность (игру, труд, учебу, досуг), обучая правильно относиться к неудачам, исправлять ошибки, уважать товарищей и взрослых, учить прощать друг другу слабости и недостатки. Ребенок не должен чувствовать своей отсталости, необходимо снять «синдром неудачника».
«Трудный» средний школьный возраст: в подростковом возрасте трудновоспитуемость стимулируется не только отставанием в психическом развитии, но и недостаточным жизненным опытом. Подростки копируют поведение взрослых, несамостоятельны, преждевременно взрослеют. Так возникают недостатки поведения: грубость, невыдержанность, драчливость, заносчивость, негативное отношение к учебе, конфликты с окружающими. Неадекватные возрастным особенностям школьников воспитательные воздействия вызывают у них сопротивление, накапливается отрицательный опыт, что усугубляет личностные недостатки.
Необходимо подчеркивать взрослость подростка, его ответственность за себя и свою деятельность, учить различать истинную и ложную красоту человека, воспитывать невосприимчивость к отрицательному поступку, формировать коллективизм и предупреждать эгоистичность, формируя адекватную самооценку. Чрезвычайно важно правильно подобрать поручения в классе с учетом интересом ребенка и сообщества сверстников.
«Трудный» старший школьный возраст:старшие подростки, взрослея, тянутся к самостоятельности. Но социального опыта, многих практических умений, необходимых сил и способностей еще нет. Назревает конфликт между пониманием норм поведения и их выполнением, чувствами и разумом, планами и возможностями. Разрыв между познанием мира и самопознанием лишает ребенка возможности саморегуляции и самовоспитания. Интересы гаснут, безответственность преобладает, праздный образ жизни торжествует.Необходимо общение в микрогруппах ближайшего окружения, деятельность, направленная на самопознание и самоопределение, формирование потребности в постоянном самовоспитании, активное приобщение к труду для личных и общественных целей. Главное условие для этого - высокая культура общения и педагогический такт учителя, долготерпение и вера в силы подростка.
Причины трудновоспитуемости возникают как результат политической, социально-экономической и экологической нестабильности общества, усиления влияния псевдокультуры, изменения в содержании ценностных ориентаций молодежи.
Семья: Неблагоприятные семейно-бытовые отношения, отсутствия контроля за поведением детей, чрезмерная занятость матерей в сфере общественного производства и частного предпринимательства, эпидемия разводов ведут к серьезным проблемам семейного воспитания.
Бытует и ложное мнение родителей о том, что главным воспитателем детей является школа, в плохой успеваемости ученика виноват учитель, в аморальности подростка винят улицу. Семья устраняется от процесса воспитания.
Школа: Ошибки семейного воспитания нередко дополняются ошибками школьного воздействия на личность ребенка: авторитарным, командно-административным стилем отношений, чрезмерной педагогической опекой, пассивным и принудительным характером методов обучения и воспитания, недостаточным уровнем техники педагогического общения. Слабеет внимание к личности школьника, его жизненному миру, опыту, интересам, личностным ценностным ориентациям, эмоциональной сфере.
Внешкольное воспитание не предлагает бесплатного многообразия выбора видов деятельности, не гарантирует относительной независимости от взрослых, широких возможностей для развития активности и самодеятельности, неформального характера отношений разновозрастного состава объединений.
Общество: Социальные факторы усиливают недостатки семейного и школьного воспитания. Сказывается отсутствие воспитательной работы с населением и молодежью по месту жительства, не демократичность отношений в окружающей жизни, противоречия между словом и делом, отрицательный пример взрослого поведения, влияние неформальных групп и лидеров, соблазн улицы.
Все это подрывает уверенность ребенка в себе, его способность к саморегуляции, самоутверждению в жизненно важных ситуациях. Формируется чувство незащищенности и одиночества.
Самым общим принципом педагогики трудновоспитуемости является гуманно-личностный подход к ребенку. Он разработан в трудах крупнейших педагогов и психологов мира (Амонашвили Ш. А. , Корчак Я., Сухомлинский В.А. , Роджерс, Френе, Штейнер и др.). В реализации учителем личностного подхода можно выделить следующие особенности его применения к трудным детям:
- любить и уважать трудных детей сложнее, чем хороших детей, но любовь и забота нужны им больше, т.к. они, как правило, обделены этими эмоциями;
- говорить с трудными как со взрослыми, не ломать резко его нравственные взгляды, даже если они ошибочны. Взять в основу работы с «трудными» оптимистическую гипотезу, верить в исправление трудного: лучше ошибиться, чем необоснованно осудить;
- предоставлять «трудному» возможность проявлять себя с положительной стороны, компенсировать его недостатки выявлением положительных сторон;
- предъявляя требования к «трудному», нельзя угрожать, вспоминать прошлые грехи, брать обещания, которые он не может выполнить;
- быть искренним, не лицемерить, не морализировать, не унижать его;
- вызывать, искать все положительное в «трудном, не скупиться на поощрение и похвалу всех хороших сторон и социально ценных поступков «трудного»;
- всячески поддерживать усилия «трудного» по самовоспитанию и перевоспитанию, создавая для этого специальные педагогические ситуации;
- вовлекать и включать трудного в жизнь коллектива;
- влиять на «трудного» прежде всего примером собственного поведения, доброго, справедливого отношения к людям, к делу, к детям;
- беречь ребячьи тайны, не предавать их;
- требовать от себя больше, чем от окружающих.
Организация педагогической помощи «трудным» детям:
1. Создание благоприятных условий для развития личности «трудного» ребенка.
2. Постоянное отслеживание пробелов в знаниях, умениях и навыках «трудных» учащихся. Определение системы дополнительных занятий, помощи и консультирования. Снятие синдрома «неудачника».
3. Забота об укреплении положения детей в классном коллективе, организация помощи «трудным» в выполнении общественных поручений.
4. Формирование положительной Я - концепции. Создание личности обстановки успеха, одобрения, поддержки, доброжелательности, анализ каждого этапа, результата деятельности ученика, его достижений.
5. Оказание педагогической помощи родителям «трудного» школьника. Учить их понимать ребенка, опираться его положительные качества, контролировать его поведение и занятия в свободное время.
Задача школы в этих условиях заключается в создании особого педагогического пространства, повышенного внимания воспитательного воздействия для тех детей, кого недопоняли, недолюбили, недоучили, не защитили в этом сложном мире, помочь этим детям в переориентации интересов, создать для детей материальные условия развития, создать положительный пример.
Организация медицинской помощи «трудным» детям:
1. Проведение систематического диспансерного осмотра детскими врачами «трудных» школьников с целью диагностики отклонений от нормального поведения, причин психофизиологического, неврогенного характера.
2. Оказание помощи медикаментозной, физиотерапевтической и т.д.
3. Предупреждение привычек к курению, влечение к алкоголю и токсическим средствам. Показ отрицательных последствий, внушение и самовнушение.
4. Половое просвещение «трудных» подростков. Решение проблем половой идентификации.
Организация психологической помощи «трудным» детям:
1. Изучение психологического своеобразия « трудных» подростков, особенностей их жизни и воспитания, умственного развития и отношения к учению, волевого развития личности, профессиональной направленности, недостатков эмоционального развития, патологических проявлений.
2. Выявление проблем семейного воспитания: неотреагированность чувств и переживаний родителями, неосознанная проекция личностных проблем на детей, непонимание, неприятие, негибкость родителей и т. д.
3. Психологическое консультирование с целью помочь ребенку разобраться в своих проблемах и подсказать, как их можно было бы решить.
4. Индивидуальные беседы с «трудными» детьми с целью помочь им совершать более осмысленные поступки, подняться над своими переживаниями, страхом, преодолеть неуверенность в общении с другими.
5. Коррекция положительного воспитательного воздействия выбранных средств воспитания.
Организация свободного времени «трудных» школьников:
Свободное время - умение разумно и интересно, с пользой для себя и окружающих проводить свой досуг - острая проблема «трудных» детей. С одной стороны, досуговая деятельность привлекает учащихся нерегламентированностью, добровольностью видов и форм деятельности, широкими возможностями для самодеятельности, неформальным характером отношений. Количество свободного времени у « трудного» вырастает в неделю приблизительно до 50 часов, а в день - до 8 часов. С другой стороны, наблюдается неумение «трудного» рационально использовать свое свободное время, неразвитость у него умений и навыков досуговой деятельности. Необходимо заполнить пустоту, помочь ребенку приобрести опыт самоутверждения в полезной деятельности, умения и навыка самоорганизации, планирования своего времени, формирования интересов, умения добиваться поставленной цели.
Процесс развития личности зависит от окружающего социального пространства, субъектами которого являются семья, школа, сверстники, сам ребенок и др. Соотношение разнонаправленных влияний (как позитивных, так и негативных) в означенном пространстве во многом определяет возможные варианты формирования личности. Нравственная, положительно ориентированная среда благоприятно воздействует на формирование личности ребенка.