Система воспитательной работы социального педагога по профилактике трудных подростков в классе
Система воспитательной работы социального педагога по профилактике трудных подростков в классе
Трудные” дети? Кто они? На первый взгляд, ответ чрезвычайно прост. Это дети, с которыми всем и везде нелегко. В семье – родителям, в детском саду – воспитателям, в школе – учителям. Но справедливо ли смотреть на проблему лишь с позиции воспитателя, которому и самые нормальные дети представляются, «трудными», если на его воспитательные усилия они реагируют совсем не так, как он ожидаетТрудные” дети? Кто они? На первый взгляд, ответ чрезвычайно прост. Это дети, с которыми всем и везде нелегко. В семье – родителям, в детском саду – воспитателям, в школе – учителям. Но справедливо ли смотреть на проблему лишь с позиции воспитателя, которому и самые нормальные дети представляются, «трудными», если на его воспитательные усилия они реагируют совсем не так, как он ожидаетТрудные” дети? Кто они? На первый взгляд, ответ чрезвычайно прост. Это дети, с которыми всем и везде нелегко. В семье – родителям, в детском саду – воспитателям, в школе – учителям. Но справедливо ли смотреть на проблему лишь с позиции воспитателя, которому и самые нормальные дети представляются, «трудными», если на его воспитательные усилия они реагируют совсем не так, как он ожидаетТрудные” дети? Кто они? На первый взгляд, ответ чрезвычайно прост. Это дети, с которыми всем и везде нелегко. В семье – родителям, в детском саду – воспитателям, в школе – учителям. Но справедливо ли смотреть на проблему лишь с позиции воспитателя, которому и самые нормальные дети представляются, «трудными», если на его воспитательные усилия они реагируют совсем не так, как он ожидаетТрудные” дети? Кто они? На первый взгляд, ответ чрезвычайно прост. Это дети, с которыми всем и везде нелегко. В семье – родителям, в детском саду – воспитателям, в школе – учителям. Но справедливо ли смотреть на проблему лишь с позиции воспитателя, которому и самые нормальные дети представляются, «трудными», если на его воспитательные усилия они реагируют совсем не так, как он ожидаетТрудные” дети? Кто они? На первый взгляд, ответ чрезвычайно прост. Это дети, с которыми всем и везде нелегко. В семье – родителям, в детском саду – воспитателям, в школе – учителям. Но справедливо ли смотреть на проблему лишь с позиции воспитателя, которому и самые нормальные дети представляются, «трудными», если на его воспитательные усилия они реагируют совсем не так, как он ожидаетТрудные” дети? Кто они? На первый взгляд, ответ чрезвычайно прост. Это дети, с которыми всем и везде нелегко. В семье – родителям, в детском саду – воспитателям, в школе – учителям. Но справедливо ли смотреть на проблему лишь с позиции воспитателя, которому и самые нормальные дети представляются, «трудными», если на его воспитательные усилия они реагируют совсем не так, как он ожидаетТрудные” дети? Кто они? На первый взгляд, ответ чрезвычайно прост. Это дети, с которыми всем и везде нелегко. В семье – родителям, в детском саду – воспитателям, в школе – учителям. Но справедливо ли смотреть на проблему лишь с позиции воспитателя, которому и самые нормальные дети представляются, «трудными», если на его воспитательные усилия они реагируют совсем не так, как он ожидаетТрудные” дети? Кто они? На первый взгляд, ответ чрезвычайно прост. Это дети, с которыми всем и везде нелегко. В семье – родителям, в детском саду – воспитателям, в школе – учителям. Но справедливо ли смотреть на проблему лишь с позиции воспитателя, которому и самые нормальные дети представляются, «трудными», если на его воспитательные усилия они реагируют совсем не так, как он ожидаетТрудные” дети? Кто они? На первый взгляд, ответ чрезвычайно прост. Это дети, с которыми всем и везде нелегко. В семье – родителям, в детском саду – воспитателям, в школе – учителям. Но справедливо ли смотреть на проблему лишь с позиции воспитателя, которому и самые нормальные дети представляются, «трудными», если на его воспитательные усилия они реагируют совсем не так, как он ожидаетТрудные” дети? Кто они? На первый взгляд, ответ чрезвычайно прост. Это дети, с которыми всем и везде нелегко. В семье – родителям, в детском саду – воспитателям, в школе – учителям. Но справедливо ли смотреть на проблему лишь с позиции воспитателя, которому и самые нормальные дети представляются, «трудными», если на его воспитательные усилия они реагируют совсем не так, как он ожидаетТрудные” дети? Кто они? На первый взгляд, ответ чрезвычайно прост. Это дети, с которыми всем и везде нелегко. В семье – родителям, в детском саду – воспитателям, в школе – учителям. Но справедливо ли смотреть на проблему лишь с позиции воспитателя, которому и самые нормальные дети представляются, «трудными», если на его воспитательные усилия они реагируют совсем не так, как он ожидаетТрудные” дети? Кто они? На первый взгляд, ответ чрезвычайно прост. Это дети, с которыми всем и везде нелегко. В семье – родителям, в детском саду – воспитателям, в школе – учителям. Но справедливо ли смотреть на проблему лишь с позиции воспитателя, которому и самые нормальные дети представляются, «трудными», если на его воспитательные усилия они реагируют совсем не так, как он ожидаетТрудные” дети? Кто они? На первый взгляд, ответ чрезвычайно прост. Это дети, с которыми всем и везде нелегко. В семье – родителям, в детском саду – воспитателям, в школе – учителям. Но справедливо ли смотреть на проблему лишь с позиции воспитателя, которому и самые нормальные дети представляются, «трудными», если на его воспитательные усилия они реагируют совсем не так, как он ожидаетТрудные” дети? Кто они? На первый взгляд, ответ чрезвычайно прост. Это дети, с которыми всем и везде нелегко. В семье – родителям, в детском саду – воспитателям, в школе – учителям. Но справедливо ли смотреть на проблему лишь с позиции воспитателя, которому и самые нормальные дети представляются, «трудными», если на его воспитательные усилия они реагируют совсем не так, как он ожидает
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Система воспитательной работы социального педагога по профилактике трудных подростков в классе »
Система воспитательной работы социального педагога по профилактике трудных подростков в классе
“Трудные” дети? Кто они? На первый взгляд, ответ чрезвычайно прост. Это дети, с которыми всем и везде нелегко. В семье – родителям, в детском саду – воспитателям, в школе – учителям. Но справедливо ли смотреть на проблему лишь с позиции воспитателя, которому и самые нормальные дети представляются, «трудными», если на его воспитательные усилия они реагируют совсем не так, как он ожидает?
Может быть, нелишне взглянуть на ситуацию глазами ребенка? И ему взрослые могут представляться несправедливыми, невнимательными, непонимающими, злоупотребляющими своей властью, физической силой, творящими «суд скорый и неправый». В самом деле, каждый ли ребенок, не оправдывающий наших ожиданий, действительно трудновоспитуемый?
По отношению к подростку термин "трудновоспитуемость" означает невосприимчивость и сопротивляемость воспитуемого педагогическому воздействию. Обусловлено это обычно отставанием личности в положительном развитии, отсюда – проявления недостатков развития, неправильных установок в поведении, отрицательных качеств характера, нездоровых потребностей и т. д. И, как результат, – сначала "трудные" дети и школьники, а затем – взрослые с устойчивыми негативными качествами характера и отклонениями в поведении.
В чем же причины такого отставания?
Во-первых, в самом подростке, его психологических особенностях. Этот возраст трудный сам по себе. Подростку присущ целый комплекс противоречий. С одной стороны, он старается казаться взрослым, а с другой, – сохраняет детские черты, не умеет совершать самостоятельные действия и принимать решения, предъявляет завышенные требования к учителям и родителям, критичен по отношению к ним, а сам не умеет владеть собой.
Во-вторых, "трудный" подросток и "трудные" семьи – понятия неразделимые. Многие социальные пороки (алкоголизм, преступность, наркомания), присущие подросткам, имеют корни в семье.
Дети отражают образ жизни отцов и матерей. Среди причин, порождающих "трудных" подростков, можно выделить следующие:
отсутствие целенаправленной воспитательной работы с детьми с ранних лет;
незнание их интересов и потребностей;
политическая, социально-экономическая и экологическая нестабильность;
усиление влияния псевдокультуры;
неблагоприятные семейно-бытовые отношения;
отсутствие контроля за поведением детей, безнадзорность, невнимание к детям;
чрезмерное попустительство или жестокость наказания за совершенные проступки;
сверхзанятость родителей в сфере общественного производства и частного предпринимательства;
"эпидемия" разводов;
потеря эмоциональных контактов с детьми.
Перевоспитание подростка необходимо начинать с коррекции отношений внутри семьи. Именно классный руководитель должен найти индивидуальные подходы и слова для каждой семьи с целью усиления ее позитивного потенциала.
Задачи классного руководителя в работе с проблемными семьями
Типы проблемных семей
Задачи классного руководителя
Семьи, в которых "трудные" родители. Это, например, одинокая мать, которой ребенок мешает устроить личную жизнь. Атмосфера, царящая в такой семье, – холодность, безразличие, отсутствие духовного контакта
Расположить мать к себе, заручиться доверием; если она отнесется к этому настороженно, не спешить обижаться.
Попробовать посмотреть на себя глазами матери. Это поможет лучше понять ее и контролировать свое отношение к ней.
Заинтересовать судьбой подростка, пробудить ответственность за его будущее.
Деликатно, тактично затронуть тему естественного желания матери устроить свою личную жизнь; пробудить потребность в душевных контактах с ребенком, совместном решении повседневных жизненных проблем
Семьи, в которых господствует безнадзорность. В таких семьях родители, как правило, употребляют алкоголь. Для родителей характерны культурная ограниченность, бедность чувств, отсутствие духовных связей с детьми
Терпеливо доказывать родителям пагубное влияние на подростка того образа жизни, который они ведут.
Обратить внимание на испытываемые подростком переживания, боль, стыд, обиду за отца и мать.
Выяснить, кто из родителей пользуется большим авторитетом в семье, кто может стать опорой в изменении условий жизни.
Включить подростка в более широкое общение с окружающими людьми, морально поддержать, установить контроль
Семьи, характеризующиеся педагогической неграмотностью родителей. Родители не понимают детей, обнаруживают полное незнание методов педагогического воздействия, недооценивают значение семейного воспитания, подрывают авторитет школы и учителей
Сформировать у родителей потребность в педагогических знаниях через проведение с ними консультаций, включение их в систематическую работу школы с родителями.
Пробудить интерес к самообразованию.
Внушить мысль о том, что все дети нуждаются в образованных родителях
Семьи, в которых приоритет отдается материальному благополучию над духовной жизнью. Дети в таких семьях растут эгоистами, излишне практичными потребителями. Родители эти качества поощряют
Изменить жизненную ориентацию родителей.
Заинтересовать подростка развитием внутреннего духовного мира.
При встречах с родителями дома и в школе использовать косвенное воздействие, опираясь на здоровые интересы
Семьи, в которых родители предъявляют к детям завышенные требования, часто граничащие с жестокостью. Детей часто наказывают физически, в результате чего они растут озлобленными и жестокими
Доказать родителям, что с ребенком надо обращаться как с равным.
Относиться к ребенку как к человеку, который имеет равные права на самостоятельность и уважение.
Доказать, что терпение и снисходительность к ребенку – главное средство в воспитании
Кроме описанных в табл. типов семей выделяют также:
дисфункциональные семьи (многодетные; где воспитанием занимается мать-одиночка или один из родителей умер; неполные семьи; родители безработные или беженцы; мать – несовершеннолетняя);
семьи социального риска (где родители, например, вернулись из мест лишения свободы и т. п.).
Педагогически запущенных детей можно классифицировать по разным признакам.
По типу запущенности:
педагогически запущенные (неуспевающие и недисциплинированные):
отклоняющиеся от нормы по здоровью (психические и соматические заболевания).
По области психических нарушений:
с нарушениями в сфере общения;
с повышенной или пониженной эмоциональной реакцией;
с односторонним умственным развитием;
с неправильным развитием волевой сферы.
По позиции:
неудовлетворенные своим положением в детском коллективе;
неудовлетворенные своим положением в семье;
с преобладанием связей с дезорганизаторами;
с надломленной психикой;
с избыточной энергией, не нашедшей применения.
В школе остаются нерешенными внутренние проблемы воспитания педагогически запущенных детей. Они обусловлены:
недостаточным уровнем владения педагогами новыми воспитательными технологиями;
недостаточной индивидуальной работой классных руководителей с воспитанниками данной категории и их родителями;
недостаточной работой школьного психолога по профилактике правонарушений среди подростков и их родителей;
низкой эффективностью воспитывающего потенциала детских общественных организаций;
недоработками классных руководителей и педагога-организатора по вовлечению педагогически запущенных детей в кружки, секции школы и микрорайона, в подготовку и участие во внеклассных мероприятиях.
Чтобы вывести систему воспитания педагогически запущенных детей на качественно новый уровень, необходимо:
повышение профессиональной компетенции классных руководителей, старших вожатых, психолога, инспектора по охране прав детства;
освоение новых технологий, как в воспитательном пространстве, так и в управлении им;
объединение усилий всех отраслей социокультурной сферы (медицина, культура, УВД, соцзащита), формирующих культурное пространство города;
Основная концептуальная идея воспитательной работы "Проблемные дети " заключается в том, что предупреждение и преодоление трудновоспитуемости – целостный процесс, осуществляемый в рамках системного подхода, предполагающего: организацию предупредительной работы с детьми; укрепление положительных качеств ребенка; адаптацию его в коллективе сверстников; педагогическую диагностику.
Цель работы: включение "трудного" воспитанника в социальные и внутриколлективные отношения, в систему ответственных зависимостей с обществом и коллективом, привлечением его к социально ценной деятельности с учетом имеющихся у него положительных качеств, возможностей и способностей; нормализация и регуляция взаимоотношений воспитателей и воспитуемых; использование всех имеющихся возможностей школы, семьи и общественности для создания единых педагогических позиций по отношению к "трудным" детям, формирования у них объективной самооценки.
Основными направлениями работы классного руководителя с "трудными" учащимися являются:
Изучение проблемных детей.
Составление индивидуального плана работы с этими детьми.
Организация помощи педагогически запущенным детям.
Прежде всего, классному руководителю следует выявить всех проблемных детей в классе и завести на них и их семьи карту. Для более детального знакомства с такими учащимися необходимо:
определить характер педагогической запущенности и неблагополучия семьи (путем систематического наблюдения за детьми, семьями учеников, результатами их деятельности);
установить статус педагогически запущенного ученика и ученика из неблагополучной семьи в классном коллективе, характер взаимоотношений с ними одноклассников (путем наблюдения, социометрических измерений и анкетирования), наметить способы их улучшения;
изучить интересы, склонности и способности такого ученика с целью возможного включения его во внеурочную кружковую, спортивную, общественно-полезную деятельность;
установить: входят ли педагогически запущенные дети в другие группы, компании, объединения; направленность этих групп, характер их влияния на конкретного ученика;
ознакомиться с положением ребенка в семье;
изучить нравственные ориентиры личности, воспитательный потенциала семьи и коллектива;
выявить ошибки в постановке задач, выборе методов и форм воспитания.
В работе с "трудными" детьми учителю не обойтись без знаний возрастной педагогики.
В младшем возрасте проявляются последствия неправильного семейного и детсадовского воспитания. Дети не умеют играть со сверстниками, общаться с ними, управлять собой, трудиться сообща, старательно выполнять работу. Очень важно на данном этапе выявить детей, отстающих в развитии, с трудным характером, слабо подготовленных к школе, и обратить внимание на сложность усвоения нового режима жизни и деятельности, специфику взаимоотношений с учителями, изменение отношений с семьей, затруднения в учебной деятельности и выполнении домашних заданий.
Классный руководитель должен:
научить детей самостоятельно готовить уроки, преодолевать трудности;
создавать "ситуацию успеха" для таких учащихся;
вовлекать ребенка в интересующую его деятельность (игру, труд, учебу, досуг);
обучать правильно относиться к неудачам, исправлять ошибки;
учить уважать товарищей и взрослых;
развивать умение прощать друг другу слабости и недостатки.
В среднем возрасте трудновоспитуемость стимулируется не только отставанием в психическом развитии, но и недостаточным жизненным опытом. Подростки копируют поведение взрослых, несамостоятельны, преждевременно взрослеют. К недостаткам поведения относятся: грубость, невыдержанность, драчливость, заносчивость, негативное отношение к учебе, конфликты с окружающими.
На данном этапе необходимо:
подчеркивать взрослость подростка, его ответственность за себя и за свою деятельность;
учить различать истинную и ложную красоту человека;
воспитывать невосприимчивость к отрицательному поступку;
формировать чувство коллективизма и предупреждать эгоистичность, вырабатывая адекватную самооценку;
правильно подобрать поручение в классе с учетом интересов ребенка и сообщества сверстников;
создавать "ситуации успеха" в учебном процессе;
организовать оценочную деятельность, предупреждение невротических расстройств и патологических влечений.
Старшие подростки, взрослея, тянутся к самостоятельности. Но социального опыта, многих практических умений, необходимых сил и способностей у них еще нет. Назревает конфликт между пониманием норм поведения и их выполнением, чувствами и разумом, планами и возможностями.
Классному руководителю необходимо организовать:
общение в микрогруппах ближайшего окружения;
деятельность, направленную на самопознание и самоопределение учащихся, формирование потребности в постоянном самовоспитании, активное приобщение к труду для личных и общественных целей.
Принципом работы с трудновоспитуемыми является гуманно-личностный подход к ребенку.
Несмотря на то, что такой подход предполагает отношения, основанные на доброте и мягкости, любви и уважении, нельзя превращать его во вседозволенность, всепрощение и заискивание перед учениками. Крайности воспитательного стиля противопоказаны в педагогике. Должны соблюдаться определенные границы личностного подхода.
Для развития большого диапазона личностных качеств методом "Я-положительное и Я-отрицательное" эффективнее всего оптимистический подход, поощрение, успех.
При наличии у ребенка отрицательной "Я-концепции" абсолютно противопоказано принуждение, требуется поиск положительного в личности, вера и понимание душевного состояния ребенка. При отягощении трудности состояниями ожесточения должны быть проявлены сострадание, прощение, щадящий подход, помощь.
В случае перехода к еще более низкому уровню "Я-концепции (Я-агрессия и Я-эго)", личностный подход должен быть заменен тормозящими приемами; правомерно принуждение и наказание, поскольку в таких случаях учащийся становится опасен для окружающих.
Из положительной "Я-концепции" может развиваться и эгоистический комплекс; в этом случае также приемлемы тормозящие приемы.
При планировании воспитательной работы классного руководителя рекомендуется:
провести анализ результатов воспитательной работы за прошедший учебный год;
поставить задачи воспитательной работы;
выделить основные разделы плана.
В табл. 2–4 приведены примерные планы работы с педагогически запущенными детьми.
Таблица 2
Воспитательная работа с учащимися на разных ступенях обучения
Начальная ступень
Средняя ступень
Старшая ступень
1. Работа с коллективом учащихся.
1. Пути формирования воспитывающего детского коллектива в классе.
1. Работа с коллективом учащихся.
2. Деятельность, направленная на выявление педагогически запущенных детей через коллективные творческие дела, классное самоуправление и т. д.
3. Индивидуальная работа со слабоуспевающими
2. Организация самопознания и самовоспитания педагогически запущенных детей.
3. Определение форм индивидуальной помощи.
4. Организация медицинской помощи, включение в работу секций и кружков.
5. Совместная работа классного руководителя с семьями, общественностью и правоохранительными органами
2. Деятельность детей, включение их в общественно полезные дела, самоуправление, самодиагностика личности.
3. Индивидуальная работа
Таблица 3
Организация помощи педагогически запущенным детям
Направления работы, мероприятия
Сроки исполнения
Ответственный
1. Организация педагогической помощи
1.1. Создание благоприятных условий для развития личности учащихся.
В течение года
Классный руководитель
1.2. Отслеживание пробелов в знаниях, умениях и навыках учащихся.
Постоянно
Администрация, учителя-предметники
1.3. Проведение дополнительных занятий, консультаций. Снятие "синдрома неудачника".
По расписанию
Учителя-предметники
1.4. Укрепление положения детей в классном коллективе, помощь учащимся в выполнении общественных поручений.
В течение года
Классный руководитель, старший вожатый, зам. директора по ВР
1.5. Формирование положительной "Я-концепции".
В течение года
Классный руководитель, психолог
1.6. Оказание медицинской помощи родителям педагогически запущенных детей и учащимся из неблагополучных семей
В течение года
Классный руководитель, психолог, администрация
2. Организация медицинской помощи
2.1. Проведение диспансерного осмотра детскими врачами с целью диагностики отклонений от нормального поведения, причин психофизиологического, неврогенного характера.
Систематически
Фельдшер, родители
2.2. Предупреждение привычек к курению, влечению к алкоголю и токсичным средствам:
анкетирование учащихся , родителей;
заседание "круглого стола" на тему "Наркомания, алкоголизм – слабость или болезнь";
заседания семейных клубов "Курение – цена модной привычки", "Наркомания среди подростков";
3.1. Изучение психологического своеобразия учащихся (наблюдение, беседы).
В течение года
Педагог-психолог
3.2. Выявление проблем семейного воспитания (наблюдение, беседы).
В течение года
Педагог-психолог
3.3. Индивидуальные беседы с учащимися с целью помочь им совершать более осознанные поступки.
Систематически
Педагог-психолог
3.5. Организация работы психологического тренинга "Толерантность" для детей из неблагополучных семей
1 раз в неделю
Педагог-психолог
4. Организация свободного времени
4.1. Изучение интересов и способностей учащихся.
В течение года
Классный руководитель
4.2. Вовлечение детей в кружки, секции, общественно полезную деятельность, детские общественные организации.
Сентябрь – октябрь
Классные руководители, родители
4.3. Изучение читательских интересов, запись в библиотеку, отслеживание периодичности ее посещения, помощь в составлении списка интересных и необходимых для развития книг.
Сентябрь
Библиотекарь
4.4. Изучение участия детей в неформальных объединениях по месту жительства.
В течение года
Классные руководители
4.5. Поощрение любых видов художественного и технического творчества детей и участия их в общественных и классных делах.
В течение года
Классный руководитель,
Реализация воспитательной работы предполагает обеспечение повышения статуса этой деятельности в образовательных учреждениях:
создание условий приоритетности воспитания в процессе образования, единства обучения и воспитания как двух взаимосвязанных компонентов в системе образования;
интеграцию усилий профессионалов: учителей, воспитателей, руководителей кружков, социальных педагогов для их тесного контакта с семьей и сверстниками подростков;
снижение количества педагогически запущенных детей и неблагополучных семей.
План мероприятий по работе с педагогически запущенными детьми и неблагополучными семьями
Наименование мероприятий
Сроки исполнения
Ответственные
1. Выявление педагогически запущенных детей и неблагополучных семей
В течение года
Администрация, классные руководители, инспектор по работе с педагогически запущенными детьми
2. Изучение причин социально-педагогической запущенности ребенка
По мере выявления
Классный руководитель, психолог, инспектор по работе с педагогически запущенными детьми, ОДН
3. Ведение картотеки педагогически запущенных детей и неблагополучных семей
В течение года
Администрация, классный руководитель, инспектор по работе с педагогически запущенными детьми
4. Собеседование с классными руководителями 1–11-го классов по профилактике правонарушений
1 раз в полгода
Администрация
5. Разработка и распространение памяток поведения в семье среди подростков
Сентябрь – октябрь
Руководитель методического объединения (далее – МО), зам. директора по ВР
6. Заседания Совета по профилактике правонарушений
1 раз в месяц
Администрация, КОС, отдел по предупреждению правонарушений несовершеннолетних (далее – ОППН)
7. Заседание малого педсовета с приглашением родителей педагогически запущенных детей
По мере необходимости
Администрация, классные руководители
8. Психологический тренинг "Толерантность"
1 раз в неделю
Психологи школы и наркодиспансера
9. Рейды в неблагополучные семьи и семьи педагогически запущенных детей
По мере необходимости
Классные руководители, инспектор по работе с педагогически запущенными детьми
10. Изучение положения подростка в коллективе
По мере необходимости
Классные руководители, психолог
11. Консультации для детей и родителей
Систематически
Администрация, психолог, врач
12. Беседа с педагогически запущенными детьми и родителями по профилактике правонарушений
1 раз в месяц
КОС, ОДН, администрация
13. Лекции для родителей и педагогически запущенных детей
Систематически
Администрация, Центр медико-психолого-педагогического сопровождения детей, психолог
14. Единый день отказа от курения
Ноябрь
Классные руководители, зам. директора по ВР
15. Единый день профилактики правонарушений
Декабрь
Администрация, классные руководители
16. Единый день борьбы с наркотиками "За здоровый быт и трезвые традиции"
Март
Администрация, классные руководители
17. Всемирный день здоровья
Апрель
Администрация, классные руководители
Для повышения качества воспитательной деятельности по профилактике правонарушений и целенаправленного ее развития необходимо методическое обеспечение программ воспитания. Работа в этом направлении также должна проводиться в соответствии с планами (табл. 5).
Таблица 5
План подготовки методического обеспечения для работы с педагогически запущенными детьми
Мероприятия
Сроки исполнения
Ответственные
1. Работа МО классных руководителей
В течение года
Зам. директора по ВР, руководитель МО
2. Заседания творческой группы по работе с семьей "Взаимодействие семьи и школы"
1 раз в четверть
Руководитель творческой группы
3. Подготовка выпуска методических рекомендаций по работе с педагогически запущенными детьми и неблагополучными семьями
Апрель
Зам. директора по ВР, инспектор по работе с педагогически запущенными детьми, руководитель МО
4. Работа с правоохранительными органами, КОС, ОППН
В течение года
Администрация
5. Подготовка выставок книг по данной проблематике
1 раз в четверть
Библиотекарь
6. Разработка положения о постановке на внутришкольный учет и снятии с учета
Октябрь
Зам. директора по ВР
7. Составление плана работы школы по профилактике курения и наркомании
Декабрь
Заместители директора по ВР и УВР
8. Создание Штаба по беспризорности и безнадзорности
Сентябрь
Администрация
Реализация воспитательной работы предполагает обеспечение повышения статуса этой деятельности в образовательных учреждениях:
создание условий приоритетности воспитания в процессе образования, единства обучения и воспитания как двух взаимосвязанных компонентов в системе образования;
интеграцию усилий профессионалов: учителей, воспитателей, руководителей кружков, социальных педагогов для их тесного контакта с семьей и сверстниками подростков;
снижение количества педагогически запущенных детей и неблагополучных семей.