Рабочая программа по математике для 5 класса, составлена на основании следующих нормативных документов:
Федеральный государственный стандарт основного общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010г. №1897;
Примерные программы по учебным предметам. Математика 5-9 классы. Москва. Просвещение 2011 (стандарты второго поколения);
Математика. Сборник рабочих программ. 5-6 классы: пособие для учителей общеобразовательных организаций./ Сост. Т.А. Бурмистрова. Москва. Просвещение. 2016.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника:
Математика. 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. [С.М. Никольский, М.К. Потапов, Н.Н. Решетников, А.В. Шевкин]. —11-е изд., дораб. — М.: Просвещение, 2016. — 272 с. — (МГУ — школе).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по математике 5 класс»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету «Математика»
5 класс
Пояснительная записка
Рабочая программа по математике для 5 класса, составлена на основании следующих нормативных документов:
Федеральный государственный стандарт основного общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010г. №1897;
Примерные программы по учебным предметам. Математика 5-9 классы. Москва. Просвещение 2011 (стандарты второго поколения);
Математика. Сборник рабочих программ. 5-6 классы: пособие для учителей общеобразовательных организаций./ Сост. Т.А. Бурмистрова. Москва. Просвещение. 2016.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника:
Математика. 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. [С.М. Никольский, М.К. Потапов, Н.Н. Решетников, А.В. Шевкин]. —11-е изд., дораб. — М.: Просвещение, 2016. — 272 с. — (МГУ — школе).
Предлагаемый курс позволяет обеспечить формирование предметных умений и универсальных учебных действий школьников, а также способствует достижению определённых в ФГОС личностных результатов, которые в дальнейшем позволят учащимся применять полученные знания и умения для решения различных жизненных задач.
Рабочая программа имеет целью обновление требований к уровню подготовки школьников в системе естественно-математического образования, отражающее важнейшую особенность педагогической концепции государственного стандарта- переход от суммы «предметных результатов» к « метапредметным результатам». Способствует решению следующих задач изучения математики ступени основного образования:
Согласно учебному плану планирование учебного материала по математике для 5 класса составлено из расчета 5 часов в неделю (всего 175 часов в год).
Контрольных работ – 9
Контроль за результатами обучения осуществляется через использование следующих видов контроля: входной, текущий, тематический, итоговый. При этом используются различные формы контроля: контрольная работа, самостоятельная работа, тест, устный опрос.
Промежуточная аттестация : год – контрольная работа
Планируемые результаты изучения учебного предмета (ФГОС)
Программа позволяет добиваться следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования.
Личностные:
у учащихся будут сформированы:
1) ответственное отношение к учению;
2) готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
3) умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
4) начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире;
5) экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, здоровьесберегающего поведения;
6) формирование способности к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;
7) умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
у учащихся могут быть сформированы:
1) первоначальные представления о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;
2) коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
4) креативность мышления, инициативы, находчивости, активности при решении арифметических задач.
Метапредметные:
регулятивные
учащиеся научатся:
1) формулировать и удерживать учебную задачу;
2) выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
3) планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
4) предвидеть уровень усвоения знаний, его временных характеристик;
5) составлять план и последовательность действий;
6) осуществлять контроль по образцу и вносить необходимые коррективы;
7) адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;
8) сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
учащиеся получат возможность научиться:
1) определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учётом конечного результата;
2) предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задач;
3) осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и по способу действия;
4) выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить, определять качество и уровень усвоения;
5) концентрировать волю для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;
познавательные
учащиеся научатся:
1) самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
2) использовать общие приёмы решения задач;
3) применять правила и пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями;
4) осуществлять смысловое чтение;
5) создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения задач;
6) самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
7) понимать сущность алгоритмических предписаний и уметь действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
8) понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
9) находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
учащиеся получат возможность научиться:
1) устанавливать причинно-следственные связи; строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы;
2) формировать учебную и общепользовательскую компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности);
3) видеть математическую задачу в других дисциплинах, в окружающей жизни;
4) выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
5) планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;
6) выбирать наиболее рациональные и эффективные способы решения задач;
7) интерпретировать информации (структурировать, переводить сплошной текст в таблицу, презентовать полученную информацию, в том числе с помощью ИКТ);
8) оценивать информацию (критическая оценка, оценка достоверности);
9) устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать рассуждения, обобщения;
коммуникативные
учащиеся научатся:
1) организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников;
2) взаимодействовать и находить общие способы работы; работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
3) прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения;
4) разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников;
5) координировать и принимать различные позиции во взаимодействии;
6) аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.
Предметные:
учащиеся научатся:
1) работать с математическим текстом (структурирование, извлечение необходимой информации), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи, применяя математическую терминологию и символику, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический), обосновывать суждения, проводить классификацию;
2) владеть базовым понятийным аппаратом: иметь представление о числе, дроби, об основных геометрических объектах (точка, прямая, ломаная, угол, многоугольник, многогранник, круг, окружность);
3) выполнять арифметические преобразования, применять их для решения учебных математических задач;
5) самостоятельно приобретать и применять знания в различных ситуациях для решения несложных практических задач, в том числе с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора и компьютера;
6) пользоваться предметным указателем энциклопедий и справочников для нахождения информации;
7) знать основные способы представления и анализа статистических данных; уметь решать задачи с помощью перебора возможных вариантов;
учащиеся получат возможность научиться:
1) выполнять арифметические преобразования выражений, применять их для решения учебных математических задач и задач, возникающих в смежных учебных предметах;
2) применять изученные понятия, результаты и методы при решении задач из различных разделов курса, в том числе задач, не сводящихся к непосредственному применению известных алгоритмов;
3) самостоятельно действовать в ситуации неопределённости при решении актуальных для них проблем, а также самостоятельно интерпретировать результаты решения задач с учетом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых процессов и явлений.
Десятичная система счисления. Римская нумерация. Ряд натуральных чисел. Десятичная запись, сравнение, сложение и вычитание натуральных чисел. Законы сложения. Умножение, законы умножения. Степень с натуральным показателем. Деление нацело, деление с остатком. Числовые выражения. Решение текстовых задач.
2
Измерение величин. (30 часов)
Прямая, луч, отрезок. Измерение отрезков и единицы длины. Представление натуральных чисел на координатном луче. Окружности и круг, сфера и шар. Углы, измерение углов. Треугольник, прямоугольник, квадрат, прямоугольный параллелепипед. Площадь прямоугольника, объем прямоугольного параллелепипеда. Единицы массы, времени. Решение текстовых задач.
3
Делимость натуральных чисел (19 часов)
Свойства и признаки делимости. Простые и составные числа. Делители натурального числа. Наибольший общий делитель, наименьшее общее кратное.
4
Обыкновенные дроби (65)
Понятие дроби, равенство дробей (основное свойство дроби). Приведение дробей к общему знаменателю. Сравнение, сложение и вычитание любых дробей. Законы сложения. Умножение дробей, законы умножения. Деление дробей. Смешанные дроби и действия с ними. Представления дробей на координатном луче. Решение текстовых задач.
5.
Итоговое повторение курса математики 5 класса ( 10 часов)
Учебно-тематический план
№
п/п
Раздел программы
количество часов
1
Натуральные числа и нуль.
46
1
Ряд натуральных чисел.
1
2
Десятичная система записи натуральных чисел.
2
3
Сравнение натуральных чисел.
2
4
Сложение. Законы сложения.
3
5
Вычитание .
3
6
Решение текстовых задач с помощью сложения и вычитания
2
7
Умножение. Законы умножения.
3
1.9
Распределительный закон.
2
1.10
Сложение и вычитание столбиком
3
1.11
Контрольная работа №1.
1
1.12
Умножение чисел столбиком.
3
1.13
Степень с натуральным показателем.
2
1.14
Деление нацело.
3
1.15
Решение текстовых задач с помощью умножения и деления
2
1.16
Задачи «на части».
3
1.17
Деление с остатком.
3
1.18
Числовые выражения.
2
1.19
Контрольная работа №2.
1
1.20
Задачи на нахождение двух чисел по их сумме и разности.
3
1.21
Вычисление с помощью калькулятора.
1
1.22
Занимательные задачи к главе 1.
2*
2.
Измерение величин
30
2.1
Прямая. Луч. Отрезок.
2
2.2
Измерение отрезков.
2
2.3
Метрические единицы длины.
2
2.4
Представление натуральных чисел на координатном луче.
Равенство дробей. Основное свойство дроби. Решение задач.
1
99
Равенство дробей. Основное свойство дроби. Решение задач.
1
100
Решение задач на нахождение части от целого
1
101
Решение задач на нахождение целого, если известна его часть.
1
102
Решение задач на нахождение части от целого и целого, если известна его часть.
1
103
Решение задач на нахождение части от целого и целого, если известна его часть.
1
104
Приведение дробей к общему знаменателю.
1
105
Наименьший общий знаменатель. Дополнительный множитель. Приведение дробей к общему знаменателю.
1
106
Решение задач на приведение дробей к общему знаменателю.
1
107
Решение занимательных и старинных задач на приведение дробей к общему знаменателю.
1
108
Сравнение дробей с одинаковым знаменателем. Сравнение дробей с одинаковым числителем..
1
109
Сравнение дробей. Правильная и неправильная дробь
1
110
Сравнение дробей. Сравнение дробей с одинаковым числителем
1
111
Сложение дробей с одинаковым знаменателем.
1
112
Сложение дробей с разными знаменателями.
1
113
Сложение дробей. Решение задач.
1
114
Переместительный закон сложения..
1
115
Сочетательный закон сложения
1
116
Использование законов сложения при сложении дробей.
1
117
Решение задач с использованием законов сложения дробей
1
118
Разность двух дробей. Разность дробей с одинаковыми знаменателями..
1
119
Разность дробей с разными знаменателями.
1
120
Решение задач на вычитание дробей
1
121
Решение задач на вычитание дробей
1
122
Контрольная работа № 6
1
123
Умножение дробей.
1
124
Умножение натурального числа на дробь
1
125
Обратная дробь. Взаимно обратные дроби. Степень дроби.
1
126
Решение задач на умножение дробей
1
127
Переместительный закон умножения. Сочетательный закон умножения.
1
128
Распределительный закон
1
129
Частное двух дробей. Частное двух натуральных чисел. Деление дроби на натуральное число.
1
130
Частное двух дробей. Частное двух натуральных чисел. Деление дроби на натуральное число.
1
131
Частное двух дробей. Частное двух натуральных чисел. Деление дроби на натуральное число
1
132
Частное двух дробей. Частное двух натуральных чисел. Деление дроби на натуральное число
1
133
Решать задачи на нахождение части от целого и целого, если известна его часть.
1
134
Решать задачи на нахождение части от целого и целого, если известна его часть.
1
135
Контрольная работа № 7
1
136
Задачи на совместную работу.
1
137
Задачи на совместную работу.
1
138
Задачи на совместную работу.
1
139
Смешанная дробь. Целая часть, дробная часть смешанной дроби.
1
140
Смешанная дробь. Целая часть, дробная часть смешанной дроби.
1
141
Сравнение смешанных дробей
1
142
Сложение смешанных дробей.
1
143
Сложение смешанных дробей. Решение задач.
1
144
Сложение смешанных дробей. Решение задач.
1
145
Вычитание смешанных дробей.
1
146
Вычитание смешанных дробей. Решение задач.
1
147
Вычитание смешанных дробей. Решение задач.
1
148
Умножение и деление смешанного числа на натуральное число.
1
149
Умножение и деление смешанного числа на натуральное число.
Решение задач.
1
150
Умножение и деление смешанных дробей.
1
151
Умножение и деление смешанных дробей. Решение задач.
1
152
Умножение и деление смешанных дробей. Решение задач.
1
153
Контрольная работа №8
1
154
Представление дробей на координатном луче. Координата точки.
1
155
Представление дробей на координатном луче. Решение задач.
1
156
Представление дробей на координатном луче. Решение задач.
1
157
Площадь прямоугольника
1
158
Объём прямоугольного параллелепипеда
1
159
Решение занимательных задач
1
160
Решение задач на движение по реке
1
161
Повторение Ряд натуральных чисел Десятичная запись чисел. Многозначные числа. Сравнение натуральных чисел.
Ряд неотрицательных целых чисел.
1
162
Повторение.
Компоненты суммы, разности чисел. Законы сложения (переместительный, сочетательный) Буквенная запись законов. Использование законов умножения для рационализации вычислений. Решение задач, Сложение и вычитание натуральных чисел. Степень с натуральным показателем .
1
163
Повторение.
Отрезок. Луч. Равные отрезки. Измерение отрезков .Единицы измерения длины.
1
164
Повторение.
Измерение отрезков .Единицы измерения длины. Представление натуральных чисел на координатном луче.
1
165
Повторение.
Свойства делимости.
Признаки делимости на 10, на 5. на 2, на 9, на 3.
1
166
Повторение.
Общий делитель нескольких чисел. Наибольший общий делитель. Взаимно простые числа..
1
167
Повторение.
Понятие дроби. Сравнение, сложение и вычитание дробей. Законы сложения.
1
168
Повторение.
Умножение и деление дробей. Законы умножения.
1
169
Повторение.
Задачи на совместную работу
1
170
Повторение.
Смешанные дроби. Сложение и вычитание смешанных дробей.
1
171
Промежуточная аттестация. Контрольная работа за год
1
172
Повторение.
Смешанные дроби. Умножение и деление смешанных дробей.
1
174
Повторение.
Площадь прямоугольника. Объём прямоугольного параллелепипеда.
1
175
Решение задач на части, на движение, на движение по реке, на совместную работу.