внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебнопознавательные и внешние мотивы;
учебнопознавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
способность к оценке своей учебной деятельности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по математике, 4 класс»
Рабочая программа
учебного предмета «Математика»
для 4 класса
Алексеева Галина Ивановна
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
У обучающегося будут сформированы:
— навыки самоконтроля и самооценки результатов учебной деятельности на основе выделенных критериев её
успешности;
— знание и исполнение правил и норм школьной жизни, ответственное отношение к урокам математики;
— умения организовывать своё рабочее место на уроке;
— умения адекватно воспринимать требования учителя;
— интерес к познанию, к новому учебному материалу, к овладению новыми способами познания, к исследовательской и поисковой деятельности в области математики;
— навыки общения в процессе познания, занятия математикой;
— понимание ценности чёткой, лаконичной, последовательной речи; потребность в аккуратном оформлении записей, выполнении чертежей, рисунков и схем на уроках математики;
- навыки этики поведения;
— навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях;
— умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
— установка на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат.
Учащийся получит возможность научиться:
— адекватной оценки результатов своей учебной
деятельности на основе заданных критериев её успешности;
— понимания значения математического образования для собственного общекультурного и интеллектуального развития и успешной карьеры в будущем;
— самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, свой выбор в познавательной деятельности;
— эстетических потребностей в изучении математики;
— уважения к точке зрения собеседника, уважения
ценностей других людей;
— этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;
— готовности к сотрудничеству и совместной познавательной работе в группе, коллективе на уроках математики;
— желания понимать друг друга, понимать позицию другого;
— умения отстаивать собственную точку зрения.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
РЕГУЛЯТИВНЫЕ
Учащийся научится:
— принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, искать и находить средства их достижения;
— определять наиболее эффективные способы достижения результата, освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
— планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
— определять правильность выполненного задания на основе сравнения с аналогичными предыдущими заданиями или на основе образцов;
— находить несколько вариантов решения учебной задачи;
— различать способы и результат действия.
Учащийся получит возможность научиться:
— самостоятельно формулировать учебную задачу: определять её цель, планировать алгоритм решения, корректировать работу по ходу решения, оценивать результаты своей работы;
— ставить новые учебные задачи под руководством учителя;
— самостоятельно выполнять учебные действия в практической и мыслительной форме;
— корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями выполнения, результатом действий на определённом этапе решения;
— корректировать свою учебную деятельность в зависимости от полученных результатов самоконтроля;
— давать адекватную оценку своим результатам учёбы;
— оценивать результат учебных действий, описывать результаты действий, используя математическую терминологию;
— самостоятельно вычленять учебную проблему, выдвигать гипотезы, оценивать их на правдоподобность, делать выводы и ставить познавательные цели на будущее;
-адекватно оценивать результаты своей учебы;
— позитивно относиться к своим успехам и перспективам в учении;
— определять под руководством учителя критерии оценивания задания, давать самооценку.
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ
Учащийся научится:
— осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных и проектных заданий творческого характера с использованием учебной и дополнительной литературы, в том числе возможности Интернета;
— использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
— проводить сравнение по нескольким основаниям, в том числе самостоятельно выделенным, строить выводы на основе сравнения;
— проводить классификацию объектов, самостоятельно строить выводы на основе классификации;
— самостоятельно проводить сериацию объектов;
— проводить несложные обобщения;
— устанавливать аналогии;
— использовать метод аналогии для проверки выполняемых действий;
— проводить несложные индуктивные и дедуктивные рассуждения;
— осуществлять действие подведения под понятие (для изученных математических понятий);
— самостоятельно или в сотрудничестве с учителем выявлять причинно-следственные связи и устанавливать родовидовые отношения между понятиями;
— самостоятельно анализировать и описывать различные объекты, ситуации и процессы, используя межпредметные понятия: число, величина, геометрическая фигура;
— под руководством учителя определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания;
— совместно с учителем или в групповой работе отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем книг, справочников, энциклопедий,электронных дисков;
— совместно с учителем или в групповой работе предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения нового материала;
— совместно с учителем или в групповой работе применять эвристические приёмы (перебор, метод подбора, классификация, исключение лишнего, метод сравнения, рассуждение по аналогии, перегруппировка слагаемых, метод округления и т. д.) для рационализации вычислений, поиска решения нестандартной задачи.
Учащийся получит возможность научиться:
— планировать свою работу по изучению незнакомого материала;
— сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, Интернет);
— самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её, представлять информацию в виде схем, моделей, сообщений;
— передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде.
49
КОММУНИКАТИВНЫЕ
Учащийся научится:
— активно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач при изучении математики и других предметов;
— участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки;
— оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом учебных и жизненных речевых ситуаций;
— читать вслух и про себя текст учебника, рабочей тетради и научно-популярных книг, понимать прочитанное;
— сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи), выполняя различные роли в группе;
— отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета;
— критично относиться к своему мнению, уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций;
— участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом;
— конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
Ученик получит возможность научиться:
— предвидеть результаты и последствия коллективных решений;
— активно участвовать в диалоге при обсуждении хода выполнения задания и в выработке совместных действий при организации коллективной работы;
— чётко формулировать и обосновывать свою точку зрения;
— учитывать мнение собеседника или партнёра в решении учебной проблемы;
— приводить необходимые аргументы для обоснования высказанной гипотезы, опровержения ошибочного вывода или решения;
— стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;вставать на позицию другого человека;
—предвидеть результаты и последствия коллективных решений;
— чётко выполнять свою часть работы в ходе коллективного решения учебной задачи, согласно общему плану действий прогнозировать и оценивать результаты своего труда.
— выполнять счёт тысячами, десятками тысяч, сотнями тысяч, как прямой, так и обратный;
— выполнять сложение и вычитание тысяч, десятков тысяч, сотен тысяч с опорой на знание нумерации;
— образовывать числа, которые больше тысячи, из сотен тысяч, десятков тысяч, единиц тысяч, сотен, десятков и единиц;
— сравнивать числа в пределах миллиона, опираясь на порядок следования этих чисел при счёте;
— читать и записывать числа в пределах миллиона, объясняя, что обозначает каждая цифра в их записи, сколько единиц каждого класса в числе;
— упорядочивать натуральные числа от нуля до миллиона в соответствии с указанным порядком;
— моделировать ситуации, требующие умения находить доли предмета; называть и обозначать дробью доли предмета, разделённого на равные части;
— устанавливать закономерность — правило, по которому составлена числовая последовательность, и составлять последовательность по заданному или самостоятельно выбранному правилу;
— активно работать в паре или группе при решении задач на поиск закономерностей;
— группировать числа по заданному или самостоятельно установленному признаку;
— выражать массу, используя различные единицы измерения: грамм, килограмм, центнер, тонну;
— применять изученные соотношения между единицами измерения массы: 1 кг = 1000 г, 1 ц = 100 кг, 1 т = 10 ц, 1 т = 1000кг;
— используя основные единицы измерения величин и соотношения между ними (килограмм — грамм; год —
месяц — неделя — сутки — час — минута — секунда; километр — метр, метр — дециметр, дециметр — сантиметр, метр — сантиметр, сантиметр — миллиметр), сравнивать названные величины, выполнять арифметические действия с этими величинами.
51
Учащийся получит возможность научиться:
— классифицировать числа по одному или нескольким основаниям, объяснять свои действия;
— читать и записывать дробные числа, правильно понимать и употреблять термины: дробь, числитель, знаменатель;
— сравнивать доли предмета.
АРИФМЕТИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ
Учащийся научится:
— использовать названия компонентов изученных действий, знаки, обозначающие эти операции, свойства изученных действий;
— выполнять действия с многозначными числами (сложение, вычитание, умножение и деление на однозначное, двузначное числа в пределах 10 000) с использованием таблиц сложения и умножения чисел, алгоритмов письменных арифметических действий (в том числе деления с остатком);
— выделять неизвестный компонент арифметического действия и находить его значение;
— выполнять устно сложение, вычитание, умножение и деление однозначных, двузначных и трёхзначных чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100 (в том числе с нулём и единицей);
— вычислять значение числового выражения, содержащего два-три арифметических действия, со скобками и без скобок.
Учащийся получит возможность научиться:
— выполнять умножение и деление на трёхзначное число;
— использовать свойства арифметических действий для рационализации вычислений;
— прогнозировать результаты вычислений;
— оценивать результаты арифметических действий
разными способами.
РАБОТА С ТЕКСТОВЫМИ ЗАДАЧАМИ
Учащийся научится:
— анализировать задачу, устанавливать зависимость между величинами, взаимосвязь между условием и вопросом задачи, определять количество и порядок действий для решения задачи, выбирать и объяснять выбор действий;
— оценивать правильность хода решения и реальность ответа на вопрос задачи;
— решать задачи, в которых рассматриваются процессы движения одного тела (скорость, время, расстояние), работы (производительность труда, время, объём работы);
— решать учебные задачи и задачи, связанные с повседневной жизнью, арифметическим способом (в одно-два действия);
— оценивать правильность хода решения и реальность ответа на вопрос задачи;
— выполнять проверку решения задачи разными способами.
Учащийся получит возможность научиться:
— составлять задачу по её краткой записи, таблице, чертежу, схеме, диаграмме и т. д.;
— преобразовывать данную задачу в новую посредством изменения вопроса, условия задачи, дополнения условия и т. д.;
— решать задачи в 4—5 действий;
— решать текстовые задачи на нахождение дроби от числа и числа по его дроби;
— находить разные способы решения одной задачи.
ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ.
ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ
Учащийся научится:
— описывать взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости;
— распознавать на чертеже окружность и круг, называть и показывать их элементы (центр, радиус, диаметр), характеризовать свойства этих фигур;
— классифицировать углы на острые, прямые и тупые;
— использовать чертёжный угольник для определения вида угла на чертеже;
— выполнять построение геометрических фигур с заданными измерениями (отрезок, квадрат, прямоугольник) с помощью линейки, угольника;
— использовать свойства прямоугольника и квадрата для решения задач;
— распознавать шар, цилиндр, конус;
— конструировать модель шара из пластилина, исследовать и характеризовать свойства цилиндра, конуса;
— находить в окружающей обстановке предметы шарообразной, цилиндрической или конической формы.
Учащийся получит возможность научиться:
— копировать и преобразовывать изображение прямоугольного параллелепипеда (пирамиды) на клетчатой
бумаге, дорисовывая недостающие элементы;
— располагать модель цилиндра (конуса) в пространстве, согласно заданному описанию;
— конструировать модель цилиндра (конуса) по его развёртке;
— исследовать свойства цилиндра, конуса.
ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ВЕЛИЧИНЫ
Учащийся научится:
— определять длину данного отрезка с помощью измерительной линейки;
— вычислять периметр треугольника, прямоугольника и квадрата, площадь прямоугольника и квадрата;
— применять единицу измерения длины — миллиметр и соотношения: 1 м = 1000 мм; 10 мм = 1 см, 1 000 000 мм =
= 1 км;
— применять единицы измерения площади: квадратный миллиметр (мм2), квадратный километр (км2), ар (а),гектар (га) и соотношения: 1 см2 = 100 мм2, 100 м2 = 1 а, 10 000 м2 = 1 га, 1 км2 = 100 га;
— оценивать размеры геометрических объектов, расстояния приближённо (на глаз).
Учащийся получит возможность научиться:
— находить периметр и площадь плоской ступенчатой фигуры по указанным на чертеже размерам;
— решать задачи практического характера на вычисление периметра и площади комнаты, квартиры, класса и т. д.
РАБОТА С ИНФОРМАЦИЕЙ
Учащийся научится:
— читать и заполнять несложные готовые таблицы;
— читать несложные готовые столбчатые диаграммы;
— понимать и использовать в речи простейшие выражения, содержащие логические связки и слова («…и…», «если… то…», «верно/неверно, что…», «каждый», «все», «некоторые», «не»).
Учащийся получит возможность научиться:
— сравнивать и обобщать информацию, представленную в виде таблицы или диаграммы;
— понимать и строить простейшие умозаключения с использованием кванторных слов («все», «любые»,
«каждый», «некоторые», «найдётся») и логических связок: («для того чтобы... нужно...», «когда… то…»);
— правильно употреблять в речи модальность («можно», «нужно»);
— составлять и записывать несложную инструкцию (алгоритм, план выполнения действий);
— собирать и представлять информацию, полученную в ходе опроса или практико-экспериментальной работы, таблиц и диаграмм;
— объяснять, сравнивать и обобщать данные практико-экспериментальной работы, высказывать предположения и делать выводы.
Содержание учебного предмета
(136 часов)
Раздел 1
ЧИСЛА ОТ 100 ДО 1000
(52 часов)
Повторение и обобщение пройденного
Нумерация. Счет предметов. Разряды.
Четыре арифметических действия. Порядок их выполнения в выражениях, содержащих 2—4 действия.
Письменные приемы сложения и вычитания трехзначных чисел, умножения и деления на однозначное число.
Свойства диагоналей прямоугольника, квадрата.
Раздел 2
ЧИСЛА, КОТОРЫЕ БОЛЬШЕ 1000
(119 часов)
Нумерация
Новая счетная единица — тысяча.
Разряды и классы: класс единиц, класс тысяч, класс миллионов и т. д.
Чтение, запись и сравнение многозначных чисел.
Представление многозначного числа в виде суммы разрядных слагаемых.
Увеличение (уменьшение) числа в 10, 100, 1000 раз.
Луч. Числовой луч.
Угол. Виды углов.
Величины
Единицы длины: миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр, соотношения между ними.
Единицы массы: грамм, килограмм, центнер, тонна, соотношения между ними.
Единицы времени: секунда, минута, час, сутки, месяц, год, век, соотношения между ними. Задачи на определение начала, конца события, его продолжительности.
Сложение и вычитание
Сложение и вычитание (обобщение и систематизация знаний): задачи, решаемые сложением и вычитанием; сложение и вычитание с числом 0; переместительное и сочетательное свойства сложения и их использование для рационализации вычислений; взаимосвязь между компонентами и результатами сложения и вычитания; способы проверки сложения и вычитания.
Устное сложение и вычитание чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100, и письменное — в остальных случаях.
Сложение и вычитание величин.
Умножение и деление
Умножение и деление на однозначное число
Умножение и деление (обобщение и систематизация знаний): задачи, решаемые умножением и делением; случаи умножения с числами 1 и 0; взаимосвязь между компонентами и результатами умножения и деления; деление нуля и невозможность деления на нуль; переместительное, сочетательное и распределительное свойства умножения; рационализация вычислений на основе перестановки множителей, умножения суммы на число и числа на сумму; деления суммы на число; умножения и деления числа на произведение.
Приёмы письменного умножения и деления многозначных чисел на однозначное.
Решение задач на пропорциональное деление
Скорость, время, расстояние
Скорость. Единицы скорости.
Примеры взаимосвязей между величинами (время, скорость, путь при равномерном движении и др.).
Умножение и деление чисел, оканчивающихся нулями
Умножение и деление на двузначное и трёхзначное число
Письменное умножение и деление на двузначное и трехзначное число (в пределах миллиона).
Повторение изученного
Нумерация и величины
Арифметические действия и порядок их выполнения. Сложение и вычитание. Умножение и деление.
Решение задач изученных видов
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п
Раздел
Количество часов
I.
Числа от 100до 1000.
51час
Повторение и обобщение пройденного.
17 часов
Числовые выражения.
Приемы рациональных вычислений.
34 часа
II.
Числа, которые больше 1000.
85 часов
Нумерация.
14 часов
Сложение и вычитание.
11 часов
Умножение и деление.
60 часов
Всего
136 часов
I.
Числа от 100до 1000.
51час
Повторение и обобщение пройденного.
17часов
1.
Нумерация. Счет предметов. Разряды.
1
2.
Сложение и вычитание трёхзначных чисел.
1
3.
Умножение и деление вида: 170 х 2, 560:7.
1
4.
Письменное сложение и вычитание трёхзначных чисел.
1
5.
Умножение вида: 324 х 2.
1
6.
Умножение вида: 246 х 3.
1
7.
Деление вида: 872 : 4.
1
8.
Деление вида: 612 : 3.
1
Числовые выражения.
9.
Порядок выполнения действий в выражениях.
Составление, запись и выполнение простого алгоритма.
1
10.
Повторение по теме «Порядок выполнения действий в выражениях».
1
11.
Порядок выполнения действий первой и второй ступеней.
Чтение и заполнение таблицы.
1
12.
Диагонали прямоугольника, их свойства.
1
13.
Порядок выполнения действий в выражениях без скобок.
Составление, запись и выполнение простого алгоритма.
1
14.
Закрепление по теме «Порядок выполнения действий в выражениях без скобок».
1
15.
Числовые выражения.
1
16.
Порядок выполнения действий в выражениях.
1
17.
Входная контрольная работа №1 по теме: «Повторение и обобщение пройденного».
1
Приемы рациональных вычислений.
34 часа
1.
Работа над ошибками. Группировка слагаемых.
1
2.
Сложение нескольких слагаемых, используя приём группировки.
1
3.
Округление слагаемых.
1
4.
Округление слагаемых. Самостоятельная работа.
1
5.
Умножение чисел на 10 и на 100.
1
6.
Решение задач на увеличение, уменьшение числа в несколько раз.
1
7.
Умножение числа на произведение. Составление, запись и выполнение простого алгоритма.
1
8.
Умножение числа на произведение тремя способами.
1
9.
Окружность и круг.
1
10.
Среднее арифметическое.
1
11.
Вычисление среднего арифметического чисел.
1
12.
Умножение двузначного числа на круглые десятки.
1
13.
Решение задач. Самостоятельная работа.
1
14.
Понятие скорости. Единицы скорости.
1
15.
Взаимосвязь между скоростью, временем и расстоянием.
1
16.
Решение задач на движение. Создание простейшей информационной модели –цепочки.
1
17.
Контрольная работа №2 по теме «Задачи на движение».
1
18.
Работа над ошибками. Урок повторения и самоконтроля.
1
19.
Умножение двузначного числа на двузначное.
1
20.
Письменное умножение на двузначное число.
1
21.
Виды треугольников.
(Остроугольный, прямоугольный, тупоугольный).
1
22.
Урок повторения и самоконтроля по теме «Виды треугольников».
1
23.
Деление круглых чисел на 10 и на 100.
1
24.
Величины. Построение простейших выражений с помощью логических связок и слов («если…, то…»).
1
25.
Деление числа на произведение.
1
26.
Цилиндр.
1
27.
Задачи на нахождение неизвестного по двум суммам.
1
28.
Урок повторения и самоконтроля по теме «Задачи на нахождение неизвестного по двум суммам».
1
29.
Деление круглых чисел на круглые десятки.
1
30.
Деление круглых чисел на круглые десятки. Самостоятельная работа.
1
31.
Деление на двузначное число (письменные вычисления).
1
32.
Деление с остатком.
1
33.
Контрольная работа №3 по теме «Умножение и деление».
1
34.
Работа над ошибками. Урок повторения и самоконтроля.
1
II.
Числа, которые больше 1000.
85 часов
Нумерация.
14 часов
1.
Тысяча. Счет тысячами.
1
2.
Чтение чисел. Запись многозначных чисел.
1
3.
Чтение, запись и сравнение чисел. Составление, запись и выполнение простого алгоритма.
1
4.
Десяток тысяч. Счет десятками тысяч.
1
5.
Нахождение общего количества единиц определенного разряда в данном числе.
1
6.
Сотня тысяч. Счет сотнями тысяч. Миллион.
1
7.
Виды углов.
1
8.
Разряды и классы чисел.
1
9.
Конус.
1
10.
Миллиметр.
1
11.
Закрепление по теме «Миллиметр». Создание простейшей информационной модели – цепочки.
1
12.
Контрольная работа № 4 по теме «Нумерация чисел больше тысячи».
1
13.
Работа над ошибками.
Задачи на нахождение неизвестного по двум разностям.
1
14.
Урок повторения и самоконтроля по теме «Нумерация чисел больше тысячи».