Учебник: Математика. 2 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. В 2-х ч./ Моро М.И., Бантова М.А., Бельтюкова Г.В., Волкова С.И. М: Просвещение, 2019 г.
Программа: Школа России. Сборник рабочих программ. 1 – 4 класс. Пособие для общеобразовательных учреждений / С.В.Анащенкова, М.А.Бантова и др. – М.: Просвещение, 2011 г.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по математике 2 класс»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Брасовского района Погребская средняя общеобразовательная школа
Согласовано
Зам. директора по УВР
_________ С.М.Борисова
Протокол МС № ___
от «___» _________ 2019г.
Утверждено
Директор МБОУ Погребская СОШ
_________ /М.В.Цыганкова/
Приказ № ___
от «___» ________ 2019г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО
МАТЕМАТИКЕ
ДЛЯ 2 КЛАССА
Учебник: Математика. 2 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. В 2-х ч./ Моро М.И., Бантова М.А., Бельтюкова Г.В., Волкова С.И. М: Просвещение, 2019 г.
Программа: Школа России. Сборник рабочих программ. 1 – 4 класс. Пособие для общеобразовательных учреждений / С.В.Анащенкова, М.А.Бантова и др. – М.: Просвещение, 2011 г.
Учитель начальных классов I квалификационной категории
Болдаева Светлана Васильевна
д. Погребы
2019– 2020 уч. год
Пояснительная записка
Программа разработана на основе:
Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ;
приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (с изменениями);
федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки РФ от 31 марта 2014 г. № 253;
основной образовательной программы начального общего образования;
рабочей программы по математике, вошедшей в сборник рабочих программ «Школа России» 1 – 4 классы;
СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 г. № 189, зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011 г, регистрационный номер 19993);
Учебного плана МБОУ Брасовского района Погребской средней общеобразовательной школы на 2019-2020 учебный год
Основными целями начального обучения математике являются: математическое развитие младших школьников; формирование системы начальных математических знаний; воспитание интереса к математике, к умственной деятельности.
Программа определяет ряд задач, решение которых направлено на достижение основных целей начального математического образования:
формирование элементов самостоятельной интеллектуальной деятельности на основе овладения несложными математическими методами познания окружающего мира (умения устанавливать, описывать, моделировать и объяснять количественные и пространственные отношения);
развитие основ логического, знаково-символического и алгоритмического мышления;
развитие пространственного воображения;
развитие математической речи;
формирование системы начальных математических знаний и умений их применять для решения учебно-познавательных и практических задач;
формирование умения вести поиск информации и работать с ней;
формирование первоначальных представлений о компьютерной грамотности;
развитие познавательных способностей;
воспитание стремления к расширению математических знаний;
формирование критичности мышления;
развитие умений аргументировано обосновывать и отстаивать высказанное суждение, оценивать и принимать суждения других.
Учебно-методический комплект
Математика. 2 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. В 2-х ч./ Моро М.И., Бантова М.А., Бельтюкова Г.В., Волкова С.И. М: Просвещение, 2019 г.
Математика. Рабочая тетрадь. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. 1 класс. В 2 ч. / М.И.Моро, С.И.Волкова. – М.: Просвещение, 2019.
Электронное приложение к учебнику «Математика» 2 класс (диск CD – ROM), авторы С.И.Волкова, М.К.Антошин, Н.В.Сафонова.
Поурочные разработки по математике. 2 класс. (В помощь школьному учителю) / Т.Н.Ситникова, И.Ф. Яценко – М.: ВАКО, 2012.
Математика. Проверочные работы. 2 класс /С.И.Волкова. М.: Просвещение, 2019 г.
Место учебного предмета в учебном плане
На изучение предмета «Математика» в базисном учебном плане МБОУ Погребская средняя общеобразовательная школа во 2 классе отводится 4 ч в неделю. Курс рассчитан на 136 ч (34 учебные недели).
II.Результаты освоения программы
На первой ступени школьного обучения в ходе освоения математического содержания обеспечиваются условия для достижения обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностнымирезультатами обучающихся являются: готовность ученика целенаправленно использовать знания в учении и в повседневной жизни для исследования математической сущности предмета (явления, события, факта); способность характеризовать собственные знания по предмету, формулировать вопросы, устанавливать, какие из предложенных математическихзадач могут быть им успешно решены; познавательный интерес к математической науке.
Метапредметными результатами изучения курса «Математика» в 1-м классе являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- Готовность ученика целенаправленно использовать знания в учении и в повседневной жизни для исследования математической сущности предмета (явления, события, факта); - Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
- Проговаривать последовательность действий на уроке.
- Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.
- Учиться работать по предложенному учителем плану.
- Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
- Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Познавательные УУД:
- Способность характеризовать собственные знания по предмету, формулировать вопросы, устанавливать, какие из предложенных математических задач могут быть им успешно решены;
- Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
- Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).
- Познавательный интерес к математической науке.
- Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета.
Коммуникативные УУД:
- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
- Слушать и понимать речь других.
-Читать и пересказывать текст. Находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде.
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметными результатамиизучения курса «Математика» во 2-м классе являются формирование следующих умений.
Учащиеся должны знать:
- названия и обозначения действий сложения и вычитания, таблицу сложения чисел в пределах 100 и соответствующие случаи вычитания
Учащиеся должны уметь:
- Оценивать количество предметов числом и проверять сделанные оценки подсчетом в пределах 100
- Вести счет, как в прямом, так и в обратном порядке в пределах 100
- Записывать и сравнивать числа в пределах 100
- Находить значение числового выражения в пределах 100
- Решать задачи в 1-2 действия, раскрывающие конкретный смысл действий сложения и вычитания, а также задачи на нахождение числа, которое на несколько единиц больше (меньше) данного и
- Проводить измерение длины отрезка и длины ломаной
- Строить отрезок заданной длины
- Вычислять длину ломаной.
К концу обучения во втором классе ученикнаучится:
называть:
- натуральные числа от 20 до 100 в прямом и в обратном порядке, следующее (предыдущее) при счете число;
— число, большее или меньшее данного числа в несколько раз;
— числа в кратном отношении (во сколько раз одно число больше или меньше другого);
— длины отрезков;
различать:
— отношения «больше в» и «больше на», «меньше в» и «меньше на»;
— компоненты арифметических действий;
— числовое выражение и его значение;
— российские монеты, купюры разных достоинств;
— прямые и непрямые углы;
— периметр и площадь прямоугольника;
читать:
— числа в пределах 100, записанные цифрами;
— записи вида 5 · 2 = 10, 12 : 4 = 3;
воспроизводить:
— результаты табличных случаев умножения однозначных чисел и соответствующих случаев деления;
— соотношения между единицами длины: 1 м = 100 см, 1 м = 10 дм;
приводить примеры:
— однозначных и двузначных чисел;
— числовых выражений;
моделировать:
— десятичный состав двузначного числа;
— алгоритмы сложения и вычитания двузначных чисел;
— ситуацию, представленную в тексте арифметической задачи, в виде схемы, рисунка;
распознавать:
— геометрические фигуры (многоугольники, прямоугольник, угол);
упорядочивать:
— числа в пределах 100 в порядке увеличения или уменьшения;
характеризовать:
— числовое выражение (название, как составлено);
— многоугольник (название, число углов, сторон, вершин);
анализировать:
— текст учебной задачи с целью поиска алгоритма ее решения;
— готовые решения задач с целью выбора верного решения, рационального способа решения;
классифицировать:
— углы (прямые, непрямые);
— числа в пределах 100 (однозначные, двузначные);
конструировать:
— тексты несложных арифметических задач;
— алгоритм решения составной арифметической задачи;
контролировать:
— свою деятельность (находить и исправлять ошибки);
оценивать:
— готовое решение учебной задачи (верно, неверно);
решать учебные и практические задачи:
— записывать цифрами двузначные числа;
— решать составные арифметические задачи в два действия в различных комбинациях;
— вычислять сумму и разность чисел в пределах 100, используя изученные устные и письменные приемы вычислений;
— вычислять значения простых и составных числовых выражений;
— вычислять периметр и площадь прямоугольника (квадрата);
— строить окружность с помощью циркуля;
— выбирать из таблицы необходимую информацию для решения учебной задачи;
— заполнять таблицы, имея некоторый банк данных.
К концу обучения во 2 классе ученик может научиться:
формулировать:
— свойства умножения и деления;
— определения прямоугольника и квадрата;
— свойства прямоугольника (квадрата);
называть:
— вершины и стороны угла, обозначенные латинскими буквами;
— элементы многоугольника (вершины, стороны, углы);
— центр и радиус окружности;
— координаты точек, отмеченных на числовом луче;
читать:
— обозначения луча, угла, многоугольника;
различать:
— луч и отрезок;
характеризовать:
— расположение чисел на числовом луче;
— взаимное расположение фигур на плоскости (пересекаются, не пересекаются, имеют общую точку (общие точки);
решать учебные и практические задачи:
— выбирать единицу длины при выполнении измерений;
— обосновывать выбор арифметических действий для решения задач;
— указывать на рисунке все оси симметрии прямоугольника (квадрата);
— изображать на бумаге многоугольник с помощью линейки или от руки;
— составлять несложные числовые выражения;
— выполнять несложные устные вычисления в пределах 100.
III.Содержание программы
Числа и величины
Счёт предметов. Образование, название и запись чисел от 0 до 100. Десятичные единицы счёта. Представление многозначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых. Сравнение и упорядочение чисел, знаки сравнения.
Измерение величин. Единицы измерения величин: времени (минута, час), длины (метр), стоимости (рубль, копейка). Соотношения между единицами измерения однородных величин. Сравнение и упорядочение однородных величин.
Арифметические действия
Сложение, вычитание, умножение и деление. Знаки действий. Названия компонентов и результатов арифметических действий. Таблица сложения. Таблица умножения на 2 и на 3. Взаимосвязь арифметических действий (сложения и вычитания, сложения и умножения, умножения и деления). Нахождение неизвестного компонента арифметического действия. Свойства сложения, вычитания и умножения: переместительное свойство сложения и умножения. Числовые выражения. Порядок выполнения действий в числовых выражениях со скобками и без скобок. Нахождение значения числового выражения. Использование свойств арифметических действий и правил о порядке выполнения действий в числовых выражениях. Способы проверки правильности вычислений (обратные действия, взаимосвязь компонентов и результатов действий).
Элементы алгебраической пропедевтики. Выражения с одной переменной вида a ± 28, 3 ∙b, c : 2. Использование буквенных выражений при формировании обобщений, при рассмотрении умножения 1 и 0 (1 ∙ а = а, 0 ∙ с = 0 и др.). Уравнение. Решение уравнений.
Работа с текстовыми задачами
Задача. Структура задачи. Решение текстовых задач арифметическим способом. Планирование хода решения задач.
Текстовые задачи, раскрывающие смысл арифметических действий (сложение, вычитание, умножение и деление). Текстовые задачи, содержащие отношения «больше на (в) …», «меньше на (в) …». Текстовые задачи, содержащие зависимости, расчёт стоимости товара (цена, количество, общая стоимость товара и др.
Представление текста задачи в виде рисунка, схематического рисунка, схематического чертежа, краткой записи, в таблице.
Пространственные отношения. Геометрические фигуры
Распознавание и изображение геометрических фигур: точка, линия (прямая, кривая), отрезок, луч, угол, ломаная; многоугольник (треугольник, четырёхугольник, прямоугольник, квадрат, пятиугольник и т. д.).
Свойства сторон прямоугольника.
Использование чертёжных инструментов (линейка) для выполнения построений.
Геометрические формы в окружающем мире.
Геометрические величины
Геометрические величины и их измерение. Длина. Единицы длины (миллиметр, сантиметр, дециметр, метр). Соотношения между единицами длины. Перевод одних единиц длины в другие. Измерение длины отрезка и построение отрезка заданной длины. Периметр. Вычисление периметра многоугольника, в том числе периметра прямоугольника (квадрата).
Работа с информацией
Сбор и представление информации, связанной со счётом (пересчётом), измерением величин; анализ и представление информации в разных формах: таблицы. Чтение и заполнение таблиц.
Составление конечной последовательности (цепочки) предметов, чисел, числовых выражений, геометрических фигур и др. по заданному правилу. Составление, запись и выполнение простого алгоритма (плана) поиска информации.
Построение простейших логических высказываний с помощью логических связок и слов («верно/неверно, что …», «если …, то …», «все», «каждый» и др.).
IV. Календарно-тематическое планирование
№ урока
Название раздела, темы
Кол-во часов
Дата
План
Факт
I четверть – 36 часов
Числа от 1 до 100. Нумерация (16 ч)
1
2
Числа от 1 до 20
2
3
Десятки. Счет десятками до 100
1
4
Числа от 11 до 100. Образование чисел
1
5
Числа от 11 до 100. Поместное значение цифр
1
6
Однозначные и двузначные числа
1
7, 8
Миллиметр. Конструирование коробочки для мелких предметов
2
9
Вводная контрольная работа № 1
1
10
Анализ контрольной работы. Наименьшее трехзначное число. Сотня
1
11
Метр. Таблица мер длины
1
12
Сложение и вычитание вида 35+5, 35-30, 35-5
1
13
Замена двузначного числа суммой разрядных слагаемых
1
14
Единицы стоимости. Рубль. Копейка
1
15
Повторение пройденного. Странички для любознательных.
1
16
Контрольная работа № 2 по теме «Числа от 1 до 100. Нумерация»
1
Сложение и вычитание – 20 ч
17
Задачи, обратные данной
1
18
Сумма и разность отрезков
1
19
Задачи на нахождение неизвестного уменьшаемого
1
20
21
Задачи на нахождение неизвестного вычитаемого
2
22
Единицы времени. Час. Минута
1
23
Длина ломаной
1
24
25
Закрепление изученного. Странички для любознательных
1
26
Порядок выполнения действий. Скобки
1
27
Числовые выражения
1
28
Сравнение числовых выражений
1
29
Периметр многоугольника
1
30
31
Свойства сложения
2
32
33
Закрепление изученного материала по теме «Сложение и вычитание»
2
34
Контрольная работа № 3 по теме «Сложение и вычитание»
1
35
Анализ контрольной работы. Наши проекты. Узоры и орнаменты на посуде
1
36
Странички для любознательных. Повторение изученного материала по теме «Сложение и вычитание»
1
II четверть – 28 ч
Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание – 28 ч
37
Подготовка к изучению устных приемов вычислений
1
38
Прием вычисления вида 36+2, 36+20
1
39
Прием вычисления вида 36-2, 36-20
1
40
Прием вычисления вида 26+4
1
41
Прием вычисления вида 30-7
1
42
Прием вычисления вида 60-24
1
43,
44,45
Закрепление изученного. Решение задач
3
46
Прием вычислений вида 26+7
1
47,48,49
Прием вычислений вида 35-7
3
50
Закрепление изученного
1
51,52,53
Странички для любознательных
3
54
Что узнали. Чему научились
1
55
Контрольная работа № 4 по теме «Сложение и вычитание»
1
56
Анализ контрольной работы. Буквенные выражения
1
57,58
Буквенные выражения. Закрепление
2
59
60
Уравнение. Решение уравнений методом подбора
2
61
Проверка сложения
1
62
Проверка вычитания
63
Контрольная работа № 5 за первое полугодие
1
64
Анализ контрольной работы. Закрепление изученного
1
III четверть – 36 ч
Числа от 1 до 100
Сложение и вычитание (письменные приемы) – 22 ч
65
Сложение вида 45+23
1
66
Вычитание вида 57-26
1
67
68
Проверка сложения и вычитания
2
69
Угол. Виды углов
1
70
Сложение вида 37+48
1
71
Сложение вида 37+53
1
72,73
Прямоугольник
2
74
Сложение вида 87+13
1
75
Закрепление изученного. Решение задач
1
76
Вычисления вида 32+8, 40-8
1
77
Вычитание вида 50-24
1
78
Контрольная работа № 6 по теме «Письменные приемы сложения и вычитания»
1
79
Анализ контрольной работы. Странички для любознательных
1
80
81
Вычитание вида 52-24
2
82
83
Свойство противоположных сторон прямоугольника
2
84
85
Квадрат
2
86
Наши проекты. Оригами
1
Числа от 1 до 100
Умножение и деление – 18 ч
87
88
Конкретный смысл действия умножения
2
89
Вычисление результата умножения с помощью сложения
1
90
Задачи на умножение
1
91
Периметр прямоугольника
1
92
Умножение нуля и единицы
1
93
Названия компонентов и результата умножения
1
94
95
Переместительное свойство умножения
2
96
97
Конкретный смысл действия деления
2
98
Названия компонентов и результата деления
1
99
Связь между компонентами и результатом умножения
1
100
Прием деления, основанный на связи между компонентами и результатом умножения
1
101
Приемы умножения и деления на 10
1
102
Задачи с величинами «цена», «количество», «стоимость»
1
103
Контрольная работа № 7 по теме «Умножение и деление»
1
104
Задачи на нахождение неизвестного третьего слагаемого
1
IV четверть – 32 ч
Числа от 1 до 100
Умножение и деление. Табличное умножение и деление – 21 ч
105
106
Умножение числа 2 и на 2
2
107
Приемы умножения числа 2
1
108
109
Деление на 2
2
110
111
Закрепление изученного. Решение задач
2
112
Закрепление изученного. Странички для любознательных
1
113
Что узнали. Чему научились
1
114
115
116
Умножение числа 3 и на 3
3
117
118
119
Деление на 3
3
120
121
Умножение и деление на 2 и на 3. Закрепление
1
122
Закрепление изученного. Странички для любознательных
1
123
Что узнали. Чему научились
1
124
Контрольная работа № 8 по теме «Табличное умножение и деление»
125
Анализ контрольной работы. Закрепление знаний по теме «Умножение и деление»
1
Итоговое повторение – 11 ч
126
Устные приемы сложения и вычитания в пределах 100
1
127
Повторение по теме «Числовые выражения»
1
128
129
Письменные приемы сложения и вычитания в пределах 100
2
130
131
Закрепление изученного. Решение задач
2
132
133
Умножение и деление на 2 и на 3
2
134
Итоговая контрольная работа № 9
1
135
136
Что узнали, чему научились во 2 классе
2
Итого: 136 ч
Список литературы
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. – М.: Просвещение, 2010.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. / А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков. – М.: Просвещение, 2010.
Школа России. Сборник рабочих программ. 1 – 4 кл. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений / С.В.Анащенкова, М.А.Бантова и др. – М.: Просвещение, 2011.
Развернутое тематическое планирование по программе «Школа России». 2 класс /авт.-сост.Н.В.Лободина, Т.В.Калинина. – 2-е изд., испр. – Волгоград: Учитель, 2010.
Поурочные разработки по математике. 2 класс. (В помощь школьному учителю) / Т.Н.Ситникова, И.Ф. Яценко – М.: ВАКО, 2012.
Математика. 2 класс. Учебник для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. / М.И.Моро, С.И.Волкова, С.В.Степанова. – М.: Просвещение, 2019 (Школа России).
Математика. Рабочая тетрадь. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. 2 класс. В 2 ч. / М.И.Моро и др. – М.: Просвещение, 2019.
Электронное приложение к учебнику «Математика» 2 класс (диск CD – ROM), авторы С.И.Волкова, М.К.Антошин, Н.В.Сафонова.
Список литературы
1. Государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. – М.: Просвещение, 2010.
2.Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. / А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков. – М.: Просвещение, 2010.
3.Школа России. Сборник рабочих программ. 1 – 4 кл. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений / С.В.Анащенкова, М.А.Бантова и др. – М.: Просвещение, 2011.
4.Развернутое тематическое планирование по программе «Школа России». 2 класс /авт.-сост. Н.В. Лободина, Т.В.Калинина. – 2-е изд., испр. – Волгоград: Учитель, 2010.
5.Поурочные разработки по литературному чтению. 2 класс. (В помощь школьному учителю) / Кутявина С.В.- М.: Вако, 2016
6.Литературное чтение 2 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений в 2 ч..\ Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова и др. – М.: Просвещение, 2019 (Школа России)