Программа адаптирована для учащихся 6 класса с учетом рекомендаций территориальной психолого-медико-педагогической комиссии. Содержание программы отвечает принципам психолого - педагогического процесса и коррекционной направленности обучения и воспитания. Уровень программы – коррекционно-развивающий. Категория учащихся 6 класса относится к второму варианту специального стандарта. Учащиеся в основном понимают фронтальное объяснение учителя, неплохо запоминают изучаемый материал, но без помощи сделать элементарные выводы и обобщения не в состоянии. Их отличает меньшая самостоятельность в выполнении всех видов работ, они нуждаются в помощи учителя, как активизирующей, так и организующей. Перенос знаний в новые условия их в основном не затрудняет. Но при этом ученики снижают темп работы, допускают ошибки, которые могут быть исправлены с незначительной помощью. Объяснения этих учащихся недостаточно точны, даются в развёрнутом плане с меньшей степенью обобщённости. Уровень школьного образования детей с ОВЗ изменён в сравнении с уровнем образования здоровых сверстников за счет значительного редуцирования его «академического» компонента и специфического расширения области развития жизненной компетенции ребенка.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа "Математика 6 класс"»
I. Пояснительная записка.
Рабочая программа по учебному предмету Математика 6 класс составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), программы коррекционной работы основного общего образования КГБОУ «БОШИ №1», учебного плана КГБОУ «БОШИ №1» на 2021—2022 учебный год; программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5-9кл.:в 2сб.под редакцией В.В. Воронковой. – М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС,2012. –Сб.1-224с.
Адаптированная программа ориентирована на учебник для 6 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида /Математика. 6 класс: учебник для специальных. (коррекционных.) образовательных учреждений VIII вида под ред. М.Н. Перова, Г.М. Капустина. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 224с.
Рабочая программа по учебному предмету «Математика» разработана с учетом особенностей психофизического развития учащихся, индивидуальных возможностей и обеспечивает коррекцию нарушения развития и социальную адаптацию.
Программа адаптирована для учащихся 6 класса с учетом рекомендаций территориальной психолого-медико-педагогической комиссии. Содержание программы отвечает принципам психолого - педагогического процесса и коррекционной направленности обучения и воспитания. Уровень программы – коррекционно-развивающий. Категория учащихся 6 класса относится к второму варианту специального стандарта. Учащиеся в основном понимают фронтальное объяснение учителя, неплохо запоминают изучаемый материал, но без помощи сделать элементарные выводы и обобщения не в состоянии. Их отличает меньшая самостоятельность в выполнении всех видов работ, они нуждаются в помощи учителя, как активизирующей, так и организующей. Перенос знаний в новые условия их в основном не затрудняет. Но при этом ученики снижают темп работы, допускают ошибки, которые могут быть исправлены с незначительной помощью. Объяснения этих учащихся недостаточно точны, даются в развёрнутом плане с меньшей степенью обобщённости. Уровень школьного образования детей с ОВЗ изменён в сравнении с уровнем образования здоровых сверстников за счет значительного редуцирования его «академического» компонента и специфического расширения области развития жизненной компетенции ребенка.
С учетом индивидуальных особенностей обучающихся выстроена система учебных занятий, спроектированы цели, задачи, продуманы возможные формы контроля, сформулированы ожидаемые результаты обучения. При составлении программы учитывались следующие особенности учащегося: неустойчивое внимание, малый объем памяти, затруднения при воспроизведении материала, несформированность операций анализа, синтеза, сравнения.
Процесс обучения, по данному курсу, имеет коррекционно-развивающий характер, направленный на коррекцию имеющихся у учащегося недостатков, пробелов в знаниях и опирается на его субъективный опыт, связь изучаемого материала с реальной жизнью.
Цели и задачи:
Задачи преподавания математики:
дать учащимся такие доступные количественные, пространственные, временные и геометрические представления, которые помогут им в дальнейшем включиться в трудовую деятельность;
использовать процесс обучения математике для повышения уровня общего развития учащихся с нарушением интеллекта и коррекции недостатков их познавательной деятельности и личностных качеств;
развивать речь учащихся, обогащая ее математической терминологией;
воспитывать у учащихся целенаправленность, терпеливость, работоспособность, настойчивость, трудолюбие, самостоятельность, навыки контроля и самоконтроля, развивать точность измерения и глазомер, умение планировать работу и доводить начатое дело до завершения.
Задачи обучения:
приобретение знаний о многозначных числах в пределах 1000 000 и арифметических действиях с многозначными числами в пределах 10000, об обыкновенных дробях, их преобразованиях, арифметических действиях с ними, о соотношении единиц различных величин, арифметических действиях с ними; о различных геометрических телах (куб, брус) о свойствах элементов.
освоение компетенций: коммуникативной, ценностно-ориентированной и учебно-познавательной.
Цели обучения математике:
развитие образного и логического мышления, воображения; формирование предметных умений и навыков, необходимых для успешного решения учебных и практических задач, продолжение образования;
освоение основ математических знаний, формирование первоначальных представлений о математике;
воспитание интереса к математике, стремления использовать математические знания в повседневной жизни
II. Общая характеристика учебного предмета.
Обучение математике связано с решением специфической задачи специальной коррекционной программы - коррекцией и развитием познавательной деятельности, личностных качеств ребенка, а также воспитанием трудолюбия, самостоятельности, формированием умений планировать свою деятельность, осуществлять самоконтроль.
Обучение математике носит практическую направленность, имеет тесную связь с другими учебными предметами (рисование, труд, развитие речи, письмо), готовит учащегося к овладению профессионально-трудовыми знаниями и навыками.
Понятия числа, величины, геометрической фигуры, которые формируются у учащегося в процессе обучения математике, являются абстрактными.
В данной программе представлено содержание изучаемого математического материала в 6 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида. В программу включены темы, являющиеся новыми для данного года обучения. Повторение вопросов, изученных ранее, решение задач, указанных в программе предшествующих лет обучения.
Программа определяет оптимальный объем знаний и умений по математике, который, как показывает опыт, доступен большинству школьников.
В 6 классе учащийся познакомится с многозначными числами в пределах 1 000 000 и операциями над числами в пределах 10 000, а так же, решение примеров и задач с обыкновенными дробями. Для решения примеров на сложение и вычитание обыкновенных дробей берутся дроби с небольшими знаменателями.
Умение хорошо считать устно вырабатывается постепенно, в результате систематических упражнений. Упражнения по устному счету должны быть разнообразными по содержанию и интересными по изложению. Учитель постоянно учитывает, что учащийся с трудом понимает и запоминает задания на слух. В связи с этим на занятиях устным счетом необходимо вести запись цветными маркерами, применять в работе таблицы, использовать наглядные пособия, дидактический материал.
При обучении письменным вычислениям необходимо добиваться четкости и точности в записях арифметических действий, правильности вычислений и умений проверять решения. Обязательной должна стать на уроке работа, направленная на формирование умения слушать и повторять рассуждения учителя, сопровождающаяся выполнением письменных вычислений.
Воспитанию прочных вычислительных умений способствуют самостоятельные письменные работы.
Систематический и регулярный опрос является обязательным видом работы на уроках математики.
При изучении дробей необходимо организовать с учащимся большое число практических работ, результатом которых является получение дробей и смешанных чисел.
На решение арифметических задач необходимо отводить не менее половины учебного времени, уделяя большое внимание самостоятельной работе. Наряду с решением готовых текстовых задач учитель учит преобразованию и составлению задач, т.е. творческой работе над ней. При подборе задач учитель не ограничивается только материалом учебника.
Геометрический материал занимает важное место в обучении математике. На уроках геометрии учащийся учится распознавать геометрические фигуры, тела на моделях, рисунках, чертежах. Определять форму реальных предметов. Он знакомится со свойствами фигур, овладевает элементарными графическими умениями, приемами применения измерительных и чертежных инструментов, приобретает практические умения в решении задач измерительного и вычислительного характера. В 6 классе учащийся повторяет материал, изученный ранее: виды линий, построение треугольников по трем заданным сторонам, периметр, окружность, линии в круге, масштаб. Все чертежные работы выполняются с помощью инструментов на нелинованной бумаге.
III. Описание места учебного предмета в учебном плане.
Учебный предмет «математика» входит в предметную область – математика. Учебным планом на изучение
математики в 6 классах выделяется 4 часа в неделю, 140 часов в год. В рабочей программе выстроена система учебных занятий (уроков) и педагогических средств, с помощью которых формируются базовые учебные действия, представлено
календарное планирование в табличной форме ниже.
IV. Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета.
Освоение обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в предметной области «Математика» предполагает достижения ими двух видов результатов: личностных и предметных для 6 класса минимальный и достаточный уровень предметных результатов:
Личностные результаты:
-умение соблюдать правила поведения на уроке математики при организации отдельных видов образовательной деятельности;
-положительное отношение к изучению математики, желание выполнить учебное задание хорошо (правильно);
-умение отвечать на вопросы учителя, поддержать диалог с учителем и сверстниками на уроке математики;
-доброжелательное отношение к учителю и другим обучающимся, желание оказать помощь одноклассникам в учебной ситуации;
-умение выполнять под руководством учителя учебные действия в практическом плане, на основе пошаговой инструкции по выполнению математической операции;
-умение проговаривать вслух последовательность производимых действий, опираясь на вопросы учителя;
-элементарные навыки работы с учебником математики: нахождение на странице учебника задания, указанного учителем, и другими дидактическими материалами;
-использование иллюстраций, содержащихся в учебнике, в качестве образца для организации практической деятельности с предметами или выполнения задания в тетради;
-понимание записей с использованием математической символики, содержащихся в учебнике или иных дидактических материалах, умение их прочитать и использовать для выполнения практических упражнений (с помощью учителя);
-умение с помощью учителя отразить в собственной речи предметные отношения с использованием математической терминологии (на основе анализа реальных предметов, предметных совокупностей или их иллюстраций);
-умение отразить в записи с использованием математической символики предметные отношения (на основе анализа реальных предметных совокупностей или их иллюстраций);
-умение прислушиваться к мнению учителя, сверстников и корригировать в соответствии с этим свои действия при выполнении учебного задания;
-умение принять оказываемую помощь в выполнении учебного задания;
-умение с помощью учителя рассказать о пошаговом выполнении учебного действия с использованием математической терминологии (в форме отчета о выполненном действии);
-оценка результатов своих действий по выполнению учебного задания (правильно – неправильно) и действий одноклассников, производимая совместно с учителем;
-умение применять математические знания при ориентировке в ближайшем социальном и предметном окружении и в процессе овладения профессионально-трудовыми навыками на уроках обучения профильному труду (с помощью учителя);
-начальные навыки применения математических знаний в самообслуживании и доступных видах хозяйственно-бытового труда;
Элементарные представления о здоровом образе жизни, бережном отношении к природе; умение использовать в этих целях усвоенные математические знания и умения.
Предметные результаты:
Базовые учебные действия (БУД)
Регулятивные базовые учебные действия:
-соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);
-умение выполнять под руководством учителя учебные действия в практическом плане, на основе пошаговой инструкции по выполнению математической операции;
-соотносить совместно с учителем свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности;
-прислушиваться к мнению учителя, сверстников и корригировать в соответствии с этим свои действия при выполнении учебного задания;
принимать оказываемую помощь в выполнении учебного задания;
-умение рассказать с помощью учителя о пошаговом выполнении учебного действия с использованием математической терминологии (в форме отчета о выполненном действии);
-оценка результатов своих действий по выполнению учебного задания (правильно – неправильно) и действий одноклассников, производимая совместно с учителем.
Познавательные базовые учебные действия:
-выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых предметов;
-устанавливать видо - родовые отношения предметов;
-наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности;
-работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать устное высказывание, иллюстрацию, элементарное схематическое изображение, предъявленных на бумажных и электронных носителях).
Коммуникативные базовые учебные действия
-вступать в контакт и работать в коллективе (учитель − ученик, ученик–ученик, ученик–класс, учитель − класс);
-использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;
обращаться за помощью и принимать помощь;
-слушать и понимать инструкцию к учебному заданию; сотрудничать (конструктивно взаимодействовать) с учителем и сверстниками; -доброжелательно относиться к учителю и сверстникам.
Минимальныйуровень:
знание десятичного состава чисел в пределах 1 000 000; разряды и классы;
знание основного свойства обыкновенных дробей;
знание зависимости между расстоянием, скоростью и временем;
знание различных случаев взаимного положения прямых на плоскости и в пространстве;
знание свойства граней и ребер куба и бруса.
знание табличных случаев умножения и получаемых из них случаев деления;
письменное выполнение арифметических действий с числами в пределах 1000 000 (сложение, вычитание,
умножение и деление на однозначное число с использованием таблиц умножения, алгоритмов письменных
арифметических действий;
Достаточный уровень:
знание числового ряда чисел в пределах 10 000; чтение, запись и сравнение чисел в пределах 10 000;
знание таблицы сложения однозначных чисел, в том числе с переходом через десяток;
знание табличных случаев умножения и получаемых из них случаев деления;
знание названий, обозначений, соотношения крупных и мелких единиц измерения скорости, расстояния, времени;
устное выполнение арифметических действий с целыми числами, полученными при счете и при измерении, в
пределах 10 000 (простые случаи в пределах 10 000);
знание смешанного числа, их получение, запись, чтение;
выполнение сравнения обыкновенных дробей;
выполнение арифметических действий с целыми числами до 10000 с использованием микрокалькулятора и
проверкой вычислений путем повторного использования микрокалькулятора;
решение простых задач в соответствии с программой, составных задач в 2-3 арифметических действия;
выполнение округления числа до заданного разряда;
умение узнавать случаи взаимного положения прямых на плоскости и в пространстве;
умение читать, записывать под диктовку обыкновенные дроби и смешанные числа;
умение узнавать виды обыкновенных дробей, сравнивать их с единицей;
умение выделять, называть, элементы куба, бруса, их свойства.
умение складывать, вычитать умножать и делить на однозначное число и круглые десятки числа в пределах
10000;
устное выполнение сложения и вычитания чисел в пределах 100;
умение читать, записывать под диктовку, сравнивать (больше - меньше) в пределах 10 000;
умение складывать, вычитать умножать и делить на однозначное число и круглые десятки числа в пределах
10000;
V. Содержание учебного курса по математике для 6 класса
Целые числа.
Нумерация чисел в пределах 1 000 000. Получение единиц, круглых десятков, сотен тысяч в пределах 1 000 000, сложение и вычитание круглых чисел в пределах 1 000 000.
Получение четырех-, пяти-, шестизначных чисел из разрядных слагаемых, расположение на разрядные слагаемые чтение, запись под диктовку, изображение на счетах, калькуляторе.
Разряды; единицы десятки, сотни тысяч, класс тысяч, нумерационная таблица, сравнение соседних разрядов сравнение классов тысячи единиц.
Округление чисел до единиц, десятков, сотен, тысяч. Определение количеств разрядных единиц и общего количества единиц десятков, сотен тысяч в числе. Числа простые и составные.
Обозначение римскими цифрами чисел ХШ—ХХ.
Устное (легкие случаи) и письменное сложение вычитание, умножение и деление на однозначное число и круглые десятки чисел в пределах 10000. Деление с остатком. Проверка арифметических действий.
Числа, полученные при измерении; сложение и вычитание чисел, полученных при измерении.
Устное и письменное сложение и вычитание чисел, полученных при измерении двумя мерами стоимости, длины, массы, времени, устно и письменно.
Обыкновенные дроби.
Обыкновенные дроби. Смешанные числа, их сравнение. Основное свойство обыкновенных дробей, Преобразования: замена мелких долей более крупными (сокращение), неправильных дробей целыми или смешанными числами. Сложение и вычитание дробей (и смешанных чисел) с одинаковыми знаменателями.
Простые арифметические задачи на нахождение дроби от числа, на прямую пропорциональную зависимость, на соотношение: расстояние, скорость, время. Составные задачи на Встречное движение (равномерное, прямолинейное) двух тел.
Повторение.
Геометрический материал.
Взаимное положение прямых на плоскости (пересекаются, в том числе перпендикулярные не пересекаются, т. е. параллельные), в пространстве; наклонные горизонтальные вертикальные. Знаки и ||. Уровень, отвес.
Высота треугольника, прямоугольника, квадрата.
Геометрические тела — куб, брус. Элементы куба, бруса; грани, ребра, вершины, их количество, свойства.
Масштаб: 1:1 000; 1:10000; 2:1; 10 : 1; 100:1.
VI. Тематическое планирование.
№ п/п
Тема урока
Кол – во часов
Дата
Виды деятельности учащихся
1
I четверть
Нумерация, числовой ряд.
1
Читать и записывать натуральные числа, пользоваться изученной математической терминологией.
2
Разряды. Определение разрядных единиц и общего количества единиц (дес., сот.).
1
Определять разрядные единицы и общее количество единиц.
3
Увеличение и уменьшение числа на разрядную единицу (дес.).
1
Организовать рабочее место, четко и правильно осознавать цель своей работы, выполнять уменьшение и увеличение чисел на разрядную единицу.
4
Запись чисел в виде суммы разрядных слагаемых. Получение числа из суммы.
1
Выполнять инструкции, точно следовать образцу и
простейшим алгоритмам.
5, 6
Арифметические действия с целыми числами.
2
Оформлять тетради в соответствии с принятыми нормами, выполнять сложение и вычитание в пределах 100 с переходом через разряд.
7
Решение задач на пропорциональное деление.
1
Планировать текущую работу, объяснять, оказывать помощь, принимать помощь товарища.
8, 9
Преобразование чисел, полученных при измерении величин. Сложение и вычитание.
2
Проводить простейшие измерения разными способами, преобразовывать и сравнивать числа, полученные при измерении длины, стоимости, массы, чертить отрезки.
10
Контрольная работа.
1
Контролировать правильность выполнения работы, записывать и сравнивать числа, пользоваться изученной математической терминологией; выполнять арифметические действия над числами.
11
Работа над ошибками.
1
Оформлять тетради в соответствии с принятыми нормами, выполнять сложение и вычитание в пределах 1000 с переходом через разряд.
12
Присчитывание разрядными единицами.
1
Оформлять тетради в соответствии с принятыми нормами, выполнять сложение и вычитание в пределах 1000 с переходом через разряд.
13
Таблица разрядов и классов. Чтение и запись в пределах 1000000.
1
Читать и записывать натуральные числа, пользоваться изученной математической терминологией.
14
Получение многозначных чисел из разрядных слагаемых.
1
Читать и записывать натуральные числа, пользоваться изученной математической терминологией.
15
Разложение чисел на разрядные слагаемые. Определение разрядных единиц и всего количества единиц (десятков, сотен).
1
Записывать числа в виде суммы разрядных слагаемых.
16
Округление чисел до указанного разряда. Счет группами.
1
Округление чисел до указанного разряда. Пользоваться изученной математической терминологией.
17
Повторение по теме «Нумерация». Римская нумерация.
1
Выполнять советы учителя по подготовке рабочего места для учебных занятий, ориентировка в римской нумерации.
18
Проверочная работа.
1
Контролировать правильность выполнения заданий, анализировать текстовые задачи, делать краткую запись условия.
19
Работа над ошибками.
1
Выполнять инструкции, точно следовать образцу и
простейшим алгоритмам.
20, 21
Сложение и вычитание чисел в пределах 10000. Порядок действий.
2
Планировать текущую работу, объяснять, оказывать помощь, принимать помощь товарища.
22
Проверка сложения и вычитания.
1
Применение правила проверки сложения и вычитания на практике.
23
Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении.
1
Выполнять инструкции, точно следовать образцу и
простейшим алгоритмам.
24
Контрольная работа за 1 четверть.
1
Преобразовывать и сравнивать числа, полученные при измерении массы, длины, стоимости, чертить отрезки.
25
Работа над ошибками.
1
Использование знаний соотношения между мерами длины, стоимости и массы для решения соответствующих примеров.
26, 27, 28
Решение примеров и задач.
3
Контролировать правильность выполнения задания.
29
Геометрический материал.
Повторение по теме "Геометрические фигуры".
1
Строить прямоугольник, квадрат по заданным параметрам, находить периметр, обозначать фигуры на чертежах.
30
Замкнутая и незамкнутая, ломаные линии. Длина ломаной.
1
Построение ломаных линий по заданным длинам отрезков.
31
Многоугольники, периметр многоугольника.
1
32
Взаимное положение кругов на плоскости. Линии в круге.
1
Построение окружности заданного радиуса, различных вариантов взаимного расположения кругов на плоскости.
33
Треугольники, виды треугольников.
1
Чертить треугольник, находить его периметр, называть элементы треугольника. Определять вид треугольника.
34
Построение треугольников с помощью циркуля и линейки.
1
Классифицировать треугольники по видам углов и сторон, чертить треугольник с помощью циркуля и линейки по двум заданным сторонам.
35
Взаимное положение фигур на плоскости.
1
Показать на чертеже различные варианты взаимного расположения фигур на плоскости.
36
Практическая работа.
1
Классифицировать треугольники по видам углов и сторон, чертить треугольник с помощью циркуля и линейки по двум заданным сторонам. Построение окружности заданного радиуса.
37, 38
II четверть
Обыкновенные дроби. Образование дробей. Сравнение дробей.
2
Различать числитель, знаменатель дроби, давать объяснение образованию дроби. Делить целое на равные части, сравнивать дроби с одинаковыми знаменателями и одинаковыми числителями.
39
Образование смешанного числа.
1
Давать объяснение образованию смешанного числа. Делить целое на равные части.
40
Сравнение смешанного числа.
1
Давать объяснение образованию смешанного числа. Сравнивать смешанные числа с одинаковым знаменателем и одинаковым числителем.
41, 42
Основные свойства дроби.
2
Применять основное свойство дроби при выполнении практических заданий.
43, 44
Преобразование обыкновенных дробей.
2
Применять основное свойство дроби при преобразовании обыкновенных дробей. Сравнивать дроби с одинаковыми числителями и одинаковыми знаменателями.
45
Нахождение части от числа.
1
Различать числитель, знаменатель дроби, давать объяснение образованию дроби. Применять алгоритм нахождения части от числа.
46
Нахождение нескольких частей от числа.
1
Применять основное свойство дроби при преобразовании обыкновенных дробей. Применять алгоритм нахождения нескольких частей от числа.
47
Решение примеров и задач.
1
Применять основное свойство дроби при преобразовании обыкновенных дробей. Применять алгоритм нахождения нескольких частей от числа.
48
Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями.
1
Применять правила сложения и вычитания обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями.
Самостоятельная работа. Применять основное свойство дроби при преобразовании обыкновенных дробей. Применять алгоритм нахождения нескольких частей от числа.
51
Работа над ошибками.
1
Работа над ошибками, способствующая раскрытию причин, осознанию и исправлению ошибок. Анализ проблемных ситуаций.
52, 53
Сложение и вычитание смешанных чисел.
2
Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковым знаменателем, сложение и вычитание смешанных чисел.
54, 55
Вычитание из целого числа смешанных чисел.
2
Различать числитель, знаменатель дроби, давать объяснение образованию дроби. Применять алгоритм вычитания из целого числа смешанных чисел.
56, 57
Решение примеров и задач.
2
Решение примеров и задач на сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковым знаменателем
58
Контрольная работа.
1
Самостоятельная работа с раздаточным материалом. Решение примеров и задач на сложение и вычитание дробей с одинаковым знаменателем.
59
Работа над ошибками.
1
Работа над ошибками, способствующая раскрытию причин, осознанию и исправлению ошибок. Анализ проблемных ситуаций.
60
Решение примеров и задач.
1
Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковым знаменателем, сложение и вычитание смешанных чисел.
61, 62
Геометрический материал.
Взаимное положение прямых, перпендикулярные прямые.
2
Ориентироваться во взаимном расположении прямых на плоскости, выделять перпендикулярные прямые.
63
Высота треугольника.
1
Определение элементов треугольника (вершина, основание), построение перпендикуляра из высоты треугольника на основание.
Различение перпендикулярных и параллельных прямых. Построение параллельных прямых с помощью угольника и линейки.
66
Построение параллельных прямых.
1
Различение перпендикулярных и параллельных прямых. Построение параллельных прямых с помощью угольника и линейки.
67
Практическая работа.
1
Различение перпендикулярных и параллельных прямых. Построение параллельных прямых с помощью угольника и линейки.
68
Повторение по теме «Параллельные и перпендикулярные прямые».
1
Определение различных случаев взаимного расположения прямых на плоскости. Построение параллельных и перпендикулярных прямых с помощью угольника и линейки.
69, 70
III четверть
Примеры зависимости между величинами V, t, S при равномерном прямолинейном движении
2
Знакомство с понятием скорость. Устанавливают зависимость между скоростью, временем, расстоянием.
71
Решение задач на встречное движение.
1
Знакомство с понятием скорость, время, расстояние. Устанавливают зависимость между скоростью, временем, расстоянием. Производят разбор условия задачи, выделяют вопрос задачи, составляют краткую запись, планируют ход решения задачи, формулируют ответ на вопрос задачи.
72
Контрольная работа.
1
Самостоятельная работа с индивидуальным раздаточным материалом. Решение задач на встречное движение.
73
Работа над ошибками.
1
Работа над ошибками, способствующая раскрытию причин, осознанию и исправлению ошибок. Анализ проблемных ситуаций.
74, 75
Умножение трехзначного числа на однозначное число.
2
Работа с таблицей умножения. Выполняют умножение многозначных чисел на однозначное число без перехода через разряд и круглые десятки.
76, 77
Умножение четырехзначного числа на однозначное число.
2
Выполняют умножение многозначных чисел на однозначное число без перехода через разряд. Выполняют умножение многозначных чисел на однозначное число с переходом через разряд.
78
Умножение многозначных чисел, оканчивающихся нулями, на однозначное число.
1
Выполняют умножение многозначных чисел, оканчивающихся нулями, на однозначное число с переходом через разряд.
79
Умножение многозначных чисел на однозначное число.
1
Выполняют умножение многозначных чисел на однозначное число без перехода через разряд. Выполняют умножение многозначных чисел на однозначное число с переходом через разряд.
80, 81
Решение сложных примеров и задач.
2
Работа с таблицей умножения. Выполняют умножение многозначных чисел на однозначное число без перехода через разряд, с переходом через разряд.
82, 83
Умножение на круглые десятки.
2
Работа с таблицей умножения. Умножение многозначных чисел на круглые десятки.
84
Контрольная работа.
1
Самостоятельная работа с индивидуальным раздаточным материалом. Решение примеров и задач на умножение многозначных чисел на однозначное с переходом через разряд.
85
Работа над ошибками.
1
Работа над ошибками, способствующая раскрытию причин, осознанию и исправлению ошибок. Анализ проблемных ситуаций.
86, 87
Деление многозначного числа на однозначное число.
2
Выполняют деление многозначных чисел на однозначное число без перехода через разряд. Работа с таблицей умножения.
88, 89
Деление многозначных чисел с нулем в середине частного или на конце частного.
2
Выполняют деление многозначных чисел на однозначное число с нулем в середине частного или на конце частного. Работа с таблицей умножения.
90
Решение сложных примеров и задач.
1
Умножение и деление многозначных чисел на однозначное число с переходом через разряд.
91, 92
Деление на круглые десятки.
2
Работа с таблицей умножения. Деление многозначных чисел на круглые десятки.
93
Деление с остатком.
1
Деление многозначных чисел на однозначное число с остатком.
94
Порядок действий.
1
Решение сложных примеров и задач на сложение, вычитание многозначных чисел, деление, умножение многозначных чисел на однозначное число с переходом через разряд.
95
Решение примеров и задач.
1
Решение примеров на умножение и деление многозначных чисел на однозначное с переходом через разряд. Решение задач: производят разбор условия задачи, выделяют вопрос задачи, составляют краткую запись, планируют ход решения задачи, формулируют ответ на вопрос задачи.
96
Контрольная работа.
1
Самостоятельная работа с индивидуальным раздаточным материалом. Умножение и деление многозначных чисел на однозначное число.
97
Работа над ошибками.
1
Работа над ошибками, способствующая раскрытию причин, осознанию и исправлению ошибок. Анализ проблемных ситуаций.
98
Повторение пройденного материала.
1
Решение сложных примеров и задач на сложение, вычитание многозначных чисел, деление, умножение многозначных чисел на однозначное число с переходом через разряд.
99
Геометрический материал.
Взаимное положение прямых в пространстве.
1
Моделируют с помощью учителя разнообразные ситуации взаимного расположения прямых в пространстве: вертикальное, горизонтальное, наклонное. Определяют вертикальное положение предметов с помощью отвеса.
100, 101, 102
Куб, брус, шар.
3
Знакомятся с геометрическими телами: куб, брус, шар. Дифференцируют плоские и объемные геометрические фигуры.
103, 104, 105
Масштаб.
3
Знакомятся с понятием масштаб. Разбор ситуаций, когда необходимо использовать масштаб. Решение задач на построение геометрических фигур в заданном масштабе.
106
Практическая работа.
1
Самостоятельная работа с индивидуальным раздаточным материалом.
107, 108
Закрепление темы «Масштаб».
2
Решение задач на построение геометрических фигур в заданном масштабе увеличения или уменьшения.
109
IV четверть
Нумерация чисел в пределах 1000000. Сравнение чисел.
1
Сравнивают числа по классам и разрядам. Получают круглые сотни в пределах 1000000. Складывают и вычитают круглые сотни. Получают трёхзначные числа из сотен, десятков и единиц; из сотен и десятков; из сотен и единиц. Раскладывают трёхзначные числа на сотни, десятки и единицы. Определяют количество разрядных единиц в числе. Определяют общее количество сотен, десятков единиц в числе. Знакомятся с классом тысяч и разрядами числа 1000000. Записывают числа в разрядную таблицу.
110, 111
Сложение и вычитание чисел.
2
Устно и письменно складывают и вычитают числа в пределах 1000000 с переходом через разряд. Оценивают правильность составления числовой последовательности. Выполняют арифметические действия с целыми числами в пределах 1000000.
112, 113
Решение уравнений.
2
Повторение компонентов действия. Решение равнений, используя правила нахождения неизвестного слагаемого, уменьшаемого, вычитаемого.
114
Проверочная работа.
1
Самостоятельная работа с индивидуальным раздаточным материалом. Решение примеров на сложение и вычитание многозначных чисел с переходом через разряд. Порядок действия.
115
Работа над ошибками.
1
Работа над ошибками, способствующая раскрытию причин, осознанию и исправлению ошибок. Анализ проблемных ситуаций.
116
Умножение и деление чисел на однозначное число.
1
Решение примеров и задач на умножение и деление многозначных чисел на однозначное число с переходом через разряд. Работа с таблицей умножения.
117, 118
Умножение и деление на круглые десятки.
2
Решение примеров и задач на умножение и деление многозначных чисел на круглые десятки с переходом через разряд. Работа с таблицей умножения.
119, 120
Все действия с целыми числами.
2
Решение примеров и задач на все арифметические действия. Выполняют примеры на порядок действий.
121, 122
Решение задач на движение.
2
Устанавливают зависимость между скоростью, временем, расстоянием. Производят разбор условия задачи, выделяют вопрос задачи, составляют краткую запись, планируют ход решения задачи, формулируют ответ на вопрос задачи.
123
Нахождение одной, нескольких долей числа.
1
Образовывают, читают и записывают обыкновенные дроби. Различают числитель и знаменатель дроби. Используют алгоритм нахождения одной, нескольких долей числа.
124
Решение примеров и задач.
1
Решение примеров и задач на нахождение одной, нескольких долей числа.
125
Обыкновенные дроби, преобразование дробей.
1
Применять основное свойство дроби при преобразовании обыкновенных дробей. Сравнивать дроби с одинаковыми числителями и одинаковыми знаменателями
126
Сравнение дробей и смешанных чисел.
1
Сравнивают доли. Сравнивают дроби с одинаковыми знаменателями. Оценивают правильность сравнения долей, дробей. Классифицируют дроби по их виду.
127, 128
Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями.
2
Применять правила сложения и вычитания обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями.
129
Контрольная работа.
1
Самостоятельная работа с индивидуальным раздаточным материалом.
130
Работа над ошибками.
1
Работа над ошибками, способствующая раскрытию причин, осознанию и исправлению ошибок. Анализ проблемных ситуаций.
131, 132
Решение примеров и задач.
2
Решение примеров и задач на все арифметические действия.
133
Геометрический материал.
Линии, многоугольники.
1
Строят прямые линии, отрезки по заданным размерам. Строят замкнутые и незамкнутые ломаные линии. Вычисляют длину замкнутой ломаной линии
134
Углы, их виды.
1
Повторяют виды углов. Классифицируют треугольники по видам углов и сторон.
Моделируют с помощью учителя разнообразные ситуации взаимного расположения прямых в пространстве: вертикальное, горизонтальное, наклонное. Определяют вертикальное положение предметов с помощью отвеса.
137
Окружность, круг.
1
Построение окружности заданного радиуса. Повторение линий в круге.
138
Масштаб.
1
Решение задач на построение геометрических фигур в заданном масштабе увеличения или уменьшения.
139
Практическая работа.
1
Самостоятельная работа с индивидуальным раздаточным материалом.
VII. Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности.
1.Перова М.Н. Методика преподавания математики в специальной (коррекционной) школе VIII вида: Учеб. для
студ. дефект. фак. педвузов. —4-е изд., перераб. —М.: Гуманист. изд. центр ВЛАДОС, 2001. —408 с.: ил. —
(коррекционная педагогика).
2.Программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида: Сб.1. –М.: Гуманист. Изд.
Центр ВЛАДОС, под редакцией доктора педагогических наук В. В. Воронковой, 2000. – 224 с.
3.Учебник «Математика» для 6 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под
ред. Капустиной Г.М. и Перовой М.Н., Москва «Просвещение», 2005, 2014 г.
4. Рабочая тетрадь по математике для учащихся 6 классов коррекционной школы 8 вида.
5. Гончарова Л. В. Предметные недели в школе. - Волгоград. 2003.
6. Катаева А. А., Стребелева Е. А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно
отсталых дошкольников: Кн. для учителя.— М.: Просвещение, 1990.— 191 с.
7. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: (Олигофренопедагогика): Учеб. пособие для студ.
высш. пед. учеб, заведений / Б. П. Пузанов, Н. П. Коняева, Б. Б. Горскин и др.; Под ред. Б. П. Пузанова. - М.: Издательский
центр «Академия», 2001. - 272 с.
8.Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе: Пособие для учителей и студентов дефектолог. ф-тов
пед. ин-тов/ Под ред. В. В. Воронковой — М.: Школа-Пресс, 1994. — 416 с.
9.Перова М.Н., Эк В.В. Обучение элементам геометрии во вспомогательной школе: Пособие для учителя. —М., 1992.
10.Узорова О. В., Нефедова Е. А.Контрольные и проверочные работы по математике. – М., 2008..
7. Эк В.В. Обучение математике учащихся младших классов специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. - М., 2006 г.
Технические средства обучения:компьютер, телевизор, принтер.
Учебное оборудование:Дидактический раздаточный материал: карточки: «Разрядные таблицы», «Доли и дроби», «Состав числа». Таблицы: «Разряды и классы», «Доли и дроби», «Геометрические фигуры», «Компоненты при сложении и вычитании», «Компоненты при умножении и делении».
Электронные образовательные ресурсы.
1) Российское образование. Федеральный портал. http://www.edu.ru.
2) Электронные образовательные ресурсы для коррекционных школ.