Рабочая программа по математике 5 класс 2016-2017 у.г.
Рабочая программа по математике 5 класс 2016-2017 у.г.
Изучение математики в 5 классе, согласно требованиям Федерального государственного стандарта основного общего образования по математике, направлено на достижение целей
в направлении личностного развития
1) ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
2) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве;
3) умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
4) представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах ее развития, о ее значимости для развития цивилизации;
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по математике 5 класс 2016-2017 у.г.»
Планируемые результаты изучения учебного предмета.
Изучение математики в 5 классе, согласно требованиям Федерального государственного стандарта основного общего образования по математике, направлено на достижение целей
в направлении личностного развития
1) ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
2) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве;
3) умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
4) представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах ее развития, о ее значимости для развития цивилизации;
6) креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач;
7) умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
8) способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений.
вметапредметном направлении
результатами обучения математике в основной школе являются:
1) способность самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
2) умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
3) умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять ее в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
4) умение понимать и использовать математические средства наглядности (графики, диаграммы, таблицы, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
5) умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
6) умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;
7) понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
8) умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
9) умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;
10) развивать способность организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
11) формировать учебную и общепользовательскую компетентность в области использования информационно-коммуникационных технологий.
в предметном направлении
результатами обучения математике в основной школе являются:
1) овладение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания; представление об основных изучаемых понятиях (число, геометрическая фигура, дробь, процент) как важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать реальные процессы и явления;
2) умение работать с математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи с применением математической терминологии и символики, использовать различные языки математики, проводить классификации, логические обоснования, доказательства математических утверждений;
3) умение выполнять арифметические преобразования рациональных выражений.применять их для решения учебных математических задач и задач, возникающих в смежных учебных предметах;
5) овладение геометрическим языком, умение использовать его для описания предметов окружающего мира; развитие пространственных представлений и изобразительных умений, приобретение навыков геометрических построений;
6) усвоение систематических знаний о плоских фигурах и их свойствах, а также на наглядном уровне – о простейших пространственных телах, умение применять систематические знания о них для решения геометрических и практических задач
7) умение измерять длины отрезков, величины углов, использовать формулы для нахождения периметров, площадей и объемов геометрических фигур;
8) умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера.
В ходе преподавания математики в 5 классе, работы над формированием у обучающихся перечисленных в программе знаний и умений следует обращать внимание на то, чтобы они овладевали умениями общеучебного характера, разнообразными способами деятельности, приобретали опыт:
планирования и осуществления алгоритмической деятельности, выполнения заданных и конструирования новых алгоритмов;
решения разнообразных классов задач из различных разделов курса, в том числе задач, требующих поиска пути и способов решения;
исследовательской деятельности, развития идей, проведения экспериментов, обобщения, постановки и формулирования новых задач;
ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи, использования различных языков математики (словесного, символического, графического), свободного перехода с одного языка на другой для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
проведения доказательных рассуждений, аргументации, выдвижения гипотез и их обоснования;
поиска, систематизации, анализа и классификации информации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.
Ученик научится:
• понимать особенности десятичной системы счисления;
• оперировать понятиями, связанными с делимостью натуральных чисел;
• выражать числа в эквивалентных формах, выбирая наиболее подходящуювзависимости от конкретной ситуации;
• сравнивать и упорядочивать рациональные числа;
• выполнять вычисления с рациональными числами, сочетая устные и письменные приёмы вычислений, применение калькулятора;
• использовать понятия и умения, связанные с пропорциональностью величин, процентами, в ходе решения математических задач и задач из смежных предметов, выполнять несложные практические расчёты.
Ученик получит возможность:
• углубить и развить представления о натуральных числах и свойствах делимости;
• научиться использовать приёмы, рационализирующие вычисления, приобрести привычку контролировать вычисления, выбирая подходящий для ситуации способ.
Натуральные числа и нуль.
Учащиеся должны знать и понимать:
Понятия натурального числа, цифры, десятичной записи числа, классов и разрядов.
Таблицу классов и разрядов. Обозначение разрядов.
Общепринятые сокращения в записи больших чисел, свойства натурального ряда чисел, однозначные, двузначные и многозначные числа
Понятия действий сложения ивычитания.
Компоненты сложения и вычитания.
Свойства сложения и вычитания натуральных чисел.
Понятие периметра многоугольника.
Алгоритм арифметических действий над многозначными числами.
Понятия большего и меньшего натурального числа. Неравенство, знаки неравенств, двойное неравенство.
Таблицу умножения.
Понятия действий умножения и деления.
Компоненты умножения и деления.
Свойства умножения и деления натуральных чисел.
Порядок выполнения действий (в том числе, когда в выражении есть квадраты и кубы чисел).
Разложение числа на множители, приведение подобных слагаемых.
Деление с остатком, неполное частное, остаток.
Понятия квадрата и куба числа.
Таблицу квадратов и кубов первых десяти натуральных чисел
Уметь:
Читать и записывать натуральные числа, в том числе и многозначные.
Составлять числа из различных единиц.
Складывать и вычитать многозначные числа столбиком и при помощи координатного луча.
Находить неизвестные компоненты сложения и вычитания.
Использовать свойства сложения и вычитания для упрощения вычислений.
Решать текстовые задачи, используя действия сложения и вычитания.
Раскладывать число по разрядам и наоборот
(Владеть способами познавательной деятельности).
Заменять действие умножения сложением и наоборот.
Находить неизвестные компоненты умножения и деления.
Умножать и делить многозначные числа столбиком.
Выполнять деление с остатком.
Упрощать выражения с помощью вынесения общего множителя за скобки, приведения подобных членов выражения, используя свойства умножения.
Решать уравнения, которые сначала надо упростить.
Решать текстовые задачи арифметическим способом на отношения «больше (меньше) на … (в…); на известные зависимости между величинами (скоростью, временем и расстоянием; ценой, количеством и стоимостью товара и др.).
Решать текстовые задачи с помощью составления уравнения (в том числе задачи на части).
Изменять порядок действий для упрощения вычислений, осуществляя равносильные преобразования.
Составлять программу и схему программы вычислений на основании ее команд, находить значение выражений, используя программу вычислений.
Вычислять квадраты и кубы чисел.
2. Измерение величин.
Учащиеся должны знать и понимать:
Понятия отрезка и его концов, равных отрезков, середины отрезка, длины отрезка, значение отрезков.
Единицы измерения длины (массы, времени) и соотношения между ними. Общепринятые сокращения в записи единиц длины (массы, времени).
Измерительные инструменты.
Понятия треугольника, многоугольника, их вершин и сторон, их обозначение.
Понятия плоскости, прямой, луча, дополнительного луча, их обозначение.
Понятия шкалы и делений, координатного луча, единичного отрезка, координаты точки.
Понятие формулы.
Формулу пути (скорости, времени).
Понятия прямоугольника, квадрата, прямоугольного параллелепипеда, куба.
Измерения прямоугольного параллелепипеда.
Формулу площади прямоугольника, квадрата, треугольника.
Строить, обозначать и называть геометрические фигуры: отрезки, плоскости, прямые, находить координаты точек и строить точки по координатам.
Выражать длину (массу) в различных единицах.
Показывать предметы, дающие представление о плоскости.
Определять цену деления, проводить измерения с помощью приборов, строить шкалы с помощью выбранных единичных отрезков.
Чертить координатный луч, находить координаты точек и строить точки по координатам.
Читать и записывать формулы.
Вычислять по формулам путь (скорость, время), периметр, площади прямоугольника,квадрата, треугольника, объемы прямоугольного параллелепипеда, куба.
Вычислять площадь фигуры по количеству квадратных сантиметров, уложенных в ней.
Вычислять объем фигуры по количеству кубических сантиметров, уложенных в ней.
Решать задачи, используя свойства равных фигур.
Переходить от одних единиц площадей (объемов)к другим.
3. Делимость натуральных чисел.
Учащиеся должны знать и понимать:
Признаки делимости
Понятие простых и составных чисел
Понятие наибольшего общего делителя
Понятие наибольшего общего кратного
Уметь:
Применять признаки делимости натуральных чисел
Называть простые и составные числа
Разложить натуральное число на простые множители
Находить для натуральных чисел наибольший общий делитель
Находить для натуральных чисел наибольший общий делитель. Находить для натуральных чисел наименьшее общее кратное
4. Обыкновенные дроби.
Учащиеся должны знать и понимать:
Понятия окружности, круга и их элементов.
Понятия доли, обыкновенной дроби, числителя и знаменателя дроби.
Основные виды задач на дроби. Правило сравнения дробей.
Понятия равных дробей, большей и меньшей дробей.
Понятия правильной . неправильной дроби и смешанной дробей.
Правила сложения , вычитания, умножения и деления дробей .
Уметь:
Изображать окружность и круг с помощью циркуля, обозначать и называть их элементы.
Читать и записывать обыкновенные дроби.
Называть числитель и знаменатель дроби и объяснять, что они показывают.
Изображать дроби, в том числе равные на координатном луче.
Распознавать и решать три основные задачи на дроби.
Сравнивать дроби с одинаковыми знаменателями.
Сравнивать правильные и неправильные дроби с единицей и друг с другом.
Складывать , вычитать ,умножать и делить дроби. Записывать результат деления двух любых натуральных чисел с помощью обыкновенных дробей.
Записывать любое натуральное число в виде обыкновенной дроби.
Выделять целую часть из неправильной дроби.
Представлять смешанное число в виде неправильной дроби.
Складывать и вычитать смешанные числа
Содержание тем учебного предмета
Натуральные числа и нуль (40 ч.)
Десятичная система счисления. Римская нумерация. Ряд натуральных чисел. Десятичная запись, сравнение, сложение и вычитание натуральных чисел. Законы сложения. Умножение, законы умножения. Степень с натуральным показателем. Деление нацело, деление с остатком. Числовые выражения. Решение текстовых задач.
Измерение величин (37 ч.)
Прямая, луч, отрезок. Измерение отрезков и единицы длины. Представление натуральных чисел на координатном луче. Окружности и круг, сфера и шар. Углы, измерение углов. Треугольник, прямоугольник, квадрат, прямоугольный параллелепипед. Площадь прямоугольника, объем прямоугольного параллелепипеда. Единицы массы, времени. Решение текстовых задач.
Делимость натуральных чисел (21ч.)
Свойства и признаки делимости. Простые и составные числа. Делители натурального числа. Наибольший общий делитель, наименьшее общее кратное.
Обыкновенные дроби (61ч.)
Понятие дроби, равенство дробей (основное свойство дроби). Приведение дробей к общему знаменателю. Сравнение, сложение и вычитание любых дробей. Законы сложения. Умножение дробей, законы умножения. Деление дробей. Смешанные дроби и действия с ними. Представления дробей на координатном луче. Решение текстовых задач.
Итоговое повторение курса математики (16.)
Ряд натуральных чисел. Десятичная запись, сравнение, сложение и вычитание натуральных чисел. Законы сложения. Умножение, законы умножения. Степень с натуральным показателем. Деление нацело, деление с остатком. Числовые выражения. Решение текстовых задач. Обыкновенные дроби. Решение задач на движение по реке и совместную работу. Вычисление площади прямоугольник и объема прямоугольного параллелепипеда.
Элементы алгебры
Использование букв для обозначения чисел; для записи свойств арифметических действий. Буквенные выражения. Числовое значение буквенного выражения. Уравнение, корень уравнения. Нахождение неизвестных компонентов арифметических действий.
Наглядная геометрия
Наглядные представления о фигурах на плоскости: прямая, отрезок, луч, угол, ломаная, многоугольник, окружность, круг. Четырехугольник, прямоугольник, квадрат. Треугольник, виды треугольников. Изображение геометрических фигур. Взаимное расположение двух прямых, двух окружностей, прямой и окружности. Длина отрезка, ломаной. Периметр многоугольника. Единицы измерения длины. Измерение длины отрезка, построение отрезка заданной длины. Угол. Виды углов. Градусная мера угла. Измерение и построение углов с помощью транспортира. Понятие площади фигуры. Единицы измерения площади. Площадь прямоугольника, квадрата. Равновеликие фигуры. Наглядные представления о пространственных фигурах: куб, параллелепипед, шар, сфера. Изображение пространственных фигур. Примеры разверток. Понятие объема, единицы объема. Понятие о равных фигурах. Объем прямоугольного параллелепипеда, куба.
Тематическое планирование
№
п/п
Раздел программы
Тема урока
Кол-во часов
Натуральные числа и ноль(40)
1
Ряд натуральных чисел
1
2
Десятичная система записи натуральных чисел
1
3
Сравнение натуральных чисел
1
4
Сложение. Законы сложения
1
5
Сложение натуральных чисел и их свойства
1
6
Вычитание
1
7
Вычитание
1
8
Решение текстовых задач с помощью сложения и вычитания
1
9
Решение текстовых задач с помощью сложения и вычитания.
1
10
Решение текстовых задач
1
11
Умножение. Законы умножения
1
12
Умножение. Законы умножения.
1
13
Распределительный закон
1
14
Распределительный закон
1
15
Распределительный закон. Упрощение выражений
1
16
Сложение и вычитание чисел столбиком
1
17
Сложение и вычитание чисел столбиком
1
18
Подготовка к контрольной работе по теме «Сложение и вычитание натуральных чисел»
1
19
Контрольная работа №1
Сложение и вычитание натуральных чисел
1
20
Анализ контрольной работы.Умножение чисел столбиком
1
21
Умножение чисел столбиком, оканчивающихся нулями.
1
22
Умножение чисел столбиком
1
23
Степень с натуральным показателем
1
24
Степень с натуральным показателем.
1
25
Деление нацело
1
26
Деление нацело. Решение уравнений
1
27
Решение текстовых задач с помощью умножения и деления.
1
28
Решение текстовых задач с помощью умножения и деления
1
29
Задачи «на части»
1
30
Задачи «на части» Нахождение части от целого
1
31
Задачи «на части». Нахождение целого по части
1
32
Деление с остатком
1
33
Деление с остатком. Решение задач на деление.
1
34
Числовые выражения
1
35
Решение упражнений по теме «Числовые выражения»
1
36
Контрольная работа №2
Умножение и деление натуральных чисел
1
37
Анализ контрольной работы. Задачи на нахождение двух чисел по их сумме и разности.
1
38
Задачи на нахождение двух чисел по их сумме и разности.
1
39
Занимательные задачи к главе 1
1
40
Занимательные задачи к главе 1
1
Измерение величин (37)
41
Прямая. Луч. Отрезок
1
42
Прямая. Луч. Отрезок
1
43
Измерение отрезков
1
44
Измерение отрезков Длина отрезка
1
45
Метрические единицы длины
1
46
Метрические единицы длины
1
47
Представление натуральных чисел на координатном луче
1
48
Представление натуральных чисел на координатном луче
1
49
Контрольная работа №3 Прямая. Отрезок. Измерение отрезков
1
50
Анализ контрольной работы. Окружность и круг. Сфера и шар
1
51
Окружность и круг. Сфера и шар
./
1
52
Углы. Измерение углов
1
53
Углы. Измерение углов
1
54
Треугольник
1
55
Треугольник
1
56
Решение задач по теме: «Треугольник»
1
57
Четырехугольники
1
58
Решение задач по теме: «Четырехугольникиф» .
1
59
Площадь прямоугольника. Единицы площади.
1
60
Площадь прямоугольника. Единицы площади
1
61
Решение задач по теме: «Площадь прямоугольника
1
62
Прямоугольный параллелепипед
1
63
Решение задач по теме: «Прямоугольный параллелепипед» .