kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Проект: "Интересные факты из жизни великих математиков"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проект: "Интересные факты из жизни великих математиков"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Проект: "Интересные факты из жизни великих математиков"»

ПРОЕКТ

Интересные факты из жизни великих математиков



Математика - очень увлекательная,

интересная и полезная наука.

Она может стать захватывающим занятием

не только для взрослых, но и для детей.



Чтобы сделать в математике открытие, надо любить её так, как любил каждый из великих математиков, как любили и любят её десятки и сотни других людей. Сделайте хотя бы малую часть того, что сделал каждый из них, и мир навсегда останется благодарным вам.



Цель: изучение биографии великих математиков и знакомство с самыми интересными фактами их жизни.



Задачи:

- ознакомиться с информацией о великих математиках;

- с интересными фактами их жизни;

- с открытиями в науке.



Презентация учителя:


1-й слайд. Кто, по преданию, из великих геометров древности сказал солдату, пришедшему его убить: «Не тронь моих кругов?»

а) Архимед

б) Евклид

в) Декарт

г) Виет

2-й слайд. Ответ: Архимед. По преданию, Архимед был увлечён решением геометрической задачи, чертёж которой был выполнен на песке. Солдат, убивший Архимеда, или не знал о приказе военачальника сохранить жизнь Архимеду, или не узнал Архимеда. Впоследствии этот солдат был наказан, а семья Архимеда была окружена почестями.


3-й слайд. Какая книга лежит в основе школьных учебников по геометрии?

а) «Начала» Евклида

б) «Начала» Архимеда

в) «Геометрия» Евклида

г) «Геометрия» Лобачевского

4-й слайд. Ответ: «Начала» Евклида, написанная в 6-м веке до н.э.


5-й слайд. Кто автор слов: «В геометрии нет особых путей для царей»?

а) Гаусс

б) Евклид

в) Декарт

г) Виет

6-й слайд. Ответ: Евклид


7-й слайд. Кто ввёл термины «абсцисса», «ордината», «координата»?

а) Лейбниц

б) Евклид

в) Декарт

г) Виет

8-й слайд. Ответ: Лейбниц ввёл понятие «абсцисса» в 1665 г, «ордината» в 1684 г, «координата» в 1692 г.



Вывод: Жизнь великих учёных так тесно переплелась с наукой, что уже невозможно представить математику без Пифагора, а Пифагора без математики. Но всё же я надеюсь, что интересные факты из жизнивеликих математиков составят более полные образы учёных, заставят уважительно относиться к предмету «математика»



ФАЛЕС



Фалес

ок. 625 – ок. 547 до н. э.

древнегреческий философ





Фалес - один из «семи мудрецов».

Умел предсказывать солнечные затмения;

измерил высоту египетских пирамид по их тени



научился вычислять время солнцестояний и равноденствий, установил неравность промежутков между ними.



- рассказывают, что однажды ночью шел Фалес не глядя себе под ноги и рассматривал звездное небо. Он споткнулся и упал в яму. Люди стали над ним смеяться, а одна женщина сказала: - Что ж, мудрец, хочешь познать то, что на небесах, а не видишь даже того, что у тебя под ногами?



ПИФАГОР САМОССКИЙ





Пифагор Самосский


570 -495 г.г. до н.э.




- это был в своём роде Эйнштейн IV века до н. э. При жизни его  считали полубогом, магом, чудотворцем, абсолютным мудрецом.До сих пор он остается одним из самых  загадочных великих  людей в истории.

-в научных достижениях Пифагор прославился своей теоремой: «квадрат гипотенузы треугольника равняется сумме квадратов катетов», а также учениями о числах.











ЕВКЛИД


Евклид

365—300 до н. э.,

древнегреческий математик

… знаменитые «Начала» Евклида долгие годы служили образцом математического сочинения и основой для изучения математики. Сведений о биографии Евклида, к сожалению, до нас почти не дошло, нам не известны даже даты его рождения и смерти. Твердо установлено лишь то, что он жил и работал в Александрии в 3 в. до н.э.

Царь Птолемей 1, чтобы возвеличить свое государство, привлекал в страну ученых и поэтов, создав для них храм муз – Мусейон. Здесь были залы для занятий, ботанический и зоологический сады, астрономический кабинет, астрономическая башня, комнаты для уединенной работы и главное – великолепная библиотека. В числе приглашенных ученых оказался и Евклид, который основал в Александрии – столице Египта _ математическую школу и написал для ее учеников свой фундаментальный труд.

Конечно, как и о других великих людях, о нем известно немало легенд, одна из которых очень поучительна.

Легенда:Египетский царь Птолемей 1 спросил у Евклида, нет ли более короткого пути для понимания геометрии, чем тот, который содержится в «Началах» (в современном издании эта книга имеет более 500 страниц, и, конечно, для ее изучения нужно немало времени и усердия). Евклид гордо ответил Птолемею, что в «геометрии нет царской дороги»

ДИОФАНТ


Диофант

Александрийский

древнегреческий математик, живший предположительно

в III веке н.э.

В III—IV веках нашей эры жил в городе Александрии знаменитый греческий матема­тик Диофант. До нас дошли шесть из трина­дцати книг «Арифметики», написанных Дио­фантом. История сохранила нам мало черт биографии замечательного древнего математика Диофанта. Все, что известно о нем, почерпнуто из надписи на его гробнице - надписи, составленной в форме математической задачи. Эта надпись дает возмож­ность определить продолжительность жиз­ни математика, которого позднее назвали «отцом греческой алгебры». Надпись эта в переводе, подражающем древним стихам, такова:  

На родном языке:

На языке алгебры:

Путник! Здесь прах погребен Диофанта.
И числа поведать могут, о чудо,
сколь долог был век его жизни.

x


Часть шестую его представляло
прекрасное детство.


Двенадцатая часть протекла еще жизни –
покрылся пухом тогда подбородок.

Седьмую в бездетном браке
провел Диофант.

Прошло пятилетие;
он был осчастливлен рождением
прекрасного первенца сына.

5

Коему рок половину лишь
жизни прекрасной и светлой
дал на земле по сравненью с отцом.

И в печали глубокой
старец земного удела конец воспринял,
переживши года четыре
с тех пор, как сына лишился.

4

Скажи, сколько лет жизни достигнув,
смерть воспринял Диофант?»   

Уравнение:

Решив уравнение и найдя, что х=84, узнаем следующие черты биографии Диофанта; он женился в возрасте 21года, стал отцом на 38 году, потерял сына на 80 году и умер достигнув возраста 84 лет. Но все-таки попробуйте проверить сами.





























РЕНЕ ДЕКАРТ



Рене Декарт

1596-1650




- французский математик и философ. Математические исследования Декарта тесно связаны с его работами по философии и физике. В "Геометрии" Декарт впервые ввёл понятия переменной величины и функции.

- заложил основы аналитической геометрии, дал понятие  импульса силы, вывел закон сохранения количества движения, создал метод координат (декартовы координаты).

Известны  кривые овалы Декарта. В область изучения геометрии Декарта включил "геометрические" линии (названные позднее Г. Лейбницем алгебраическими), которые можно описать движениями шарнирных механизмов.



БЛЕЗ ПАСКАЛЬ



Блез Паскаль

1623-1662




- отец запретил маленькому Блезу заниматься математикой. Но однажды обнаружил, что мальчик рассматривает какой-то рисунок из прямых линий и окружностей. Выяснилось, что Блез сам нашёл доказательства первых теорем известного древнегреческого математика Евклида.


- в 16 лет Блез доказал утверждение, которое до сих пор изучается в высших учебных заведениях под именем теоремы Паскаля.


- Паскаль сконструировал первую вычислительную машину.






ГОТФРИД ВИЛЬГЕЛЬМ ЛЕЙБНИЦ



Готфрид Вильгельм

Лейбниц

1646-1716

немецкий философ, математик, физик, языковед

Когда Готфрида крестили и священник взял младенца на руки, он поднял голову и открыл глаза. Видя в этом предзнаменование, отец его, Фридрих Лейбниц, в записках своих предсказал сыну «свершения вещей чудесных».Он не дожил до исполнения своего пророчества и умер, когда мальчику не исполнилось и семи лет.

Готфриду не было еще четырнадцати лет, когда он изумил своих школьных учителей, проявив талант, которого в нем никто не подозревал. Он оказался поэтом, - по тогдашним понятиям истинный поэт мог писать только по – латыни или по – гречески.

Пятнадцатилетним юношей Готфрид стал студентом Лейпцигского университета. По своей подготовке он значительно превосходил многих студентов старшего возраста.

Намереваясь показать людям, что двоичное счисление – это не забава, а метод с большим будущим, знаменитый немецкий математик Г.Лейбниц изготовил специальную медаль. На ней изображена таблица простейших действий над числами в двоичной системе и отчеканена фраза: «Чтобы вывести из ничтожества все, достаточно единицы».









ЛЕОНАРД ЭЙЛЕР



Леонард Эйлер

1707- 1783

К великому математику и блестящему физику Леонарду Эйлеру лучше всего подходит определение «гений».

Эйлер родился в Швейцарии, в городе Базеле, в 1707 году. Ученую степень магистра получил в 16 лет. Спустя 4 года он выехал в Россию, где стал членом Петербургской Академии наук. Первые его труды касались навигации, но потом он полностью посвятил себя математике. Эйлер известен необыкновенным трудолюбием, что в конце концов привело его к потери зрения в одном глазу. Мировое признание принесли Эйлеру его труды по механике, а за работу о морских приливах и отливах он получил премию от Парижской Академии наук. Состояние здоровья Эйлера требовало изменения климата, и в 1738 году он выехал в Берлин, где тоже очень много работал, издал свои главные научные произведения.

Эйлер вернулся в Россию. Екатерина Вторая назначила ему постоянное жалование из собственных средств. К сожалению после приезда в Петербург Эйлер заболел и потерял второй глаз. Но и слепой, он продолжал работать. Формулы он писал мелом на доске, а своим друзьям он диктовал работы. Гений и творчество Эйлера развивались вплоть до глубокой старости. Он написал свыше 800 работ.

Рассказывают, что Эйлер не любил театра, и если попадал туда, поддавшись уговорам жены, то чтобы не скучать, выполнял в уме сложные вычисления, подобрав их объём так, чтобы хватало как раз до конца представления.

По характеру Эйлер был добродушен, незлобив, практически ни с кем не ссорился, был жизнерадостен, общителен. Любил музыку, философские беседы.

Эйлер был заботливым семьянином, охотно помогал коллегам и молодёжи, щедро делился с ними своими идеями. Известен случай, когда Эйлер задержал свои публикации по вариационному исчислению, чтобы молодой не известный Лагранж, независимо пришедший к тем же открытиям смог опубликовать их первым. Лагранж всегда с восхищением относился к Эйлеру как к математику, и как к человеку; он говорил: «Если вы действительно любите математику, то читайте Эйлера».























КАРЛ ФРИДРИХ ГАУСС



Карл Фридрих

Гаусс

1777-1855




«Я научился считать раньше, чем говорить»



- Карл Гаусс в возрасте 3-х лет заметил ошибку, которую его отец сделал в расчетах при строительстве дома.



- в 7 лет предложил решение задачи, которое удивило учителя. Учитель едва закончил писать условие задачи, а Карл уже дал ответ.

Задача:

Чему равна сумма

1+2+…+50+51+…+99+100?

Ответ: сумма равна50 * 101 = 5050.



- позже Гаусс первым доказал, что правильный многоугольник можно построить циркулем и линейкой.



- Гаусс интересовался политикой, экономикой. Знал ряд древних европейских языков, любил литературу, Пушкина.



На своём надгробном памятнике он завещал выгравировать правильный 17-угольник, вписанный в круг.



СИМЕОН ДЕНИ ПУАССОН



Симеон Дени Пуассон

1781-1840





- родители Симеона хотели сделать его цирюльником.

(цирюльники брили бороды и делали кровопускания.)

Но однажды он услышал об одной трудной задаче.

Задача:

В сосуде содержится 12 пинт масла. Как разделить это количество пополам, имея еще сосуды вместимостью 8 и 5 пинт? Пуассон тут же предложил решение.

Решение:

12

0

0

4

8

0

4

3

5

9

3

0

9

0

3

1

8

3

1

6

5

6

6

0



- число учёных трудов Пуассона превосходит 300. Они относятся к областям математики, физики, теоретической и небесной механики.





НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ ЛОБАЧЕВСКИЙ





Николай Иванович Лобачевский

1792—1807



математик, создатель неевклидовой геометрии



Родился 1 декабря 1792 г. в Нижнем Новгороде. Отец умер, когда мальчику исполнилось семь лет, и мать вместе с тремя сыновьями переехала в Казань.

Лобачевский окончил Казанский университет. В 1814 г. он приступил к чтению лекций по теории чисел, а в 1827 г., уже будучи профессором, был избран в ректоры и занимал эту должность в течение 19 лет.

Громкая слава Лобачевского основана на его геометрических изысканиях. К 1826 г. он определил разработанную им систему как «воображаемую геометрию» в отличие от «употребительной», евклидовой.

Открытие Лобачевского было впервые сжато изложено в феврале 1826 г. на заседании отделения физико-математических наук и затем представлено в статье «Новые начала геометрии с полной теорией параллельных» («Учёные записки Казанского университета», 1835 г.).

Европейские учёные узнали о работах Лобачевского лишь в 1840 г., и уже в 1842 г. он был избран членом-корреспондентом Гёттингенского научного общества.

Лобачевскому принадлежит также ряд работ по математическому анализу. Он дал общее определение функциональной зависимости. В алгебре известен его метод приближённого решения уравнений любой степени; учёный первым в России опубликовал курс высшей алгебры.

В Казанском университете Лобачевский читал лекции по астрономии и проводил астрономические наблюдения. Благодаря его энтузиазму при университете была построена новая обсерватория, одна из лучших по тому времени. Она начала работать в 1838 г., на год раньше Пулковской (ныне Главная астрономическая обсерватория РАН, близ Петербурга).

Скончался 24 февраля 1856 г. в Казани.

В 1883—1886 гг. Казанский университет издал «Полное собрание сочинений по геометрии Лобачевского». В 1893 г. в честь столетия со дня рождения Лобачевского ему воздвигли памятник в Казани на собранные по международной подписке средства. В 1895 г. Казанское физико-математическое общество учредило премию имени Лобачевского за выдающиеся работы в области геометрии. Эту награду поныне присуждает Российская академия наук.



























СОФЬЯ КОВАЛЕВСКАЯ





Софья Ковалевская

1850-1891



- в доме Софьи шёл ремонт, и на детскую не хватило обоев. Эта комната простояла несколько лет, оклеенная лишь бумагой (лекциями по высшей математике). Соня подолгу стояла возле стен, пытаясь прочесть текст.

- а через несколько лет, когда Соня брала первые уроки высшей математики, учитель удивился, как быстро она усвоила сложнейшие понятия. Девочка вспомнила слова из лекций на стенах своей комнаты.

- первая в мире женщина–профессор


Это интересно:


- учитель, который преподавал юной Софье курс мужской гимназии, назвал ее «новым Паскалем»;
- девичья фамилия Софьи Ковалевской — Корвин-Круковская;

- чтобы получить образование в Европе, будущее светило науки пошло на фиктивный брак. Ирония в том, что, в последствии, Софья действительно влюбилась в мужа;
- дочь Ковалевской тоже звали Софьей;
- в 1874 году Соня получила степень доктора философии;
- Ковалевская уехала преподавать в Стокгольм и стала первой женщиной-профессором математики, потому что в Российской Империи для нее не было ни достойной работы, ни возможности развиваться в научной сфере — патриархальные устои были слишком крепки, женщину просто не допустили бы до науки.
- у Софьи Ковалевской был врожденный порок сердца, но умерла она из-за воспаления легких, в которое переросла обычная простуда. Великому математику тогда был всего лишь 41 год.

ЛЕВ СЕМЁНОВИЧ ПОНТРЯГИН







Лев Семёнович Понтрягин


1908 - 1988




















































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Проект: "Интересные факты из жизни великих математиков"

Автор: Картышева Вера Алексеевна, Баринова Елена Алексеевна

Дата: 03.01.2017

Номер свидетельства: 375068

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(128) "Презентация к проекту "Интересные факты из жизни великих математиков""
    ["seo_title"] => string(79) "priezientatsiia_k_proiektu_intieriesnyie_fakty_iz_zhizni_vielikikh_matiematikov"
    ["file_id"] => string(6) "375071"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1483445516"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(108) "внеклассное мероприятие "Встреча с великими математиками" "
    ["seo_title"] => string(64) "vnieklassnoie-mieropriiatiie-vstriecha-s-vielikimi-matiematikami"
    ["file_id"] => string(6) "226947"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1440527374"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(166) "Проектная деятельность на уроках математики как средство саморазвития личности учащихся "
    ["seo_title"] => string(102) "proiektnaia-dieiatiel-nost-na-urokakh-matiematiki-kak-sriedstvo-samorazvitiia-lichnosti-uchashchikhsia"
    ["file_id"] => string(6) "239511"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1444811930"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(211) "РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ И ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ ЧЕРЕЗ СИСТЕМУ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ ПО МАТЕМАТИКЕ. "
    ["seo_title"] => string(132) "razvitiie-intielliektual-nykh-i-tvorchieskikh-sposobnostiei-obuchaiushchikhsia-chieriez-sistiemu-vnieklassnoi-raboty-po-matiematikie"
    ["file_id"] => string(6) "117061"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1412694590"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "Проектная деятельность по математике с учащимися 5-6 классов"
    ["seo_title"] => string(62) "proiektnaiadieiatielnostpomatiematikiesuchashchimisia56klassov"
    ["file_id"] => string(6) "282160"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1453651147"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства