Программа курса «Занимательная математика» (для детей 8-10 лет)
Программа курса «Занимательная математика» (для детей 8-10 лет)
Программа«Занимательная математика» направлена на формирование у детей 8-10 лет культуры умственного труда, мыслительной деятельности; развитие качеств мышления, необходимых образованному человеку для полноценного функционирования в современном обществе.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа курса «Занимательная математика» (для детей 8-10 лет)»
Программа курса
«Занимательная математика»
Возрастная категория обучающихся: 8-10 лет
Автор-составитель: Абашина И.А.
Пояснительная записка
Программа«Занимательная математика» направлена на формирование у детей 8-10 лет культуры умственного труда, мыслительной деятельности; развитие качеств мышления, необходимых образованному человеку для полноценного функционирования в современном обществе. Особенностью курса является занимательность предлагаемого материала, более широкое использование игровых форм проведения занятий и элементов соревнования на них. Предлагаемые логические упражнения заставляют детей выполнять правильные суждения и приводить несложные доказательства. На занятиях кружка дети учатся сравнивать объекты в процессе логических упражнений, устанавливать связи между понятиями, выполнять простейшие виды анализа и синтеза. Упражнения включают в себя занимательный характер. Они способствуют возникновению интереса у детей к мыслительной деятельности.
Цель программы:
- внимание,
- развивать логическое мышление,
- творческое воображение,
- наблюдательность,
- память,
- последовательность рассуждений и доказательств.
Задачи программы обучения:
расширять кругозор детей 8-10 лет в различных областях элементарной математики;
умение делать доступные выводы и обобщения;
умелое использование математической символики;
развитие краткости речи;
правильное применение математической терминологии;
обосновывать свои мысли.
Основные методы:
1.Словесный метод:
беседа, рассказ, обсуждение;
словесные оценки (работы на занятиях, тренировочные и зачетные работы).
2.Метод наглядности:
мультимедийное оборудование;
наглядные пособия и иллюстрации;
3.Практический метод:
упражнения для тренировок;
практические работы.
4.Объяснительно-иллюстративный метод:
сообщение готовой информации.
5.Частично-поисковый метод:
выполнение частичных заданий для достижения главной цели.
Формы занятий – индивидуальная и групповая.
Формы занятий детей 8-10 лет очень разнообразны:
это тематические занятия, игровые уроки, конкурсы, викторины, соревнования. Используются нетрадиционные и традиционные формы: экскурсии по сбору числового материала, сказки на математические темы, игры-путешествия, задачи на основе статистических данных.
Мышление детей 8-10 лет в основном образное и конкретное. Обязательное условие на занятиях - это применение наглядности. В зависимости от упражнений применяются в качестве наглядности чертежи, рисунки, краткие условия задач, записи терминов-понятий.
Проведение занятий оказывает серьёзное влияние на повышение интереса к математике детей данного возраста. Участие детей в мероприятиях способствует воспитанию их общественной активности, которая выражается в участии в математических олимпиадах, викторинах и конкурсах.
При реализации содержания данной программы расширяются знания, полученные детьми при изучении литературы и русского языка, окружающего мира и изобразительного искусства, трудового обучения и т.д.
В условиях общения педагога и детей открываются реальные возможности для самоутверждения в преодолении проблем, возникающих в процессе деятельности людей, увлечённых общим делом.
Широкое использование компьютерной и аудиовизуальной техники может повысить эффективность и интерес самостоятельной работы детей в процессе поисково–исследовательской работы.
Данное количество занятий направлено на практическую деятельность – совместную деятельность педагога и детей, самостоятельный творческий поиск. Самовыражение и самореализация в общественно полезных и личностно значимых формах деятельности, раскрываются в детях на занятиях
Место в учебном курсе.
Курс кружка «Занимательная математика» разработан для учащихся 3-4 класса, как дополнение к урокам математики. Он помогает учащимся попасть в мир математики.
Программа рассчитана на проведение теоретических и практических занятий с детьми 8 – 10 лет в течение 12 часов и предназначена для учащихся начальной школы.
Программа рассчитана на 12 часов, 1 час в неделю.
Ценностные ориентиры.
Ценностными ориентирами содержания данного являются:
– освоение эвристических приемов рассуждений;
– формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;
– формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;
– формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать;
– формирование находить простейшие закономерности, использовать догадку, строить и проверять простейшие гипотезы;
– формирование пространственных представлений и пространственного воображения;
– развитие познавательной активности;
– развитие самостоятельности у детей 8-10 лет;
– привлечение детей в ходе свободного общения на занятиях к обмену информацией.
Планируемые результаты реализации программы.
Результаты реализации дополнительной образовательной программы:
-развитие у детей при помощи занимательных задач – смекалок, задач – шуток, задач в стихах, математических загадок логического мышление, математического анализа;
-приобретение детьми 8-10 лет социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни;
-формирование позитивного отношения детей к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом;
-открытие перед детьми возможностей для приобретения опыта самостоятельного социального действия.
Личностные, метапредметные и предметные результаты изучения курса «Занимательная математика».
Личностными результатами изучения данного курса являются:
развитие сообразительности, любознательности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
развитие весьма важных качеств в практической деятельности любого человека - внимательности, целеустремленности, настойчивости, умения преодолевать трудности;
воспитание чувств ответственности и справедливости;
развитие суждений, нестандартности мышления, самостоятельности, независимости.
Метапредметные
Универсальные учебные действия:
выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания;
сравнивать разные приемы действий;
действовать в соответствии с заданными правилами;
высказывать собственное мнение и аргументировать его;
участвовать в обсуждении проблемных вопросов;
выполнять пробное учебное действие;
фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии;
аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения;
в процессе совместного обсуждения моделировать алгоритм решения числового кроссворда, использовать его в ходе самостоятельной работы;
включаться в групповую работу;
сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;
применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками;
анализировать правила игры;
контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
Предметные результаты
использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для оценки их количественных и пространственных отношений;
умения выполнять устно строить алгоритмы и стратегии в игре;
умения исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры;
работать с таблицами, схемами, цепочками, представлять, анализировать и интерпретировать данные;
овладение основами счёта, измерения, прикидки результата и его оценки;
овладение наглядного представления данных в разной форме;
овладение записью и выполнением алгоритмов;
овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи.
Содержание изучаемого курса
№ урока
Тема
Количество часов
Содержание тем
1.
Знакомство с миром математики
1
- Давайте знакомиться.
- Историческая страничка.
- Что такое математика и откуда она взялась?
-Весёлый счет.
- Математика в нашей жизни сегодня.
2.
Волшебные клеточки и точки
1
-В мире чисел и букв.
-Мир животных.
-Геометрический мир.
3.
Найди меня
1
-Игры на нахождение отличий:
три,
пять,
восемь,
десять и тд.
-Сказочные герои у нас в гостях.
4.
Геометрия и мы
1
- Геометрические узоры. Закономерности в узорах.
-Расположение деталей фигуры в исходной конструкции (треугольники ,прямоугольники, круги т.д.). Части фигуры.
- Место заданной фигуры в конструкции. Расположение деталей. Выбор деталей в соответствии с заданным контуром конструкции.
-Поиск нескольких возможных вариантов решения. –
Составление и зарисовка фигур по собственному замыслу. Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по площади части.
Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность. Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте. Составление (вычерчивание) орнамента.
5.
Собери пазлы
1
-Понятие «пазл».
-Игры «Счет от 1 до 10».
-Двойные и тройные пазлы «Изучаем цифры и счет».
6.
Математические головоломки, лабиринты
1
- Числовые головоломки: соединение чисел знаками действия так, чтобы в ответе получилось заданное число и др.
- Поиск нескольких решений.
- Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта.
- Последовательное выполнение арифметических действий: отгадывание задуманных чисел.