Просмотр содержимого документа
«Программа факультативного курса для 7 класса»
«Қаралды» « Келісемін» «Бекітемін»
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»
на заседании МО Зам директора по УВР Директор СШ им. Естая
Протокол №____ ________________ ______________
_____________ _____________ ______________
ПРОГРАММА
факультативного курса по математике
7 русский класс
«Решение текстовых задач»
Составил: учитель математики СШ имени Естая Жайыкбаев Серикбай Жасуланович
с.Жолболды-2016.
Пояснительная записка
Формирование умения рассуждать, доказывать и решать задачи в процессе обучения математике является одной из важнейших педагогических задач.
Содержание данного курса представляет необходимые возможности для решения данной задачи.
Алгебраические задачи являются хорошей основой для формирования умения рассуждать. Рассуждения при их выполнения являются, как правило, простыми, и это позволяет эффективно учить учащихся разбираться в структуре логического доказательства.
Важно в процессе работы данного курса продолжать работу по формированию у учащихся способности к использованию основных эвристических приемов по поиску решений нестандартных задач.
Цель факультатива:
- формирование математической культуры решения задач;
- формирование у учащихся умения рассуждать, доказывать и осуществлять поиск решений алгебраических задач на материале для 7 класса;
-формирование опыта творческой деятельности;
-развитие мышления и математических способностей школьников.
Задачи курса:
-систематизация, обобщение и углубление учебного материала, изученного на уроках математики 7 класса;
-развитие познавательного интереса школьников к изучению математики;
-формирование процессуальных черт их творческой деятельности;
-развитие логического мышления и интуиции учащихся.
Содержание
Текстовые задачи и техника их решения.
Текстовая задача. Виды текстовых задач и их примеры. Решение текстовой задачи. Этапы решения текстовой задачи. Решение текстовых задач арифметическими приемами. Решение текстовых задач методом составления уравнения, неравенства или их систем. Значение правильного письменного оформления решения текстовых задач. Решение текстовой задачи с помощью графика. Чертеж к текстовой задаче и его значение для построения математической модели.
Задачи на движение.
Движение тел по течению и против течения. Равномерное и равноускоренное движение тел по прямой линии в одном направлении и навстречу друг другу. Движение тел по окружности в одном направлении и навстречу друг другу. Формулы зависимости расстояния, пройденного телом, от скорости, ускорения и времени в различных видах движения. Решение текстовых задач с использованием элементов геометрии. Особенности выбора переменных и методика решения задач на движение. Составление таблицы данных задачи и ее значение для составления математической модели
Задачи на проценты.
Понятие процента. Нахождение процента от числа, числа по его проценту, составление процентного отношения. Решение типовых задач на проценты.
Алгоритм решения задач методом составления уравнений. Формула начисления «сложных процентов», формула простого процентного роста. Решение задач на применение этих формул. Процентные расчеты в различных сферах деятельности. Проценты в окружающем мире (распродажи, тарифы, штрафы, банковские операции и голосование).
Задачи на сплавы, смеси, растворы.
Формула зависимости массы или объема вещества от концентрации и массы или объема. Особенности выбора переменных и методика решения задач на сплавы, смеси, растворы. Составление таблицы данных задачи и ее значение для составления математической модели.
Задачи на работу.
Формула зависимости объема выполненной работы от производительности и времени ее выполнения. Особенности выбора переменных и методика решения задач на работу. Составление таблицы данных задачи и ее значение для составления математической модели.
Нестандартные способы решения текстовых задач.
Нестандартные способы решения обычных «стандартных» задач и задач олимпиадной и конкурсной тематики, специальные приемы их решения: переформулировка задачи, использование «лишних» неизвестных, делимости и диофантовых уравнений, решение задач в общем виде (когда все или некоторые значения величин в условии обозначены буквой), метод подобия..
Календарное – тематическое планирование
(всего 34 часов)
№
Тема занятий
Кол-во
часов
Дата проведен
1
Процент. Нахождение процентов от числа
1
2
Нахождение числа по его процентам и процента по частному двух чисел.
1
3
Нахождение дроби от числа. Нахождение числа по его дроби.
1
4
Целые и дробно-рациональные уравнения.
2
5
Квадратные корни
1
6
Системы линейные уравнений и неравенств.
1
7
Система нелинейных уравнений с двумя перемен
2
8
Система нелинейные неравенств с одной перемен
2
9
Формулы n-го члена и суммы первых n членов арифметической и геометрической прогрессий.
2
10
Текстовые задачи и техника их решения
1
11
Задачи на движение: - по прямой навстречу и вдогонку
3
12
- движение по воде
2
13
- задачи на среднюю скорость
2
14
Задачи на проценты
2
15
Задачи на сплавы, смеси и растворы
2
16
Задачи на совместную работу
2
17
Задачи на прямую и обратную пропорциональность
2
18
Комбинированные задачи
2
19
Нестандартные способы решения текстовых задач.
2
20
Итоговое занятие
1
Использованная литература:
Кострикина И.П. Задачи повышенной трудности в курсе алгебры 7-9 классов. М., 1994-1
2.Государственный Общеобязательный Стандарт начального, основного среднего, общего среднего образования РК. Астана-2013г.
3.Республиканский научно-методический журнал «Математика».
4. Алгебра.7кл. Учебник. Шыныбеков А. – Алматы; Атамұра,2013г.