kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Физика для почемучек. Программа факультативного курса. 7 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Факультативный курс «Физика для почемучек» предназначена для учащихся 7-х классов общеобразовательных организаций. Содержание программы способствует улучшению и расширению представления обучающихся об экспериментальном методе познания физики, о роли и месте эксперимента в становлении научного мировоззрения; развитию самостоятельной творческой деятельности, инициативы.

Объем факультативного курса составляет 34 часа Программа факультативного курса «Физика для почемучек» адресована учащимся 7-х классов всех типов образовательных организаций, независимо от уровня их учебных достижений. 

Просмотр содержимого документа
«Физика для почемучек. Программа факультативного курса. 7 класс»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

ДОНЕЦКИЙ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ИНСТИТУТ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Управление образования администрации города Макеевки

Макеевский лицей №2 «Престиж»





СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания Ученого совета Донецкого института последипломного педагогического образования

__ _______ 20___ №_____

УТВЕРДЖЕНО

Приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики

__ _______ 20___ №_____





Программа факультативного курса

ФИЗИКА ДЛЯ ПОЧЕМУЧЕК

7 КЛАСС

(34 ЧАСА)















Донецк – 2016

«Одобрено к использованию

в образовательных организациях»

комиссией _________________________

______________________________________

Министерства образования и науки ДНР

Протокол № _____________________



Рецензенты:


  1. Левчук Марина Владимировна, учитель физики, учитель высшей категории, старший учитель Макеевского лицея №2 «Престиж», (практик)

(Ф.И.О., должность, научная степень, звание, место работы)

  1. Зозульчак Ирина Алексеевна, методист методического центра управления образования администрации города Макеевки, учитель физики высшей категории (теоретик)

(Ф.И.О., должность, ученая степень, педагогическое звание, категория)


Составитель:

Агапова Валентина Алексеевна, учитель физики высшей категории, Макеевского лицей №2 «Престиж»

(Ф.И.О., должность, научная степень, категория, звание, место работы)










Факультативный курс «Физика для почемучек» предназначена для учащихся 7-х классов общеобразовательных организаций. Содержание программы способствует улучшению и расширению представления обучающихся об экспериментальном методе познания физики, о роли и месте эксперимента в становлении научного мировоззрения; развитию самостоятельной творческой деятельности, инициативы.

Объем факультативного курса составляет 34 часа Программа факультативного курса «Физика для почемучек» адресована учащимся 7-х классов всех типов образовательных организаций, независимо от уровня их учебных достижений.

(краткая аннотация к программе)


Автор (составитель) Агапова Валентина Алексеевна, учитель физики высшей категории, Макеевский лицей №2 «Престиж»

(Ф.И.О., должность, ученая степень, педагогическое звание, категория)



Рецензенты:

Левчук Марина Владимировна, учитель физики высшей категории, старший учитель, Макеевский лицей №2 «Престиж», (практик)

(Ф.И.О., должность, ученая степень, педагогическое звание, категория)


Зозульчак Ирина Алексеевна, методист, учитель физики высшей категории, методический центр управления образования администрации города Макеевки, (теоретик)

(Ф.И.О., должность, ученая степень, педагогическое звание, категория)






Утверждено педагогическим советом школы

(протокол №1 от “11” января 2016)

Директор _______________ В.Л. Джалилова

М.П. (подпись) (Ф.И.О. директора)









Согласовано с методическим центром (кабинетом)

Директор (заведующий) ___________________ Е.В. Разумова

М.П. (подпись)





Научно-методическая экспертиза РИДПО:

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________





ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Программа факультативного курса «Физика для почемучек» адресована обучающимся 7-х классов всех типов образовательных организаций: независимо от уровня их учебных достижений.

Предлагаемая учебная программа факультативного курса разработана на основе:

  1. Закона Донецкой Народной Республики «Об образовании» (19.06.2015 г.).

  2. Базисного учебного плана (пр. МОН ДНР от 16.07.2015 г. № 314).

  3. Государственного образовательного стандарта среднего общего образования на 2015-2017 г.г. (пр. МОН ДНР от 17.07.2015 г. № 325).

  4. Программы среднего общего образования по физике 7-9 класс (Физика: 10-11 кл.: программа для общеобразовательных организаций/ сост. Охрименко Н.А., Литвиненко И.Н., Лысенко М.М., Остапенко А.В., Поступаев А.А., Свичкарь Л.Л., Щебетун Л.В.; ДИППО. – Донецк: Истоки, 2015.).

Основной идеей программы является удовлетворение потребностей в знаниях для любознательных семиклассников, формирование у них не только базовых знаний и понятий, но и развитие логического мышления, привитие интереса к изучению природных явлений, к поиску знаний, развитие творческой личности.

Актуальность программы курса факультатива обусловлена теоретической и практической его направленностью. В ходе занятий обучающийся реализует свои возможности в получении не только базовых теоретических знаний по предмету, но и дополнительную подготовку в изучении теоретической и практической части программы. Данный курс является очень полезным дополнением к курсу физики 7 класса и играет важную роль для детей, проявляющих интерес к изучению физики и предметов естественно-математического цикла.

Факультативный курс позволяет:

  • улучшить и расширить представление обучающихся об экспериментальном методе познания физики, о роли и месте эксперимента в становлении научного мировоззрения;

  • приучить обучающихся к самостоятельной творческой деятельности;

  • развить инициативу;

  • внести элементы исследования.

Новизна факультативного курса обусловлена отсутствием типовых программ факультативных занятий.

Цели и задачи курса

Главная цель курса: развить стойкий живой интерес к естественным и точным наукам, к учебе в целом; углубить уже имеющее знания.

Направильность курса: развивающая.

Курс ориентирован на:

  • удовлетворение любознательности 7 классиков;

  • развитие коммуникативных компетенций;

  • формирование творческих способностей;

  • развитие логического мышления.

Задачи:

  • усвоение содержания физических понятий и законов в процессе активной познавательной деятельности;

  • приобретение навыков работы с физическими приборами;

  • знакомство с основными методами физической науки;

  • овладение навыками самостоятельного и творческого эксперимента.

Сроки реализации программы. Объем факультативного курса составляет 34 часа (варианты реализации: 34 часа (1 час в неделю на протяжении учебного года)).

Основные принципы отбора материала и краткое пояснение логики структуры программы. Логическое содержание материала для изучения курса отбирается согласно принципу от простого к сложному и согласно порядку изучаемых тем рекомендованных программой по физике для учащихся 7-9 классов.

Режим проведения занятий традиционный. Изучение курса факультатива идет параллельного с изучением разделов физики, дополняя и расширяя его.

Программа факультативного курса складывается из 6 разделов и рассчитана на 34 часа, не является обязательной для всех обучающихся.

Методы и формы обучения. Программа основывается преимущественно на методах активного обучения (проектных, исследовательских, экспериментальных, игровых и т.д.).

Предполагаемые результаты. Ожидаемый результат соответствует цели факультативного курса, а именно приобретение конкретных умений и навыков:

  • выдвигать гипотезы;

  • решать задачи практической направленности и оценивать их результат;

  • отбирать необходимые приборы для эксперимента;

  • проводить эксперимент как в школе, так и в домашних условиях;

  • делать выводы;

  • совершать поиск и отбирать информацию из различных источников.

Система оценки и инструментария для оценивания результатов. В программе конкретно определены ожидаемые результаты. Изучение курса не предусматривает оценивание учебных достижений обучающихся.



Учебно-тематический план

Факультативного курса по физике «Физика для почемучек»

7 класс


Наименование разделов и тем

Количество часов

Всего

Теория

Практика

Раздел 1. Физические величины и их измерения




1.1. Физические величины, обозначения величин, единицы измерения. Система СИ.

1

1


1.2. Измерение физических величин. Измерительные приборы. Цена деления шкал измерительных приборов.

1

1


1.3. Лабораторная работа №1 «Измерение линейных размеров тел и площади их поверхностей».

1


1

Итого по разделу:

3

2

1

Раздел 2. Механика




2.1. Механическое движение и его виды.

1

1


2.2. Лабораторная работа №2 «Вычисления модуля скорости тела при равномерном прямолинейном движении»

1


1

2.3. Равномерное движение тела по окружности. Луна- естественный спутник Земли.

1

1


2.4. Лабораторная работа №3 «Изучение криволинейного движения»

1


1

2.5. Колебательные движения.

1

1


2.6. Лабораторная работа №4 «Исследования колебательного движения маятников».

1


1

2.7. Звуковые явления. Источники звука. Распространение звуков. Слышимые и неслышимые звуки.

1

1


2.8. Лабораторная работа №5 «Изучение характеристик звука».

1


1

2.9. Графическое представление простейших видов механического движения в задачах.

1


1

2.10. Решение задач и упражнений.

1


1

Итого по разделу:

10

4

6

Раздел 3. Понятия поля




3.1. Понятия поля как особого вида материи. Гравитационное поля и его проявления.


1

1


3.2. Электромагнитное поле. Влияние полей на живые организмы.


1

1


Итого по разделу:

2

2


Раздел 4. Взаимодействие тел. Силы

6

3

3

4.1. Сила - векторная физическая величина. Графическое изображение сил. Сложение сил, имеющих различное направление.

1

1


4.2. Вес тела. Невесомость. Перегрузки и их влияние на здоровье человека.

1

1


4.3. Полезное и вредное трение. От чего зависит трение?

1

1


4.4. Решение задач

1


1

4.5. Лабораторная работа №6 «Измерение центра тяжести плоских пластин».

1


1

4.6. Лабораторная работа №7 «Изучение зависимости модуля силы упругости от деформации».

1


1

Итого по разделу:

6

3

3

Раздел 5. Давление твердых тел, жидкостей, газов




5.1. Давление твердых тел. Способы уменьшения и увеличения давления.

1

1


5.2. Давления газа. Закон Паскаля.

1

1


5.3. Давления столба жидкости. Сообщающие сосуды. Шлюзы.

1

1


5.4. Атмосферное давление и его изменение с высотой.

1

1


5.5. Архимедова сила. Плавание сосудов. Воздухоплавание.

1

1


5.6. Лабораторная работа №8 «Измерение плотности вещества методом гидростатического взвешивание»

1


1

Итого по разделу:

6

5

1

Раздел 6. Работа и энергия




6.1. Механическая работа и мощность.

1

1


6.2. Простые механизмы. КПД простых механизмов. «Золотое правило механики».

1

1


6.3. Лабораторная работа №9 «Измерение механической работы при подъеме тела и при горизонтальном перемещении его на такое же расстояние»

1


1

6.4. Лабораторная работа №10 «Определение механической мощности электрического двигателя»

1


1

6.5. Энергия и её виды. Связь механической работы и энергии. Превращение энергии. Закон сохранения и превращения энергии. Альтернативные источники энергии.

1

1


Итого по разделу:

5

3

2

Раздел 7. Обобщающий

2


2

Итого по разделу:

2


2

Итого

34

17

17







Наименование разделов и тем

Количество часов

Формы контроля

Всего

Уроки

Экскурсии

Лабора-

торные занятия

Самостоя-

тельная работа


1

2

3

4

5

6

7

6

34

17

----

17

-----

-----





































ПРОГРАММА

факультативного курса по физике «Физика для почемучек»

7 класс



Название раздела, темы

Содержание учебного материала

Количество часов

Планируемые результаты (требования к учебным достижениям учащихся)

1

Раздел I. Физические величины и их измерения


Физически величины. Буквенное обозначение величин и их единицы измерения. Система СИ. Приборы для измерения физических величин.

Цена деления шкал измерительных приборов.

Лабораторные работы

  1. «Измерение линейных размеров тел и площади их поверхностей».


3

Учащийся/учащаяся:

знают: буквенное обозначение и единицы измерения физических величин;

умеют определять цену деления шкал измерительных приборов;

проводят измерения температуры, времени, длины, объема, силы;

владеют экспериментальными

методами определения линейных размеров тел, их площадей и объемов.

2

Раздел 2. Механика

Механическое движение и его виды. Система отсчета. Относительность механического движения. Равномерное движение тела по окружности.

Луна - естественный спутник Земли. Колебательные движения. Графическое представление простейших видов механического движения. Звуковые явления. Источники звука, распространение звука.


Лабораторные работы

  1. «Вычисления модуля скорости тела при равномерном прямолинейном движении».

  2. «Изучение криволинейного движения»

  3. «Исследования колебательного движения маятников».

  4. «Изучение характеристик звука».

Демонстрации:

  • Механическое движение

  • Относительность механического движения

  • Криволинейное движение

  • Колебательное движение

  • Звуковые явления

10

Учащийся/учащаяся:

различают: прямолинейное и криволинейное движение;

формулируют: определение механического движения, пути, траектории, могут описать равномерное прямолинейное, криволинейное и колебательное движение;

объясняют и характеризуют: суть относительности механического движения;

владеют: экспериментальными

навыками исследований колебательного и криволинейного движений;

способны решать задачи на определения кинематических величин аналитическим и графическим способами.

3

Раздел 3. Понятия поля

Понятия поля как особого вида материи. Гравитационное поля и его проявления. Электромагнитное поле. Влияние полей на живые организмы.

2

Учащийся/учащаяся:

знают:

природу гравитационных и электромагнитных взаимодействий;

объясняют: характер влияния полей на живые организмы




4

Раздел 4.

Взаимодействие тел. Силы.

Гравитационные силы. Сила тяжести. Сила упругости. Вес тела. Невесомость. Сила трения. Сила- векторная физическая величина. Графическое изображение сил. Сложение сил, имеющих различное направление. Графическое изображение сил. Момент сил.

Лабораторные работы:

  1. «Измерение центра тяжести плоских пластин».

  2. «Изучение зависимости модуля силы упругости от деформации».

6

Учащийся/учащаяся:

знают:

определение сил тяжести, упругости, трения, веса и их природы;

умеют: объяснить, чем вызвана та или иная сила и какое направление имеет;

различают: вес тела и силу тяжести по точке приложения сил и по характеру;

владеют: навыками решения графических задач и расчетных по определению сил;

обладают: умениями складывать силы, как векторные величины.


5

Раздел 5. Давление твердых тел, жидкостей, газов

Давление. Давление твердых тел. Способы уменьшения и увеличения давления. Закон Паскаля. Молекулярно- кинетическое толкование давления газов.

Давления столба жидкостей. Сообщающиеся сосуды. Шлюзы.

Атмосферное давление и его изменение с высотой. Архимедова сила. Условие плавания тел. Плавание судов. Воздухоплавание.


Лабораторные работы:

  1. «Измерение плотности вещества методом гидростатического взвешивание»

Демонстрации:

  • Давления твердых тел.

  • Закон Паскаля.

  • Давления столба жидкости.

  • Сообщающие сосуды.

  • Плавание сосудов (видео фильм)

6

Учащийся/учащаяся:

знают: природу давления твердых тел, жидкостей и газов;

умеют: объяснить принципы работы насосов, манометров, барометров, шлюзов, водопровода;

обладают: навыками экспериментального определения плотности вещества гидростатическим методом;

способны: решать задачи на определение давления (твердых тел, жидкостей), зависимость атмосферного давления от высоты; Архимедову силу и плавание тел, судов.

6

Раздел 6. Работа и энергия

Механическая работа и мощность. Простые механизмы. КПД простых механизмов. «Золотое правило механики». Энергия. Виды механической энергии. Превращение энергии. Закон сохранения и превращения энергии. Альтернативные источники энергии.

Лабораторные работы:

  1. Измерение механической работы при подъеме тела и при горизонтальном перемещении его на такое же расстояние».

  2. Определение механической мощности электрического двигателя.

5

Учащийся/учащаяся:

знают: понятия «механическая работа», «мощность энергия»;

умеют: различать виды механической энергии; приводить примеры превращения механической энергии;

обладают: навыками экспериментального определения КПД простых механизмов; измерения механической работы при подъеме тела и при горизонтальном перемещении его на такое же расстояние;

способны: решать задачи на определение механической работы, мощности, КПД простых механизмов.

7

Раздел 7. Обобщающий


2











































Литература, рекомендованная для учителя


  1. Сборник «Элективные курсы в профильном обучении», Москва, Вита- Пресс, 2014 г.

  2. О.Ф Кабардин «Тестовые задания по физике» 7- 11 класс, Москва, «Просвещение», 1994 г.

  3. Я. И. Перельман «Занимательная физика», М., Наука, 1994.

  4. Сборник задач по физике А.П. Рымкевич, Москва, «Просвещение» 1988 г.

  5. Физика 7. Самостоятельные и контрольные работы, Л.А. Кирик, «Гимназия», Харьков.

  6. Тульчинский Н.Е. «Качественные задачи по физике», Москва, «Просвещение» 1972 г.

  7. Справочник по физике О.Ф. Кабардин «Просвещение», Москва, 1988.

  8. А.С. Енохович «Справочник по физике и технике».

  9. Учебник «Физика-7», А.В. Перышкин, Н.А. Родина, «Просвещение», Москва, 1989 г.

  10. Учебник «Физика-7», Е.В. Коршак, А.И.Ляшенко.

  11. Фронтальные лабораторные занятия по физике, под редакцией А.А. Покровского, «Просвещение», Москва 1974 г.

  12. Н.М. Шахмаев «Использование технических средств в преподавании физики», «Просвещение», Москва 1964 г.

  13. Внеурочная работа по физике под редакцией О.Ф. Кабардина, «Просвещение», Москва 1983 г.

  14. Методика факультативных занятий по физике под редакцией О.Ф. Кабардина, В.А. Орлова, «Просвещение», Москва 1988 г.

  15. Физический практикум. Механическая и молекулярная физика, «Наука», Москва 1967 г.

  16. Ковтунович М.Г., Домашний эксперимент по физике, Пособие для учителя, Москва 2007 г.

Литература, рекомендованная для учащихся



  1. Учебник «Физика-7», А.В. Перышкин, Н.А. Родина, «Просвещение», Москва, 1989 г.

  2. Учебник «Физика-7», Ф.Я. Божинова, Н.М. Кирюхин, Е.А. Кирюхина.

  3. Сборник задач по физике А.П. Рымкевич, Москва, «Просвещение» 1988 г.

  4. Физика 7. Самостоятельные и контрольные работы, Л.А. Кирик, «Гимназия», Харьков.

  5. Сборник задач по физике В.И. Лукашик, Москва, «Просвещение» 1997 г.

  6. Я. И. Перельман «Занимательная физика», М. Наука, 1994.

  7. Рабиза Ф.В. Опыты без приборов, М., 1988.



Электронные ресурсы

http://gym1belovo.smartlearn.ru/mod/glossary/view.php?id=190

www. parta.com.ua

www. Bestreferat.ru

edu.meta.ua

project.1september.ru

fizmet.org

nsportal.ru/shkola/fisika/

https://yadi.ski/i/pg1zhuyRmDKpd

















Приложение

Список тем рефератов и тем творческих работ

1. Античная механика

2. История развития представления о времени

3. История развития представления о пространстве

4. А уж эта длина

5. Влияние фаз Луны на жизнедеятельность культурных растений

6. В мире звуков

7. Аспекты влияния музыки на живые организмы

8. Влияние шумового загрязнения на окружающую среду

9. Акустический шум и его воздействие на организм человека

10. Артериальное давление

11. Актуальные проблемы физики атмосферы

12. Атмосферное давление в жизни человека

13. Архимедова сила и человек на воде

14. Влияние скоростных перегрузок на организм человека

15. Влияние электромагнитного излучения компьютеров на организм учащихся

16. Альтернативные источники энергии












Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физика

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Физика для почемучек. Программа факультативного курса. 7 класс

Автор: Агапова Валентина Алексеевна

Дата: 26.09.2016

Номер свидетельства: 346142

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства