Физика для почемучек. Программа факультативного курса. 7 класс
Физика для почемучек. Программа факультативного курса. 7 класс
Факультативный курс «Физика для почемучек» предназначена для учащихся 7-х классов общеобразовательных организаций. Содержание программы способствует улучшению и расширению представления обучающихся об экспериментальном методе познания физики, о роли и месте эксперимента в становлении научного мировоззрения; развитию самостоятельной творческой деятельности, инициативы.
Объем факультативного курса составляет 34 часа Программа факультативного курса «Физика для почемучек» адресована учащимся 7-х классов всех типов образовательных организаций, независимо от уровня их учебных достижений.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Физика для почемучек. Программа факультативного курса. 7 класс»
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
ДОНЕЦКИЙ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ИНСТИТУТ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Управление образования администрации города Макеевки
Макеевский лицей №2 «Престиж»
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания Ученого совета Донецкого института последипломного педагогического образования
__ _______ 20___ №_____
УТВЕРДЖЕНО
Приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики
__ _______ 20___ №_____
Программа факультативного курса
ФИЗИКА ДЛЯ ПОЧЕМУЧЕК
7 КЛАСС
(34 ЧАСА)
Донецк – 2016
«Одобрено к использованию
в образовательных организациях»
комиссией _________________________
______________________________________
Министерства образования и науки ДНР
Протокол № _____________________
Рецензенты:
Левчук Марина Владимировна, учитель физики, учитель высшей категории, старший учитель Макеевского лицея №2 «Престиж», (практик)
(Ф.И.О., должность, научная степень, звание, место работы)
Зозульчак Ирина Алексеевна, методист методического центра управления образования администрации города Макеевки, учитель физики высшей категории (теоретик)
Агапова Валентина Алексеевна, учитель физики высшей категории, Макеевского лицей №2 «Престиж»
(Ф.И.О., должность, научная степень, категория, звание, место работы)
Факультативный курс «Физика для почемучек» предназначена для учащихся 7-х классов общеобразовательных организаций. Содержание программы способствует улучшению и расширению представления обучающихся об экспериментальном методе познания физики, о роли и месте эксперимента в становлении научного мировоззрения; развитию самостоятельной творческой деятельности, инициативы.
Объем факультативного курса составляет 34 часа Программа факультативного курса «Физика для почемучек» адресована учащимся 7-х классов всех типов образовательных организаций, независимо от уровня их учебных достижений.
(краткая аннотация к программе)
Автор (составитель)Агапова Валентина Алексеевна, учитель физики высшей категории, Макеевский лицей №2 «Престиж»
Зозульчак Ирина Алексеевна, методист, учитель физики высшей категории, методический центр управления образования администрации города Макеевки, (теоретик)
Программа факультативного курса «Физика для почемучек» адресована обучающимся 7-х классов всех типов образовательных организаций: независимо от уровня их учебных достижений.
Предлагаемая учебная программа факультативного курса разработана на основе:
Закона Донецкой Народной Республики «Об образовании» (19.06.2015 г.).
Базисного учебного плана (пр. МОН ДНР от 16.07.2015 г. № 314).
Государственного образовательного стандарта среднего общего образования на 2015-2017 г.г. (пр. МОН ДНР от 17.07.2015 г. № 325).
Программы среднего общего образования по физике 7-9 класс (Физика: 10-11 кл.: программа для общеобразовательных организаций/ сост. Охрименко Н.А., Литвиненко И.Н., Лысенко М.М., Остапенко А.В., Поступаев А.А., Свичкарь Л.Л., Щебетун Л.В.; ДИППО. – Донецк: Истоки, 2015.).
Основной идеей программы является удовлетворение потребностей в знаниях для любознательных семиклассников, формирование у них не только базовых знаний и понятий, но и развитие логического мышления, привитие интереса к изучению природных явлений, к поиску знаний, развитие творческой личности.
Актуальность программы курса факультатива обусловлена теоретической и практической его направленностью. В ходе занятий обучающийся реализует свои возможности в получении не только базовых теоретических знаний по предмету, но и дополнительную подготовку в изучении теоретической и практической части программы. Данный курс является очень полезным дополнением к курсу физики 7 класса и играет важную роль для детей, проявляющих интерес к изучению физики и предметов естественно-математического цикла.
Факультативный курс позволяет:
улучшить и расширить представление обучающихся об экспериментальном методе познания физики, о роли и месте эксперимента в становлении научного мировоззрения;
приучить обучающихся к самостоятельной творческой деятельности;
развить инициативу;
внести элементы исследования.
Новизна факультативногокурса обусловлена отсутствием типовых программ факультативных занятий.
Цели и задачи курса
Главная цель курса: развить стойкий живой интерес к естественным и точным наукам, к учебе в целом; углубить уже имеющее знания.
Направильность курса: развивающая.
Курс ориентирован на:
удовлетворение любознательности 7 классиков;
развитие коммуникативных компетенций;
формирование творческих способностей;
развитие логического мышления.
Задачи:
усвоение содержания физических понятий и законов в процессе активной познавательной деятельности;
приобретение навыков работы с физическими приборами;
знакомство с основными методами физической науки;
овладение навыками самостоятельного и творческого эксперимента.
Сроки реализации программы. Объем факультативного курса составляет 34 часа (варианты реализации: 34 часа (1 час в неделю на протяжении учебного года)).
Основные принципы отбора материала и краткое пояснение логики структуры программы. Логическое содержание материала для изучения курса отбирается согласно принципу от простого к сложному и согласно порядку изучаемых тем рекомендованных программой по физике для учащихся 7-9 классов.
Режим проведения занятий традиционный. Изучение курса факультатива идет параллельного с изучением разделов физики, дополняя и расширяя его.
Программа факультативногокурса складывается из 6 разделов и рассчитана на 34 часа,неявляется обязательной для всех обучающихся.
Методы и формы обучения. Программа основывается преимущественно на методах активного обучения (проектных, исследовательских, экспериментальных, игровых и т.д.).
Предполагаемые результаты. Ожидаемый результат соответствует цели факультативного курса, а именно приобретение конкретных умений и навыков:
выдвигать гипотезы;
решать задачи практической направленности и оценивать их результат;
отбирать необходимые приборы для эксперимента;
проводить эксперимент как в школе, так и в домашних условиях;
делать выводы;
совершать поиск и отбирать информацию из различных источников.
Система оценки и инструментария для оценивания результатов. В программе конкретно определены ожидаемые результаты. Изучение курса не предусматривает оценивание учебных достижений обучающихся.
Учебно-тематический план
Факультативного курса по физике «Физика для почемучек»
7 класс
Наименование разделов и тем
Количество часов
Всего
Теория
Практика
Раздел 1. Физические величины и их измерения
1.1. Физические величины, обозначения величин, единицы измерения. Система СИ.
5.6. Лабораторная работа №8 «Измерение плотности вещества методом гидростатического взвешивание»
1
1
Итого по разделу:
6
5
1
Раздел 6. Работа и энергия
6.1. Механическая работа и мощность.
1
1
6.2. Простые механизмы. КПД простых механизмов. «Золотое правило механики».
1
1
6.3. Лабораторная работа №9 «Измерение механической работы при подъеме тела и при горизонтальном перемещении его на такое же расстояние»
1
1
6.4. Лабораторная работа №10 «Определение механической мощности электрического двигателя»
1
1
6.5. Энергия и её виды. Связь механической работы и энергии. Превращение энергии. Закон сохранения и превращения энергии. Альтернативные источники энергии.
1
1
Итого по разделу:
5
3
2
Раздел 7. Обобщающий
2
2
Итого по разделу:
2
2
Итого
34
17
17
Наименование разделов и тем
Количество часов
Формы контроля
Всего
Уроки
Экскурсии
Лабора-
торные занятия
Самостоя-
тельная работа
1
2
3
4
5
6
7
6
34
17
----
17
-----
-----
ПРОГРАММА
факультативного курса по физике «Физика для почемучек»
7 класс
№
Название раздела, темы
Содержание учебного материала
Количество часов
Планируемые результаты (требования к учебным достижениям учащихся)
1
Раздел I. Физические величины и их измерения
Физически величины. Буквенное обозначение величин и их единицы измерения. Система СИ. Приборы для измерения физических величин.
Цена деления шкал измерительных приборов.
Лабораторные работы
«Измерение линейных размеров тел и площади их поверхностей».
3
Учащийся/учащаяся:
знают: буквенное обозначение и единицы измерения физических величин;
проводят измерения температуры, времени, длины, объема, силы;
владеют экспериментальными
методами определения линейных размеров тел, их площадей и объемов.
2
Раздел 2. Механика
Механическое движение и его виды. Система отсчета. Относительность механического движения. Равномерное движение тела по окружности.
Луна - естественный спутник Земли. Колебательные движения. Графическое представление простейших видов механического движения. Звуковые явления. Источники звука, распространение звука.
Лабораторные работы
«Вычисления модуля скорости тела при равномерном прямолинейном движении».
«Изучение криволинейного движения»
«Исследования колебательного движения маятников».
«Изучение характеристик звука».
Демонстрации:
Механическое движение
Относительность механического движения
Криволинейное движение
Колебательное движение
Звуковые явления
10
Учащийся/учащаяся:
различают: прямолинейное и криволинейное движение;
формулируют: определение механического движения, пути, траектории, могут описать равномерное прямолинейное, криволинейное и колебательное движение;
навыками исследований колебательного и криволинейного движений;
способны решать задачи на определения кинематических величин аналитическим и графическим способами.
3
Раздел 3. Понятия поля
Понятия поля как особого вида материи. Гравитационное поля и его проявления. Электромагнитное поле. Влияние полей на живые организмы.
2
Учащийся/учащаяся:
знают:
природу гравитационных и электромагнитных взаимодействий;
объясняют: характер влияния полей на живые организмы
4
Раздел 4.
Взаимодействие тел. Силы.
Гравитационные силы. Сила тяжести. Сила упругости. Вес тела. Невесомость. Сила трения. Сила- векторная физическая величина. Графическое изображение сил. Сложение сил, имеющих различное направление. Графическое изображение сил. Момент сил.
Лабораторные работы:
«Измерение центра тяжести плоских пластин».
«Изучение зависимости модуля силы упругости от деформации».
6
Учащийся/учащаяся:
знают:
определение сил тяжести, упругости, трения, веса и их природы;
умеют: объяснить, чем вызвана та или иная сила и какое направление имеет;
различают: вес тела и силу тяжести по точке приложения сил и по характеру;
владеют: навыками решения графических задач и расчетных по определению сил;
обладают: умениями складывать силы, как векторные величины.
5
Раздел 5. Давление твердых тел, жидкостей, газов
Давление. Давление твердых тел. Способы уменьшения и увеличения давления. Закон Паскаля. Молекулярно- кинетическое толкование давления газов.
Давления столба жидкостей. Сообщающиеся сосуды. Шлюзы.
Атмосферное давление и его изменение с высотой. Архимедова сила. Условие плавания тел. Плавание судов. Воздухоплавание.
Лабораторные работы:
«Измерение плотности вещества методом гидростатического взвешивание»
Демонстрации:
Давления твердых тел.
Закон Паскаля.
Давления столба жидкости.
Сообщающие сосуды.
Плавание сосудов (видео фильм)
6
Учащийся/учащаяся:
знают: природу давления твердых тел, жидкостей и газов;
умеют: объяснить принципы работы насосов, манометров, барометров, шлюзов, водопровода;
обладают: навыками экспериментального определения плотности вещества гидростатическим методом;
способны: решать задачи на определение давления (твердых тел, жидкостей), зависимость атмосферного давления от высоты; Архимедову силу и плавание тел, судов.
6
Раздел 6. Работа и энергия
Механическая работа и мощность. Простые механизмы. КПД простых механизмов. «Золотое правило механики». Энергия. Виды механической энергии. Превращение энергии. Закон сохранения и превращения энергии. Альтернативные источники энергии.
Лабораторные работы:
Измерение механической работы при подъеме тела и при горизонтальном перемещении его на такое же расстояние».
Определение механической мощности электрического двигателя.
5
Учащийся/учащаяся:
знают: понятия «механическая работа», «мощность энергия»;
умеют: различать виды механической энергии; приводить примеры превращения механической энергии;
обладают: навыками экспериментального определения КПД простых механизмов; измерения механической работы при подъеме тела и при горизонтальном перемещении его на такое же расстояние;
способны: решать задачи на определение механической работы, мощности, КПД простых механизмов.
7
Раздел 7. Обобщающий
2
Литература, рекомендованная для учителя
Сборник «Элективные курсы в профильном обучении», Москва, Вита- Пресс, 2014 г.
О.Ф Кабардин «Тестовые задания по физике» 7- 11 класс, Москва, «Просвещение», 1994 г.
Я. И. Перельман «Занимательная физика», М., Наука, 1994.
Сборник задач по физике А.П. Рымкевич, Москва, «Просвещение» 1988 г.
Физика 7. Самостоятельные и контрольные работы, Л.А. Кирик, «Гимназия», Харьков.
Тульчинский Н.Е. «Качественные задачи по физике», Москва, «Просвещение» 1972 г.
Справочник по физике О.Ф. Кабардин «Просвещение», Москва, 1988.
А.С. Енохович «Справочник по физике и технике».
Учебник «Физика-7», А.В. Перышкин, Н.А. Родина, «Просвещение», Москва, 1989 г.
Учебник «Физика-7», Е.В. Коршак, А.И.Ляшенко.
Фронтальные лабораторные занятия по физике, под редакцией А.А. Покровского, «Просвещение», Москва 1974 г.
Н.М. Шахмаев «Использование технических средств в преподавании физики», «Просвещение», Москва 1964 г.
Внеурочная работа по физике под редакцией О.Ф. Кабардина, «Просвещение», Москва 1983 г.
Методика факультативных занятий по физике под редакцией О.Ф. Кабардина, В.А. Орлова, «Просвещение», Москва 1988 г.
Физический практикум. Механическая и молекулярная физика, «Наука», Москва 1967 г.
Ковтунович М.Г., Домашний эксперимент по физике, Пособие для учителя, Москва 2007 г.
Литература, рекомендованная для учащихся
Учебник «Физика-7», А.В. Перышкин, Н.А. Родина, «Просвещение», Москва, 1989 г.