Основная задача обучения математике в школе заключается в обеспечении прочного и сознательного овладения учащимися системой математических знаний и умений, необходимых в повседневной жизни и трудовой деятельности каждому члену современного общества, достаточных для изучения смежных дисциплин и продолжения образования.
Роль текстовых задач в процессе обучения математике многообразна, и она сводится главным образом к следующим функциям:
− служат усвоению математических понятий и отношений между ними;
− обеспечивают усвоение учащимися специфических понятий, входящих в
предметную область задач;
− способствуют более глубокому усвоению идеи функциональной зависимости;
− повышают вычислительную культуру учащихся;
− учат школьников применению такого метода познания действительности, как
моделирование;
− способствуют более полной реализации межпредметных связей;
− развивают у учащихся способность анализировать, рассуждать, обосновывать;
− развивают логическое мышление школьников;
− развивают познавательные способности учащихся через усвоение способов
решения задач;
− формируют универсальные качества личности, такие как привычка к систематическому интеллектуальному труду, стремление к познанию, потребность в контроле и самоконтроле и т. п.;
− прививают и укрепляют интерес школьников к математике;
− осуществляют предпрофильную и профильную подготовку учащихся.
Задачи часто служат основой для вывода некоторых теоретических положений. Задачи содействуют обогащению и развитию правильной речи учащихся. Задачи помогают учащимся понять количественные соотношения различных жизненных фактов. Задачи соответствующего содержания содействуют воспитанию учащихся. Особенно важна роль задач как средства развития логического мышления учащихся, их умения устанавливать зависимости между величинами, делать правильные умозаключения». Курс является дополнением школьного учебника по математике и направлен на формирование и развитие у учащихся умения решать текстовые задачи по разделам «Задачи на движение», «Проценты», «Пропорции», «Совместная работа», «Решение олимпиадных задач», «Решение задач на составление уравнений» . Данный курс направлен на расширение математических знаний учащихся, повышения уровня математической подготовки, на развитие умения решать задачи, имеющие практическое значение. Материалы курса содержат различные методы, позволяющие решать большое количество задач, которые вызывают интерес у всех учащихся, развивают их творческие способности, повышают математическую культуру и интерес к предмету, его значимость в повседневной жизни.
Цели курса:
повышение уровня умения решать текстовые задачи,
развитие мышления и математических способностей учащихся,
расширение знаний учащихся
Задачи курса:
развитие устойчивого интереса учащихся к математике;
расширение и углубление знаний учащихся по программному материалу;
развитие у учащихся умения самостоятельно и творчески работать с учебной и научно- популярной литературой;
расширение и углубление представлений учащихся о практическом значении математике в различных областях и отраслях;
расширение знаний учащихся о культурно-исторической ценности математики; разностороннее развитие личности;
осуществление индивидуализации и дифференциации; научить решать задачи любой сложности;
помочь оценить ученику свои возможности и способности с точки зрения образовательной перспективы.
Данный курс рассчитан на 34 часа, предполагает решение задач, самостоятельную работу по специально подготовленному сборнику задач для работы в классе и дома. В программе приводится примерное распределение учебного времени, план занятий. Формы учебных занятий: объяснение, практические работы, творческие задания.
Учебно-тематический план
№ п/п
Наименование тем курса
Всего часов
Дни провед
1
Текстовые задачи и техника их решения
1
2
Задачи на сложение и вычит. натур. чисел
2
3
Задачи на умножение и деление натур.чисел
3
4
Задачи на «части»
3
5
Задачи на нахождение двух чисел по их сумме и разности
3
6
Задачи на нахождение площадей фигур
3
7
Решение задач на движение
3
8
Пропорция
3
9
Задачи на проценты
3
10
Задачи на совместную работу
3
11
Решение задач на составление уравнений
4
12
Задачи на дроби(обыкнов др и десятичные др)
3
Литература
1.Государственный Общеобязательный Стандарт начального, основного среднего, общего среднего образования РК. Астана-2013г.
2.Министерство образования и науки РК. Национальная академия образования им. Ы. Алтынсарина. Учебные программы по предметам образовательной области «Математика и информатика» уровня основного средного образования (5-9 классы). Астана, 2013.
3.Математика. Учебник для 5 кл. Алдамуратова Т., Байшоланов Е. – Алматы;
Атамұра, 2015
4.Гусев В., Моркович А.
Математика: Справ. материалы: Кн. для учащихся. – Москва: Просвещение, 1990.