kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа по теме: «Теория вероятности и статистика для 7-9 классов»

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Теория вероятности и статистика для 7-9 классов»

Программа строится на календарно – тематическом планировании, в расчете 1 час в неделю. Уроки строятся на  принципах системно – деятельностного обучения, включая практическую работу, самостоятельную работу с использованием различных форм проверки.

Предполагаемые результаты:

  1. Хорошая подготовка к сдаче экзаменов выпускников основной и общеобразовательной школы.

Цели программы :

  1. Расширить программу основной школы по изучению теории вероятности и элементов статистики
  2. При обсуждении реальных статистических данных хорошо иллюстрировать случайную  изменчивость окружающего нас мира.
  3.  Готовить  наглядную концептуальную базу для понятий «случайный эксперимент» и « вероятность исхода» этого эксперимента.
  4. Связывать жизненные ситуации со статистическим материалом, формализовывать и описывать  данные.
  5. Повторять и закреплять ряд тем школьного курса математики на неформальных примерах.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Программа по теме: «Теория вероятности и статистика для 7-9 классов» »

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

Республика Саха (Якутия)

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 1»

Городского округа «Жатай»

_________________________________________________________________

677902 РС(Я), п. Жатай, ул. Северная, 50, тел. 42-64-38, факс 42-65-36

Иванова Любовь Ивановна

учитель математики

МБОУ СОШ № 1 ГО»Жатай»

Республика Саха (Якутия)

Авторская программа по теме:

«Теория вероятности и статистика для 7-9 классов»

Программа строится на календарно – тематическом планировании, в расчете 1 час в неделю. Уроки строятся на принципах системно – деятельностного обучения, включая практическую работу, самостоятельную работу с использованием различных форм проверки.

Предполагаемые результаты:

  1. Хорошая подготовка к сдаче экзаменов выпускников основной и общеобразовательной школы.

Цели программы :

  1. Расширить программу основной школы по изучению теории вероятности и элементов статистики

  2. При обсуждении реальных статистических данных хорошо иллюстрировать случайную изменчивость окружающего нас мира.

  3. Готовить наглядную концептуальную базу для понятий «случайный эксперимент» и « вероятность исхода» этого эксперимента.

  4. Связывать жизненные ситуации со статистическим материалом, формализовывать и описывать данные.

  5. Повторять и закреплять ряд тем школьного курса математики на неформальных примерах.

Оборудование:

    1. Магнитная доска.

    2. Различные виды карточек.

    3. Проектор и мультимедийное сопровождение.














Пояснительная записка.

В содержание среднего образования России вносятся существенные изменения, в частности, в программу по математике основной школы включаются теория вероятностей и элементы статистики. Теория вероятностей — это математическая наука о случайном и закономерностях случайного. В школьном курсе математики и других естественных наук господствовала только одна идея — о существовании жестких связей между явлениями и событиями. Эти связи представлены в форме законов физики, химии, математики; даже в курсе

истории нет места случайности: он построен так, что складывается впечатление, что все события предопределены и закономерны.

Но окружающий нас мир полон случайностей. Это землетрясения, ураганы, подъемы и спады экономического развития, войны, болезни, случайные встречи и так далее. Впрочем, мысль о том, что в окружающем мире много случайного, останется очевидной, но бесплодной, если не научиться измерять случайность числом, вычислять шансы различных событий. Теория вероятностей в средней школе — это признание обществом необходимости формирования современного мировоззрения, для которого одинаково важны представления и о жестких связях, и о случайном. Без знания понятий и методов теории вероятностей и статистики невозможна организация эффективного конкурентоспособного производства, внедрение новых лекарств и методов лечения в медицине, обеспечение страховой защиты граждан от непредвиденных обстоятельств, проведение обоснованной социальной политики.

Теория вероятностей как наука начала складываться в XVII веке. Источником задач для нее служили азартные игры. В частности, игра в кости, которая тогда была очень распространена в Западной Европе. В этих задачах главное — выбор равновозможных элементарных событий и правильный подсчет комбинаций этих элементарных событий. До сих пор, как анахронизм, во многих начальных курсах теории вероятностей сохраняется «родимое пятно» — преобладание комбинаторных задач, связанных с азартными играми. Такие задачи есть и в нашем курсе теории вероятностей, но они даны, в основном, для упражнений и иллюстраций.

Одновременно с развитием теории вероятностей стала развиваться статистика. К XVII веку относятся и первые научные применения статистики в демографии и страховании, идеи о случайных ошибках в измерениях.

Теория вероятностей и статистика долгое время развивались как естественные науки, хотя и с большой математической составляющей. В отрасль математики теория вероятностей превратилась только в ХХ веке. На аксиоматическую основу ее поставил наш великий соотечественник А. Н. Колмогоров. До него некоторые сложные понятия теории вероятностей не были полностью изучены. Впрочем, на «нижних этажах» этой науки, которые в первую очередь и нужны для приложений, все было ясно и ранее. В нашем курсе мы не касаемся аксиоматики Колмогорова, но пользуемся введенными им и общепринятыми сейчас понятиями: случайный эксперимент, элементарное событие и так далее.

В этой программе теория вероятностей и статистика представлены как естественные науки, в которых наибольшую ценность представляет сложившаяся система взглядов, выработанные основные понятия и их связи с реальностью. При таком подходе математические доказательства отступают на второй план, а математические методы играют ту же роль, что и в физике или механике. Эта книга существенно отличается от учебника математики тем, что многие вопросы и упражнения не подразумевают однозначных ответов. Эти вопросы

предназначены в большей степени для обсуждения. Учащиеся могут иметь разные мнения по тем или иным вопросам и стараться их обосновать.

Изложение теории вероятностей начинается со статистики. Обсуждается представление данных в виде таблиц и диаграмм; объясняется, как с помощью немногих числовых характеристик можно описать массивы данных. Изучая совокупности чисел, мы естественно приходим к понятию случайной изменчивости, подготавливая переход к изучению случайности, то есть к теории вероятностей.

Статистическая часть курса отнесена к изучению в седьмом классе. Восьмой и девятый класс отведены для изучения теории вероятностей. В восьмом классе вводятся понятия случайного эксперимента, элементарных событий, событий и их вероятностей, объединения и пересечения событий, формулы сложения и умножения вероятностей, понятие о независимости экспериментов и событий. В эту часть курса включена и небольшая глава о комбинаторике.

В девятом классе изучаются случайные величины, их распределения и числовые характеристики - математическое ожидание и дисперсия. В этом же классе изучаются испытания Бернулли - одна из базовых схем теории вероятностей. Испытания Бернулли одновременно являются примером независимых испытаний, примером сложного случайного эксперимента и примером важной случайной величины — «числа успехов». Вычисление математического ожидания и дисперсии для «числа успехов» дают нам возможность сформулировать один из основных законов теории вероятностей — закон больших чисел. Испытания Бернулли позволяют объяснить, как с помощью случайного выбора можно экспериментально изучать свойства больших совокупностей — выборочный метод исследования, а также объяснить статистическую основу социологических опросов и какая при этом достигается точность выводов. Изложенный материал по теории вероятностей позволяет обсудить и некоторые другие социальные явления, например, страхование и лотереи.

Содержание программы избыточно по сравнению с отводимым на изучение теории вероятностей учебным временем, зато изложение получилось достаточно цельным и законченным. Курс завершается законом больших чисел, который показывает одну из связей случайного с закономерным, одно из проявлений закономерности в случайном.












Календарно-тематическое планирование

7 класс

№ п/п

Главы

Темы

1

Таблицы ( 8 часов) Проверочные работы – 2 часа

1.Статисические данные в таблицах

2.Поиск информации в таблицах

3.Вычисления в таблицах

4.Крупнейшие города России

5.Таблицы с результатами подсчетов

6.Таблицы с результатами измерений

2

Диаграммы ( 5 часов ) Практическая работа - 2 часа

7.Столбиковая диаграмма

8.Круговая диаграмма

9.Диаграмма рассеивания

3

Описательная статистика

(8 часов)

Проверочные работы -2 часа

10.Среднее значение

11.Медиана

12.Наибольшее и наименьшее значение. Размах

13.Отклонения

14.Дисперсия

15*.Обозначения и формулы

16*.Свойства среднего арифметического и дисперсии

4

Случайная изменчивость (5 часов)

Проверочные работы - 2 часа

17.Примеры случайной изменчивости

18.Рост человека

19.Точность измерений

8 класс

1

Случайные события и вероятность

(6 часов)

Проверочная работа - 1 час

1.Случайные события

2.Вероятности и частоты

3.Монета и игральная кость в теории вероятностей

4.Как узнать вероятность события?

5.Зачем нужно знать вероятность события?

2

Математическое описание случайных явлений (6 часов)


Практическая работа – 1 час

Проверочная работа – 1 час

6.Случайные опыты

7.Элементарные события

8.Разновозможные элементарные события

9.Вероятности элементарных событий

10.Благоприятствующие элементарные события

11.Вероятности событий

12.Опыты с разновозможными элементарными событиями

3

Вероятности случайных событий. Сложение и умножение вероятностей (8 часов)


Проверочная работы – 2 часа

13.Противоположное событие. Диаграммы Эйлера

14.Объединение событий

15.Пересечение событий

16.Несовместные события. Правило сложения вероятностей

17.Формула сложения вероятностей

18.Случайный выбор

19.Независимые события. Умножение вероятностей

4

Элементы комбинаторики

(7 часов)


Проверочная работа – 2 часа

20.Правило умножения

21.Перестановки. Факториал

22.Правило умножения и перестановки в задачах на 23числение вероятностей

24.Сочетания

25.Сечтания в задачах на вычисление вероятностей



9 класс

1

Геометрическая вероятность

(4 часа)

Практическая работа – 1 час

1.Выбор точки из фигуры на плоскости

2.Выбор точки из отрезка и дуги окружности

3.Выбор точки из числового отрезка

2

Испытания Бернулли (5 часа)

Практическая работа – 1 час

4.Успех и неудача

5.Число успехов в испытаниях Бернулли

6.Вероятности событий в испытаниях Бернулли

3

Случайные величины (6 часов)

Проверочная работа – 1 час

7.Примеры случайных величин

8.Распределение вероятностей случайной величины

9.Биномиальное распределение

4

Числовые характеристики случайных величин (8 часов)

Проверочные работы – 2 часа

10.Математическое ожидание случайной величины

11.Свойства математического ожидания

12.Рассеивание значений. Задача про испытание дозирующих автоматов

13.Дисперсия и стандартное отклонение

14.Свойства дисперсии

15.Математическое ожидание числа успехов в серии испытаний Бернулли

16.Дисперсия числа успехов

5

Случайные величины в статистике (5 часов)

Проверочная работа – 1 час

17.Измерения вероятностей

18.Точность приближения

19.Социологические обследования

20.Закон больших чисел



Рекомендуется прохождение данной программы с использованием учебного пособия « Теория вероятностей и статистика» под редакцией Ю. Н. Тюрина, А. А. Макарова, И. Р. Высоцкого, И. В. Ященко.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Программа по теме: «Теория вероятности и статистика для 7-9 классов»

Автор: Иванова Любовь Ивановна

Дата: 18.02.2015

Номер свидетельства: 175072

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(134) "Рабочая программа  с КТП по математике 8 класс по учебнику Макарычева Ю.Н. "
    ["seo_title"] => string(82) "rabochaia-proghramma-s-ktp-po-matiematikie-8-klass-po-uchiebniku-makarychieva-iu-n"
    ["file_id"] => string(6) "231313"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1442468070"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(137) "Рабочая программа по математике 5 кл. для индивидуального обучения на дому "
    ["seo_title"] => string(83) "rabochaia-proghramma-po-matiematikie-5-kl-dlia-individual-nogho-obuchieniia-na-domu"
    ["file_id"] => string(6) "173084"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1423922391"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "Рабочая программа по учебному курсу "Геометрия" для 9 класса"
    ["seo_title"] => string(63) "rabochaia_programma_po_uchebnomu_kursu_geometriia_dlia_9_klassa"
    ["file_id"] => string(6) "520708"
    ["category_seo"] => string(9) "geometria"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1569271088"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(69) "«Случайные события и их вероятность» "
    ["seo_title"] => string(39) "sluchainyie-sobytiia-i-ikh-vieroiatnost"
    ["file_id"] => string(6) "230019"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1441956578"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(68) "Рабочая программа 9 класс математика "
    ["seo_title"] => string(40) "rabochaia-proghramma-9-klass-matiematika"
    ["file_id"] => string(6) "128172"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1415451616"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства