Проектирование урока с позиции формирования универсальных учебных действий
Проектирование урока с позиции формирования универсальных учебных действий
Теоретический материал и разработка урока. Как спроектировать урок, взяв за основу урок комбинированного типа, который будет решать задачи по формированию не только предметных, но и метапредметных результатов?
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования предъявляет требования к результатам освоения основной образовательной программы образования - личностным, метапредметным и предметным. Реализовать эти требования предстоит в рамках урочной и внеурочной деятельности. Одной из приоритетных задач образования во все времена была задача «научить учиться». То есть, вооружить детей обобщёнными способами учебной деятельности, который обеспечивал бы успешный процесс обучения в средней школе. В редакции Государственного образовательного стандарта 2004 года речь шла о формировании общеучебных умений, навыков и способов действий, прежде всего учебно-управленческих и учебно-информационных. ФГОС ООО выдвигает требования к формированию у школьников метапредметных результатов – универсальных учебных действий (личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных), которые должны стать базой для овладения ключевыми компетенциями, «составляющими основу умения учиться».
Требования нового стандарта не являются чем-то абсолютно новым для практикующих учителей. И всё же у многих педагогов они вызвали тревогу и неуверенность в своих силах. Как спроектировать урок, который формировал бы не только предметные, но и метапредметные результаты? Какие из предложенных в учебнике заданий целесообразно отобрать для урока? Какие методы и приёмы работы будут эффективными? Какие формы организации деятельности учащихся стоит применять? И, наконец, нужно ли совсем отказаться от принятых в традиционной методике преподавания форм работы с обучающимися? Это далеко не все вопросы, которые сегодня задаёт учитель, реализующий ФГОС ООО. Изучая содержание ряда книг серии «Стандарты второго поколения» издательства «Просвещение», понимаешь, что в школе должны вводиться новые формы организации учебного процесса. Убеждаешься в необходимости создания разных образовательных пространств (урок как коллективное действие; учебное занятие; урок – мастерская; урок – консультация; урок – презентация; урок решения проектных задач). Этого требует системно-деятельностный подход, который лежит в основе нового стандарта.
Но основной формой обучения в школе сегодня по-прежнему остаётся традиционный урок. Урок, его планирование и проведение – это то, с чем учитель имеет дело ежедневно, это то, что ему понятно. Поэтому есть смысл сначала рассмотреть урок с позиции требований стандарта второго поколения в сравнении с уроком постсоветского периода. Увидеть отличие дидактических требований к этим урокам. Тогда станет понятно, что надо изменить при подготовке и проведении урока современного типа в деятельности учителя и учащихся. Как известно, самый распространённый тип урока – комбинированный. Рассмотрим его с позиции основных дидактических требований, а также раскроем суть изменений, связанных с проведением урока современного типа:
Требования к уроку
Традиционный урок
Урок современного типа
Объявление темы урока
Учитель сообщает учащимся
Формулируют сами учащиеся (учитель подводит учащихся к осознанию темы)
Сообщение целей и задач
Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться
Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания(учитель подводит учащихся к осознанию целей и задач)
Планирование
Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели
Планирование учащимися способов достижения намеченной цели(учитель помогает, советует)
Практическая деятельность учащихся
Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности)
Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы), учитель консультирует
Осуществление контроля
Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы
Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля), учитель консультирует
Осуществление коррекции
Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию
Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно, учитель консультирует, советует, помогает
Оценивание учащихся
Учитель осуществляет оценивание работы учащихся на уроке
Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценка, оценивание результатов деятельности товарищей), учитель консультирует
Итог урока
Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили
Проводится рефлексия
Домашнее задание
Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех)
Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей
Данная таблица позволяет сделать вывод: различается, прежде всего, деятельность учителя и учащихся на уроке. Ученик из присутствующего и пассивно исполняющего указания учителя на уроке традиционного типа теперь становится главным деятелем. «Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал» - слова К.Д. Ушинского отражают суть урока современного типа, в основе которого заложен принцип системно-деятельностного подхода. Учитель призван осуществлять скрытое управление процессом обучения, быть вдохновителем учащихся. Актуальность приобретают теперь слова Уильяма Уорда: «Посредственный учитель излагает. Хороший учитель объясняет. Выдающийся учитель показывает. Великий учитель вдохновляет».
Как спроектировать урок, взяв за основу урок комбинированного типа, который будет решать задачи по формированию не только предметных, но и метапредметных результатов? В ФГОС ООО метапредметные результаты - «освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться».
Проанализируем деятельность учащихся на каждом этапе урока и выделим те универсальные учебные действия (УУД), которые при правильной организации деятельности учащихся формируются:
Требования
к уроку
Урок
современного типа
Универсальные
учебные действия
Объявление темы урока
Формулируют сами учащиеся (учитель подводит учащихся к осознанию темы)
Познавательные общеучебные, коммуникативные
Сообщение целей и задач
Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания(учитель подводит учащихся к осознанию целей и задач)
Регулятивные целеполагания, коммуникативные
Планирование
Планирование учащимися способов достижения намеченной цели(учитель помогает, советует)
Регулятивные планирования
Практическая деятельность учащихся
Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы) (учитель консультирует)
Познавательные, регулятивные, коммуникативные
Осуществление контроля
Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля) (учитель консультирует)
Регулятивные контроля (самоконтроля), коммуникативные
Осуществление коррекции
Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно (учитель консультирует, советует, помогает)
Коммуникативные, регулятивные коррекции
Оценивание учащихся
Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей) (учитель консультирует)
Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей
Познавательные, регулятивные, коммуникативные
Тема урока: Линейное уравнение с двумя переменными и его график.
Цели урока:
- отработать понятие линейного уравнения с двумя переменными и графика линейного уравнения;
- отработать навыки решения уравнения с двумя переменными.
Тип урока: урок закрепления материала и коррекции знаний.
Планируемые результаты: учащиеся должны видеть линейное уравнение; уметь находить значение переменной по заданному значению другой переменной; выражать одну переменную через другую; уметь строить график линейного уравнения.
Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Повторение и закрепление пройденного материала.
Цели:- формирование коммуникативных УУД, включающих умения высказывать суждения с использованием математических терминов и понятий таких, как линейное уравнение и его коэффициенты, переменная, решение и корни уравнения, график уравнения;
- формирование познавательных УУД - основных мыслительных операций в ходе поиска решения заданий, а так же вычислений;
- формирование регулятивных действий - действий контроля, включающих приёмы самопроверки и взаимопроверки, умений самостоятельно двигаться по заданному плану, оценивать и корректировать полученный результат.
1) Индивидуальная работа. (Двое учащихся работают у доски по карточкам): построить график уравнения. Принадлежит ли графику указанная точка:
- Является ли линейным заданное уравнение с двумя переменными:
а) 2х+7у+5=0 в) 6а-3в-1=0
б) 3х²+2у-7=0 г) 3/х+у+2=0?
- Назовите коэффициенты а, в и с линейного уравнения:
а) 3х+2у-6=0 в) х-у/2+4=0
б) х-1-2у=0 г) у-х/4=5.
- Является ли решением уравнения 7х-5у-3=0 пара чисел:
а) (2; 8); б) (1; 4/5)?
- Для каждого из линейных уравнений найдите значение у, соответствующее заданному значению х:
а) 3х+2у-6=0, если х = 0;
б) 6х+2у-1=0, если х = - 0,1.
- Для каждого из линейных уравнений найдите значение х, соответствующее заданному значению у:
а) 6х+12у-42=0, если у = о;
б) 5х-3у-11=0, если у = 3.
3. Самоопределение к деятельности. (Слайд 7)
- Чем мы будем заниматься сегодня на уроке? (Повторять и закреплять изученный материал).
- Что мы будем закреплять сегодня на уроке? Сформулируйте задачи урока. (Понятие линейного уравнения и как работать с линейным уравнением).
- Закончите высказывания:
А) Линейное уравнение – это…
Б) Решение линейного уравнения – это…
В) Графиком линейного уравнения …
- Какие задания должны уметь выполнять, работая с линейным уравнением?
4. Практическая деятельность учащихся.
Цель: - формирование познавательных общеучебных и логических действий, включающих выбор наиболее эффективных способов решения заданий, умения логически рассуждать, сравнивать, доказывать и анализировать ситуации, возникающие в ходе решения;
- формирование коммуникативных УУД, которые обеспечивают возможности сотрудничества учеников: умение слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность.
(работа в парах с последующим обсуждением).
№1. Дано линейное уравнение с двумя переменными. Используя его, выразите каждую из переменных через другую:
а) х+у-4=0; в) 7х-4у+28=0;
б) 2х-у+5=0; г) 4х-2у+11=0.
№2. Из равенства 2х+3у-6=0 выразите переменную у. Найдите у для значения х = - 3.
№3. Выполните первую часть задания №2 для уравнения ах+ву+с=0.
№4. Найдите два решения уравнения 2х-у-4=0 и постройте его график.
№5. Известно, что пара чисел (1;2) – решение уравнения 3х+ву+1=0. Найдите коэффициент в и еще одно решение этого уравнения.
(один ученик у доски, другие работают в тетради)
№6. Решите задачу, используя для составления математической модели две переменные:
Сумма двух чисел равна 7. Если одно число увеличить в 2 раза, а другое оставить без изменения, то в сумме эти числа дадут 8. Найдите исходные числа.
№7. (№7.36) Постройте на координатной плоскости прямую, заданную уравнением ах+ву+с=0, если а=2. в=1, с=-3.
(творческое задание)
№8. (№7.39) При каких значениях коэффициентов а, в, и с прямая ах+ву=с=0
а) параллельна оси х; б) параллельна оси у;
в) проходит через начало координат?
5. Домашняя работа.
Цели: - формирование познавательных действий, определяющих умение ученика выделять тип уравнений и определять способы их решения;
- формирование регулятивных действий, заключающихся в умении самостоятельно определять цель своей деятельности, двигаться по заданному плану, которым является алгоритм решения линейного уравнения, оценивать и корректировать полученный результат.
6. Оценивание учащихся:
- оцените свою работу на уроке;
- оцените работу своего товарища.
7. Итог урока. (Подводят учащиеся)
Цель: формирование познавательных УУД, заключающихся в умении анализировать, обобщать, систематизировать информацию, полученную на уроке, а так же делать выводы о необходимости изучения данного материала.