ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОЕКТНОГО МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ КАК ОДНА ИЗ ЭФФЕКТИВНЫХ ФОРМ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ МАТЕМАТИКИ
ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОЕКТНОГО МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ КАК ОДНА ИЗ ЭФФЕКТИВНЫХ ФОРМ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ МАТЕМАТИКИ
Сегодня, когда информация становится стратегическим ресурсом развития общества, а знания – предметом относительным и ненадежным, так как быстро устаревают и требуют в информационном обществе постоянного обновления, становится очевидным, что современное образование – это непрерывный процесс, где самостоятельная деятельность в поиске и отборе информации является важным средством мотивации и условием развития личности.
Метод проектов представляет собой гибкую модель организации учебного процесса, ориентированную на творческую самореализацию личности учащегося путем развития его интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе создания (под контролем учителя) образовательного продукта, обладающего субъективной или объективной новизной и имеющего практическую значимость.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОЕКТНОГО МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ КАК ОДНА ИЗ ЭФФЕКТИВНЫХ ФОРМ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ МАТЕМАТИКИ »
ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОЕКТНОГО МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ КАК ОДНА ИЗ ЭФФЕКТИВНЫХ ФОРМ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ МАТЕМАТИКИ.
Қалымбетова Гүлжан Әбдіқадырқызы
(пос. Шиели, КГУ «СШ № 252 имени Г.Н.Ковтунова»)
Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одаренность, кроме тех, которые проявляются в результате активного участия хотя бы в самой маленькой поисково- исследовательской работе. А.Н.Колмогоров
XXI век — век высоких компьютерных технологий. Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры. Меняется и роль учителя в информационной культуре — он должен стать координатором информационного потока. Следовательно, учителю необходимо владеть современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться на одном языке с ребёнком.
Сегодня, когда информация становится стратегическим ресурсом развития общества, а знания – предметом относительным и ненадежным, так как быстро устаревают и требуют в информационном обществе постоянного обновления, становится очевидным, что современное образование – это непрерывный процесс, где самостоятельная деятельность в поиске и отборе информации является важным средством мотивации и условием развития личности. Каждому ребёнку дарована от природы склонность к познанию и исследованию окружающего мира, и они с удовольствием погружаются в атмосферу творческого поиска, а возможности Интернет - ресурсов открывают доступ к нетрадиционным источникам информации, дают возможность для проведения широкого спектра исследований, демонстраций, повышения эффективности развития познавательной самостоятельности и творческого роста. Поэтому и учителю в своей практике необходимо развивать глубокое понимание предмета учеником, обеспечив использование и применение знаний вне класса. [5, с.149] Среди разнообразных направлений современных методик и технологий не менее эффективным, с моей точки зрения, является проектный метод обучения.
Метод проектов представляет собой гибкую модель организации учебного процесса, ориентированную на творческую самореализацию личности учащегося путем развития его интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе создания (под контролем учителя) образовательного продукта, обладающего субъективной или объективной новизной и имеющего практическую значимость.
В рамках школьного обучения метод проектов можно определить как образовательную технологию, нацеленную на приобретение учащимися новых знаний в тесной связи с реальной жизненной практикой, формирование у них специфических умений и навыков посредством системной организации проблемно-ориентированного учебного поиска. [1, с.43]
Метод проектов - это такой способ обучения, при котором учащийся самым непосредственным образом включен в активный познавательный процесс; он самостоятельно формулирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность, формируя “по кирпичикам” новое знание и приобретая новый учебный и жизненный опыт.
Методу проектов можно найти применение на любых этапах обучения, в работе с учащимися разных возрастных категорий и при изучении материала различной степени сложности.
Для учителя математики наиболее привлекательным в данном методе является то, что в процессе работы над учебным проектом у школьников:
появляется возможность осуществления приблизительных, «прикидочных» действий, не оцениваемых немедленно строгим контролером – учителем;
развиваются творческие способности, воображение и фантазия;
воспитываются целеустремленность и организованность, расчетливость и
предприимчивость, способность ориентироваться в ситуации
неопределенности.
Кроме того, в процессе выполнения проекта происходит естественное обучение совместным интеллектуальным действиям.
Главные цели введения метода проектов на уроках математики:
показать умения отдельного ученика или группы обучающихся
использовать приобретенный на уроках математики в школе
исследовательский опыт;
реализовать свой интерес к предмету математики;
приумножить знания по математике и донести приобретенные знания
своим одноклассникам;
продемонстрировать уровень обученности по математике;
совершенствовать свое умение участвовать в коллективных формах
общения;
подняться на более высокую ступень обученности, образованности,
развития, социальной зрелости.
Преимущества: - происходит индивидуализация образования; .............................. - учащиеся в нем обсуждают решение проблем реальной жизни;………… - учащиеся вынуждены постоянно искать и анализировать информацию, четко
излагать свои мысли;……………………………………………………………… - интенсивное использование компьютеров как инструментов в работе; - сочетание индивидуальной и групповой деятельности в работе;.. - изменение роли учителя и учащегося в процессе обучения [2, с.53].
Основные требования, предъявляемые к организации учебного проекта:
проект создается по инициативе учащихся и должен быть значимым для них и для их ближайшего окружения;
решаемая с его помощью проблема и предполагаемые результаты должны иметь практическое (возможно и теоретическое) значение;
работа учащихся над проектом является самостоятельной и носит исследовательский характер;
проект планируется и разрабатывается заранее, исходя из конкретных целей и задач, при этом допускает изменения в процессе своего осуществления.
Педагог выступает, прежде всего, организатором познавательной деятельности учащихся. Его задача – научить детей учиться самостоятельно. Изменяется и роль учащегося, который вместо пассивного слушателя становится личностью, способной использовать все средства информации, которые ему доступны. Идея проектирования очень эффективна: ученик работает над какой-то темой определенное время, имеет конкретную цель, использует знания, приобретенные на других уроках, и получает в итоге результат своего труда, который можно посмотреть, распечатать и использовать. Проекты можно осуществлять по двум направлениям. С одной стороны, можно давать ребятам задания сделать проект, результатом которого будет устное выступление на уроке. С другой стороны, можно усложнить задание и попросить создать презентации по данной теме с перспективой демонстрации результатов труда в группе. Пока на уроках учащиеся осваивают ту или иную тему, выполняют практические упражнения, домашним заданием для них является поиск и подбор материала по теме проекта. Работа по данной технологии дает возможность развивать индивидуальные творческие способности учащихся, более осознанно подходить к профессиональному и социальному самоопределению. [3, с.72]
Работа над проектом предполагает следующие этапы:
I.Подготовка к выполнению проекта.
Учитель объясняет суть проектной деятельности, определяет цели и формулирует тему проекта. Учитывая индивидуальные особенности детей, представления об их способностях и возможностях, чертах характера, учитель формирует рабочие группы из 5–6 человек. Каждая группа получает рабочую тетрадь с ознакомительной информацией и заданиями.
II. Планирование работы.
Учитель предоставляет ученикам календарно-тематический план своей работы и необходимые источники информации. Рабочие группы составляют план собственной работы и корректируют его вместе с учителем. Каждая группа осуществляет первичное распределение обязанностей, определяет время встреч и индивидуальной работы, разрабатывает предложения по оформлению «портфолио».
III. Исследование.
По каждой группе заданий ученики осуществляют поиск, отбор и анализ нужной информации из научной литературы и/или сети Internet. Учащиеся экспериментируют, находят пути решения возникающих проблем, открывают новые для себя знания по теме. Учитель (в рамках вариативных часов) корректирует ход выполнения работы каждой группы, проводит консультации, оценивает активность и результативность деятельности учащихся.
IV. Обобщение результатов.
По каждой группе заданий учащиеся обобщают полученную информацию, формулируют выводы и оформляют материал для групповой презентации. На уроке учитель организует коллективное общение в форме обсуждения кратких сообщений о полученных результатах, дискуссий, выдвижения гипотез и оценки их правдоподобности и т.д. После этого каждая группа уточняет свои результаты и пополняет «портфолио».
V. Презентация.
Итоговый отчет каждой группы осуществляется в конце учебного года в рамках времени, выделенного для повторения. Учащиеся подводят итоги совместной интеллектуальной деятельности и представляют «портфолио». Учитель и ученики других рабочих групп задают вопросы по содержанию, основным моментам теоретического материала, по решениям наиболее трудных задач.
VI. Оценка результатов проектной деятельности и подведение итогов.
Для оценки деятельности классу предлагается заполнить следующую таблицу.
№
Фамилия, имя
Само-
оценка
Оценка группы
Оценка учителя
Средняя оценка
1.
Абдиев Гани
5
4
4
4
2
Бектаев Арман
5
5
5
5
Каждый ученик оценивает ход и результат собственной деятельности в группе, каждая рабочая группа оценивает деятельность своих участников, наконец, учитель оценивает деятельность каждого ученика на основании собеседования и оценок, полученных им на уроках.
В заключение учитель подводит итоги проведенной учащимися работы, отмечает успехи каждого. Советуется с учениками о возможности продолжения проектной деятельности в старших классах. На презентации и подведение итогов приглашаются зрители: учителя, родители, учащиеся других классов.
Итак, метод проектов позволяет создать условия, при которых школьники, с одной стороны, могут самостоятельно осваивать новые знания и способы действия, а с другой - применять на практике ранее приобретенные знания и умения. При этом основной упор делается на творческое развитие личности.
Как правило, учебный проект предполагает коллективную форму деятельности. Одна из его основных задач – осуществление межпредметных связей и создание некоторого образовательного продукта в процессе взаимодействия учащихся друг с другом и с учителем. Составление перечня вопросов, определение задач работы, выбор методов изучения обозначенной проблемы и способа презентации проекта, распределение ролей и обязанностей между его участниками – все это осуществляется в процессе коллективного обсуждения. При этом учитель выступает в обсуждении и принятии решений в качестве старшего товарища. [3, с.45] С обучающей деятельности учителя акцент переносится на познавательную деятельность ученика: первый задает «пространство» возможных целей и путей их достижения, из которых второй выбирает те, что наиболее соответствуют его индивидуальности. Таким образом, создаются условия для непрерывного самообразования, интеллектуального и творческого развития учащихся.
Оформление и защита проектов позволяет определить степень овладения учащимися изучаемого материала. Это возможность рефлексии, самооценки собственных результатов. Защита проектов происходит на научно-практической конференции в школе перед своими товарищами. При этом оценивается все: и содержание проекта, и его актуальность, и авторские выводы, и авторские находки, и техническое исполнение, и сама защита (умение представить свою работу, ответить на вопросы товарищей, умение отстаивать свою точку зрения, умение держаться на сцене и говорить). Ребята испытывают удовольствие, удовлетворение от результатов своего труда, который могут использовать другие ребята для изучения. Чем выше востребованность результатов труда, тем с большим старанием и ответственностью работают дети.
Система проектной работы охватывает как урочную, так и внеурочную деятельность.
Приемлемые два подхода:
связь проектов с учебными темами (на уроке)
использование проектов во внеурочной деятельности.
Для формирования проектных умений используем два вида урочных занятий.
Первый вид - проектный урок, который целиком состоит из работы над проектом( выбор таких уроков зависят от вида проекта). При выполнении таких работ развивается высокая степень самостоятельности учащихся. Актуализируемые предметные знания закрепляются, углубляются. Расширяются и освоения новых знаний учащимися. Такие проекты можно провести по следующим темам:
5 класс: «Шкалы и координаты», «Сложение натуральных чисел и его свойства», «Формулы площади фигур»; «Сравнение дробей» и т.д.
6 класс: «Длина окружности», «Площадь круга», «Параллельность прямых», «Правило вычисления значения алгебраической суммы», «Расстояние между точками координатной прямой» и т.д.
7-9 кл.: «Свойства квадратного корня», «Координаты вектора», «Исследование функции на монотонность», «Площадь кругового сектора», «Площади правильных многоугольников» и т.д.
Второй вид - урок, на котором могут использоваться проекты, выполненные отдельными учащимися или группами учащихся во внеурочное время по разным темам предметного содержания (межпредметные проекты).Например: «Решение уравнений 2й и 3й степени», «Старинные задачи через века и страны», «День точности», «Формулы и жизнь», «Симметрия вокруг нас», «Логические, эвристические средства построения доказательств», «Золотое сечение и его применение в архитектуре», «Теорема Пифагора вне школьной программы», «Магические квадраты и их значимость в жизни людей», « магия чисел», « математические знания в повседневной жизни».
На таких уроках учащиеся представляют свой проект, а презентация - важный навык, который развивает речь, ассоциативное мышление.
Таким образом, овладение проектированием происходит не только при осуществлении целостного проекта на уроках, но и при включении в традиционный урок элементов проектной деятельности или какой-либо части проекта.
Организацию проектного обучения во внеурочной деятельности целесообразно осуществлять в рамках факультативов, математических кружков, элективных курсов, свободной самостоятельной деятельности.
Проектные работы удачно вписываются в общую структуру учебного процесса, позволяя связать отдельные вопросы курса математики между собой и с другими предметами.
Важным результатом проектной деятельности является активизация процессов социализации школьника. Поиски информации, выдвижение гипотезы, обоснование выводов, нахождение контрпримеров, общение с товарищами, неформальные консультации с учителем благотворно влияют на личностное становление ребёнка, его самореализацию и осмысление собственного места в социальном окружении. Ученик способный к такой исследовательской деятельности способен занять определенную жизненную позицию при оценке любой социальной ситуации. Опыт изучения проектной деятельности показывает высокий уровень обученности по математике, богатый словарный запас по предмету. У учащихся к выпуску наблюдается формирование всех компонентов исследовательской культуры: мыслительных умений и навыков (анализ и выделение главного, сравнение, обобщение и систематизация); умения и навыки работы с дополнительными источниками информации; умения и навыки, связанные с культурой устной и письменной речи.
Литература:
Дереклеева Н.И. Научно-исследовательская работа в школе.- М.: Вербум – М., 2001 -145с