Цели обучения математике в общеобразовательной школе определяются её ролью в развитии общества в целом и формировании личности каждого отдельного человека.
Роль математической подготовки в общем образовании современного человека ставит следующие цели:
- Овладение конкретными математическими знаниями, необходимыми для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин, для продолжения образования;
- Интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности и необходимых для продуктивной жизни в обществе;
- Формирование представлений об идеях и методах математики, о математике как форме описания и методе познания действительности;
- Формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, понимания значимости математики для общественного прогресса.
Задачи:
Познавательная деятельность.
1. Умение самостоятельно и мотивировано организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата).
2. Использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа.
3. Исследование несложных реальных связей и зависимостей. определение сущностных характеристик изучаемого объекта: самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов.
4. Участие в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы: выдвижение гипотез, осуществление их проверки.
5. Владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос «Что произойдет, если …»). 6. Самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера, формулирование полученных результатов.
Информационно-коммуникативная деятельность
1. Поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа.
2. Извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.).
3. Отделение основной информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно).
4. Перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации.
5. Умение развернуто, обосновать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного).
6. Объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных примерах.
7. Владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).
Рефлексивная деятельность.
1. Понимание ценности образования как средства развития культуры личности.
2. Объективное оценивание своих учебных достижений, поведения, черт своей личности.
3. Учет мнения других людей при определении собственной позиции и самооценке.
4. Умение соотносить приложенные усилия с полученными результатами своей деятельности.
5. Владение навыками организации и участия в коллективной деятельности: постановка общей цели и определение средств ее достижения.
6. Конструктивное восприятие иных мнений и идей, учет индивидуальности партнеров по деятельности, объективное определение своего вклада в общий результат.
7. Оценивание и корректировка своего поведения в окружающей среде.
8. Выполнение в практической деятельности и в повседневной жизни экологических требований.
Для реализации задач познавательной деятельности рабочей программы возможно использование разнообразных форм, методов, приемов педагогического взаимодействия, таких как:
- отработка учебно-организационных умений;
- формирование интеллектуальных умений:
- сравнение
- классификация
- определение понятий
Применение здоровьесберегающих технологий является обязательным компонентом организации образовательного процесса на всех ступенях. Это предполагает проведение оптимизации учебной, психологической и физической нагрузки учащихся и создание условий для сохранения и укрепления здоровья. Одним из таких условий может быть создание благоприятного психологического климата в образовательном процессе.
В образовательном процессе одним из наиболее значимых здоровьесберегающих условий является индивидуальный подход к учащимся. Формы и способы осуществления дифференциации и индивидуализации могут касаться индивидуального дозирования и распределения учебной нагрузки, определения индивидуальным возможностям учащегося уровня сложности заданий и т.д.
Применение элементов личностно-ориентированных технологий, разных способов и видов учебной деятельности, индивидуальных заданий разных типов и уровней, индивидуального темпа работы, т.е. тех методов, которые раскрепощают ребенка, повышают уровень его познавательной активности, учебной мотивации, способствуют уравновешенности и уверенности в собственных возможностях. Эти методы снимают тревожность и психическое напряжение учащихся, нивелируют стрессогенный фактор в учебном процессе. Это, в свою очередь, улучшает адаптацию и повышает сопротивляемость организма к воздействию внешних и внутренних негативных факторов, т.е. способствует сохранению как психического, так и соматического здоровья обучающихся.
Основными подходами при организации образовательного процесса являются индивидуальный подход, направленный на максимальное развитие способностей каждого обучающегося, и деятельностный подход, позволяющий подростку овладеть основными видами коллективной и индивидуальной деятельности и быть готовым к самостоятельной деятельности.
Реализация требований государственного образовательного стандарта, обеспечение результативности и повышение эффективности образовательного процесса требует применения наиболее актуальных и современных педагогических технологий. При реализации данной рабочей программы использованы различные виды педагогических технологий:
- технологию коллективного взаимодействия, предполагающую обмен учебной информацией в парах сменного состава;
- технологию полного усвоения, предполагающую единый для всех учащихся фиксированный уровень достижений, но индивидуальные время, методы, формы, условия труда;
- технологию адаптивного обучения, приоритет при организации которой отдается самостоятельной деятельности обучающихся, предполагается варьировать продолжительность и последовательность этапов обучения.
- технология проблемного обучения, которая предполагает организацию под руководством учителя самостоятельной поисковой деятельности учащихся по решению проблем. При проблемном обучении учитель не сообщает знания в готовом виде, а ставит перед учеником проблему, заинтересовывает его, пробуждает у него желание найти способ ее решения. В ходе проблемного обучения у учащихся формируются новые знания и умения, развиваются способности, познавательная активность, творческое мышление и другие личностные качества.
- технология модульного обучения, при использовании которой максимальное количество времени отводится на самостоятельное обучение, особое внимание уделяется самоконтролю и самооценке.
- технология проектного обучения, которая предполагает решение практических задач, взятых из повседневной жизни. Целью продуктивного проектного обучения является не столько усвоение суммы знаний, а реальное использование, развитие и обогащение собственного опыта учащихся и их представлений о мире. Каждому учащемуся предоставляется возможность реальной деятельности, в которой он может не только проявить свою индивидуальность, но и развить ее.