Просмотр содержимого документа
«Применение здоровьесберегающих технологий на уроках математики.»
Применение здоровьесберегающих технологий на уроках математики.
Содержание.
Определение здоровья.
Определение здоровьесберегающих технологий. Внедрение в процесс обучения здоровьесберегающих технологий.
Физкультминутки с математическим содержанием как элемент применения здоровьесберегающих технологий на уроке математики.
Заключение.
1. Здоровье - это величайшая ценность человека. Современное определение здоровья впервые сформулировано в уставе Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) в 1940 году. В нем указано, что здоровье - это «состояние полного физического душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».
По данным статистики в последние годы происходит резкое ухудшение здоровья детей: увеличение числа хронических заболеваний, сокращение числа здоровых выпускников по окончании школы. Здоровье детей – это общая проблема медиков, педагогов и родителей. Известный педагог В.А.Сухомлинский писал: “Опыт убедил нас в том, что примерно у 85% всех неуспевающих учеников главная причина отставания в учебе — плохое состояние здоровья, какое-нибудь недомогание или заболевание, чаще всего совершенно незаметное и поддающееся излечению только совместными усилиями матери, отца, врача и учителя”.
Сохранение здоровья обучающихся в частности зависит от внедрения в процесс обучения здоровьесберегающих технологий.
2. Под здоровьесберегающими образовательными технологиями понимают все те технологии, использование которых идет на сохранение здоровья учащихся. Цель здоровьесберегающих образовательных технологий – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. Одной из важнейших задач, стоящих перед школой, является сохранение здоровья детей. Можно считать, что здоровье ученика в норме, если: • в физическом плане – здоровье позволяет ему справляться с учебной нагрузкой, ребёнок умеет преодолевать усталость; • в социальном плане – он коммуникабелен, общителен; • в эмоциональном плане – ребёнок уравновешен, способен удивляться и восхищаться; • в интеллектуальном плане – учащийся проявляет хорошие умственные способности, наблюдательность, воображение, самообучаемость; • в нравственном плане – он признаёт основные общечеловеческие ценности.
Конечно, здоровье учащихся определяется исходным состоянием его здоровья на момент поступления в школу, но не менее важна и правильная организация учебной деятельности, а именно: • строгая дозировка учебной нагрузки; • построение урока с учетом работоспособности учащихся; • соблюдение санитарно-гигиенических требований; • благоприятный эмоциональный настрой; • проведение физкультминуток и динамических пауз на уроках.
Учитель ещё на перемене должен проверить подготовку кабинета к работе: состояние парт, доски, освещённость, а также при необходимости – проветрить помещение. Организационный момент начала урока надо связать с проверкой состояния кабинета, учебного оборудования, рабочих мест и проверкой отсутствующих. А каждый ученик должен быть приучен своевременно до начала урока приводить свое рабочее место в порядок: положить на стол нужные тетради, книги, другие учебные принадлежности и убрать с него все лишнее, если оно есть.
Огромное значение в предупреждении утомления является четкая организация учебного труда. Не всем учащимся легко дается математика, поэтому необходимо проводить работу по профилактике стрессов. Хорошие результаты дает работа в парах, в группах как на местах, так и у доски, где более слабый ученик чувствует поддержку товарища. Хорошим антистрессовым моментом на уроке является стимулирование учащихся к использованию различных способов решения, без боязни ошибиться, получить неправильный ответ. При оценке такой работы необходимо учитывать не только полученный результат, но и степень усердия ученика.
Не нужно забывать и о том, что отдых – это смена видов деятельности. Поэтому при планировании урока нужно не допускать однообразия работы. В норме должно быть 4–6 смен видов деятельности на уроке.
На уроках математики практически вся учебная деятельность связана с классной доской. Очень важно, чтобы к началу урока были уже сделаны необходимые записи на доске: задания для устного счета, опроса, быть может, план работы на уроке. Можно сразу указать в зависимости от степени сложности задания, какой оценке соответствует его выполнение. Зная весь план урока, какие знания, умения, навыки необходимо приобрести, какой объем работы выполнить, ученик может выбрать степень сложности задания, распределить работу по своему усмотрению, что формирует учащегося как субъекта учебной деятельности. Планируя работу на доске, иногда удается расположить задания так, что выполняются сначала более простые, требующие меньше записей, они и были помещены в нижней части доски. По мере их выполнения, убираются с доски записи их решений, освобождается место для более трудных заданий, которые помещались выше и требуют больше места для записи решения. В конце урока решается самое сложное задание, после чего и вытирают это задание. Доска остается чистой, ученики уходят с урока с чувством успешно и полностью выполненной работы. При изучении нового материала, наоборот, хорошо, когда весь материал урока записан на доске и при подведении итогов урока есть возможность окинуть еще раз взглядом полученные формулы, соотношения, графики. Некоторым ученикам трудно запомнить даже хорошо понятый материал. Для этого очень полезно развивать зрительную память, использовать различные формы выделения наиболее важного материала (подчеркнуть, обвести, записать более крупно, другим цветом). Хорошие результаты во всех классах дает хоровое проговаривание иногда целых правил, иногда только отдельных терминов. Несколько минут на уроке необходимо уделять оздоровительным моментам. Потраченное время окупается усилением работоспособности, а, главное, укреплением здоровья учащихся. Многие ребята легко отвлекаются. С целью концентрации внимания устный счет в 5-6 классах можно проводить с закрытыми глазами. Особенно это хорошо удается при решении цепочки примеров. Учитель читает последовательно каждый пример, ребята решают его и готовность выполнять следующий показывают поднятием руки. В конце задания (через 5-6 примеров) ребята открывают глаза, сверяют ответы. Работа проводится в быстром темпе, вызывает интерес ребят.
В 10-11 классе полезно предлагать учащимся представлять стереометрические модели, мысленно поворачивая их, рассматривая со всех сторон. Стараться представить модель как можно более четко, удерживать ее перед мысленным взором в течение нескольких минут.
При планировании учебного занятия нужно учитывать, что эффективность усвоения знаний и работоспособность учащимися в течение урока различается:
5-25-я минуты - 80%;
25-35-я минуты - 60-40%;
35-40-я минуты - 10%.
С точки зрения здоровьесбережения, выделяют три основных этапа урока (табл. 1), которые характеризуются:
продолжительностью;
объемом нагрузки;
характерными видами деятельности.
Таблица 1
Интенсивность умственной деятельности учащихся в ходе урока
Ученик способен сосредоточиться лишь на том, что ему интересно, нравится, поэтому задача учителя — помочь ученику преодолеть усталость, уныние, неудовлетворенность. Ведь часто мы слышим от своих учеников: “Мне тогда все понятно, когда интересно”. Значит, ребенку должно быть интересно на уроке. Неудовлетворенность, не облагороженная разумом, может привести к агрессивности, мнительности, тревожности. Учитель должен постоянно заботиться о сохранении психического здоровья детей в норме, повышать устойчивость нервной системы учащихся в преодолении трудностей. Необходимо постоянно заботиться о том, чтобы привести в согласие притязания ученика и его возможности.
С первых минут урока, с приветствия нужно создать обстановку доброжелательности, положительный эмоциональный настрой, т.к. у учащихся классов выравнивания наиболее остро развита интуитивная способность улавливать эмоциональный настрой учителя. Положительные эмоции облегчают усвоение материала, что в свою очередь уменьшает утомление, стимулирует высшую нервную деятельность ребенка, улучшает психологический климат в классе, предупреждает невротические реакции детей, особенно классов выравнивания. Меры эти непосредственно связаны с педагогическим мастерством учителя. Учитель, опираясь на свои знания в области психологии, медицины, гигиены, должен осуществлять индивидуальный подход к обучению и воспитанию детей. Не составляет исключения в этом смысле и организация начала урока математики.
Кроме того, необходимо:
стимулировать внешнюю мотивацию обучающихся, например, состязательность;
стимулировать внутреннюю мотивацию, например, больше узнать, получить удовольствие от новых знаний;
поддерживать у учащихся веру в собственные силы для достижения желаемых результатов в учебе;
создавать ситуацию успеха на уроке
В табл. 2 приведен пример наиболее рациональной организации урока математики.
Таблица 2
Структура рациональной организации урока математики
Факторы урока
Показатели
Плотность урока*
Не менее 60% и не более 80%
Число видов учебной деятельности
4-7
Средняя продолжительность различных видов учебной деятельности
Не более 10 мин
Частота чередования видов учебной деятельности
Смена не позднее, чем через 7-10 мин
Число видов преподавания
Не менее 3
Наличие эмоциональных разрядок (число)
2-3
Под плотностью урока понимается количество времени, затраченного школьником на учебную работу.
3. Обязательным элементом здоровьесберегающей организации урока, предотвращающим утомление учащихся, являются физкультурные минутки (далее - физкультминутки). Известно, что просидеть на уроке 40 минут достаточно сложно не только первокласснику, но и старшекласснику, особенно на уроках математики. Потраченное время окупается усилением работоспособности, а главное, укреплением здоровья учащихся.
Требования к организации и проведению физкультминутоксостоят в следующем:
физиологически обоснованным временем для проведения физкультминутки являются 15-20-я минуты урока;
длительность физкультминуток составляет 1-5 мин. Каждая физкультминутка включает комплекс из 3-4 специально подобранных упражнений, повторяемых 4-6 раз. За такое короткое время удается снять общее или локальное утомление, значительно улучшить самочувствие детей;
комплексы должны подбираться в зависимости от вида урока, его содержания. Упражнения должны быть разнообразными, т. к. однообразие снижает интерес к ним, а значит, и результативность;
физкультминутки должны проводиться на начальном этапе утомления, выполнение упражнений при сильном утомлении не дает желаемого результата.
Основные задачи физкультминутки:
1) снять усталость и напряжение; 2) внести эмоциональный заряд; 3) совершенствовать общую моторику; 4) выработать четкие координированные действия во взаимосвязи с речью; 5) тренировать скоростные навыки выполнения мыслительных операций.
Перерыв необходим для отдыха органов зрения, слуха, мышц туловища (особенно спины) и мелких мышц кистей рук. Физкультминутки способствуют повышению внимания, активности детей на последующем этапе урока. В основном на уроке используют физкультминутки для глаз, для релаксации, для рук.
Очень хорошо если предлагаемые упражнения для физкультминутки органически вплетаются в содержание урока математики.
Так, например, во время физкультминутки в 5 классе можно сделать следующее упражнение для рук: ученики встают, руки вытянуты вперед; если учитель назовет правильную дробь, ученики поднимают руки вверх, можно при этом подняться на носки, потянуться; если неправильную – руки опускают вниз с наклоном и расслаблением.
При изучении положительных и отрицательных чисел в 6 классе можно предложить во время физкультминутки следующее упражнение: ученики встают, руки на талии; если учитель назовет положительное число, ученики делают наклоны (или повороты) вправо; если отрицательное – влево.
Другой пример физкультминутки поможет не только отдохнуть от сидячей работы, но и заодно, повторить признаки делимости, нужные при работе с действительными числами и т.д. Если число делится на 3, то учащиеся поднимают руки вверх, если на 2 – руки разводят в стороны, если на 5 – руки на пояс, на 9 - приседают: 123, 342, 15, 133, 279, 927, 301, 146… Или: учитель считает: 1, 2, 3, … если названное число делится на 3, учащиеся поднимают руки вверх, если число делится на 5, то разводят руки в стороны, если на 3 и на 5, делают хлопок в ладоши, а если не делится ни на 3, ни на 5, руки вытягивают вперед. Вариантов может быть множество.
90 % всей информации об окружающем мире человек получает с помощью органов зрения. Нагрузка на глаза у современного ребенка огромная, а отдыхают они только во время сна. Гимнастика полезна всем, а детям особенно, для профилактики нарушений зрения, предупреждения зрительного утомления. Простейшие упражнения для глаз не только служат профилактикой нарушения зрения, но и благоприятны при неврозах, гипертонии, повышенном внутричерепном давлении.
Можно выполнить следующие упражнения для глаз с использованием геометрических фигур, цифры 8 и знака бесконечности с целью расширения зрительной активности и снятия зрительного напряжения и утомления на уроке:
1. На листе ватмана изображаются различные цветные фигуры (квадрат, круг, ромб и.т.д.), вырезаются и размещаются на стене в кабинете.
Во время физкультминутки дается задание последовательно перемещать взгляд с одной фигуры на другую (самостоятельно) или по названию фигуры (цвета) учителем. Упражнение можно выполнять сидя и стоя.
Данные упражнения можно разнообразить в виде стихотворной инструкции, например:
Нарисуй глазами треугольник. Теперь его переверни вершиной вниз. И вновь глазами ты по периметру веди.
2. Нарисуйте движениями глаз на доске цифру 8.
3. Нарисуйте движениями глаз на доске знак бесконечности ∞.
8∞
Данные упражнения можно разнообразить в виде стихотворной инструкции:
Рисуй восьмерку вертикально. Ты головою не крути, А лишь глазами осторожно Ты вдоль по линиям води. И на бочок ее клади. Теперь следи горизонтально, И в центре ты остановись. Зажмурься крепко, не ленись. Глаза открываем мы, наконец. Зарядка окончилась. Ты – молодец!
Также в комплекс упражнений для глаз можно включить упражнение «Цифровые таблицы», целью выполнения которого является развитие психического темпа восприятия, в частности скорости зрительных ориентировочно-поисковых движений.
Таблица представляет собой разграфленный на несколько ячеек квадрат с вписанными в ячейки в беспорядке числами от 1 до n (max 25). При работе с ними надо, концентрируя взгляд в центре таблицы, видеть ее всю целиком и найти все видимые цифры по порядку нарастания счета.
7.4. Комплекс упражнений для глаз:
Полезно выполнять комплекс упражнений для глаз (гимнастика для глаз по методу Г. А. Шичко):
1.Вверх-вниз, влево - вправо. Двигать глазами вверх-вниз, влево - вправо. Зажмурившись снять напряжение, считая до десяти.
2.Круг. Представьте себе большой круг. Обводите его глазами сначала по часовой стрелке, потом против часовой стрелки.
3.Квадрат. Предложить детям представить себе квадрат. Переводить взгляд из правого верхнего угла в левый нижний - в левый верхний, в правый нижний. Еще раз одновременно посмотреть в углы воображаемого квадрата.
4.Покорчим «рожи». Учитель предлагает изображать мордочки различных животных или сказочных персонажей.
Необходимы упражнения на релаксацию (на мышечное расслабление).
Например,
руки согнуты в локтях ладонью вниз, кисти свисают. Движением предплечья несколько раз сбрасываем кисти вниз. Перед упражнениями полезно предложить детям крепко сжать кулаки в кулак, чтобы яснее чувствовалась разница в напряженном и расслабленном состоянии мышц.
дети поднимают и опускают плечи, затем свободно опускают их в нормальное положение (сбрасывают плечи в низ).
Обязательна гимнастика для пальчиков рук.
Например,
1.Волны. Пальцы сцеплены в замок. Поочередно открывая и закрывая ладони дети имитируют движение волн.
2. Здравствуй. Дети поочередно касаются подушечками пальцев каждой руки большего пальца этой руки.
Физкультурную минутку можно провести и таким образом:
Нам пора передохнуть, потянуться и вздохнуть (глубокий вдох и выдох).
Для начала мы с тобой, крутим только головой (вращение головой). Покрутили головой и усталость вся долой;
Прочь прогоним лень и скуку, разомнем сначала руки (выполняются волнообразные движения кистями рук);
Встали дружно. Наклонились
Раз - вперед, а два – назад.
Потянулись. Распрямились.
Приседаем быстро, ловко
Здесь видна уже сноровка.
Чтобы мышцы развивать
Надо много приседать.
Мы на месте снова ходим
Но от парты не уходим
( ходьба на месте).
По местам пора садиться
И опять начать учиться
( дети садятся за парты).
При умелом сочетании отдыха и движения, различных видов деятельности обеспечит высокую работоспособность учащихся в течение дня.
Для того чтобы научить детей заботиться о своем здоровье, можно на уроках рассмотреть задачи, основанные на фактическом материале, что способствует тому, что учащиеся привыкают ценить, уважать и беречь свое здоровье.
Примеры некоторых таких задач:
Задача 1.
Масса витамина С, ежедневно необходимая человеку, относится к массе витамина Е, как 4:1. Какова суточная норма витамина Е, если витамина С в день надо употреблять 60 мг?
Задача 2.
Одна сигарета содержит до 1,2 мг никотина. При курении 2/3 дыма попадает в воздух.
Выясните, сколько никотина окажется в воздухе комнаты, в которой курильщик выкурил 10 сигарет? При этом известно, что смертельная доза яда – 40 мг. Сколько процентов смертельной дозы яда будет в воздухе?
Задача 3.
Одно из чисел на 0,3 больше другого. 60% большего числа на 0,03 больше, чем 70% меньшего числа. Найдите эти числа и узнайте, какова суточная потребность организма в витаминах В1 и В2 в миллиграммах.
Также во время физкультминуток можно использовать музыкотерапию. «Утро» Э.Грига, «Полонез» М.Огинского (для снятия переутомления), оду «К радости» Л.Бетховена, «Аве Мария» Ф.Шуберта (для снятия меланхолического, угнетенного состояния), «Сентиментальный вальс» П. Чайковского (для снятия раздражительности).
4. Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы будем учить детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически.