kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Применение технологии уде на уроках русского языка

Нажмите, чтобы узнать подробности

СТАТЬЯ О ПРИМЕНЕНИИ ТЕХНОЛОГИИ УДЕ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В 1 КЛАССЕ

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Применение технологии уде на уроках русского языка»

МБОУ СОШ 23 Худолеева Т.А.



Использование технологии укрупнения дидактических единиц при изучении темы «Имя существительное » в 1 классе.



Как обучать русскому языку? Этот вопрос волнует всех. И постоянно неразрешимой оказывается проблема времени. Решению ее способствует подача теоретического материала укрупненными, логически завершенными частями , опора на обобщающие таблицы, последовательное соблюдение принципов преемственности методики начальной и средней школы, слияние в единый процесс, усвоение знаний и формирование навыков, четкая и продуманная система уроков развития речи.

Методика укрупнения дидактических единиц (УДЕ) Пюрвя Мучкаевича Эрдниева основана на подаче учебного материала блоками, одновременном изучении взаимосвязанных тем, действий, явлений.

На уроке по системе УДЕ «проникновение в сущность изучаемого, в богатство его связей со всеми родственными знаниями происходит путем выращивания куста ассоциаций древа знаний вокруг основного ствола».

Теоретические основы методики УДЕ уходят корнями еще в дореволюционную дидактику и базируются на сопоставлении , сравнении, противопоставлении явлений, факторов.

«Хороший педагог, - говорил К.Д.Ушинский, - прежде чем сообщить какое–нибудь сведение учащимся, обдумает, какие ассоциации по противоположности или сходству может оно составить со сведениями, уже укоренившимися в головах учеников, и, обратив внимание учащихся на сходство или различие нового сведения со старым, прочно вплетет новое звено в цепь старых и потом нарочно подымет старые звенья вместе с новыми и тем самым укрепит прочно и новые ассоциации».

В практике наших школ система укрупнения дидактических единиц используется в обучении математике. Изучение учебного материала блоками на уроках русского языка стало применяться гораздо позже. С этой целью пересмотрен весь программный материал , проведено тематическое перепланирование. За основу взяты следующие принципы УДЕ, наиболее применимые к содержанию материала по русскому языку:

  1. Одновременное изучение противоположных, а также родственных понятий;

  2. Применение деформированных упражнений;

  3. Достижение системности знаний.

В соответствии с этими принципами было осуществлено конструирование новых блоков знаний, что позволило добиться укрупненной единицы усвоения знаний, от их дробности мы перешли к обучению системным знаниям.

Используя принципы УДЕ, был сделан перенос некоторого материала из старших классов в младшие, т.е. для изучения его в более раннем возрасте. Например, темы «Части речи» ( на одном уроке даются 8 частей речи (блоком), «Члены предложения», «Состав слова» были введены в I классе, хотя по стандартным программам этот материал изучается во II и в V классах.

Дети с большим интересом знакомятся с этими темами в более раннем возрасте и запоминают полученные сведения о языке намного качественнее, чем в старших классах.

При изучении темы «Имя существительное» на одном уроке блоком даются такие понятия и термины, которые раскрывают сущность этой части речи: имена существительные бывают собственные и нарицательные, одушевленные и неодушевленные, имеют мужской, женский и средний род, бывают в единственном и во множественном числе.

Во II классе дети знакомятся со склонением имен существительных. Эта тема также делается с опорой на таблицу, которая несколько уроков (при отработке) находится перед учащимися.

Приведем фрагмент урока по теме «Имя существительное».

- Прочитайте девиз нашего урока . ( На 1 слайде.)

Учиться надо весело,

Учиться будем весело,

Чтоб хорошо учиться.

Когда мы знакомились с частями речи, то говорили о том, что все мы живем в семье, в которой могут быть такие члены(части) семьи, как папа, мама, дедушка, бабушка, сын, дочь. Каждый член семьи имеет своем имя. Это сходно с нашей речью. Наша речь, как и семья, состоит из отдельных частей, т.е. из слов. Эти слова имеют свои названия. Прочитайте на плакате эти названия.

( Дети читают: имя существительное, имя прилагательное, глагол, наречие, местоимение, числительное, союз, предлог.)

Теперь рассмотрим каждого члена нашей семьи. Что оних можно сказать? (Они все разные.)

( 2 слайд Картина на тему «Семья». Бабущка – старенькая, седая, добрая. Сын – маленький, подвижный …)

- Сегодня мы будем говорить о части нашей речи – имени существительном.

На 3 слайде запись:

Давно живу я в мире этом,

Даю названия предметам.

- Что же мы можем определить?

Давайте поможем Незнайке, которому предложили на выбор две коробки. На одной коробке написано слово подарки, на другой – подарок. Задумался Незнайка, не знает какую коробку выбрать, чтобы угостить своих товарищей. Давайте дадим совет Незнайке. Что мы ему посоветуем? (Взять Коробку со словом подарки)

Почему? (Потому что там будет не один подарок)

Верно. А теперь поиграем. Игра называется «Наоборот». Я называю один предмет, а вы хором называете много предметов, и, наоборот, когда я называю много предметов, вы называете один предмет. Итак, первое слово…

Школа (школы), гости (гость)…

Запомните: если существительное обозначает один (единственный) предмет, то это существительное единственного числа, а если обозначает много предметов, то это существительное множественного числа.

Дети получают карточку, где требуется дописать к каждой строчке слова.

К Т О? Мама, кот …

Ч Т О? Туча, столы…

К живым предметам ставят вопрос к т о э т о? Такие имена существительные называются одушевленными.

А к именам существительным, которые обозначают неживые предметы, ставится вопрос ч т о э т о? Это неодушевленные имена существительные.

Сегодня мы еще узнаем, что имена существительные бывают собственные и нарицательные. Сначала выясним, что обозначает слово собственное?

Что обозначает фраза собственная рука?Как можно сказать иначе? (Моя рука)

Собственное – это мое. У каждого человека есть собственное существительное. Это существительное только его и никому больше не принадлежит. К акое же это собственное существительное есть у каждого из вас?

Давайте поиграем в игру «Не ошибись». Условие игры: я называю слово, а вы должны определить, какое слово – собственное или нарицательное.

( Слова: Элиста, город, Калмыкия, школа.)

Для чего служат собственные имена существительные – фамилии, имена, отчества? (Для различения людей друг от друга.)

Где еще бывают собственные имена существительные?(Названия городов, стран, рек, улиц, сел, кличек)

Каким правилом должны пользоваться при письме?(Писать такие слова с заглавной буквы.)

Названия множества одинаковых предметов – это нарицательные имена существительные.

Итак, все имена существительные можно разделить на три группы, независимо от того, какие это существительные – собственные или нарицательные, одушевленные или неодушевленные, единственного или множественного числа.

Послушайте грамматическую сказку и скажите. На какие три группы можно разделить имена существительные.

Сначала все существительные были очень и очень похожи. Да так похожи, что сама королева их путала.

И вот однажды она издала указ:

«Кто придумает для моих слов-существительных знаки различия, тот будет награжден».

А в другом королевстве жили муж и жена. Жадные они были. Услышали про королевский указ и прибыли в королевство. С жаром принялись они за работу. Но для начала решили все слова между собой поделить. Слов много, а жизнь коротка. Делили они, делили слова, да так и не разделили они их до конца. Смерть помешала. Пришла королева и сказала: «Те слова, которые забрал себе муж, пусть будут мужского рода ( туда попали слова: муж, папа, дядя, стул…). Те слова, которые оказались у жены, будут женского рода (туда попали слова: жена, бабушка, весна…).

А те, что остались неопределенными, пусть будут среднего рода ( так и стали: солнце, небо…).»

Вот так появился род у существительных. С тех пор королева перестала путать существительные друг с другом.

Но она знала секрет различия рода существительных.

На какие три группы делятся имена существительные? (Женский, мужской и средний род)

А вот секрет

Женский род запомню я

И скажу6 «Она-моя».

И запомню род мужской

И опять скажу: «Он-мой»

Средний род: «Оно – мое!»

Это правило твое!

Давайте поиграем. В коробке находятся три предмета.

Задание: назовите эти предметы и узнайте род этих слов.

Ср. р. Ж.р. м.р.

Яблоко груша банан

Назовите их одним словом. (Фрукты)

Появляется опора слайд

Что вы можете рассказать об имени существительном?



Имя существительное ( кто? что?) число род

Одушевленное нарицательное един. множес. ср. муж. Жен.

Неодушевленное собственное



Игра «Кто быстрее расскажет о данном имени существительном (карточки):

Ира – существительное, одушевленное, собственное, единственное число, женский род.

Торт – существительное, неодушевленное. Нарицательное, единственное число, мужской род.

Окно- существительное, неодушевленное, нарицательное, единственное число, средний род.

Игра «Найди ошибки» (слайд):

  1. Улетел орел за город орел.

  2. Наш шарик поймал шарик.

  3. Не бойся морозов, Сережа морозов.

  4. Хороши груши в корзине у груши.

  5. Домик для скворцов делал Алеша скворцов.

  6. Наша поля вернулась с поля.

  7. Вот моя подружка роза, а в руке у розы роза.

Напишите имена существительные и определите род (слайд):

П….а в..к

М….о л..а

Б…н зв..ь

(Слова: палата, молоко, банан, волк, лиса, зверь.)

При данной подаче материала происходит процесс одновременного усвоения теоретической части, т.е. осуществляется непрерывная связь теории и практики.

Благодаря крупноблочной подаче материала удалось продивинуться вперед в решении проблемы повышения качества базовых знаний. В результате у детей пробудился интерес к русскому языку, а это самое главное, вырос словарный запас. Дети раскрепостились, стали много рассуждать, общаться. За счет экономии времени появилось время для устных и разнообразных творческих письменных работ – сочинений стихов, сказок, инсценировок.

Экономия времени помогает школьникам развивать свои индивидуальные склонности и способности

.

Современное развитие образования немыслимо без высокопроизводительных технологий обучения, обеспечивающих развитие всех сфер личности ученика, раскрытие потенциалов его творческого мышления. На наш взгляд, этим требованиям отвечает технология УДЕ, разрабортанная П.М.Эрдниевым на материале предмета математики.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Применение технологии уде на уроках русского языка

Автор: Худолеева Татьяна Анатольевна

Дата: 02.11.2018

Номер свидетельства: 483283

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(121) "Конспект урока русского языка по теме:"Обобщение знаний о глаголе""
    ["seo_title"] => string(77) "konspiekt_uroka_russkogho_iazyka_po_tiemie_obobshchieniie_znanii_o_ghlagholie"
    ["file_id"] => string(6) "371038"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1482088349"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(175) "«Развитие критического мышления  через чтение и письмо  на уроках русского языка и литературы» "
    ["seo_title"] => string(109) "razvitiie-kritichieskogho-myshlieniia-chieriez-chtieniie-i-pis-mo-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury-1"
    ["file_id"] => string(6) "229502"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1441743137"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(84) "Межпредметные связи на уроках русского языка "
    ["seo_title"] => string(53) "miezhpriedmietnyie-sviazi-na-urokakh-russkogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "136041"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1417020009"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(173) "Работа с одаренными детьми на уроках русского языка и литературы                                 Опыт работы"
    ["seo_title"] => string(82) "rabota-s-odariennymi-diet-mi-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury-opyt-raboty"
    ["file_id"] => string(6) "249105"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1446825066"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "презентация урока русского языка по теме "Имя существительное", 2 класс "
    ["seo_title"] => string(83) "priezientatsiia-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-imia-sushchiestvitiel-noie-2-klass"
    ["file_id"] => string(6) "146103"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1419080457"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства