Школьный урок по новым стандартам. Проектный урок математики.
Автор: Жданова Мария Власовна, учитель математики,
МАОУ «Кондратовская средняя общеобразовательная школа»
2014-2015 учебный год
Школьный урок по новым стандартам.
Проектный урок математики.
(Слайд 1)
Как вы думаете? На каких предметах лучше всего «работает» технология учебного проектирования? Бытует мнение, что это предметы, ориентированные на формирование гражданской, информационной, коммуникативной компетенций: иностранный язык, обществознание, ИЗО, технология, информатика.
Но это не значит, что такой «серьезный» предмет как математика не допускает использования технологии учебного проектирования.
Я хочу поделиться своим опытом проведения проектных уроков по математике в 5 классе. (Слайд 2)
Далеко не все уроки учебного курса математики, с моей точки зрения, можно сделать проектными. Я считаю, что учебное проектирование лучше всего использовать в 5 классе при проведении уроков обобщения и при изучении геометрического материала. Пятиклассники занимаются геометрией с восторгом! Интересный, посильный, но необычный материал, возможность творческой работы. Найти, измерить, выдвинуть гипотезу, доказать, сделать вывод. Придумать, применить свое творчество, инициативу, использовать интернет ресурсы, энциклопедии. Получить удовольствие от красивых чертежей и рисунков. Получить продукт творчества. ( Слайд 3) На мой взгляд, больше всего для учебных проектов по математике для 5 класса подходят темы, которые представлены на данном слайде: задачи на проценты, геометрические фигуры, геометрические тела и т.д. (Слайд 4)
На проектных уроках я использую групповую форму работы по 3 – 4 человека и работу в парах. Малые группы, на мой взгляд, наиболее эффективны и удачны для включения учащихся в проект. Работая в группе, в паре каждый ученик мыслит, старается предложить своё мнение, чтоб не подвести других. Рождаются споры, обсуждаются разные варианты решения, идёт взаимообучение и самообучение.
Просмотр содержимого презентации
«Проектный урок математики»
Школьный урок по новым стандартам. Проектный урок математики.
Автор: Жданова М.В.,
учитель математики МАОУ «Кондратовская СОШ»
В 5 классе проектные уроки лучше всего проводить при изучении геометрического материала и при проведении уроков обобщения:
- найти, измерить, выдвинуть гипотезу;
- доказать, сделать вывод, придумать;
- применить свое творчество, инициативу;
- использовать интернет р., энциклопедии;
- получить удовольствие от красивых
чертежей и рисунков;
- получить продукт творчества.
Темы 5 класса, УМК Зубаревой И.И., Мордкович А.Г.
- Язык геометрических рисунков. Прямая. Отрезок. Луч. Сравнение отрезков, длина отрезка. Ломаная. Прямоугольник. Математическая модель, математический язык.
- Определение угла. Развернутый угол. Сравнение углов наложением, измерение углов. Биссектриса угла. Треугольник, площадь треугольника. Свойство углов треугольника. Расстояние между точками. Масштаб. Расстояние от точки до прямой. Перпендикулярные прямые. Серединный перпендикуляр. Свойство биссектрисы угла
- Прямоугольный параллелепипед, развертка прямоугольного параллелепипеда. Объем прямоугольного параллелепипеда.
- Задачи на проценты.
Групповые формы работы и работа в парах на проектном уроке
- Рождаются споры
- Обсуждаются разные варианты решения
- Идёт взаимообучение в процессе учебной дискуссии
Памятка «Как работать на проектном уроке»
- Будьте доброжелательны
- Слушайте учителя - тьютора
- Говорите и читайте вполголоса
- Слушайте и проверяйте партнёра
- Поблагодарите друг друга за работу
Правила организации работы на проектном уроке
- Не принуждать, если кто-то не хочет работать в паре, в группе
- Не требовать абсолютной тишины, но следует бороться с выкриками
- Не наказывать лишением работы в паре
- Максимальное время работы 10 – 15 минут
Проектный урок
- Урок «открытия» нового знания
- Урок рефлексии
- Урок общеметодологической направленности
- Урок развивающего контроля
Коммуникативные УУД:
- Умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в паре, в группе;
- Умение в дискуссии выдвинуть аргументы и контраргументы;
- Умение критично относиться к своему мнению и с достоинством признавать ошибочность и корректировать его;
Регулятивные УУД:
- Умение формулировать учебную проблему;
- Умение выдвигать версии решения проблемы, выбирать средства достижения цели, а также искать их самостоятельно;
- Умение составлять план решения проблемы (выполнения проекта);
- Умение, работая по плану, сверять свои действия;
- Умение, в диалоге с учителем, совершенствовать самостоятельно выбранные критерии оценки.
- Познавательные УУД:
- Умение проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;
- Умение осуществлять поиск информации с использованием ресурсов;
- Умение выполнять модели и схемы для решения задач.
Обсуждать
- говорить по данной теме;
- задавать вопросы и отвечать на них;
- работать с текстом учебника;
- придумывать вопросы;
- правильно использовать в своей речи математические термины;
- составлять алгоритм решения учебной задачи;
- составлять к тексту задачи вопросы, используя математические термины, записанные на доске.
Работа группы над созданием проектного продукта «Карточки с задачами»
Алгоритм решения задачи
Алгоритм работы в паре, в группе
Алгоритм «Задачи – этапы – способы решения»
1.Организовать рабочие группы по 3-4 человека по рекомендации учителя.
2.Составить план групповой деятельности по совместному решению проблемы.
3.Распределить обязанности участников группы по совместной деятельности решения проблемы.
4.Представить презентацию продукта деятельности по плану, предложенному учителем.
5.Коллективно оценить работу групп и выбрать лучший продукт.
Живая математика
Этапы работы:
1. Погружение в проект.
2. Организация работы над проектом.
3. Работа над проектом.
4. Презентация результатов.
5. Самооценка.
Проектный урок математики по теме «Задачи на проценты». («Ремонт квартиры», 5 класс)
Методический паспорт учебного проекта
Ремонт квартиры
Жданова М.В. (учитель математики)
- Название образовательного учреждения
МАОУ «Кондратовская СОШ»
- Год разработки уч. проекта
2014 г.
Проводился в двух классах: 5б - 13.05.14., 5д -14.05.14.
Теоретические знания по теме «Проценты» нужны на практике, т.е. в жизненных ситуациях. Необходимо составить смету на покупку мебели в квартиру.
Как составить смету на покупку мебели в квартиру, используя свои знания по теме «Проценты»?
- Задачи – этапы – способы решения
Составить смету на покупку мебели в квартиру, используя свои знания по теме «Проценты».
- Организовать рабочие группы по усмотрению учителя и распределить обязанности внутри группы.
- Произвести математические расчеты покупки мебели с учетом скидки и составить смету с использованием знаний и навыков по теме «Проценты».
- Представить презентацию продукта деятельности по плану, предложенному учителем.
- Коллективно оценить работу каждой группы и выбрать лучший продукт.
групповая
Поисковая, творческая
- Сфера применения результатов
Экономическая
мультимедиа
- Форма продуктов проектной деятельности
Смета расчетов на покупку мебели.
- Способ объединения результатов на презентации
Конкурс работ по оптимальному выбору мебели и устный отчет всей группы по проделанной работе.
Устный отчет всей группы
5 класс
24-26 чел.
математика
одноклассный
явный
- Темы учебно-тематического плана предмета(ов)
Задачи на проценты
Краткосрочный, 1 урок
- Цели обучения, развития, воспитания
Критичность мышления, коммуникативное взаимодействие внутри класса.
- Стартовый уровень обученности и сформированности ЗУН и специфических умений
Знание понятия процента, нахождение процента от числа и числа по его процентам, процентное отношение чисел
Специфические умения: первичное умение целеполагания и коммуникативного взаимодействия в группах.
- Приращение в ЗУН и специфических умениях
Обобщение данных из всех предложенных магазинов мебели и составление расходов на покупку в виде таблицы.
Специфические умения – рефлексивные действия и самоанализ проектной деятельности.
- Режим работы (организационная форма)
урочный
Распечатанные таблицы для каждой группы, проектор
- Учебно-методическое оснащение
Таблицы данных.
Печатное и электронное
учитель
Для составления сметы на покупку мебели в квартиру необходимо вычислить скидку на товар.
Проектный урок
Спасибо!