Просмотр содержимого документа
«Приемы и методы повышения мотивации на уроках математики»
Приемы и методы повышения мотивации
на уроках математики
«Все наши замыслы, все поиски и построения
превращаются в прах, если у ученика
нет желания учиться»
В. А. Сухомлинский
К современному специалисту общество предъявляет достаточно широкий перечень требований, среди которых немаловажное значение имеет наличие у выпускников определенных способностей и умения самостоятельно добывать знания из различных источников, систематизировать полученную информацию, давать оценку конкретной ситуации. Введение ФГОС позволяет формировать такого рода умения в течение всего периода обучения через участие обучающихся в практических занятиях, выполнение контрольных заданий и тестов, написание курсовых и дипломных работ. Которые, как показывает практика, чаще всего бывают однотипными, что и приводит к уменьшению интереса обучающихся к изучению математики, и соответственно, снижается их познавательная активность.
Перед нами стоит задача - сломать стереотипы, сделать так, чтобы изучение предмета стало для студентов увлекательным, интересным, научить их хотеть учиться.
Когда обучающиеся только начинают изучать математику, ни один учитель не может пожаловаться на отсутствие у них интереса к предмету. Но чем старше дети, тем к математике интерес значительно ослабевает.
Каждому педагогу известна такая ситуация: подросток может учиться, но ленится, не проявляет инициативу, ко всему относится равнодушно. Мотивы возможного применения знаний в будущем недостаточно сильны в борьбе с каждодневными трудностями обучения.
Отсюда вытекает проблема важности развития мотивов на каждом уроке.
Как заинтересовать ребят изучением предмета, сделать урок любимым, увлекательным?
Как гласит народная мудрость, «Можно привести коня к водопою, но заставить его напиться нельзя».
Да, можно усадить детей за парты, добиться идеальной дисциплины. Но без побуждения интереса к обучению, без внутренней мотивации учебный процесс не будет иметь успеха.
Многие студенты признают, что хотели бы учиться лучше, иметь уровень знаний выше того, что есть, и все они понимают, что это зависит не только от преподавателя, но и от них самих, от их желания учиться.
Мотивация – один из важнейших компонентов структуры учебной деятельности, процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей. Основу мотивации составляет потребность в чем-либо.
Одним из постоянных сильнодействующих мотивов человеческой деятельности является интерес.
Педагоги постоянно ищут способы оживления урока, стараются разнообразить формы объяснения и обратной связи.
Традиционный подход к организации учебного процесса может обеспечить достаточно высокий уровень усвоения знаний, умений и навыков, но он не способствует развитию личности, раскрытию ее потенциала.
Поэтому одним из перспективных путей развития и повышения мотивации учения является применение нетрадиционных методов и форм организации урока. Это:
увлеченное преподавание;
новизна учебного материала;
историзм, связь знаний с судьбами людей, открывшими то или иное математическое понятие, внесшими вклад в развитие математики;
показ практического применения знаний в связи с жизненными планами и ориентациями студентов;
проблемное обучение;
эвристическое;
создание ситуаций успеха;
обучение с компьютерной поддержкой, использование интерактивных компьютерных средств; взаимообучение (в парах, микрогруппах);
создание положительного микроклимата в группе;
педагогический такт и мастерство педагога;
учет возрастных особенностей обучающихся;
выбор действия в соответствии с возможностями студента;
создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества на уроке.
Приведем несколько примеров.
Все дети знакомы со сказкой "Приключение Алисы в стране чудес", знакомлю с автором Льюис Кэрроллом, сообщаю детям, что это псевдоним математика и логика Чарльза Лютвиджа Доджсона.
Как рассказывают биографы, королева Виктория пришла в восторг от этой книги и захотела прочитать всё, написанное Кэрроллом. Можно представить её разочарование, когда она увидела на своем столе стопку книг по математике.
Альберт Эйнштейн с детства был одарен. Но, имея талант в математике, он не смог поступить в политехническое школьное учреждение Цюриха из-за того, что ему не удалось набрать нужного количества баллов по остальным предметам. Вскоре, подтянув знания по нужным дисциплинам, Эйнштейн был допущен к занятиям в этой школе.
Как оказалось, математике можно научиться не только в школе или в институте, но и дома, рассматривая обои. Во всяком случае, это получилось у Софьи Ковалевской. Так вышло, что она в детстве смотрела в своей комнате на листы с лекциями об интегральном и дифференциальном вычислении. А все дело в том, что на детскую просто не хватило обоев. И слава богу! Кроме того, она обладала незаурядным литературным талантом. Она написала целый ряд литературных произведений, в том числе несколько крупных.
Удивительно, но с помощью математики можно узнать, когда наступит последний день пребывания на земле. Абрахаму де Муавру (ученому из Британии) удалось этого добиться через арифметическую прогрессию. Он замечал за собой то, что он начинает каждый день на 15 минут больше спать. Что из этого получилось? Абрахам составил прогрессию, которая указала дату, когда ему предстоит спать 24 часа в сутки. Это оказалось 27 ноября 1754 года. Как раз в тот день математик и скончался.
Обычно при введении нового математического термина рассказываю обучающимся об истории его происхождения. После небольшой исторической справки они с большей активностью принимают участие в изучении нового объекта. Приведу несколько примеров, терминов вызывающих у учащихся особый интерес.
«ЛИНИЯ» происходит от латинского слова «линеа» - льняная (имеется в виду льняная нить). От этого же корня происходит наше слово линолеум, первоначально означавшее льняное полотно.
«КОНУС» - это латинская форма греческого олова «конос», означающего сосновую шишку.
«ЦИЛИНДР» - латинская форма греческого слова "кюлиндрус", означающий "валик", "каток".
«РОМБ» происходит от латинского слова «ромбус», означающего бубен.
«ПРИЗМА» – латинская форма греческого слова «присма» - опиленная (имелось в виду опиленное бревно)
«СФЕРА» – латинская форма греческого слова «сфайр» - мяч
Применение различных форм и методов обучения на уроках также способствует повышению интереса при изучении математики.
На геометрии применяем практические задания по изготовлению из бумаги многогранников и тел вращения. На таких занятиях часто используем технику «оригами». При сгибании листа бумаги также повторяем свойства фигур планиметрии, таких как прямоугольник, квадрат, равносторонний, равнобедренный и прямоугольный треугольники, параллельные и перпендикулярные прямые и т.д.
Создание проблемной ситуации, например, способствует организации живого диалога. Начинается обсуждение проблемы, поиск решения, вывод правила или формулы. Проблемную ситуацию можно создать, например, при построении сечений правильных многогранников.
Проблемное обучение эффективно способствует формированию у учащихся математического склада мышления, появлению интереса к предмету, прививает навыки исследовательской работы и желание самостоятельно решать возникшие ситуации.
Проведение уроков с использованием информационных технологий – также большой стимул в обучении. На таких уроках активизируются психические процессы обучающихся: восприятие, внимание, память, мышление; гораздо активнее и быстрее происходит возбуждение познавательного интереса. Человек по своей природе более 80% информации воспринимает и запоминает с помощью зрения.
Стараемся на уроках использовать интерактивные компьютерные средства (мультимедиапроекторы, интерактивные доски), компьютерные презентации на различных этапах урока.
Их использование позволяет распределить время на уроке более продуктивно.
Кроме того, использование презентаций обеспечивает наглядность, визуальное представление определений, формул, теорем и их доказательств, качественных чертежей к геометрическим задачам, предъявление подвижных зрительных образов в качестве основы для осознанного овладения научными фактами обеспечивает эффективное усвоение обучающимися новых знаний и умений.
Прививать интерес к изучению математики необходимо систематически. И это можно делать не только во время уроков, но и в рамках внеурочной деятельности. В связи с этим мы проводим внеклассные мероприятия по предметам естественно-научного цикла: «Математическое поле чудес», «Самый умный физматик», «Никогда не поздно поумнеть», «Своя игра», «Математический калейдоскоп».
Итак, методы, применяемые на уроках математики, должны быть направленны на развитие интереса студентов, на то, чтобы сформировать положительную мотивацию к обучению, на то, чтобы студент был убежден в необходимости получаемых знаний.