«Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках математики»
«Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках математики»
На современном этапе развития трудно представить общество без компьютеров, поэтому одной из основных задач образования является введение человека в информационное пространство. Основной задачей современной школы является повышение эффективности и качества образования, формирование информационной культуры как основы информатизации общества в целом, формирование творческой, всесторонне развитой личности. Для обучения, развития и воспитания современных детей недостаточно традиционной системы обучения. Необходимо использовать такие методы, приемы и средства обучения, чтобы ребятам на уроке было интересно. Только в этом случае повышается познавательная активность школьников, мышление начинает работать более продуктивно и творчески. Одним из средств повышения мотивации к учению, интереса к предмету, уровня знаний является применение информационных технологий. Особенно актуален вопрос использования ИКТ в сельской школе, ведь большинство ребятишек из малообеспеченных семей и не имеет дома компьютеров, не говоря уже о доступе к сети Интернет. С помощью компьютера можно значительно повысить наглядность обучения, обеспечить его дифференциацию, облегчить проверку знаний, умений, навыков учащихся. Однако не следует думать, что применение компьютера на уроке это залог его успешности. Необходимо тщательно продумывать структуру урока, применяемые методы, приемы и средства обучения, целесообразность применения тех или иных информационных ресурсов.На современном этапе развития трудно представить общество без компьютеров, поэтому одной из основных задач образования является введение человека в информационное пространство. Основной задачей современной школы является повышение эффективности и качества образования, формирование информационной культуры как основы информатизации общества в целом, формирование творческой, всесторонне развитой личности. Для обучения, развития и воспитания современных детей недостаточно традиционной системы обучения. Необходимо использовать такие методы, приемы и средства обучения, чтобы ребятам на уроке было интересно. Только в этом случае повышается познавательная активность школьников, мышление начинает работать более продуктивно и творчески. Одним из средств повышения мотивации к учению, интереса к предмету, уровня знаний является применение информационных технологий. Особенно актуален вопрос использования ИКТ в сельской школе, ведь большинство ребятишек из малообеспеченных семей и не имеет дома компьютеров, не говоря уже о доступе к сети Интернет. С помощью компьютера можно значительно повысить наглядность обучения, обеспечить его дифференциацию, облегчить проверку знаний, умений, навыков учащихся. Однако не следует думать, что применение компьютера на уроке это залог его успешности. Необходимо тщательно продумывать структуру урока, применяемые методы, приемы и средства обучения, целесообразность применения тех или иных информационных ресурсов.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках математики»»
Содержание
Введение ………………………………………………………………………..
1. Использование компьютерных презентаций на уроках математики ………
2. Использование flash-анимации на уроках математики …………………….
3. Компьютерное тестирование как средство контроля знаний учащихся …
4. Использование компьютерных программ на уроках математики ………..
5. Интерактивная доска …………………………………………………………
6. Результативность использования ИКТ ………………………………………
7. Заключение
8. Список литературы …………………………………………………
Приложения.…………………………………………………………………….
Введение
На современном этапе развития трудно представить общество без компьютеров, поэтому одной из основных задач образования является введение человека в информационное пространство. Основной задачей современной школы является повышение эффективности и качества образования, формирование информационной культуры как основы информатизации общества в целом, формирование творческой, всесторонне развитой личности. Для обучения, развития и воспитания современных детей недостаточно традиционной системы обучения. Необходимо использовать такие методы, приемы и средства обучения, чтобы ребятам на уроке было интересно. Только в этом случае повышается познавательная активность школьников, мышление начинает работать более продуктивно и творчески. Одним из средств повышения мотивации к учению, интереса к предмету, уровня знаний является применение информационных технологий. Особенно актуален вопрос использования ИКТ в сельской школе, ведь большинство ребятишек из малообеспеченных семей и не имеет дома компьютеров, не говоря уже о доступе к сети Интернет. С помощью компьютера можно значительно повысить наглядность обучения, обеспечить его дифференциацию, облегчить проверку знаний, умений, навыков учащихся. Однако не следует думать, что применение компьютера на уроке это залог его успешности. Необходимо тщательно продумывать структуру урока, применяемые методы, приемы и средства обучения, целесообразность применения тех или иных информационных ресурсов.
В современных условиях главная задача образования – формирование у учащихся компетенций самостоятельного приобретения знания, поиска, отбора нужной информации, еѐ анализа, представления и передачи, что является составляющими частями информационной компетентности.
Многие учителя математики сетуют, что школьники с трудом усваивают учебный материал, не могут применять знания в измененной ситуации, выбрать тот или иной метод решения. Больше всего ссылаются на то, что учащиеся не учат правила или не умеют применять правила, не могут выучить теорему или решить задачу.
Учителя озабочены тем, как учить школьников, испытывающих трудности в учении, и, что еще важнее, как учить результативно? Какие методы, какие средства и технологии надо использовать, чтобы развивать у учащихся память, речь, мышление и повысить обучаемость детей, развивать их творческие способности.
В своей работе я применяю разные формы и методы обучения, стараюсь использовать разнообразные приемы организации учебной деятельности. В настоящее время занимаюсь вопросом применения информационных технологий как на уроках математики, так и во внеурочной деятельности.
Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать интерес к изучаемому материалу у учащихся, их активность на протяжении всего урока. В связи с этим мною ведутся поиски новых эффективных методов обучения и таких методических приёмов, которые бы активизировали мысль школьников, стимулировали бы их к самостоятельному приобретению знаний. Возникновение интереса к математике у значительного числа учащихся зависит в большей степени от методики её преподавания, от того, насколько умело будет построена учебная работа. Необходимо позаботиться о том, чтобы на уроках каждый ученик работал активно и увлечённо, и использовать это как отправную точку для возникновения и развития любознательности, глубокого познавательного интереса.
Цель: используя ИКТ, повысить качество знаний учащихся при обучении математики. Задачи:
- использовать на уроках различные формы работы с применением ИКТ; - развивать творческие способности и познавательную активность учащихся при выполнении проектных и исследовательских работ;
- воспитывать самостоятельность, способность к самообразованию;
- использовать ИКТ как средство контроля и оценки качества обучения;
- сформировать информационную компетентность учащихся; - научить учащихся применять знания работы с компьютером на других уроках.
Информационные технологии стали неотъемлемой частью общества и оказывают влияние на процессы обучения и систему образования в целом. Для того, чтобы создать оптимальные условия учащимся для развития их потенциальных возможностей, формирования самостоятельности, способности к самообразованию, самореализации, я применяю новые информационные технологии в процессе обучения.
1. Использование компьютерных презентаций на уроках математики
Компьютерные презентации – это современные технологии представления информации. Формы и место использования презентации на уроке зависят от содержания самого урока, от цели и задач, которые ставится на уроке.
При изучении нового материала использование презентации позволяет
иллюстрировать учебный материал. При решении устных упражнений презентация даёт возможность учащимся оперативно выполнять задания.
Учебная презентация может представлять собой конспект урока. В этом случае она состоит из основных составляющих традиционного урока:
указывается тема;
цели и задачи;
основные этапы урока;
ключевые понятия;
домашнее задание.
Для уроков математики важно применение анимированных чертежей, когда нужно организовать работу учащихся с графиками, чертежами к доказательству теорем и задач, выполнить схему, использовать таблицу и т.д.
«Презентация» – переводится с английского как «представление».
Мультимедийные презентации – это удобный и эффектный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, т.е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка.
Также, компьютерная презентация дает возможность учителю самостоятельно скомпоновать учебный материал исходя из особенностей конкретного класса, темы, что позволяет построить урок так, чтобы добиться максимального эффекта.
Применение информационных технологий в обучении базируется на данных физиологии человека: в памяти человека остается 25% услышанного материала, 33% увиденного, 50% увиденного и услышанного, 75% материала, если ученик активно участвует в процессе. Поскольку наглядно-образные компоненты мышления играют исключительно
важную роль в жизни человека, то использование их в обучении оказывается чрезвычайно эффективным.
На мой взгляд, ИКТ, могут быть использованы на уроке в различных форматах
Использование ИКТ на уроке
Информационная технология, по мнению Г.К. Селевко может быть реализована в трех вариантах:
как «проникающая» (использование компьютера при изучении отдельных тем, разделов, для решения отдельных дидактических задач);
как основная (наиболее значимая в используемой педагогической технологии);
Как монотехнология (когда все обучение и управление учебным процессом, включая все виды диагностики, контроля и мониторинга, опираются на применение компьютера).
Конечно, идеальный вариант, к которому стремится каждый учитель
монотехнологическое обучение, т.е. самостоятельная учебная работа ребенка в интерактивной среде обучения, используя готовые электронные учебные курсы.
Использование информационных технологий необходимо рассматривать в неразрывном единстве всех составляющих образовательного процесса:
создание уроков с использованием ИТ;
творческая проектная работа учащихся;
дистанционное обучение, конкурсы;
библиотека, ресурсы Интернет;
элективные курсы;
социально – психологический мониторинг становления личности учащегося;
творческое взаимодействие с педагогами.
При проведении уроков математики я использую мультимедийные презентации. На таких уроках реализуются принципы доступности, наглядности. Уроки эффективны своей эстетической привлекательностью, Урок-презентация обеспечивает получение большего объема информации и заданий за короткий период. Всегда можно вернуться к предыдущему
слайду (обычная школьная доска не может вместить тот объем, который можно поставить на слайд).
На уроках математики с помощью слайдов, созданных в программе
PowerPoint, может осуществляться демонстрация примеров, задач, цепочек для устного счета, могут быть организованы математические разминки и многое другое.
2. Использование flash-анимации на уроках математики
Компьютерная анимация – это последовательность изменяющихся изображений, которая произошла за определенный промежуток времени. Совокупность кадров, сменяющих друг друга за определенное время создают иллюзию движения, что и есть не что иное как анимация.
Проще объяснить так, flash-анимация на уроках– это небольшой учебный ролик, в котором с помощью подвижных изображений, схем, подписей и дикторского текста изложен фрагмент изучаемого материала.
Хорошая flash-анимация помогает качественно объяснить новый материал. Например, flash-анимации по геометрии, которые можно найти на сайте единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school–collection.edu.ru), содержат четко дозированный объем информации и хорошо продуманный дикторский текст. Как правило, все примеры
хорошо иллюстрированы, что способствует усвоению нового материала за счет непроизвольного внимания и непроизвольного запоминания. При использовании такой анимации учителю остается только помогать обучающимся в освоении новой темы.
Длительность просмотра анимации от 1 до 20 минут. Длительные анимации имеют управляющие кнопки «стоп», «пауза», «возврат к началу». Это дает возможность учителю остановить просмотр на ключевых кадрах, обсудить полученную информацию с учащимися, записать в тетрадях определение понятия и др. Можно задать вопросы, чтобы проверить,
усвоили ли ученики материал. При необходимости уточнить или скорректировать информацию, а потом продолжить работу с flash-анимацией. Можно применять flash-анимации на этапах закрепления или проверки знаний. Например, выключить звук, чтобы не был слышен дикторский текст и предложить ученику поработать диктором, рассказывая о том, что происходит на экране. Если анимация иллюстрирует только один процесс, например, определение и свойство параллелограмма, то
ученику можно предложить составить связный рассказ о фигуре. Длительную анимацию могут озвучивать последовательно несколько учащихся. Можно не выключать диктора, а остановить анимацию с помощью кнопки «пауза» и попросить детей продолжить правило,
определение, привести свой пример к тому, что сказал диктор.
Название сайта
Гиперссылка /
адрес
Скриншот страницы
Единая коллекция
цифровых
образовательных ресурсов
http://school-
collection.edu.ru/
Федеральный центр
информационно-
образовательных ресурсов
http://fcior.edu.ru/
Мной была использована flash-анимация при изучении тем «Четырёхугольники» (параллелограмм, трапеция, прямоугольник, ромб и квадрат)» (геометрия, 8 кл.), «Измерение отрезков» (геометрия, 7 класс), «Движение (параллельный перенос, поворот, осевая и центральная симметрия)» (геометрия, 9 класс) и др.
В единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school–
collection.edu.ru) можно скачать хорошие анимации практически по всем разделам математики.
№п/п
Наименование ЭОР
1
CD-ROM. Математика. 5 класс. Электронное
приложение к учебнику Н.Я. Виленкина
2
CD-ROM. Математика. 5 класс. Тренажер к учебнику
Н.Я. Виленкина и др.
3
CD-ROM. Математика. 5 класс. Электронное
приложение к учебнику Н.Я. Виленкина
4
Универсальное мультимедийное пособие к уч.
Н.Я. Виленкина и др.. Математика 6 кл. ФГОС.
5
CD-ROM. 1С: Школа. Геометрия. 7 класс
6
CD-ROM. 1С: Школа. Геометрия. 8 класс
7
CD-ROM. 1С: Школа. Геометрия. 9 класс
8
Уроки алгебры Кирилла и Мефодия. 7 – 8 класс ы
9
Уроки алгебры Кирилла и Мефодия. 9 класс
10
Уроки геометрии Кирилла и Мефодия. 7 класс
11
Уроки геометрии Кирилла и Мефодия. 8 класс
12
Уроки геометрии Кирилла и Мефодия. 9 класс
Применение мультимедиа-ресурсов позволяет обеспечить максимальный эффект обучения, так как в этом случае учебная информация будет представлена в различных формах и обеспечит комплексное воздействие на обучающегося.
3. Компьютерное тестирование как средство контроля знаний учащихся
Формы контроля, применяемые учителями, очень разнообразны, наиболее часто, используемые учителем математики – это письменный или устный опросы. У каждой из этих форм есть свои недостатки.
В современной школе все большее значение приобретают различные формы тестов в связи с тем, что основной формой сдачи экзаменов является тестирование.
Применение электронных изданий в учебном процессе облегчает проведение урока, позволяет использовать индивидуальный, дифференцированный подход при осуществлении обратной связи между учеником и учителем, оказывает существенную помощь учителю при подготовке к уроку. Интерактивные обучающие задания оказывают положительное влияние
на мотивацию учащихся и их интерес к изучаемому материалу.
Компьютерное тестирование позволяет заинтересовать учащихся, которые любят выполнять задания на компьютере, а таких немало. Так же использование компьютерных тестов дает возможность учителю проверить всех учащихся, затратив при этом минимум времени! Это одно из достоинств.
В наши времена существует множество различных программ (оболочек) для создания компьютерных тестов:
MS Office at Scholl
Hyper test
MyTest X 10.1.1.4
PikaTest
INDIGO
Macromediaflash
Ориони др.
Краб 2
Все выше представленные тестовые оболочки отличаются друг от друга не только названием, но и своими функциями. В одних можно использовать только текст, в других вставлять графику, видео и аудио, помимо этого в одних тестовых оболочках задания могут быть только закрытого (каждый вопрос сопровождается готовыми вариантами ответов, из которых необходимо выбрать один или несколько правильных) типа, а в других и закрытого и открытого (на каждый вопрос испытуемый должен предложить свой ответ: дописать слово, словосочетание, предложение, знак, формулу и т.д.) типа.
На своих уроках я использую как уже готовые тесты, которые можно найти в электронных учебных пособиях, так и созданные самостоятельно с помощью различных тестовых оболочек (программ). Также еще одни достоинством электронных тестов является, то что в конце теста есть возможность просмотреть свои ошибки и правильные варианты ответов, количества правильных и неправильных ответов, и самое главное – выставление оценки за тест.
4. Использование компьютерных программ на уроках математики
Еще одно направление использования информационных технологий в процессе обучения математики – программная поддержка курса. Содержание программных средств применяемых при обучении математики, определяется целями урока, содержанием и последовательностью подачи учебного материала. В связи с этим все программные средства, используемые для компьютерной поддержки процесса изучения математики, можно разделить на программы:
справочные пособия по конкретным темам;
решения расчетных и экспериментальных задач;
организация и проведение лабораторных работ;
контроль и оценка знаний.
На каждом конкретном уроке могут быть использованы определенные программы исходя из целей урока, при этом функции учителя и компьютера различны. Программные средства для эффективного применения в учебном процессе должны соответствовать государственным стандартам обучения, иметь высокую степень наглядности, простоту использования, способствовать формированию общеучебных и экспериментальных умений, обобщению и углублению знаний и т.д.
№
п/п
Название
программы
Автор
программы
Класс
Ссылка для скачивания
1
AdvancedGrapher
----
7 – 9
http://freesoft.ru/?id=5558
AGrapherSetup.exe
http://www.uchportal.ru/load/29-1- 0-148
3
Живая геометрия
KeyCurriculum
PressTechnologies
7 – 9
http://www.pcmath.ru/uploads/files/
lifegeom.rar
Одной из таких программ является ADVANCED GRAPHER. Эта программа давно известна учителям математики и приобрела заслуженный авторитет. Данную программу можно использовать практически на всех уроках при изучении графиков функций. Особенно эффективно применение программы при изучении следующих разделов математики:
линейная функция, взаимное расположение графиков линейных функций (7 класс);
графический способ решения системы линейных уравнений (7 класс);
функция вида y = k/x и ее график, графический способ решения уравнений (8 класс);
построение графика квадратичной функции (9 класс);
графический способ решения систем уравнений (9 класс);
итоговое повторение.
ADVANCED GRAPHER можно использовать и на внеклассных занятиях, и при решении задач ЕГЭ и ГИА, так как программа позволяет строить кривые, заданные параметрическими уравнениями или уравнениями в полярных координатах, изображать на плоскости области, являющиеся решением неравенств.
«Живая геометрия» - это набор инструментов, который предоставляет все необходимые средства для построения чертежей и их исследования. Она дает возможность «открывать» и проверять геометрические факты. Программа позволяет "оживлять" чертежи, плавно изменяя положение исходных точек.
Данную программу эффективнее всего использовать при изучении стереометрии:
Объем наклонной призмы;
Объем пирамиды
Среди технических новинок, приходящих сегодня в школу, особое место занимают интерактивные доски. Интерактивная доска – уникальное учебное оборудование, представляющее собой сенсорный экран, подсоединенный к компьютеру, изображение с которого передает на доску проектор. В отличие от обычного мультимедийного проектора интерактивная доска позволяет не только демонстрировать слайды и видео, но и рисовать, чертить, наносить на проецируемое изображение пометки, вносить любые изменения, и сохранять их в виде компьютерных файлов. А кроме этого, сделать процесс обучения ярким, наглядным, динамичным. Работа с интерактивными досками предусматривает творческое использование материалов. Подготовленные тексты, таблицы, диаграммы, картинки, музыка, карты, тематические CD-ROMы, а также добавление гиперссылок к мультимедийным файлам и Интернет-ресурсам сэкономят время на написание текста на обычной доске или переход от экрана к клавиатуре. Все ресурсы можно комментировать прямо на экране и сохранять записи для будущих уроков. Файлы предыдущих занятий можно всегда открыть и повторить пройденный материал. Учитель всегда имеет возможность вернуться к предыдущему этапу урока и повторить ключевые моменты занятия, зайдя на нужную страницу. Все это помогает планировать урок и благоприятствует течению занятия. При подготовке к обычному уроку, учитель математики часто сталкивается с проблемой построения геометрических фигур и различных функций, работой с координатной плоскостью на обычной доске. Здесь же эти вопросы легко можно решить с помощью встроенных шаблонов. Так, например, при изучении темы «Координатная плоскость» в 6 классе учащиеся с огромным удовольствием строят точки, получая различные занимательные картинки. Этот процесс становится не утомительным, а увлекательным. Использование интерактивной доски позволяет на уроке рационально использовать время, нет необходимости постоянно вытирать доску и чертить необходимые фигуры. В коллекции самой доски более тысячи математических объектов: многогранники, тела вращения, координатные прямые и плоскость, окружность, треугольники и т.д. Чертежи получаются наглядными, аккуратными.
Таким образом очевидны преимущества использования интерактивной доски на уроке: 1. Экономия времени. Заранее подготовленные чертежи, схемы, текст позволяют экономить время урока, за счет чего повышается плотность урока. 2. Наглядность и интерактивность. Благодаря этому учащиеся активно работают на уроке. Повышается концентрация внимания, улучшается понимание и запоминание материала. 3. Многократное использование. Во-первых, вся информация, появляющаяся на доске не стирается, а сохраняется. Для решения новой задачи используется «чистый лист» и в случае возникновения вопросов можно быстро вернуться к ранее решенным задачам, следовательно, нет необходимости восстанавливать условие или решение. Это наиболее существенно, так как задания и решения могут быть восстановлены не только на уроке, но и после него для тех учеников, которые пропустили урок или не вполне хорошо освоили тему. Во-вторых, наглядные материалы и обучающие ресурсы можно хранить в электронном виде и в дальнейшем многократно использовать их. Накапливается электронный банк данных для каждого учителя. 4. Повышается уровень компьютерной компетенции учителя. 5. Школьникам просто нравиться работать с интерактивной доской, учиться становиться интересно и увлекательно. Конечно же, использование только интерактивной доски не решит всех учебных проблем. И учителя совсем не обязаны работать с ней постоянно, на каждом уроке. Но использование ее делает урок увлекательным и динамичным. «За» и «против» .Согласно опубликованным в литературе данным максимальная частота и длительность применения средств ТСО в учебном процессе определяется возрастом учащихся, характером учебного предмета и необходимостью использования в познавательной деятельности. При монотонном использовании одного средства обучения уже к 30-й минуте возникает торможение восприятия материала. Использование компьютера добавляет ещё и электромагнитное излучение. Поэтому на уроке стараюсь чередовать напряженный умственный труд и эмоциональную разрядку, разнообразные приемы и методы, использую упражнения для снятия напряжения и утомления при работе с компьютером и для улучшения мозгового кровообращения.
Описание полученных образовательных результатов.Применяя информационные технологии, мне удалось:
· - Индивидуализировать учебный процесс, за счет предоставления возможности учащимся как углубленно изучать предмет, так и отрабатывать элементарные навыки и умения. В классах как правило 15-25 учащихся, обладающих неодинаковым развитием, знаниями и умениями, темпом познания и другими индивидуальными качествами.
· - Создать условия для развития самостоятельности учащихся. Ученик решает те или иные задачи самостоятельно (не копируя решения с доски или у товарища), при этом повышается его интерес к предмету, уверенность в том, что он может усвоить предмет.
· - Повысить качество наглядности в учебном процессе (презентации, построение сечений многогранников, построение сложных графиков т.д.)
- Снизить трудоемкость процесса контроля и консультирования.
Информационные технологии повышают информативность урока, эффективность обучения, придают уроку динамизм и выразительность.
Заключение
Внедрение ИКТ в образовательный процесс развивает познавательный интерес учащихся к изучению математике, создавая условия для мотивации к изучению этого предмета, способствуют повышению эффективности обучения и самообучения, а также к повышению качества образования.
Накопленный мною опыт, частично отраженный в настоящей работе, показывает, что применение информационных технологий на уроках и во внеурочной деятельности расширяет возможности творчества как учителя, так и учеников, повышает интерес к предмету, стимулирует освоение учениками довольно серьезных тем по информатики, что, в итоге, ведет к повышению качества образования.
Использование их в образовательном процессе позволяет проводить уроки: на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (музыка, анимация);
обеспечивает наглядность;
привлекает большое количество дидактического материала
повышает объём выполняемой работы на уроке
обеспечивает высокую степень дифференциации обучения
индивидуальный подход к ученику, применяя разно уровневые задания
ИКТ оправдывает себя во всех отношениях:
повышает качество знаний;
продвигает ребёнка в общем развитии;помогает преодолеть трудности, вносит радость в жизнь ребёнка;
создает благоприятные условия для лучшего взаимопонимания учителя и учащихся и их сотрудничества в учебном процессе..
Методические рекомендации по использованию цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) в преподавании геометрии. Одегова Светлана Петровна методист МОУДПОС Центр информационных технологий г.о.Тольятти. Сайт Открытый класс. Сетевые образовательные сообщества. http://www.openclass.ru/node/151917
. Г.К. Селевко. Педагогические технологии
. Е. В. Якушина Электронно-образовательные ресурсы: педагогические качества, достоинства и недостатки. Народное образование. №2, 2011, стр. 151.
. Заикина Н.В. Использование современных педагогических технологий в образовательном процессе в условиях обновления содержания образования .http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,3860/Itemid,118/