Повышение вычислительной культуры на уроках математики
Повышение вычислительной культуры на уроках математики
Повышение вычислительной культуры на уроках математики
Одной из основных задач преподавания курса математики в основной школе является формирование у учащихся сознательных и прочных вычислительных навыков. Современный уровень развития науки и техники требует глубоких и прочных математических знаний. Математические расчеты, основанные на использовании алгоритмов основных математических действий, являются необходимым условием сдачи ЕГЭ, а умение считать является непременным элементом математического образования.
О наличии у учащихся вычислительной культуры можно судить:
- по умению производить устные и письменные вычисления;
- рационально организовывать ход вычислений;
- убеждаться в правильности полученных результатов.
В зависимости от сложности задания на практике используются 3 вида вычислений:
- письменные;
- устные;
- письменные с промежуточными устными вычислениями.
Качество вычислительных умений определяется знанием правил и алгоритмов вычислений. Поэтому степень овладения вычислительными умениями зависит от четкости сформулированного правила и от понимания принципа его использования. Умения формируются в процессе выполнения целенаправленной системы упражнений. Очень важно владение вычислительными умениями доводить до навыка.
Известно как нелегко формируется навык сложения положительных и отрицательных чисел. Приведу пример по этой теме.
Предварительно стараюсь выработать у учащихся интуитивное представление о сложении чисел без введения правил. Игра в кубики парами. Играют на переменах, дома. Записи ведут в блокнотах (один на двоих). Первая игра – выигрыш-выигрыш, вторая игра – проигрыш-выигрыш, третья игра – проигрыш-проигрыш.
Предварительный этап нужен чтобы избежать формального усвоения приемов письменных вычислений (долг – прибыль, термометр).
Следующий этап – изучение правила, составления алгоритма. Дети уже могут сделать попытку сформулировать правило. Выполняется краткая запись на доске, используются карточки. Особое внимание уделяется проговариванию правила, комментированию своих действий.
При первичном закреплении (пошаговой отработке) предлагаю вопросы при решении:
- назовите знак каждой суммы
- что нужно сделать с модулями?
- назовите окончательные ответы.
Также можно использовать задания «найди ошибку», придумать самим примеры по заданным схемам и затем выполнить взаимопроверку.
Далее необходимо проводить отработку вычислительных навыков или закрепление материала. Формирование любого навыка – процесс достаточно длительный, требующий не только большого числа упражнений, но и усилий для поддержания уже выработанного навыка, и вычислительные навыки не исключение. Суметь за небольшое время дать каждому ученику вычислительную нагрузку, предложить разнообразные задания, стимулирующие развитие внимания, памяти, эмоционально-волевой сферы. Оперативно проверить правильность решения, обеспечить необходимый уровень самостоятельности в работе детей – трудная задача. Также запись большого числа заданий отнимает все свободное время. Помочь в этой проблеме могут наборы упражнений – тренажеры.
Назначение тренажеров:
-формировать у учеников прочные вычислительные навыки;
-эффективно развивают внимание и оперативную память;
-позволяют предложить ученику выполнить большой объем вычислений за небольшое время;
-рассчитаны на многократное использование.
С помощью тренажера можно проводить математические эстафеты (развивать математическую речь), работу в парах (называет ответ соседу- тот проверяет), индивидуальные тренировки (на оценку), замеры скорости вычислений. Приведу примеры тренажеров (примеры разбиты по группам, решать можно по столбикам, по строчкам). В начале года можно выявлять пробелы за предыдущий год, в конце года использовать на уроках повторения, использовать для домашней работы с привлечением родителей( тренировка, самостоятельная работа).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Повышение вычислительной культуры на уроках математики»
Повышение вычислительной культуры на уроках математики
Одной из основных задач преподавания курса математики в основной школе является формирование у учащихся сознательных и прочных вычислительных навыков. Современный уровень развития науки и техники требует глубоких и прочных математических знаний. Математические расчеты, основанные на использовании алгоритмов основных математических действий, являются необходимым условием сдачи ЕГЭ, а умение считать является непременным элементом математического образования.
О наличии у учащихся вычислительной культуры можно судить:
- по умению производить устные и письменные вычисления;
- рационально организовывать ход вычислений;
- убеждаться в правильности полученных результатов.
В зависимости от сложности задания на практике используются 3 вида вычислений:
- письменные;
- устные;
- письменные с промежуточными устными вычислениями.
Качество вычислительных умений определяется знанием правил и алгоритмов вычислений. Поэтому степень овладения вычислительными умениями зависит от четкости сформулированного правила и от понимания принципа его использования. Умения формируются в процессе выполнения целенаправленной системы упражнений. Очень важно владение вычислительными умениями доводить до навыка.
Известно как нелегко формируется навык сложения положительных и отрицательных чисел. Приведу пример по этой теме.
Предварительно стараюсь выработать у учащихся интуитивное представление о сложении чисел без введения правил. Игра в кубики парами. Играют на переменах, дома. Записи ведут в блокнотах (один на двоих). Первая игра – выигрыш-выигрыш, вторая игра – проигрыш-выигрыш, третья игра – проигрыш-проигрыш.
Предварительный этап нужен чтобы избежать формального усвоения приемов письменных вычислений (долг – прибыль, термометр).
Следующий этап – изучение правила, составления алгоритма. Дети уже могут сделать попытку сформулировать правило. Выполняется краткая запись на доске, используются карточки. Особое внимание уделяется проговариванию правила, комментированию своих действий.
При первичном закреплении (пошаговой отработке) предлагаю вопросы при решении:
- назовите знак каждой суммы
- что нужно сделать с модулями?
- назовите окончательные ответы.
Также можно использовать задания «найди ошибку», придумать самим примеры по заданным схемам и затем выполнить взаимопроверку.
Далее необходимо проводить отработку вычислительных навыков или закрепление материала. Формирование любого навыка – процесс достаточно длительный, требующий не только большого числа упражнений, но и усилий для поддержания уже выработанного навыка, и вычислительные навыки не исключение. Суметь за небольшое время дать каждому ученику вычислительную нагрузку, предложить разнообразные задания, стимулирующие развитие внимания, памяти, эмоционально-волевой сферы. Оперативно проверить правильность решения, обеспечить необходимый уровень самостоятельности в работе детей – трудная задача. Также запись большого числа заданий отнимает все свободное время. Помочь в этой проблеме могут наборы упражнений – тренажеры.
Назначение тренажеров:
-формировать у учеников прочные вычислительные навыки;
-эффективно развивают внимание и оперативную память;
-позволяют предложить ученику выполнить большой объем вычислений за небольшое время;
-рассчитаны на многократное использование.
С помощью тренажера можно проводить математические эстафеты (развивать математическую речь), работу в парах (называет ответ соседу- тот проверяет), индивидуальные тренировки (на оценку), замеры скорости вычислений. Приведу примеры тренажеров (примеры разбиты по группам, решать можно по столбикам , по строчкам). В начале года можно выявлять пробелы за предыдущий год, в конце года использовать на уроках повторения, использовать для домашней работы с привлечением родителей( тренировка, самостоятельная работа).