Математика, являясь одним из важных общеобразовательных предметов, готовит учащихся с ограниченными возможностями здоровья к жизни и овладению доступными профессионально-трудовыми навыками.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Особенности обучения математике детей с овз»
ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ ДЕТЕЙ С ОВЗ
Математика, являясь одним из важных общеобразовательных предметов, готовит учащихся с ограниченными возможностями здоровья к жизни и овладению доступными профессионально-трудовыми навыками.
Процесс обучения математике неразрывно связан с решением специфической задачи специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений школы для глухих и слабослышащих – коррекцией и развитием познавательной деятельности, личных качеств ребенка, а также воспитанием трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, настойчивости, любознательности, формированием умений планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль.
Обучение математике носит практическую направленность и тесно связано с другими учебными предметами, жизнью, готовит учащихся к овладению профессионально-трудовыми знаниями и навыками, учит использованию математических знаний в нестандартных ситуациях.
Воспитание и обучение детей с ограниченными возможностями здоровья носит развивающий характер, учитывает зону ближайшего развития, то есть тот запас потенциальных возможностей, формирующихся функций аномального ребенка, которые он еще не может реализовать самостоятельно, но уже реализует с помощью взрослого (Зайцев Д. В., Зайцева Н. В., 1999, с. 22).
Л. С. Выготский ввел понятия «зона ближайшего развития» и «зона актуального развития». Зона ближайшего развития определяет не только имеющиеся возможности, но и перспективу психического развития ребенка с проблемами. Любое обучение должно стимулировать переход зоны ближайшего развития в актуальное развитие (зону актуального развития), то есть со временем руководство взрослого становится излишним, а решение задач ребенком - самостоятельным. Это и составляет внутреннюю взаимосвязь между обучением и развитием, при которой правильно организованное обучение ведет за собой развитие, опираясь на формирующиеся психические функции (Р.К.Миньяр-Белоручев, 1996, с. 24).
Актуальность вопроса определяется специфическими противоречиями, возникающими в процессе педагогической деятельности. Особенно сложным является противоречие между задачами стоящими перед школой и реальными возможности в усвоении определённых знаний, умений и навыков глухими и слабослышащими учащимися, обусловленными значительными отставаниями в развитии мышления и речи.
Задачи, содержание, принципы организации коррекционного учебно-воспитательного процесса выделяются, подбираются и разрабатываются для каждого конкретного типа специального образовательного коррекционного учреждения с учетом глубины и характера дефекта находящихся в нём детей.
Методика преподавания любого предмета, в том числе и математики, обуславливается целым рядом факторов: особенностями познавательной деятельности учащихся, их возрастными возможностями, спецификой изучаемого предмета и др.
В своих трудах Б. П. Пузанов отмечает, что усвоение даже элементарных математических знании требует достаточно высокой степени абстрактного мышления, а поскольку эта функция у детей нарушена, они с большим трудом овладевают простейшими математическими операциями. Отсутствие умения устанавливать адекватные причинно-следственные связи приводит к серьезным затруднениям даже при решении относительно простых арифметических задач (Б. П. Пузанов, 1998, с. 79).
Школьная математика действительно очень специфична с методической точки зрения; а через призму психофизических особенностей детей с нарушениями слуха – тем более. Вообще говоря, все классические дидактические принципы и положения при обучении математике детей с нарушениями слуха получают новое толкование и воплощение. Это и вопросы, связанные с наглядностью, и языковые аспекты, и познавательные процессы, и коррекционная работа и пр.
Состояние математического развития учащихся с нарушением слуха наиболее ярко характеризуется умением решать задачи. Недостаточный уровень речевого развития глухих обусловливает значительные трудности в этой работе. Решая задачи, учащиеся приобретают новые математические знания, готовятся к практической деятельности. Задачи способствуют развитию их логического мышления.
Большое значение имеет решение задач и в воспитании личности учащегося.
Хочу поделиться некоторыми приёмами работы с учащимися с интеллектуальными нарушениями.
Обучение действию с числами детей данной категории строю на конкретном материале. Некоторым ребятам (очень слабым или запущенным) разрешаю при решении примеров пользоваться счетным материалом: линейкой, таблицей умножения. Отрабатываю приемы устных вычислений с использованием презентаций в виде игры. Для лучшего усвоения того или иного способа вычисления, предлагаю карточки с развернутым образцом способа вычисления. Например, 64:2 = (60+4):2 = 60:2 + 4:2 = 30+2 = 32, затем этот развернутый образец заменяю сокращенным: 64:2=(60+4):2=32. И, наконец, задание выполняется без образца, самостоятельно.
Самым эффективным приемом для нормализации учебной деятельности учащихся с ЗПР является алгоритмизация. Это различные памятки-инструкции, в которых записываю последовательность действий при решении задач, уравнений, трудных случаев умножения и деления. Памятки учат детей правильно рассуждать и контролировать себя во время выполнения самостоятельных работ. Например, при решении задачи памятка может быть такой: 1. Прочитай задачу несколько раз. 2. Выясни о чём (о ком) говорится в задаче. 3. Что об этом известно. 4. Найди вопрос задачи. 5.Составь схему или запиши краткую запись. 6. Реши задачу. 7. Напиши ответ.
Особые затруднения у данных учащихся вызывают решения составных арифметических задач. Я учу ребят выстраивать цепочку рассуждений, чтобы ответить на главный вопрос задачи. Продумываю методику изучения такой задачи, чтобы найти в ней наиболее трудное звено и прорабатываю упражнения, которые подготовят учащихся к восприятию задания. В это же время уточняю понимание терминов, необходимых для решения задачи (цена, стоимость, скорость, время, и др.). У данных детей очень низкая скорость чтения, что резко снижает уровень восприятия заданий. Обязательно приучаю ребят читать задачу не менее четырех раз для лучшего понимания смысла. Стараюсь ввести ученика в задачу как действующее лицо. Пусть ребенок представит себя: как он покупает в магазине товар, едет в метро, собирает урожай и т.д. и т.п. Например, для консервирования вы купили 8 кг огурцов по 20 рублей за килограмм и столько же томатов по 40 рублей за килограмм; во сколько раз вы заплатите больше за томаты, чем за огурцы? Все слова задачи должны быть понятны ученикам, особенно это касается тех слов, которые помогают уяснить зависимости величин: столько же, поровну, одновременно и др. Для пояснения ситуации использую наглядные действия или чертеж, учу находить ключевые слова.
Дифференцированные задания с учетом особенностей каждого ребенка помогают мне восполнить пробелы в их знаниях и заложить основу для дальнейшего изучения курса математики. Дети с большим интересом включаются в решение простых творческих задач: отыскать, отгадать, раскрыть секрет, составить, видоизменить, установить соответствие, смоделировать, сгруппировать, выразить математические отношения и зависимости любым доступным им способом, например:
1) игра " Магазин" (взвешивание, работа с %);
2) игра "Составь фигуру" (по шаблону выложить из геометрических фигур картинку);
3) игра " Накорми друзей" (деление целого на части);
4) " Соедини по точкам" (порядковый счет);
5) " Найди отличия"(игра на внимание):
6) " Найди недостающее число".
7) различные кроссворды, головоломки, ребусы, занимательные задачи, задачи - шутки и многое другое.
Работая с детьми с ОВЗ, я сделала для себя следующие выводы:
Отмечать хорошее поведение ребенка, а не плохое.
Использовать промежуточную оценку, чтобы отразить прогресс.
Применять ИКТ - технологии.
Проводить обязательно несколько физкультминуток.
Вызывать интерес к изучаемой теме, чтобы учащиеся не только хорошо усвоили материал, но и надолго запомнили его.
Чередовать виды деятельности через 7-10 мин.
Разнообразить формы предъявления материала: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа (не менее 3 за урок).
Учитывать наличие мотивации (а для чего, зачем это), т.е. подбирать задания из повседневной жизни учащихся.
Использовать эмоциональные разрядки («лирические отступления»).
И в заключении, я считаю, что на уроках математики учителю в своей работе с детьми с ЗПР необходимо следовать следующим принципам: прежде, чем объяснить - необходимо заинтересовать; прежде, чем заставить действовать - подготовить к действию; прежде, чем сообщить что-нибудь новое - вызвать это ожидание нового. Для этого учителю на уроках математики необходимо:
- уметь планировать формирование познавательного интереса на уроке;
- интерес к занятиям поддерживать, используя красочный дидактический материал, вводя в занятия игровые моменты;
- подбирать индивидуальный подход к каждому ребенку;
- учитывать при отборе учебного материала интересы и потребности учащихся;
- включать в учебный материал занимательные факты;
- подбирать систему самостоятельных работ на развитие внимания; усложнять самостоятельные задания в ходе урока;
- использовать разнообразные формы поощрения;
- создавать положительное отношение к уроку;
- разнообразить формы домашних заданий.
Да, в моей профессии много трудностей, но, несмотря на это, в ней я могу реализовать свой творческий потенциал, получать заряд энергии для движения вперед. Каждый раз, приходя на работу, я понимаю, что на меня возложена особая миссия и огромная ответственность за обеспечение каждому ребенку достойного образования с учетом его индивидуальных потребностей.