kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Педагогические средства включения детей с ОВЗ в образовательное пространство урока математики

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье рассматриваются основные особенности и проблемы обучения математики для  детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся по адаптированным образовательным программам.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Педагогические средства включения детей с ОВЗ в образовательное пространство урока математики»

Ананьева О.В. МКОУ Большеясырская ООШ Воронежская обл. Педагогические средства включения детей с ОВЗ в образовательное пространство урока математики


«Мы исключили эту часть людей из общества, и надо вернуть их назад, в общество, потому что они могут нас чему-то научить»

Жан Ванье «Из глубины»

Права детей на развитие личности в системе образования, ориентированного на индивидуальные потребности, и в том числе право детей с отклонениями в развитии учиться в тех же школах, где учатся их сверстники, живущие по соседству.

Права этих детей признаны международными стандартами прав человека:

  • Всеобщей декларацией прав человека;

  • Международным пактом по экономическим, культурным и социальным правам;

  • Декларацией о правах умственно отсталых лиц и другими документами.



ЮНЕСКО выступает за поддержку равенства возможностей для людей-инвалидов и видит инклюзивное образование как позитивный шаг навстречу разнообразию и уникальности детей, предлагает рассматривать различия детей не как проблему, а как возможности развития процесса обучения, обеспечивающего доступность образования для любых групп детей.

Закон РФ об образовании закрепил в качестве принципа государственной политики адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки учащихся и воспитанников.

Тем не менее, по мнению Российского общественного совета развития образования в настоящее время Россия, как цивилизованная страна, трагически отстаёт в реализации конституционного права на образование и социальную интеграцию детей(лиц) с ОВЗ.

Учитывая, что в 90% случаев проблемы выявлены через обследование во время обучения в школе, статистика обязывает организовать работу школы по организации обучения детей в условиях общеобразовательных классов.

Таким образом, совокупность перечисленных данных поставила перед коллективом школы задачу по созданию модели образовательного пространства, обеспечивающего успешную инклюзию школьников с ОВЗ, в условия массового обучения. Здоровым же детям это позволит развить толерантность и ответственность. В основе такого обучения лежит инклюзивное образование. Оно базируется на следующих принципах:

  • Ценность человека не зависит от его способностей и достижений.

  • Каждый человек способен чувствовать и думать.

  • Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.

  • Все люди нуждаются друг в друге.

  • Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений.

  • Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.

  • Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут.

  • Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

  • Все обучающиеся должны быть успешными..

Для творческого овладения математикой как учебным предметом необходима способность к формализованному восприятию матема­тического материала (схватыванию формальной структуры зада­чи), способность к быстрому и широкому обобщению математи­ческих объектов, отношений, действий, способность мыслить свер­нутыми структурами (свертывание процесса математического рас­суждения), гибкость мыслительных процессов, способность к бы­строй перестройке направленности мыслительного процесса,, мате­матическая память (обобщенная память на математические отно­шения, методы решения задач, принципы подхода к ним Именно эти способности, необходимые для успешного овладе­ния математическими знаниями, у учащихся школы VIII вида развиты чрезвычайно слабо. Известно, что математика является одним из самых трудных предметов для этой категории учащихся. С одной стороны, это объясняется абстрактностью математичес­ких понятий, с другой стороны, особенностями усвоения матема­тических знаний учащимися. Учитель для учащихся является: организатором деятельности; аккумулятором информации; координатором усилий; прогнозистом диагностиком.

Ученики 8 вида не могут усвоить содержание, потому что не воспринимают учебную задачу как проблемную ситуацию, которую нужно разрешить. Они не продумывают задачу, а запоминают со слов учителя, что нужно сделать. Необходимо помочь детям уяснить задачу, а затем определить исходные данные, которые обеспечивают поиск решения. Для решения задач используем алгоритм рассуждения.

1.По условию задачи дано….

2.Надо узнать….

3.Для ответа на вопрос надо знать….

4.Нам известно….

5.Неизвестно…, но сказано ,что….

6.Значит, сначала узнаём сколько….

7.А потом узнаём….

8.Решаем.

9.Ответ.



  • Критерии


    Причины

    ФИ учеников

    Виды и формы деятельности

    Слабые знания таблицы умножения

    Недостаточная сформированность долговременной памяти.


    Занятие на развитие памяти: контроль таблицы умножения.

    Фрагментарное восприятие задачи

    Функциональная слабость ЦНС, механическим чтением. повышенной утомляемостью,


    Учёт динамики работоспособности при конструировании урока. ИКЗ с использхованием алгоритма. Домашнее задание на составление схемы задачи.

    Трудность переключения с одного задания на другое

    Повышенная утомляемость, индивидуальные особенности деятельности.


    Учёт индивидуального темпа деятельности, порционность материала на уроке, физкультминутки.

    Трудности формирования математических понятий, правил.

    Недостаточная сформированность вербально-логического мышления, речевого развития.


    Включить детей в игровую деятельность на логику, ИКЗ с использованием системы алгоритма.

    В программе по математике, например, предусматривается концентрическое изучение нумерации и арифметических действий с целыми числами. Изучение арифметического материала внутри каждого концентра происходит достаточно полно и законченно, причем материал предыдущего концентра углубляется в последующих концентрах.

  • числами, действиями и их свойствами, доступными на данном этапе их пониманию. На первых порах есть возможность использовать предметную основу, так как изуча­ются небольшие числа. Затем осуществляется постепенный пере­ход к отвлеченным понятиям и оперирование с числами, которые трудно конкретизировать с помощью предметных совокупностей.

  • Приобретая новые знания в следующем концентре, учащиеся постоянно воспроизводят знания, полученные на более ранних этапах обучения (в предыдущих концентрах), расширяют и углуб­ляют их. Неоднократное возвращение к одному и тому же поня­тию, включение его в новые связи и отношения позволяют умст­венно отсталому школьнику овладеть им сознательно и прочно

Индивидуально-коррекционный план развития навыков счёта и решения задач

Уроки должны быть оснащены техническими средствами обучения; дидактическими материалами (таблицами, иллюстрациями, тестами, схемами, алгоритмами рассуждений, перфокартами и т.п.). Из необходимости формирования у учащихся общих методов мышления и деятельности через формирование общих способов подхода к любой задаче, вытекает потребность применения алгоритмического обучения, так как алгоритм является одним из видов общих методов деятельности вообще, а не только деятельности умственной



Алгоритмический подход - это обучение учащихся какому-либо общему методу решения посредством алгоритма, выражающего этот метод

Обучение детей с интеллектуальной недостаточностью алгоритмам должно строиться с учётом следующих принципов:

а) создание у учащихся ориентировочной основы его применения;

б) осуществление алгоритмизации на основе приёмов, раскрывающих их происхождение;

в) алгоритмическая линия должна пронизывать весь процесс обучения математике в школе;

Алгоритм ориентирует учащихся на последовательное выполнение действий по той или иной теме

Например, алгоритм деления.

1. Находим первое неполное делимое.

2. Определяем  число цифр в частном.

3. Делим методом подбора, начиная с наибольшего числа.

4. Находим остаток.

5. Сносим следующую цифру.

Алгоритм умножения на трёхзначное число:

1) Число умножаем на единицы.

2) Число умножаем на десятки.

3) Число умножаем на сотни.

4) Результаты складываем.

5) Получившееся число делим на классы

Определение и обеспечение условий для формирования необходимых математических алгоритмов учащихся школы VIII вида являются важнейшими педагогическими задачами по развитию прикладной направленности математического курса.

Алгоритм решения задач.

1. Внимательно читаем задачу 2 раза.

2. Думаем о чём задача.

3. Чертим схему.

4. Находим  главные слова и отмечаем их на схеме.

5. «Одеваем » схему, читая задачу по частям.

6. Комментируя, показываем на схеме то, что известно и то, что неизвестно (часть, целое.)

7. Находим неизвестную часть или неизвестное целое по правилу.

8. Записываем решение, пояснение к задаче.

9. Записываем ответ задачи.

Изучение нового материала целесообразно проводить совмещая темы уроков ,если имеется такая возможность. Если такой возможности нет, необходимо планировать работу по изучению нового материала так , чтобы одни были на этапе закрепления изученного, а другие изучали новое. При таком планировании имеется возможность для успешного усвоения материала всеми учащимися.Уроки контроля знаний также желательно проводить на одном уроке, тем самым избежим проблемы на посторонние отвлечения от основного задания. Как показывает опыт работы, что при совместном изучении тем учащиеся Vǀǀǀ вида успешнее усваивают изучаемый материал. Так можно изучать материал по темам: «Дроби», «Масштаб», «Сложение и вычитание смешанных чисел», «Геометрические тела» и другие. На таких уроках учащиеся совместно работают в группах,парах.

Вычитание обыкновенных дробей и смешанных чисел, учащимся предъявляются таблички, под ними на доске надо записать дроби, в которых можно выразить эти рисунки и произвести вычитание:

В последнем примере учащиеся сталкиваются с проблемой, которую необходимо решить.

Последняя  табличка иллюстрирует собой пример: 

Это и будет темой нашего урока «Вычитание из целого числа смешанного»

Учащиеся совместно составляют план решения, пытаются воспроизвести правило.

Повторяют правило и работают по учебнику, производя сравнение правил в одном и другом учебниках.

«Чтобы из целого числа вычесть смешанное, надо у целого числа занять единицу и представить её в виде неправильной дроби и  выполнить вычитание дробей с одинаковыми знаменателями». После этого на экране высвечиваются примеры:

Первый пример решается у доски учеником с подробным объяснением и ссылкой на правило. Второй пример решается комментировано (один ученик проговаривает алгоритм вычитания, все записываю в тетради), третий – самостоятельно. Затем проводится индивидуальная работа по карточкам.

На уроках проводим такие же этапы урока: начало урока – даются задания, активизирующие и успокаивающие детей(элементы релаксации, стихотворения). При проверке домашнего задания используются опорные таблицы, схемы ответа. На этапе изучения нового необходимо правильное соединение методов и средств обучения, определение оптимальной продолжительности, правильная организация деятельности. Самая трудоёмкая работа планируется в течении 20-25 минут. Это время, когда достигается наиболее высокая работоспособность. Далее идёт снижение работоспособности, проводятся физкультминутки.

Виды физкультминуток



1.Упражнения для снятия телесного напряжения: «напряглись- расслабились», «огонь и лёд».

2. Упражнения для расслабления рук: «замок»,«повтори ритм»

3. Упражнения для самомассажа: «гибкая шея, свободные плечи», «глаза отдыхают», «сова»











Методы работы





Метод примера

Метод убеждений

Метод стимулирования деятельности

Саморефлексия

Метод переключения

Метод упражнений



Основные требования к отбору и содержанию учебного материала

Мыслительные операции

Критерии отбора содержания учебного материала для развития мышления

Способы развития мышления

1

2

3

Синтез

Объединение элементов в единое целое

Составьте из элементов целое…

Анализ

Выделение отдельных элементов в структуре изучаемых объектов

Выделите основные части…Проанализируйте схемы, графики…

Абстрагирование

Выделение существенных, главных признаков изучаемых объектов

Выделите из множества признаков главные… Насколько верны выводы…

Сравнение

Материал содержит два или более объектов, имеющих признаки сходства и различия

Заполните для сравнения таблицу по столбцам: признаки сходства и признаки различия

Обобщение

Формирование понятийного аппарата, изучение терминов и понятий

Выделите главные признаки объекта, дайте определение понятию, объясните взаимосвязь между понятиями. Сделайте выводы.

Классификация

Выделение оснований для классификации

Определите основание классификации, проклассифицируйте, проверьте верна ли классификация

Конкретизация

Обогащение примерами и иллюстрациями

Приведите примеры ,назовите факты, правила

Учитель коррекционного класса:

-осуществляет обучение и воспитание с учётом преподаваемого предмета

-способствует формированию культуры личности, социализации, осознанному освоению программы

-обеспечивает необходимый уровень подготовки

-поддерживает тесный контакт с учителями других предметов.

Задачи , решаемые при обучении



  • создание единой психологически комфортной образовательной среды для детей, имеющих разные стартовые возможности;

  • обеспечение диагностирования эффективности процессов коррекции, адаптации и социализации детей с особенностями развития на этапе школьного обучения;

  • организация системы эффективного психолого-педагогического сопровождения процесса инклюзивного образования через взаимодействие диагностико- консультативного, коррекционно-развивающего, лечебно-профилактического, социально-трудового направлений деятельности;

  • компенсация недостатков дошкольного развития;

  • преодоление негативных особенностей эмоционально-личностной сферы через включение детей в успешную деятельность;

  • постепенное повышение мотивации ребенка на основе его личной заинтересованности и через осознанное отношение к позитивной деятельности;

  • охрана и укрепление физического и нервно-психического здоровья детей;

  • социально-трудовая адаптация школьников с особыми образовательными потребностями;

  • изменение общественного сознания по отношению к детям с особенностями в развитии.

Деятельность учителя на уроке

ОРГАНИЗАЦИЯ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

КОНТРОЛЬ ЗА ВНИМАНИЕМ

РА

РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ



СОБЛЮДЕНИЕ ОБЪЁМАИЗУЧАЕМОГО

ТАБЛИЦЫСХЕМЫ ПЛАНЫ

НАЙДИ ОШИБКИ



ОПОРА НА ЖИЗНЕННЫЙ МАТЕРИАЛ

ОПРЕДЕЛИТЬ ПОНЯТИЯ ПО ДАННЫМ СЛОВАМ

РАБОТА С ИЛЛЮСТРАЦИЯМИ

РАБОТА С ТЕРМИНАМИ

НАЙТИ КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

РАБОТА С УЧЕБНИКОМ

СМЕНА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ЗАДАЧИ С ПРАКТИЧЕСКИМ СОДЕРЖАНИЕМ

УСТНЫЙ СЧЁТ

НАЙДИ ЛИШНЕЕЕ



  • в создание условий для организации процессов рефлексии, планирования, детского сотрудничества, наблюдения, моделирования, включения детей в разные виды деятельности используются приемы системы развивающего обучения Эльконина-Давыдова, теория формирования учебного действия П.Я.Гальперина.

В течении всех лет обучения мы отслеживаем темп деятельности на уроке; работоспособность; особенности усвоения учебного материала.

Особенности усвоения учебного материала



Как видно из таблицы все учащиеся имеют стабильные результаты в усвоении учебного материала, качество успеваемости возросло и составляет 100%.

Учитель постоянно следит за работоспособностью, для того чтобы провести смену деятельности, повторную физкультминутку.

Так как у учащихся класса различный темп деятельности:1ученик с высоким уровнем,1-средний уровень,1-низкий,то на каждом этапе урока планирую дополнительные задания.

На контрольных работах также имеются дополнительные задания и задания разных уровней сложности.

На протяжении всех лет обучения проводится педагогический мониторинг. Педагогический мониторинг

фИ ученика

Особенности усвоения учебного материала

Поведение и деятельность в процессе занятий

Работоспособность

Уровень комфортности в коллективе

Рейтинг предмета

Недосекин Е.

3

3

4

4

4

4

5

5


3

3

4

4



3

4

4

5



5



Анализируем данные рейтинга, выявляем причины спада, если они есть. Меняем методы и формы повышения учебной мотивации.

На своих уроках применяю различные виды заданий:

-вставь пропущенные цифры: 39+ = 8

7*+4*=72

-найдите ошибки: 820-82=0, 631-27=604, 526-384=242

-вставь знак действий: 20+60*20=100, 200-90*70=180

-отыщи пример с заданным ответом 80: 73+17 , 99-19 , 54-26.

-реши цепочку:

-тестовые задания: мальчик прочита29 страниц, и ему осталось до конца книги прочитать на 10 страниц меньше. Сколько страниц в книге?

а)19 б) 39 в) 48

-игровые задания: «Биржа», «Найди пропавший ключик»

-занимательные задания: разложи карточки по убыванию, возрастанию.

-соревнование: кто быстрее решит примеры и составит слово.

Формы контроля:

  • Контрольные работы;

  • Тематические проверочные работы;

  • Самостоятельные работы;

  • Практические работы;

  • Творческие работы;

  • Тестовые задания;

-Устные ответы на уроках

Всё это способствует тому, что учащиеся с отклонениями в развитии адаптировалисть в новом для них социуме, имеют положительный результат в усвоении математики. Мы готовим их к продолжению обучения в специализированных учебных заведениях.

Создавая условия мы будем способствовать интеграции ребенка с особыми образовательными потребностями и реализации возможностей предоставления ему прав и реальных возможностей участвовать во всех видах и формах социальной жизни (включая и образование) наравне и вместе с остальными членами общества в условиях, компенсирующих ему отклонения в развитии и ограничения возможностей.

Как в нашем обществе, так и в сфере образования ничего не стоит на месте, и на данный момент рассматриваются проекты документов, отменяющих специальные программы обучения. Хорошо это или плохо сказать сложно, но если ребёнок с ОВЗ включён в единое образовательное пространство обычной школы, то учителю легче выстроить учебный процесс объединяя по возможности темы занятий, но изменяя уровень требований, тогда как если темы существенно различны возникает, пусть и кратковременный, но процесс параллельного обучения, противоречащий инклюзивному образованию.

Выстроенная модель инклюзивного образования позволяет учащимся с ОВЗ не только успешно социализироваться но и продолжить обучение. По итогам последних 3 лет выпустились 6 учащихся, из них только одна девушка не продолжила обучение в ПУ.

Таким образом, необходимо отметить, что, инклюзивное обучение требует не только временных затрат от педагога, но и значительного повышения уровня педагогического мастерства, так как оно все равно требует создания особых условий для особого ребенка.

По словам Н.Н. Малофеева (Николай Николаевич Малофеев — член-кор. РАО, профессор, директор Института коррекционной педагогики РАО) интеграция «проблемных» детей в общеобразовательные учреждения — это закономерный этап развития системы специального образования в любой стране мира, процесс, в который вовлечены все высокоразвитые страны, в том числе и Россия.

























Список литературы:

  1. Афанасьева Л.В., Гордеюк Т.Н. Особенности образовательного процесса в классах коррекции - Волгоград: Учитель,2011.

  2. Гонеев А.Д. Основы коррекционной педагогики/А.Д. Гонеев , Н.И. Лифинцева, Н.В.Ялпаева.-М.,2002.

  3. Инновации в Российском образовании (специальное коррекционное образование).-М.,1999.

  4. Перова,М.Н. Методика преподования математики во вспомогательной школе.- М.: Просвещение,1991.

  5. Программы для специальных коррекционных общеобразовательных учреждений VIII вида / под ред. Бгажноковой. – М.: Просвещение, 2010.

  6. Профилактика коррекции неуспеваемости школьников//Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. - М.,2006.

  7. Совайленко, В.К. Система обучения математики в 5-6 кл.: кн.для учителя.- М.: Просвещение,1991

  8. Степанова, Е.Н. Воспитательный процесс: изучение эффективности / Е.Н. Степанова. – М.: 2001.

  9. Щербо, И.Н. Управление системой коррекционно-развивающего образования в школе /И.Н. Щербо. –М.: Сентябрь, 2003.-136с.








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Ананьева Ольга Владимировна

Дата: 17.10.2017

Номер свидетельства: 432842


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства