kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

ОСОБЕННОСТИ И ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКЕ

Нажмите, чтобы узнать подробности

ОСОБЕННОСТИ И ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКЕ. Самостоятельной работе детей на уроке отводится больше времени, чем ранее, причем характер ее стал исследовательским, творческим, продуктивным. Учащиеся выполняют задания и учатся формулировать учебные задачи, зная цель своей деятельности. Педагог при этом формирует у обучающихся навыки самоконтроля и самооценки.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«ОСОБЕННОСТИ И ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКЕ »

Н.К. Клюкина

Алтайская государственная педагогическая академия

ОСОБЕННОСТИ И ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКЕ

На сегодняшний день Министерством образования и науки РФ утверждён Федеральный государственный стандарт второго поколения начального общего образования. Данный стандарт устанавливает новые требования к результатам освоения учащимися начальной школы основной образовательной программы. Они отличны от тех, которые были представлены в стандарте, принятом в 2004 году. Теперь это не только предметные результаты (ЗУНы) и общеучебные умения и действия. Современный урок математики должен быть направлен, в первую очередь на формирование метапредметных и личностных результатов (универсальные учебные действия). ФГОС второго поколения требует новые формы организации учебного процесса. [6]

Изменения коснулись и деятельности обучающихся. Самостоятельной работе детей на уроке отводится больше времени, чем ранее, причем характер ее стал исследовательским, творческим, продуктивным. Учащиеся выполняют задания и учатся формулировать учебные задачи, зная цель своей деятельности. Педагог при этом формирует у обучающихся навыки самоконтроля и самооценки. Сейчас современному обществу нужны образованные, активные люди, которые могут самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия, анализировать свои действия, быть способными к сотрудничеству. Сегодня школа должна привить детям умение самостоятельно добывать знания, для того чтобы они могли ориентироваться в потоке современной технической информации. Чтобы у детей выработать способность к самообучению, самооценке, самоорганизации, самоконтролю, а также повысить интерес к образовательному процессу необходимо использовать методы, приёмы и формы самостоятельных работ в процессе начального образования. По мнению К.Д. Ушинского, задача учителя заключается не в том, чтобы давать детям готовые знания, а именно в том, чтобы направлять их умственную деятельность. Учащиеся должны по возможности трудиться самостоятельно, а учитель руководить этим самостоятельным трудом и давать для него материал. [5, с.500]

Сегодня существует огромное количество методов, приёмов и форм организации самостоятельных работ на уроках математики. Но в большинстве случаев, получается так, что обращаясь к ним учителя не получают ожидаемого результата. Всё дело в том, что времена меняются, а значит и меняются интересы детей, каждый класс имеет свой уровень развития. Проблема организации самостоятельных работ на уроках существовала и будет существовать во все времена.

Подробнее остановимся на термине «самостоятельная работа». Что же он означает? Анализируя литературу по данной проблеме, я пришли к выводу, о том, что понятие самостоятельная работа трактуется неоднозначно. П.И. Пидкасистый пишет, что самостоятельная работа – это такая работа, которая выполняется без непосредственного участия учителя, но по его заданию, в специально предоставленное время, при этом учащиеся, сознательно стремятся достигнуть поставленные цели, употребляя свои усилия и выражая в той или иной форме результат умственных или физических действий.[4. c. 202]

По определению А.И. Зимней самостоятельная работа трактуется как целенаправленная, внутренне мотивированная структурированная самим объектом в совокупности выполняемых действий и корригируемая им по процессу и результату деятельности. Выполнение самостоятельной работы требует достаточного высокого уровня самосознания, рефлективности, личной ответственности, доставляет ученику удовлетворение как процесс самосовершенствования и самопознания.

На сегодняшний день самостоятельная работа занимает одно из первых мест на современном уроке, так как учащиеся приобретают знания только в процессе самостоятельной деятельности. Организация самостоятельной деятельности на уроках математики является ответственной и достаточно сложной работой каждого учителя. «Высший пилотаж» в проведении урока и идеальное воплощение новых стандартов на практике – это урок, на котором учитель, только лишь направляет детей, даёт им рекомендации по выполнению некоторых заданий в течение урока.

Если говорить, о формировании на уроках математики самостоятельности у учащихся, то можно выделить две взаимосвязанные между собой задачи: первая – это развить у учащихся самостоятельность в познавательной деятельности, научить их самостоятельно овладевать знаниями; вторая заключается в том, чтобы научить младших школьников самостоятельно применять имеющиеся знания не только в учении, но и в практической деятельности.

Посетив уроки математики у учителей МБОУ «Налобихинской СОШ» Косихинского района я увидела, что каждый учитель организует самостоятельную работу учащихся по-разному. У каждого учителя своя система работы в данном направлении. Учителя в своей работе используют математические диктанты, которые помогают активизировать внимание детей, позволяют быстро проверить и оценить их знания. Например: Запиши только ответ: 1. Чему равна разность 45 и 9? 2. Найди сумму чисел 37 и 16. 3. Какое нужно вычесть число из 87, чтобы получилось число 56? и т.д. По теме: «Решение составных задач» учителя предлагали составить задачу по краткой записи и решить её. Также учителя на уроках математики часто используют задания для самостоятельной работы в тетрадях с печатной основой. Эти задания являются особенно эффективными, т.к. они освобождают учащихся от записей, которые не имеют большого обучающего значения. Данные тетради способствуют активизации учебной деятельности детей. В качестве самостоятельных работ учителя дают задания, связанные с использованием иллюстраций, схем, графиков и т.д. С помощью раздаточного материла дети могу, например самостоятельно показать состав числа 7.

Первой научной книгой для учащихся является учебник, следовательно именно с него и нужно начинать обучение основным приёмам самостоятельной работы. Учебник оказывает огромную помощь не только в развитии наблюдательности, но и самостоятельном объяснении нового материала. Например в учебнике Моро, при изучении нового материала обязательно присутствует способ объяснения вычислений. Этим объяснением учитель должен уделять большое внимание. Сначала учитель вместе с учениками разбирает примеры, затем организовывает работу с сильными учащимися (сильные учащиеся помогают слабым), после чего организовывает работу в парах.

Проанализировав увиденное на уроках, а также услышанное на заседаниях методических объединениях, я пришла к следующим выводам. Во- первых, организации самостоятельной деятельности учащихся га уроках математики необходимо уделять большое внимание и работа в данном направлении должна носит систематический характер. Во-вторых, самостоятельные работы позволяют развивать у учащихся те компетенции, которые заложены в требованиях к уровню подготовки учащихся по ФГОС. В-третьих, большие возможности работы в данном направлении заложены в системно-деятельностном подходе организации работы на уроке.

На уроках математики можно применять различные виды и формы работ, на разных этапах уроках, а также разной продолжительностью. Методически правильно спланированные групповые формы работы способствуют формированию у учащихся навыков самостоятельной работы. Многие учителя готовят множество карточек, тестов, но к сожалению, часто это не даёт результатов. Почему? Потому что учитель загружая детей самостоятельной работой разных видов, считает, что учит детей самостоятельно работать, но при этом он не научил думать их, рассуждать, анализировать, применять полученные знания самостоятельно. Прежде чем организовать с детьми самостоятельную работу, необходимо научить их думать, составлять план решения возникшей проблемы, доказывать решение.

Самостоятельную работу необходимо использовать систематически на всех этапах урока, тогда у учащихся формируется самостоятельность, умение проверять свою работу, повышается интерес к предмету. При подготовке к уроку учителю необходимо учитывать место самостоятельной работы на уроке, её цель, а также способности детей. Развивать и формировать самостоятельную деятельность следует с первых дней жизни ребёнка, т.к. по данным психологов формирование происходит интенсивно именно в младшем возрасте. Значит именно в системе начального образования должен быть создан культ самостоятельной познавательной деятельности, а следовательно и культ формирования умения самостоятельно учиться.

Новые требования к результатам образовательной деятельности диктуют новые требования к уроку как основной форме организации учебного процесса. Главное направление данных требований по ФГОС – учить детей и давать им знания через их самостоятельную деятельность.



Литература:

  1. Е.Ю. Дебашина. Самостоятельная работа на уроках математики в условиях развивающего обучения//Начальная школа 2003, № 7 с. 101-103.

  2. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: Пособие для учителя / Под ред. А.Г. Асмолова. – М., Просвещение, 2010. – 151 с.

  3. Лекаркина Ю. А. О возможности использования самостоятельной работы учащихся по математике. - Начальная школа 1999, № 3.

  4. Педагогика/Под ред. Пидкасистого П.И.- М..2004. с 202

  5. Ушинский К.Д. Собр. соч. в 11 томах, 1950. Т. 2. С. 500.

  6. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования//Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования утвержден Приказом Минобрнауки России 06.10.2009, зарегистрирован в Минюсте России 22.12.2009, рег. № 17785. – М.:Просвещение, 2010. – 31 с.

  7. Шамова Р.Н., Калинина И.Г. Самостоятельная работа учащихся с карточками на уроках математики // Начальная школа. – 1994. - № 5. – С. 24.






















































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Клюкина Наталья Константиновна

Дата: 26.10.2015

Номер свидетельства: 243833

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(123) "Организация самостоятельной работы учащихся на уроках математики "
    ["seo_title"] => string(77) "orghanizatsiia-samostoiatiel-noi-raboty-uchashchikhsia-na-urokakh-matiematiki"
    ["file_id"] => string(6) "169226"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1423389129"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) ""Организация проектной деятельности в начальной школе" "
    ["seo_title"] => string(62) "orghanizatsiia-proiektnoi-dieiatiel-nosti-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "125313"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1414949254"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(123) "Статья "СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ  В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ." "
    ["seo_title"] => string(75) "stat-ia-sovriemiennyie-piedagogichieskiie-tiekhnologii-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "160929"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1422134465"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) ""Использование ИКТ в работе учителя начальных классов." "
    ["seo_title"] => string(59) "ispol-zovaniie-ikt-v-rabotie-uchitielia-nachal-nykh-klassov"
    ["file_id"] => string(6) "215984"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1432835984"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(250) "«Повышение эффективности уроков через применение и использование современных образовательных технологий на уроках в начальной школе»"
    ["seo_title"] => string(80) "povyshenie_effektivnosti_urokov_cherez_primenenie_i_ispolzovanie_sovremennykh_ob"
    ["file_id"] => string(6) "612087"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1661322831"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства