Методические указания по решению однородных тригонометрических уравнений первой и второй степени: данные указания адресованы в первую очередь учащимся 10 и 11 классов для подготовки к экзамену по математике. так же может быть использовано учителями математики для подготовки к урокам по данной теме. В указаниях особое внимание уделяется вопросу о потере корней при делении уравнений на функцию, так как этот немаловажный вопрос в школьных учебниках не освещается в полном объеме.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Однородные тригонометрические уравнения »
Однородные тригонометрические уравнения
Определение.
Тригонометрическое уравнение вида , где , называется однородным тригонометрическим уравнением первой степени. Для его решения достаточно обе части уравнения разделить на cosx:
, учитывая, что , получаем:
Замечание «О потере корней»
При проведении почленного деления на функцию возможна потеря корней. Рассмотрим примеры.
Решим уравнение (х-1)х=0 двумя способами:
Решение: 1 способ:
2 способ: разделим уравнение на (х-1). Получим: х=0.
Как видим во втором случае мы потеряли корень х=1. Его можно восстановить, если приравнять к нулю функцию, на которую проводилось деление, и, прорешать полученное уравнение: х-1=0, значит х=1
Решим уравнение двумя способами.
Решение: 1 способ:
2 способ: Разделим уравнение на , получим
Как видим во втором примере потери корней нет, так как уравнение =0 не имеет решений.
Вернемся теперь к решению нашего тригонометрического уравнения. Следует заметить, что при делении на cosx потери корней нет, не смотря на то, что уравнение cosx=0 имеет решения! Действительно, те значения х, при которых выполняется равенство cosx=0 не удовлетворяют данному тригонометрическому уравнению, в силу того, что в противном случае выполнялось бы также равенство sinх =0, а sinx и cosx одного и того же аргумента не могут быть равны нулю одновременно.
Решим уравнение двумя способами
Решение: 1 способ:
2 способ: Разделим уравнение на х, получим,(х-2)х=0. Это уравнение равносильно совокупности двух уравнений:
Как видим в этом примере потери корней нет., так как мы провели деление на х, а х=0 – является корнем уравнения, который найден в процессе решения исходного уравнения.
Сделаем вывод:
При решении уравнений методом почленного деления возможна потеря корней. Чтобы установить имела ли место потеря корней необходимо приравнять к нулю функцию, на которую производилось деление, найти корни полученного уравнения и подставить их в исходное уравнение. Если найденные корни являются корнями исходного уравнения, и не были установлены в процессе его решения, то эти корни были потеряны в процессе деления и их необходимо включить в ответ. Если же полученное уравнение не имеет корней или имеет корни, которые не являются корнями исходного уравнения, или являются корнями исходного уравнения, но были установлены в процессе его решения, то в этом случае потери корней нет…
Рассмотрим пример
Решить уравнение: 3sinx-2cosx=0
Решение: это однородное тригонометрическое уравнение первой степени. Разделим обе части на cosx, получим ,
Определение. Тригонометрическое уравнение вида , где ,называется однородным тригонометрическим уравнением второй степени. Для его решения достаточно обе части уравнения разделить на :
,
Получили квадратное уравнение относительно tgx.
Замечание:
Следует заметить, что при делении на потери корней нет, так как те значения х, при которых выполняется равенство=0 не удовлетворяют исходному уравнению в силу того, что в противном случае выполнялось бы также равенство sinx=0, чего быть не может (sinx и cosx не равны нулю одновременно).
Рассмотрим примеры.
Решить уравнение
Решение:
Данное уравнение равносильно уравнению. Получили однородное тригонометрическое уравнение второй степени. Разделим уравнение на , получим: