kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока математики в 10 классе "Однородные тригонометрические уравнения второй степени"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка содержит полный конспект урока алгебры и начала математического анализа в 10 классе по теме "Однородные тригонометрические уравнения второй степени", который составлен в технологии деятельстного метода и ориентирован на учебник А.Г.Мордковича "Алебра и начала математического анализа 10 -11 класс" 2013 г.издания. Работа содержит подробное описание каждого этапа урока, описание дейтельности учителя и учащихся, раздаточный материал. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока математики в 10 классе "Однородные тригонометрические уравнения второй степени"»

Урок алгебры и начала анализа. 10 класс.

(УМК А.Г. Мордковича и др. «Алгебра и начала анализа» 10-11 класс

М. «Мнемозина»,2013 года)

Тип урока: ОНЗ.

Тема урока: Однородные тригонометрические уравнения второй степени.

Учитель: Александра Вячеславовна Евдокимова, I квалификационной категории, МОУ СОШ №43 им. А.С.Пушкина, города Ярославля.

Цели:

  • ввести определение однородного тригонометрического уравнения второй степени; вывести алгоритм решения однородного тригонометрического уравнения второй степени.

  • повторить и закрепить навык решения простейших тригонометрических уравнений; тренировать вычислительные навыки.

  • развивать мыслительные операции: сравнение, анализ, обобщение, аналогия.

Д

1. 2 tg2 t – 5tg t +2 = 0

2. 2sin x – 3 cos x = 0

3. (sin x - ) (sin x + 1) = 0

4. sin 2x + cos 2x = 0

5. sin2 x – 3 sinхcos x + 2 cos2 x = 0

6. sin x + cos x = 2

a0 b≠0

емонстрационный материал
:


Разделить обе части уравнения на cos x




Решить уравнение

a tg x +b = 0





Если a≠0 c≠0

Разделить обе части уравнения

на cos2 x


Решить полученное уравнение, введя замену Z = tg x

Если а = 0 или с=0


Решить полученное уравнение методом разложения на множители







Если a≠0 c≠0

Разделить обе части уравнения

на cos2 mx

Решить полученное уравнение, введя замену

Z = tg m x









Раздаточный материал:

Группа 1: Решить уравнение: sin2 x + 2 sin х cos x - 3 cos2 x = 0




Группа 2: Решить уравнение: sin2 x - 4 sin х cos x + 3 cos2 x = 0



Группа 3: Решить уравнение: sin2 x + sin х cos x = 0



Группа 4: Решить уравнение: sin х cos x + cos2 x = 0



Группа 5: Решить уравнение: 2sin2 2x - 5 sin 2х cos 2x + 2 cos2 2x = 0




Решить уравнения:

1) 3 sin2 x + sin x cos x = 2 cos2 x

2) cos2x = sinx cosx

3)* 3sin23x +10sin3xcos3x +3 cos23x = 0










Ход урока.


1. Мотивация к учебной деятельности

1) Организовать актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности(«надо»).

2) Организовать деятельность учащихся по установке тематических рамок («могу»)

3) Создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность(«хочу»)


- Чем занимались на прошлом уроке? (Решали простейшие тригонометрические уравнения; уравнения методом замены, разложением на множители, однородные уравнения первой степени.)

- Всё получалось? (Нет, но мы повторяли алгоритм решения таких уравнений, исправляли ошибки.)

- Какое предположение вы сделали в конце прошлого урока? (Что существуют более сложные виды тригонометрических уравнений и мы их сможем решить.)

- С чего начнём? (Повторим алгоритмы решения известных нам уравнений.)



2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

1) Организовать актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания.

2) Зафиксировать актуализированные способы действий в речи.

3) Зафиксировать актуализированные способы действий в знаках (эталоны).

4) Организовать обобщение актуализированных способов действий.

5) Организовать актуализацию мыслительных операций, достаточных для построения нового знания.

6) Мотивировать к пробному действию («надо» - «могу» - «хочу»).

7) Организовать самостоятельное выполнение пробного учебного действия.

8) Организовать фиксацию индивидуальных затруднений в выполнении учащимися пробного учебного действия или в его обосновании.


-Решите уравнения:

Sin x =0 sin x = 1

Cos x =0 cos x = 1

tg x = 0 tg x = 1

ctg x = 0 sin x = - 1


Среди предложенных уравнений укажите:

1. 2 tg2 t – 5tg t +2 = 0

2. 2sin x – 3 cos x = 0 1) уравнения, которые решаются

3. (sin x - ) (sin x + 1) = 0 методом замены; (1)

4. sin 2x + cos 2x = 0 2) уравнения, которые решаются

5. sin2 x – 3 sinхcos x + 2 cos2 x = 0 методом разложения на

множители (3)

6. sin x + cos x = 2 3) однородные тригонометрические

уравнения 1 степени (2,4)

- Сформулируйте алгоритм решения однородных тригонометрических уравнений первой степени.

Учащиеся формулируют алгоритм. Алгоритм пошагово появляется на доске.

Оформление доски:

a0 b≠0


Разделить обе части уравнения на cos x





Решить уравнение

a tg x +b = 0





- Найдите среди предложенных уравнений, то которое будет пробным.

( №5)

- Рассмотрим его, чем оно отличается от остальных ? (Все одночлены в левой части – второй степени.)

- Уравнения вида а sin2 x + b sin х cos x + c cos2 x = 0

Называются однородными второй степени. Способ таких уравнений вам известен? (Нет.)

- Попробуйте решить уравнение № 5.

Учащиеся выполняют пробное действие.


-Удалось найти верный ответ? В чём затруднение?

(Нет, не удалось; решил, но не могу обосновать решение.)


3.Выявление места и причин затруднения.


1) Организовать восстановление выполненных операций.

2) Организовать фиксацию места (шага, операции), где возникло затруднение.

3) Организовать соотнесение своих действий с используемыми эталонами(алгоритмом, понятием и т.д.)

4) На этой основе организовать выявление и фиксацию во внешней речи причины затруднения- тех конкретных знаний, умений или способностей, которых недостаёт для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще.


– В чём причина затруднения? (Мы не знаем алгоритма решения таких уравнений.)

Были ли уравнения


4. Построение проекта выхода из затруднения.


Организовать построение проекта выхода из затруднения:

1) Учащиеся ставят цель проекта (целью всегда является устранение причины возникшего затруднения).

2) Учащиеся уточняют и согласовывают причины возникшего затруднения.

3) Учащиеся определяют средства (алгоритмы, модели, справочники и т.д.)

4) Учащиеся формулируют шаги, которые необходимо сделать для реализации поставленной цели.


-Какова цель урока? (Составить алгоритм решения однородных уравнений второй степени.)

-Какова тема урока? (Однородные уравнения второй степени.)

- Запишите тему в тетрадь.

-Какие приёмы вы предлагаете использовать для конструирования алгоритма? (Деление обеих частей уравнения на cos2 x.)


Оформление доски


Если a≠0 c≠0


Если а = 0 или с=0





1.Разделить обе части уравнения

на cos2 x



1.Решить полученное уравнение методом разложения на множители



2.Решить полученное уравнение, введя замену Z = tg x






- Как решить уравнение вида: а sin2 mx + b sin cos mx + c cos2 mx = 0


Оформление доски:

Если a≠0 c≠0





Разделить обе части уравнения

на cos2 mx







Решить полученное уравнение, введя замену Z = tg m x






- Для выполнения построенного плана предлагаю объединиться в группы и решить задания:

Группа 1: Решить уравнение: sin2 x + 2 sin х cos x - 3 cos2 x = 0




Ответ:

Группа 2: Решить уравнение: sin2 x - 4 sin х cos x + 3 cos2 x = 0





Ответ:

Группа 3: Решить уравнение: sin2 x + sin х cos x = 0




Ответ: -


Группа 4: Решить уравнение: sin х cos x + cos2 x = 0




Ответ:


О

Группа 5: Решить уравнение: 2sin2 2x - 5 sin 2х cos 2x + 2 cos2 2x = 0

твет: , .


Учащиеся работают в группах. Записывают решение на заготовках для кодоскопа. Проверка через кодоскоп..


6. Первичное закрепление во внешней речи.

Организовать усвоение детьми нового способа действий при решении данного класса задач с их проговариванием во внешней речи.


-Решим № 364 (в) проговаривая все этапы алгоритма.

Оформление доски:

sin2 x + sin х cos x - 2 cos2 x = 0 a≠0 c≠0

(Разделить обе части уравнения на cos2 x)


tg 2x + tg x - 2=0


Z2 + Z – 2 = 0 (Решим полученное квадратное уравнение)

Z1= 1 Z2 = -2

ернёмся к замене)


tg x = 1 или tg x = -2 ( Решим простейшие тригонометрические

уравнения).



х = , х = - (Запишем ответ уравнения).


ответ: х = , х = -



7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

1) Организовать выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия;

2) Организовать соотнесение работы с подробным образцом;

3) Организовать вербальное сопоставление работы с подробным образцом;

4) По результатам выполнения самостоятельной работы организовать рефлексию деятельности по применению нового способа действия.


Самостоятельная работа

Решить уравнения:

1) 3 sin2 x + sin x cos x = 2 cos2 x

2) cos2x = sinx cosx

3)* 3sin23x +10sin3xcos3x +3 cos23x = 0




-Время на выполнение задания вышло. Проверьте свою работу по подробному образцу.

- С какого шага начнём проверку ( Проверим, чему равны коэффициенты.)

-Следующий шаг проверки ? (Разделить обе части уравнения на cos2.)

- Дальше?(Вввести замену Z = tg x и решить полученное квадратное уравнение.)

-Следующий шаг проверки ? (Вернёмся к замене и решим простейшие тригонометрические уравнения.)

-Последний шаг проверки? (Проверка правильности записи ответа уравнения.)


- Кто ошибся при определении коэффициентов?

- Кто допустил ошибки при делении обеих частей уравнения на cos2?

- Кто неверно решил кв. уравнение?

- Кто неверно решил простейшее тригонометрическое уравнение?



8.Включение в систему знаний и повторение.

1) Организовать выявление типов заданий, где используется новый способ действия.

2) Организовать повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности.


-Рассмотрите уравнение. Это однородное тригонометрическое уравнение второй степени? (Нет.)

-А можно его привести к такому виду? (Да.)

- Что для этого нужно сделать? ( По основному тригонометрическому тождеству заменить 1 на sin2 x + cos2 x привести подобные слагаемые.)

- Решите это уравнение. (Ответ: х = -)

- Как вы думаете, а существуют другие виды тригонометрических уравнений? (Конечно.)

- Что может нам помочь в решении новых видов уравнений? (Тригонометрические формулы, которые мы знаем.)

-А много ли тригонометрических формул вы знаете?(Пока нет.)

-Сделайте предположение, что вы узнаете на следующих уроках? (Новые тригонометрические формулы.)

9. Рефлексия учебной деятельности.


1) Организовать фиксацию нового содержания, изученного на уроке.

2) Организовать рефлексивный анализ учебной деятельности с точки зрения.

3) Выполнения требований, известных учащимся.

4) Организовать оценивание учащимися собственной деятельности на уроке.

5) Организовать обсуждение и запись домашнего задания.


- Что нового узнали на уроке? (Новый вид тригонометрического уравнения, способ его решения.)

- Достигли цель, поставленную в начале урока? (Да.)

- Почему? (Мы составили алгоритм решения однородных уравнений второй степени.)

-Где может пригодиться новое знание? (При решении более сложных тригонометрических уравнений.)

- Как вы оцените свою работу на уроке?

-Для чего нам необходимо выполнять домашнее задание? (Чтобы закрепить умение решать данный вид уравнений.)

- Предлагаю записать домашнее задание: № 363(г), № 362 (бв), дополнительно: №378.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Евдокимова Александра Вячеславовна

Дата: 11.03.2016

Номер свидетельства: 304267


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
2000 руб.
2500 руб.
1660 руб.
2070 руб.
1580 руб.
1980 руб.
1810 руб.
2260 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства