Обучение умножению и делению многозначных чисел в начальной школе
Обучение умножению и делению многозначных чисел в начальной школе
Ориентировочная основа деятельности учащихся при обучении умножению и делению многозначных чисел в начальной школе, основанное на деятельностной теории учения П.Я. Гальперина. На современном этапе развития общества приоритетами образования становятся не только овладение знаниями и умениями, но и развитие учащихся. Это прежде всего развитие творческих возможностей в различных видах деятельности, формирование учиться уже в начальной школе, включающее не только овладение учебными действиями, но и развитие у учащихся инициативности, самостоятельности в выборе способов деятельности. Этому способствует деятельностная теория учения, которая разработана П.Я.Гальпериным. В её основу положена ориентировочная основа деятельности (О.О.Д.), которая обеспечивает овладение обобщёнными способами формирования системных понятий, умения решать задачи, выбирать рациональный способ действий и др. Большое внимание уделяется созданию мотивации учащихся, выведению знаний самими обучающимися, широкому использованию материальных и материализованных средств( учебных карт, схем, моделей, знаков, символов), организации предметной деятельности, речевой отработке, начиная с первых шагов поступления в школу.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Обучение умножению и делению многозначных чисел в начальной школе »
Обучение умножению и делению многозначных чисел
в начальной школе.
На современном этапе развития общества приоритетами образования становятся не только овладение знаниями и умениями, но и развитие учащихся. Это прежде всего развитие творческих возможностей в различных видах деятельности, формирование учиться уже в начальной школе, включающее не только овладение учебными действиями, но и развитие у учащихся инициативности, самостоятельности в выборе способов деятельности. Этому способствует деятельностная теория учения, которая разработана П.Я.Гальпериным. В её основу положена ориентировочная основа деятельности (О.О.Д.), которая обеспечивает овладение обобщёнными способами формирования системных понятий, умения решать задачи, выбирать рациональный способ действий и др. Большое внимание уделяется созданию мотивации учащихся, выведению знаний самими обучающимися, широкому использованию материальных и материализованных средств( учебных карт, схем, моделей, знаков, символов), организации предметной деятельности, речевой отработке, начиная с первых шагов поступления в школу.
Одна из основных целей начального курса математики - сформировать у учащихся умение производить все арифметические действия в области неотрицательных чисел. Основные трудности связаны с усвоением учащимися навыков письменного умножения и деления.
В основу преодоления этих трудностей можно положить ряд принципов деятельностной теории обучения:
*изучение умножения и деления начинается с повторения, которое строится на полной ООД, т.е. оно должно включать всю совокупность знаний, необходимых для введения нового раздела—умножение и деление многозначных чисел;
*обучение и отработка последовательности и записи при умножении и делении чисел до выполнения самих действий;
*при подготовке к введению деления вводится приём приближённых вычислений как основа приёма письменного деления;
*умножение и деление рассматриваются одновременно;
*одновременно отрабатываются все типы заданий. В основе умножения и деления лежит понятие меры. Повторение идёт в двух направлениях:
1) использование меры в измерении величин(происходит обобщение зависимости между величиной, мерой и количеством меток);
2) использование меры для счёта предметов(предметы можно считать группами).
В повторение включается разрядный состав числа, который лежит в основе умножения и деления многозначных чисел. Любое число может быть представлено не только в мере единиц, но и в других более крупных мерах.
Отработка последовательности операций и записи при умножении и делении (без выполнения самих действий) включает следующее:
-отработку записи умножения при разном числе разрядных единиц во втором множителе;
-умение выделять и записывать неполные произведения при умножении столбиком;
-умение выделять неполное делимое и определять количество цифр в частном.
Приём приближённых вычислений является подготовительным этапом к делению многозначных чисел столбиком.
Последовательность отработки знаний и умений:
1.Мера.
2.Действия умножения и деления.
3.Разрядный состав чисел.
4.Умножение и деление на 10, 100, 1000.
5.Умножение и деление круглых чисел.
6.Внетабличное умножение и деление.
7.Письменное деление и умножение на все случаи.
Реализация данной последовательности в практике моей работы показала, что учащиеся за более короткий срок усваивают необходимые знания и приобретают устойчивые навыки выполнения арифметических действий.