Геометрия давно и прочно вошла в систему общего образования. «Не знающий геометрии не выпускается из школы». Под этим принципом подразумевается не столько совокупность специальных геометрических знаний, предусмотренных программой, сколько тот ничем пока не заменимый эффект, который имеет для развития личности сам процесс серьезного изучения геометрии.
Важную роль в развитии ребенка играет пространственное мышление, невысокий уровень которого является практически непреодолимым препятствием для успешного изучения ряда школьных дисциплин: географии, физики, химии, рисования, черчения и других.
Развитие логики и интуиции – одни из важнейших функций геометрического образования. Геометрия, как пожалуй никакой другой предмет, способствует развитию обоих качеств, поскольку логический и интуитивный аспекты в этом предмете переплетаются наиболее тесно. Принципиальным тормозом в деле геометрического образования является установившееся за многие годы положение курса геометрии в школе. Оно состоит в том, что в школе геометрия изучается начиная только с 7 класса и только в рамках систематического курса. И нет убедительных причин, объясняющих, почему геометрия получила в школе именно такой статус.
К сожалению, школьный учебник возбудить интерес к предмету не в состоянии. Требования к систематическому изложению накладывают свой отпечаток на изучение материала. Ученик, как только он открывает учебную книгу по геометрии, неизбежно ощущает разрыв между его личным геометрическим опытом и тем, с чего начинается любое систематическое изложение геометрии. И это испытание разочарованием от первой встречи со школьной геометрией для многих определяет их дальнейшее отношение к предмету.
Выход из этой ситуации состоит в том, что наряду с систематическим курсом геометрии в среднем звене целесообразно совместное изучение планиметрии и стереометрии. Не торопясь, можно знакомить учеников на моделях и их изображениях с разными телами, их свойствами. Тогда к концу 9 класса ученики имеют достаточный запас наглядных представлений пространственных фигур и некоторый опыт в решении стереометрических задач. В конце концов, геометрическая деятельность ученика не сводится только к познанию науки. Реальные объекты стереометрии окружают его со всех сторон. Как-то странно при обучении геометрии делать вид, что всего этого вроде бы не существует, и весьма искусственно задерживать его внимание только на планиметрии. Не трудно ли элементы стереометрии вводить до 10 класса? Тем самым задачи по стереометрии, для решения которых уже есть необходимые сведения из планиметрии, особых трудностей не вызывают.
Наиболее эффективными средствами развития пространственных представлений учащихся, как известно, являются: демонстрирование фигур, сравнение положений геометрических фигур относительно друг друга, моделирование, грамотное изображение фигур, чтение чертежа. Эти средства приводят к наилучшим результатам, если они используются систематически и в комплексе.
Комбинации геометрических фигур в стереометрии должно быть уделено в школьном курсе больше внимания потому, что она дает особенно богатый материал для развития пространственных представлений, для развития того соединения живого пространственного воображения со строгой логикой, которое составляет сущность геометрии. Уже самые простые факты, касающиеся комбинации геометрических фигур, требуют такого соединения, которое оказывается при этом не совсем легким делом.
Кроме того одной из основных задач обучения стереометрии является развитие у учащихся абстрактного мышления. Комбинация геометрических фигур предоставляет широкие возможности для реализации этой цели, в частности, самостоятельное изготовление учениками наглядных пособий. В процессе изготовления моделей различных геометрических фигур и их комбинаций, кроме теоретических знаний и навыков, ученики закрепляют сформировавшиеся новые понятия при помощи чертежа и фактического решения задач на построение. При самостоятельном изготовлении моделей образ создается по частям, в силу этого с ними можно производить различные манипуляции. При этом все их свойства и особенности легко познаются и прочно закрепляются в памяти учащихся. Поэтому заключительным этапом в методике поэтапного формирования учебно-геометрической деятельности учащихся по решению стереометрических задач на комбинацию геометрических тел является обучение самостоятельному построению заданных тел и их комбинаций с помощью различных средств.
Основными задачами рассмотрения комбинации геометрических фигур в стереометрии в школе являются: изучение пространственных форм, развитие пространственного воображения, развитие правильного логического мышления, развитие практических навыков, включая и умение решать различные геометрические задачи теоретического характера, и умение применять свои знания к решению вопросов практики.
Таким образом, можно сделать вывод, что изучение комбинации геометрических фигур в стереометрии: повышает уровень общего развития детей, способствует повышению интеллектуального развития личности школьников, то есть влияет на формирование таких приёмов умственных действий, как анализ и синтез, сравнение и аналогия, обобщение и конкретизация, абстрагирование; приводит к целенаправленному наблюдению, выделению существенных признаков; помогает рассуждать, обосновывать свою мысль, делать умозаключения; формирует измерительные и графические навыки; воспитывает у школьников художественный вкус и повышает эстетическую культуру.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«О РОЛИ ГЕОМЕТРИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ »
«О РОЛИ ГЕОМЕТРИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
Подколзина Татьяна Викторовна
преподаватель математики и информатики
ГОУ СПО ТО «Крапивенский лесхоз-техникум»
Геометрия давно и прочно вошла в систему общего образования. «Не знающий геометрии не выпускается из школы». Под этим принципом подразумевается не столько совокупность специальных геометрических знаний, предусмотренных программой, сколько тот ничем пока не заменимый эффект, который имеет для развития личности сам процесс серьезного изучения геометрии.
Важную роль в развитии ребенка играет пространственное мышление, невысокий уровень которого является практически непреодолимым препятствием для успешного изучения ряда школьных дисциплин: географии, физики, химии, рисования, черчения и других.
Развитие логики и интуиции – одни из важнейших функций геометрического образования. Геометрия, как пожалуй никакой другой предмет, способствует развитию обоих качеств, поскольку логический и интуитивный аспекты в этом предмете переплетаются наиболее тесно. Принципиальным тормозом в деле геометрического образования является установившееся за многие годы положение курса геометрии в школе. Оно состоит в том, что в школе геометрия изучается начиная только с 7 класса и только в рамках систематического курса. И нет убедительных причин, объясняющих, почему геометрия получила в школе именно такой статус.
К сожалению, школьный учебник возбудить интерес к предмету не в состоянии. Требования к систематическому изложению накладывают свой отпечаток на изучение материала. Ученик, как только он открывает учебную книгу по геометрии, неизбежно ощущает разрыв между его личным геометрическим опытом и тем, с чего начинается любое систематическое изложение геометрии. И это испытание разочарованием от первой встречи со школьной геометрией для многих определяет их дальнейшее отношение к предмету.
Выход из этой ситуации состоит в том, что наряду с систематическим курсом геометрии в среднем звене целесообразно совместное изучение планиметрии и стереометрии. Не торопясь, можно знакомить учеников на моделях и их изображениях с разными телами, их свойствами. Тогда к концу 9 класса ученики имеют достаточный запас наглядных представлений пространственных фигур и некоторый опыт в решении стереометрических задач. В конце концов, геометрическая деятельность ученика не сводится только к познанию науки. Реальные объекты стереометрии окружают его со всех сторон. Как-то странно при обучении геометрии делать вид, что всего этого вроде бы не существует, и весьма искусственно задерживать его внимание только на планиметрии. Не трудно ли элементы стереометрии вводить до 10 класса? Тем самым задачи по стереометрии, для решения которых уже есть необходимые сведения из планиметрии, особых трудностей не вызывают.
Наиболее эффективными средствами развития пространственных представлений учащихся, как известно, являются: демонстрирование фигур, сравнение положений геометрических фигур относительно друг друга, моделирование, грамотное изображение фигур, чтение чертежа. Эти средства приводят к наилучшим результатам, если они используются систематически и в комплексе.
Комбинации геометрических фигур в стереометрии должно быть уделено в школьном курсе больше внимания потому, что она дает особенно богатый материал для развития пространственных представлений, для развития того соединения живого пространственного воображения со строгой логикой, которое составляет сущность геометрии. Уже самые простые факты, касающиеся комбинации геометрических фигур, требуют такого соединения, которое оказывается при этом не совсем легким делом.
Кроме того одной из основных задач обучения стереометрии является развитие у учащихся абстрактного мышления. Комбинация геометрических фигур предоставляет широкие возможности для реализации этой цели, в частности, самостоятельное изготовление учениками наглядных пособий. В процессе изготовления моделей различных геометрических фигур и их комбинаций, кроме теоретических знаний и навыков, ученики закрепляют сформировавшиеся новые понятия при помощи чертежа и фактического решения задач на построение. При самостоятельном изготовлении моделей образ создается по частям, в силу этого с ними можно производить различные манипуляции. При этом все их свойства и особенности легко познаются и прочно закрепляются в памяти учащихся. Поэтому заключительным этапом в методике поэтапного формирования учебно-геометрической деятельности учащихся по решению стереометрических задач на комбинацию геометрических тел является обучение самостоятельному построению заданных тел и их комбинаций с помощью различных средств.
Основными задачами рассмотрения комбинации геометрических фигур в стереометрии в школе являются: изучение пространственных форм, развитие пространственного воображения, развитие правильного логического мышления, развитие практических навыков, включая и умение решать различные геометрические задачи теоретического характера, и умение применять свои знания к решению вопросов практики.
Таким образом, можно сделать вывод, что изучение комбинации геометрических фигур в стереометрии: повышает уровень общего развития детей, способствует повышению интеллектуального развития личности школьников, то есть влияет на формирование таких приёмов умственных действий, как анализ и синтез, сравнение и аналогия, обобщение и конкретизация, абстрагирование; приводит к целенаправленному наблюдению, выделению существенных признаков; помогает рассуждать, обосновывать свою мысль, делать умозаключения; формирует измерительные и графические навыки; воспитывает у школьников художественный вкус и повышает эстетическую культуру.