kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Роль демонстрационного в преподавании изобразительного искусства в коррекционной школе II вида"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Значение наглядности на уроках рисования.

    Занятие изобразительным искусством самым прямым образом связаны с обучением. с помощью наглядных пособий.

   В распоряжении учителя ИЗО имеются различные  возможности и средства наглядного обучения:  демонстрация иллюстраций  из печатных изданий, книг, журналов, альбомов,репродукции произведений  художественного искусства, изданные типографические  учебные пособия, или таблицы изготовленные учителем, рисунки, плакатные издания, схемы, киноматериалы, а также рисунки самого педагога, выполненные во время учебного занятия.

  В процессе изучения всех предметов в коррекционной школе 2 вида

 дидактический принцип наглядности играет весомую, но опосредованную   роль.

  А наглядность обучения  на занятиях  изобразительного искусства  имеет первостепенное значение. Наглядность на уроках ИЗО -одно из основных  способов информации, которое дает представление слабослышащим учащимся  об изучаемом материале.

  Учащиеся, постоянно опираясь на зрительные эмоции и впечатление, при объяснении учителя и демонстрации последовательной работы при рисовании получают огромное  представление об изученном материале, легко  воспринимают поэтапность выполнения, осмысливают и усваивают тему урока. Органы чувств  у слабослышащих детей- один из основных моментов в восприятии материала  на уроках ИЗО, поэтому они являются основами глубокого и четкого познания.

  Педагогу по изобразительному искусству необходимо постоянно демонстрировать и применять наглядный материал, наглядные пособия на уроках и во внеурочной деятельности. Каким по виду не было бы учебное занятие- декоративно – прикладное, натурное рисование, или рисование на заданную ему, тематические беседы по искусству, педагогу по рисованию всегда требуется наглядный материал. Рисование с натуры можно считать одним из методов наглядного обучения, имеющий огромное значение в обучении слабослышащих детей. Оно начинается со зрительного восприятия предмета рисования, с чувственного, эмоционального, живого наблюдения. Перед педагогом ИЗО стоит задача добиться привлечение внимания учащихся к главному в натурной постановке. В соответствии с принципом наглядности, педагогу необходимо преподнести учащимся учебный материал так, чтобы понятия и представления детей стали наиболее образными, конкретными, ясными. Учитель при обучении рисованию с натуры должен обратить первостепенное внимание на конструкции предмета, особенности светотени, на верную передачу перспективных заданий, на точное изображение натуры. Основным приёмом работы для достижения вышеизложенных задач в коррекционной школе 2 вида является установка проволочной или картонной модели рядом с натурой. Это поможет детям с ОВЗ хорошо понять и изучить конструкцию формы предмета и его отличительные особенности.

  Приведу пример: рисование с натуры геометрических тел, или натюрморта из геометрических тел. Ежедневно приходится использовать наглядные пособия при объяснении основных видов художественного искусства: живописи, рисунку, декоративно – прикладному искусству.

Основными средствами наглядности являются:

-таблицы и рисунки в виде схем;

-образцы скульптур, их слепки и проволочные модели;

-иллюстрированные таблицы технологии работы над изображением;

-демонстрационные модели и приборы для показа перспективы и светотени;

-таблицы поэтапного методического выполнения работы с выполнением задания, рисунки;

-иллюстрации произведений мастеров живописи и графики, ДПИ;

-репродуктивные копии картин, рисунки мастеров;

-видеоматериалы, интернет – ресурсы, показывающие технику выполнения графическими материалами и кистью;

- наглядные пособия «Цветовой круг» и « Круг тонов " для знакомства и ознакомления учащихся, необходимые для обучения и развития у детей с ОВЗ и развития у них цветовой грамотности.

Педагогический рисунок – как основной вид наглядного изображения на уроках рисования.

   Практика доказала, что одним из эффективных и наилучших средств обучения с помощью наглядности   является рисунок учителя на доске, в альбомах учеников, а также на листе бумаге, демонстрирующим всем выполнение задания.

   1 вид - рисунок на учебной доске - это основной демонстрационный метод обучения учителя ИЗО с использованием наглядности.  Этот способ наглядного обучения оказывает огромное влияние на развитие слабослышащего ребенка, его пространственное мышление, восприятие, развитие умственных способностей, логичность и правильность суждений и, конечно же способствует развитию речи. 

  Приоритетным качеством педагогического рисунка можно назвать предельную простоту, лаконичность и ясность. Благодаря педагогическому рисунку преподаватель реализует возможность дать ученикам ясно понять и воспринять сказанное, уяснить методику выполняемого задания. Педагогический рисунок, выполненный учителем на классной доске, передает главную мысль задания урока и должен опустить все второстепенное и случайное.

       2 вид - это зарисовка учителя на учебном рисунке ученика (на полях рисунка) Данные зарисовки, наброски используются в том случае, когда замечена одинаковая ошибка у нескольких учеников в классе и не стоит отвлекать весь класс от выполнения задания, так как внимание учащихся, сконцентрированное на выполнении рисунка является гарантией качественного выполнения задания.

   3 вид- коррекция учителем - художником допущенных ошибок в работах учеников. Огромное образовательное значение имеет личное исправление и коррекция педагогом - художником рисунка ученик. Корректируя рисунок учитель показывает ученику, как можно исправить допущенные ошибки и не выполнять их будущем, ученик имеет возможность видеть как именного его рисунок исправляют. Ученик запоминает все особенности исправления ошибок, изучает технику выполнения, что немаловажно для детей с ОВЗ, и в дальнейшем сможет выполнить рисунок так, как объяснял ему учитель_ используя поэтапность выполнения работы.

  Огромное воспитательное и образовательное значение качественно имеет   показ репродукций картин знаменитых и известных художников. Рассматривая картину знаменитого мастера ученик должен увидеть, как с помощью обыкновенного карандаша  можно добиться выдающиеся выразительности. Конечно, этот рисунок не может быть идеальным образцом, который выполнил ученик, но ознакомление с высоким уровнем профессионализма сыграет огромную роль.

Особенности и отличительные черты педагогического рисунка.

Под педагогическим рисованием понимают изобразительную деятельность учителя, которая сопровождается иллюстрированием учебного материала, так же он дополняет устное объяснение непосредственно во время урока. Ранее педагогическим рисованием называли рисунки преподавателя, которые он делал на  доске. В  современном образовании такое узкое  понятие стало не актуальным, в связи с ограниченным отражением изобразительной работы учителя, которая по своему характеру является педагогической.Часто для слабослышащих учащихся приходится выполнять пояснительный рисунок на полях альбомного листа, а также простые наброски большого размера, которые выполняются художественными материалами на школьной доске  или больших листах бумаги во время занятия, все это выполняется для разъяснения учебного материала и дополнительного разъяснения теоретического материала, все это разновидности педагогического рисунка.  Все рисунки следует подразделить  на две  основные  группы  по использованию  и  методам :

  1. Рисунки выполненные на форматах большого размера, которые необходимы для фронтальной демонстрации всем ученикам в классе.

  2.Наброски учителя, которые выполняются педагогом на полях альбомного листа работы ученика или на отдельных форматах с назначением иллюстрации объясняемого учебного материала.

  Главная задача учителя-четко, объемно, доступно изложить материал  учащимся. Это к рисунку предъявляет определенные требования. Конечно же, рисунок  должен выполняться педагогом достаточно крупно, чтобы все присутствующие в классе могли   видеть его, так же он должен быть предельно простым и лаконичным, так как учителю обязательно следует определить основное  в нарисованном и привлечь на это внимание детей. Рисунки на доске большей частью  необходимы для того,чтобы ученики приняли правильное направление при выборе индивидуального решения выполнения  построения объемны композиций, следовательно, не следует задерживать долго внимание детей выполнением педагогического рисунка на доске. В начале урока  преподаватель формулирует задание и выполняет педагогический рисунок на доске. Следует соблюдать время объяснения и не увлекаться долго рисованием, самое главное- это регламент всего процесса.     Педагог должен стоять лицом к зрителям, обращаясь периодически к ученикам. В процессе  объяснения  нужно отходить от доски на определенное расстояние для того, чтобы проверить  то, что нарисовано на доске, так как могут быть недочеты.

  Свободные минуты следует использовать для объяснения, рассказом о целях данного построения изображения и о следующем этапе работы.

Просмотр содержимого документа
«"Роль демонстрационного в преподавании изобразительного искусства в коррекционной школе II вида"»

ГКОУКО « Калужская школа – интернат №5 имени Ф.А. Рау»











Методическая статья

«Роль демонстрационного материала в преподавании изобразительного искусства

в коррекционной школе II вида»

по предмету «Изобразительное искусство».








Автор:

учитель

изобразительного искусства

высшей категории

Лищук Ж.Г.










Значение наглядности на уроках рисования.

Занятие изобразительным искусством самым прямым образом связаны с обучением. с помощью наглядных пособий.

В распоряжении учителя ИЗО имеются различные  возможности и средства наглядного обучения:  демонстрация иллюстраций  из печатных изданий, книг, журналов, альбомов ,репродукции произведений  художественного искусства, изданные типографические  учебные пособия, или таблицы изготовленные учителем, рисунки, плакатные издания, схемы, киноматериалы, а также рисунки самого педагога, выполненные во время учебного занятия .

В процессе изучения всех предметов в коррекционной школе 2 вида

 дидактический принцип наглядности играет весомую, но опосредованную   роль.

А наглядность обучения  на занятиях  изобразительного искусства  имеет первостепенное значение. Наглядность на уроках ИЗО -одно из основных  способов информации, которое дает представление слабослышащим учащимся  об изучаемом материале.

Учащиеся, постоянно опираясь на зрительные эмоции и впечатление, при объяснении учителя и демонстрации последовательной работы при рисовании получают огромное  представление об изученном материале, легко  воспринимают поэтапность выполнения, осмысливают и усваивают тему урока. Органы чувств  у слабослышащих детей- один из основных моментов в восприятии материала  на уроках ИЗО, поэтому они являются основами глубокого и четкого познания.

Педагогу по изобразительному искусству необходимо постоянно демонстрировать и применять наглядный материал, наглядные пособия на уроках и во внеурочной деятельности. Каким по виду не было бы учебное занятие- декоративно – прикладное, натурное рисование, или рисование на заданную ему, тематические беседы по искусству, педагогу по рисованию всегда требуется наглядный материал. Рисование с натуры можно считать одним из методов наглядного обучения, имеющий огромное значение в обучении слабослышащих детей. Оно начинается со зрительного восприятия предмета рисования, с чувственного, эмоционального, живого наблюдения. Перед педагогом ИЗО стоит задача добиться привлечение внимания учащихся к главному в натурной постановке. В соответствии с принципом наглядности, педагогу необходимо преподнести учащимся учебный материал так, чтобы понятия и представления детей стали наиболее образными, конкретными, ясными. Учитель при обучении рисованию с натуры должен обратить первостепенное внимание на конструкции предмета, особенности светотени, на верную передачу перспективных заданий, на точное изображение натуры. Основным приёмом работы для достижения вышеизложенных задач в коррекционной школе 2 вида является установка проволочной или картонной модели рядом с натурой. Это поможет детям с ОВЗ хорошо понять и изучить конструкцию формы предмета и его отличительные особенности.

Приведу пример: рисование с натуры геометрических тел, или натюрморта из геометрических тел. Ежедневно приходится использовать наглядные пособия при объяснении основных видов художественного искусства: живописи, рисунку, декоративно – прикладному искусству.

Основными средствами наглядности являются:

-таблицы и рисунки в виде схем;

-образцы скульптур, их слепки и проволочные модели;

-иллюстрированные таблицы технологии работы над изображением;

-демонстрационные модели и приборы для показа перспективы и светотени;

-таблицы поэтапного методического выполнения работы с выполнением задания, рисунки;

-иллюстрации произведений мастеров живописи и графики, ДПИ;

-репродуктивные копии картин, рисунки мастеров;

-видеоматериалы, интернет – ресурсы, показывающие технику выполнения графическими материалами и кистью;

- наглядные пособия «Цветовой круг» и « Круг тонов " для знакомства и ознакомления учащихся, необходимые для обучения и развития у детей с ОВЗ и развития у них цветовой грамотности.


Педагогический рисунок – как основной вид наглядного изображения на уроках рисования.

Практика доказала, что одним из эффективных и наилучших средств обучения с помощью наглядности   является рисунок учителя на доске, в альбомах учеников, а также на листе бумаге, демонстрирующим всем выполнение задания.

 1 вид - рисунок на учебной доске - это основной демонстрационный метод обучения учителя ИЗО с использованием наглядности.  Этот способ наглядного обучения оказывает огромное влияние на развитие слабослышащего ребенка, его пространственное мышление, восприятие, развитие умственных способностей, логичность и правильность суждений и, конечно же способствует развитию речи. 

Приоритетным качеством педагогического рисунка можно назвать предельную простоту, лаконичность и ясность. Благодаря педагогическому рисунку преподаватель реализует возможность дать ученикам ясно понять и воспринять сказанное, уяснить методику выполняемого задания. Педагогический рисунок, выполненный учителем на классной доске, передает главную мысль задания урока и должен опустить все второстепенное и случайное.

       2 вид - это зарисовка учителя на учебном рисунке ученика (на полях рисунка) Данные зарисовки, наброски используются в том случае, когда замечена одинаковая ошибка у нескольких учеников в классе и не стоит отвлекать весь класс от выполнения задания, так как внимание учащихся, сконцентрированное на выполнении рисунка является гарантией качественного выполнения задания.

3 вид- коррекция учителем - художником допущенных ошибок в работах учеников. Огромное образовательное значение имеет личное исправление и коррекция педагогом - художником рисунка ученик. Корректируя рисунок учитель показывает ученику, как можно исправить допущенные ошибки и не выполнять их будущем, ученик имеет возможность видеть как именного его рисунок исправляют. Ученик запоминает все особенности исправления ошибок, изучает технику выполнения, что немаловажно для детей с ОВЗ, и в дальнейшем сможет выполнить рисунок так, как объяснял ему учитель_ используя поэтапность выполнения работы.

Огромное воспитательное и образовательное значение качественно имеет   показ репродукций картин знаменитых и известных художников. Рассматривая картину знаменитого мастера ученик должен увидеть, как с помощью обыкновенного карандаша  можно добиться выдающиеся выразительности. Конечно, этот рисунок не может быть идеальным образцом, который выполнил ученик, но ознакомление с высоким уровнем профессионализма сыграет огромную роль.


Особенности и отличительные черты педагогического рисунка.

Под педагогическим рисованием понимают изобразительную деятельность учителя, которая сопровождается иллюстрированием учебного материала, так же он дополняет устное объяснение непосредственно во время урока. Ранее педагогическим рисованием называли рисунки преподавателя , которые он делал на  доске . В  современном образовании такое узкое  понятие стало не актуальным, в связи с ограниченным отражением изобразительной работы учителя , которая по своему характеру является педагогической .Часто для слабослышащих учащихся приходится выполнять пояснительный рисунок на полях альбомного листа, а также простые наброски большого размера , которые выполняются художественными материалами на школьной доске  или больших листах бумаги во время занятия , все это выполняется для разъяснения учебного материала и дополнительного разъяснения теоретического материала, все это разновидности педагогического рисунка.  Все рисунки следует подразделить  на две  основные  группы  по использованию  и  методам :

1. Рисунки выполненные на форматах большого размера, которые необходимы для фронтальной демонстрации всем ученикам в классе.

2.Наброски учителя, которые выполняются педагогом на полях альбомного листа работы ученика или на отдельных форматах с назначением иллюстрации объясняемого учебного материала.

Главная задача учителя-четко, объемно, доступно изложить материал учащимся. Это к рисунку предъявляет определенные требования. Конечно же, рисунок  должен выполняться педагогом достаточно крупно , чтобы все присутствующие в классе могли   видеть его, так же он должен быть предельно простым и лаконичным, так как учителю обязательно следует определить основное  в нарисованном и привлечь на это внимание детей. Рисунки на доске большей частью  необходимы для того ,чтобы ученики приняли правильное направление при выборе индивидуального решения выполнения  построения объемны композиций, следовательно, не следует задерживать долго внимание детей выполнением педагогического рисунка на доске. В начале урока преподаватель формулирует задание и выполняет педагогический рисунок на доске. Следует соблюдать время объяснения и не увлекаться долго рисованием, самое главное- это регламент всего процесса.   Педагог должен стоять лицом к зрителям, обращаясь периодически к ученикам. В процессе  объяснения  нужно отходить от доски на определенное расстояние для того, чтобы проверить  то, что нарисовано на доске , так как могут быть недочеты.

Свободные минуты следует использовать для объяснения, рассказом о целях данного построения изображения и о следующем этапе работы.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ИЗО

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Лищук Жанна Геннадьевна

Дата: 30.08.2016

Номер свидетельства: 341660

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(198) ""Роль демонстрационного материала  в преподавании изобразительного искусства в коррекционной школе II вида""
    ["seo_title"] => string(114) "rol-diemonstratsionnogho-matieriala-v-priepodavanii-izobrazitiel-nogho-iskusstva-v-korriektsionnoi-shkolie-ii-vida"
    ["file_id"] => string(6) "341662"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1472585237"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства