Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов по математике
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов по математике
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся - это планируемая учебная, учебно-исследовательская, научно-исследовательская работа обучающихся, выполняемая во внеаудиторное время по заданию и при методическом руководстве и консультативной помощи преподавателя, но без его непосредственного участия. Целями самостоятельной внеаудиторной работы обучающихся явялются: закрепление, углубление, расширение и систематизация знаний, полученных во время аудиторных занятий, самостоятельное овладение новым учебным материалом; формирование общетрудовых и общепрофессиональных умений; формирование умений и навыков самостоятельного умственного труда;развитие самостоятельности мышления;формирование способности к самоорганизации.Задания имеющиеся в данных Методических рекомендациях направлены на выполнение поставленных целей.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Составила: преподаватель Кузнецова Людмила Владимировна
Введение
Внеаудиторная самостоятельная работа студентов - планируемая учебная, учебно-исследовательская, научно-исследовательская работа студентов, выполняемая во внеаудиторное время по заданию и при методическом руководстве и консультативной помощи преподавателя, но без его непосредственного участия.
В нормативных документах определены цели самостоятельной внеаудиторной работы студентов:
закрепление, углубление, расширение и систематизация знаний, полученных во время аудиторных занятий, самостоятельное овладение новым учебным материалом;
формирование общетрудовых и общепрофессиональных умений;
формирование умений и навыков самостоятельного умственного труда;
развитие самостоятельности мышления;
формирование убежденности, волевых черт характера, способности к самоорганизации.
Содержание внеаудиторной самостоятельной работы определяется следующими её видами:
для овладения знаниями: чтение текста (учебника, первоисточника, дополнительной литературы); составление плана текста; графическое изображение структуры текста; конспектирование текста; выписки из текста; работа со словарями и справочниками: ознакомление с нормативными документами; учебно-исследовательская работа; использование аудио- и видеозаписей, компьютерной техники и Интернета и др.;
для закрепления и систематизации знаний: работа с конспектом лекции; работа над учебным материалом (учебника, первоисточника, дополнительной литературы, аудио- и видеозаписей); составление плана и тезисов ответа; составление таблиц для систематизации учебного материала; изучение нормативных материалов; ответы на контрольные вопросы; аналитическая обработка текста (аннотирование, рецензирование, реферирование и др.); подготовка тезисов сообщений к выступлению на семинаре, конференции; подготовка рефератов, докладов: составление библиографии, тематических кроссвордов и др.;
для формирования умений: решение задач и упражнений по образцу; решение вариативных задач и упражнений; выполнение чертежей, схем; выполнение расчетно-графических работ; решение ситуационных производственных (профессиональных) задач; подготовка к деловым играм; проектирование и моделирование разных видов и компонентов профессиональной деятельности; подготовка курсовых и дипломных работ (проектов); экспериментально-конструкторская работа; опытно-экспериментальная работа; упражнения на тренажере; упражнения спортивно-оздоровительного характера.
В качестве форм и методов контроля внеаудиторной самостоятельной работы студентов могут быть использованы фронтальные опросы на семинарских и практических занятиях, коллоквиумы, зачеты, тестирование, самоотчеты, контрольные работы, защита творческих работ и др.
Критериями оценки результатов внеаудиторной самостоятельной работы студента являются:
уровень освоения учебного материала,
умение использовать теоретические знания при выполнении практических задач,
полнота общеучебных представлений, знаний и умений по изучаемой теме, к которой относится данная самостоятельная работа,
обоснованность и четкость изложения ответа на поставленный по внеаудиторной самостоятельной работе вопрос,
оформление отчетного материала в соответствии с известными или заданными преподавателем требованиями, предъявляемыми к подобного рода материалам.
Перечень тем, видов самостоятельной работы на 2- м курсе
№ урока
Наименование разделов, тем, их краткое содержание.
Задания.
1
Предел функции.
ВР № 1. Составить опорный конспект по теме «Непрерывность функции. Точки разрыва»
2
Вычисление пределов функций.
ВР № 2. Составить и решить 8 примеров на вычисление пределов функций:
1) простое вычисление;
2) раскрытие неопределённости вида ;
3) раскрытие неопределённости вида ;
4) применение первого замечательного предела
3
Производная функции.
ВР № 3. Заполнить таблицу «Применение производной функции при изучении специальных дисциплин»
7
Определённый интеграл.
ВР № 4. Составить карточки (8-10 шт.) для игры в математическое лото по темам «Неопределённый и определённый интегралы»
12
Определение сходимости рядов по признаку Даламбера.
ВР № 5. Составить опорный конспект «Сходимость рядов» по плану:
Логарифмический признак сходимости.
Признак Абеля.
Признак Гаусса.
Признак Дирихле.
Признак Ермакова.
Признак Лобачевского.
Признак Раабе.
Теорема Лейбница о сходимости знакочередующихся рядов.
13
Множества: понятие, свойства и операции над множествами.
ВР № 6. Ответить на вопросы электронного теста по основам теории множеств***
14
Основы теории графов.
ВР № 7. Заполнить таблицу « Применение графов в реальной жизни»
16
Основные понятия комбинаторики. Предмет теории вероятностей. Классическое определение вероятности.
ВР № 8.
Составить тест из 8 -10 вопросов по теме «Комбинаторика. Основные понятия и определения»
Ответить на вопросы электронного теста***
*** Тестирование будет проводиться в кабинете математики в назначенный преподавателем день.
Внеаудиторная работа № 1
Тема: Предел функции.
Задание для самостоятельной работы студентов:
Составить опорный конспект по теме «Непрерывность функции. Точки разрыва».
Методические указания.
Изучить тему «Непрерывность функции. Точки разрыва».
Богомолов Н.В., Самойленко П.И. Математика. – М., Дрофа, 2005.
Григорьев С.Г., Задулина С.В. Математика – М., Академия, 2007.
Составить конспект темы по следующему плану:
Понятие непрерывности функции.
Свойства непрерывных функций.
Основные теоремы о непрерывных функциях (на отрезке).
Точки разрыва функции и их классификация.
Задачи для самостоятельного решения.
Докажите непрерывность данных функций в указанных точках: а) в точке б) в)
Исследуйте функции на непрерывность. Найдите точки разрыва и определите их тип. В случае устранимого разрыва доопределите функцию до непрерывной.
Сделать две таблицы – основная карточка – это таблица, состоящая из 2-х столбцов и 2-х строк или из любого количества столбцов, но обязательно с двумя строками (на примере она жёлтого цвета) и карточки для разрезания – таблица, состоящая из 3 столбцов и 2 строк (на примере – это синяя таблица с пунктирами, по которым и будут разрезаться карточки).
В каждую клетку основной карточки вписать задания.
В каждую клетку карточек для разрезания вписать ответы.
Разрезать карточку с ответами по клеточкам.
Пример математического лото:
Карточка с заданиями
Карточка с ответами (для разрезания)
Рекомендуемая литература:
Башмаков М. И. Математика (базовый уровень, 10 кл.) – М., 2009.
Богомолов Н.В., Самойленко П.И. Математика (СПО). – М., 2005.
Теорема Лейбница о сходимости знакочередующихся рядов.
Задачи для самостоятельного решения.
Исследуйте сходимость рядов:
* В имеющихся учебниках нет данного материала.
Внеаудиторная работа № 6
Тема: Множества: понятие, свойства и операции над множествами.
Задание для самостоятельной работы студентов:
Ответить на вопросы электронного теста.
Методические указания.
Подготовиться к тестированию, повторив конспект темы «Множества: понятие, свойства и операции над множествами».
Ответить на вопросы электронного теста по теме «Множества: понятие, свойства и операции над множествами». Тестирование будет проводиться в кабинете математики в назначенный преподавателем день.
Адрес сайта: http://master-test.net/ru#m=Teacher_Tests
Внеаудиторная работа № 7
Тема: Основы теории графов.
Задание для самостоятельной работы студентов:
Заполнить таблицу «Применение графов в реальной жизни».
Методические указания.
Повторить конспект темы «Основы теории графов».
Заполнить таблицу по образцу:
№
Область применения графов
Применение графов
1
Биология
Графы играют большую роль в теории ветвящихся процессов, например размножение бактерий.
Тема: Основные понятия комбинаторики. Предмет теории вероятностей. Классическое определение вероятности.
Задание для самостоятельной работы студентов:
Составить тест из 8-10 вопросов по теме «Комбинаторика. Основные понятия и определения».
Ответить на вопросы электронного теста.
Методические указания.
Создание теста.
Нужно однозначно определиться с видом вопросов составляемого теста. Существует несколько вариантов составления тестов:
Вариант, когда из предлагаемых ответов правильным является только один ответ.
Вариант, когда предлагается множественный выбор ответов из всех предлагаемых.
Вариант, когда ответы не приводятся вовсе, а тестируемый должен самостоятельно составить правильный ответ.
2. Тест должен планироваться до составления вопросов. Составление теста должно быть явлением, планируемым еще на стадии составления самих вопросов. Совершенно незачем задавать десятки вопросов по одной и той же теме. Хороший тест тем и хорош, что несколько десятков вопросов равномерно оценивают знания тестируемого по целому спектру тем. 3. Оптимальное количество вопросов в тесте никем не установлено. Тут каждый решает сам за себя. Одни считают, что большое количество вопросов утомляет тестируемого, а другие наоборот, что при малом количестве вопросов истинная оценка знаний человека искажается. При составлении теста нельзя: 1) Формировать вопрос на основе «точности» формулировок источника, описываемом в некотором источнике теста (например, учебнике или справочнике), а не на основе реальной проблематики предметной области. 2) Составлять многозначный вопрос, допускающий множество решений, не отраженных в элементах ответа. 3) Формировать неполную микроситуацию, не позволяющей выбрать единственное решение (набор правильных решений). 4) Смешивать в ответах признаки количественные и качественные. 5) Использовать заведомо неизвестные термины и названия (так же как и придумывать – для пущей «запутанности» – несуществующие).
4. Повторить конспект темы «Основные понятия комбинаторики. Предмет теории вероятностей. Классическое определение вероятности» и прочитать, при необходимости дополнительную литературу.
5. Составьте тест из 8- 10 и/или более вопросов по указанной теме.
6. Рекомендуемая литература:
Башмаков М. И. Математика (базовый уровень, 10 кл.) – М., 2009.
Богомолов Н.В., Самойленко П.И. Математика (СПО). – М., 2005.
Григорьев С.Г., Задулина С.В. Математика. – М., Академия, 2007.
Примечание: Можно создать тест в Интернете: http://www.master-test.net/
8. 1)Подготовиться к тестированию, повторив конспект темы «Основные понятия комбинаторики. Предмет теории вероятностей. Классическое определение вероятности».
2) Ответить на вопросы электронного теста по теме «Элементы комбинаторики». Тестирование будет проводиться в кабинете математики в назначенный преподавателем день.
3) Адрес сайта: http://master-test.net/ru#m=Teacher_Tests
Указания к оформлению работ
Для выполнения внеаудиторной самостоятельной работы заводится общая тетрадь объёмом не менее 48 листов.
Работа сдаётся преподавателю на проверку на следующий урок после выдачи задания.
В тетради для внеаудиторной самостоятельной работы выполняются следующие виды заданий: составленные и решённые примеры, таблицы, опорные конспекты, карточки с заданиями, тесты.