kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка для 8 класса "Решение квадратного уравнения х2 - 2х - 3 = 0 различными методами."

Нажмите, чтобы узнать подробности

Содержание.

I метод. Общая формула корней квадратного уравнения.

II метод. Корни уравнения при чётном коэффициенте b.

III метод.  Формула корней приведенного квадратного уравнения.

IVметод. Решение уравнения по теореме, обратной теореме Виета.

V метод. Свойство коэффициентов.

 VI метод.  Метод выделения полного квадрата.

VII метод. Разложение левой части уравнения на множители способом группировки.

 VIII метод. Использование следствия теоремы Безу.

IX метод. Графическое решение.

X метод. Геометрический способ.

XI метод.  Решение квадратных уравнений с применением циркуля и линейки.

XII метод.  Решение квадратных уравнений  с помощью номограммы.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка для 8 класса "Решение квадратного уравнения х2 - 2х - 3 = 0 различными методами." »

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей дом детского творчества

г. Зверева Ростовской области.
















Решение квадратного уравнения х2 - 2х - 3 = 0 различными методами.










Работа

педагога дополнительного

образования МБОУ ДОД ДДТ,

Куца Фёдора Ивановича

















г. Зверево

2013г.





Содержание.

I метод. Общая формула корней квадратного уравнения.

II метод. Корни уравнения при чётном коэффициенте b.

III метод. Формула корней приведенного квадратного уравнения.

IVметод. Решение уравнения по теореме, обратной теореме Виета.

V метод. Свойство коэффициентов.

VI метод. Метод выделения полного квадрата.

VII метод. Разложение левой части уравнения на множители способом группировки.

VIII метод. Использование следствия теоремы Безу.

IX метод. Графическое решение.

X метод. Геометрический способ.

XI метод. Решение квадратных уравнений с применением циркуля и линейки.

XII метод. Решение квадратных уравнений с помощью номограммы.



I метод. Общая формула корней квадратного уравнения.


А) Для нахождения корней квадратного уравнения aх2 + bх + с = 0 следует пользоваться приводимой ниже формулой: x1,2 = , где b2 - 4ac = D, причем, если D 0, то уравнение имеет два корня; если D = 0, то уравнение имеет один корень; если D


Пример. х2 - 2х - 3 = 0.

a = 1; b = -2; c = - 3.


x1, 2 = = = .

x1 = = - 1, x2 = = 3.

Ответ.. x1 = - 1, x2 = 3.


Б) Так как данное квадратное уравнение имеет вид: х2 + bх + с = 0, где а = 1, то общая формула примет вид: x1, 2 = . Тогда имеем решение:

x1, 2 = = = .

x1 = = - 1, x2 = = 3.

Ответ. x1 = - 1, x2 = 3.


II метод. Корни уравнения при чётном коэффициенте b.

Для уравнения х2 + bх + с = 0, где b, откуда k = b вместо формулы x1, 2 = для нахождения корней можно использовать более простое выражение:

x1, 2 = - k.

Пример. х2 - 2х -3 = 0.

x1, 2 = 1 = 1 = 1 ± 2.

x1 = - 1, x2 = 3.

Ответ. x1 = - 1, x2 = 3.


III метод. Формула корней приведенного квадратного уравнения.

Для решения уравнения вида х2 + рх + q = 0 имеет место формула:

x1, 2 = - .

Пример. х2 - 2х - 3 = 0.

р = -2, q = -3.

x1, 2 = 1 = 1 = 1 ± 2.

x1 = - 1, x2 = 3.

Ответ. x1 = - 1, x2 = 3.


IVметод. Решение уравнения по теореме, обратной теореме Виета.

Между корнями и коэффициентами приведенного квадратного х2 + рх + q = 0 уравнения существует следующая связь:

Если числа х1 и х2 таковы, что х1 + х2 = - p, х1х2 = q, то х1 и х2 – корни уравнения.

Пример. х2 - 2х - 3 = 0.

р = -2, q = -3.

х1 + х2 = 2, х1х2 = -3.

Делители числа -3 пары чисел: 1 и -3; -1 и 3.

Первая пара дает сумму 1 + (-3) = -2 - не удовлетворяет условию х1 + х2 = 2;

вторая пара дает сумму - 1 + 3 = 2 - удовлетворяет условию х1 + х2 = 2.

х1 = - 1, х2 = 3.

Ответ.. x1 = - 1, x2 = 3.


V метод. Свойство коэффициентов.


А) Для коэффициентов уравнения вида aх2 + bх + с = 0 имеет место следующие соотношения:

если a + с = b, то x1 = - 1, x2 = - .

Пример. х2 - 2х - 3 = 0.

a = 1; b = -2; c = - 3.

Так как a + с = 1 +(-3) = - 2 = b,то x1 = - 1, x2 = - = 3 .

Ответ.. x1 = - 1, x2 = 3.


Б) Для коэффициентов уравнения вида х2 + рх + q = 0 имеет место следующие соотношения:

если 1 + q = p, то x1 = - 1, x2 = - q .

Пример. х2 - 2х - 3 = 0.

р = -2, q = -3.


Так как 1 + q = 1 +(-3) = - 2 = p , то x1 = - 1, x2 = 3.

Ответ. x1 = - 1, x2 = 3.

VI метод. Метод выделения полного квадрата.

Пример. х2 - 2х - 3 = 0.

х2 - 2х = 3.

х2 - 2∙х∙1 + 1 = 1 + 3, (х - 1)2 = 4.

А) Используя соотношение = |x|, имеем: |х -1| = 2.Откуда по определению модуля:

х - 1 = - 2 или х - 1 = 2.

х1 = -1, х2 = 3.

Ответ. x1 = - 1, x2 = 3.

Б) Уравнение вида х2 = d , если d 0, имеет корни: х1,2 = .

(х - 1)2 = 4.

(х – 1)1,2 = ; (х – 1)1,2 = ± 2.

х - 1 = -2 или х - 1 = 2.

х1 = -1, х2 = 3.

Ответ.. x1 = - 1, x2 = 3.


VII метод. Разложение левой части уравнения на множители способом группировки.


Пример. х2 - 2х - 3 = 0.

Так как q


х2 - (3 - 1) х - 3 = 0,

х2 - 3х + х - 3 = 0,

(х2 - 3х) + (х - 3) = 0,

х (х - 3) + (х - 3) = 0,

(х + 1) (х - 3) = 0 ,

х + 1 = 0 или х - 3= 0

Ответ. x1 = - 1, x2 = 3.


VIII метод. Использование следствия теоремы Безу.

Свободный член многочлена с целыми коэффициентами делится на любой целый корень многочлена.

Пример. х2 - 2х -3 = 0.

Делители числа -3: ±1, ±3.

P2 (1) = 1 - 2 - 3 = - 4 ≠ 0.

P2 (-1) = 1 + 2 - 3 = 0. x = -1 корень уравнения.

Понизим степень уравнения, разделив трехчлен х2 - 2х - 3 на двучлен x +1.



x2 - 2x - 3

-

x2 + x

x +1

x - 3




- 3x - 3

-

- 3x - 3


0


Частное x –3 приравняем к нулю.


x – 3 = 0, откуда x = 3.






Ответ. x1 = -1, x2 = 3.

IX метод. Графическое решение.



Iспособ. Строим график функции у = х2 + pх + q и находим абсциссы точек его пересечения с осью Ох. Пример. х2 - 2х - 3 = 0.

Строим график функции у = х2 - 2х - 3.

1) х0 = - = - = 1, у0 =y(x0) = y(1) = 12 - 2∙1- 3 = - 4.

Значит, вершиной параболы служит точка (1; -4), а осью параболы – прямая х = 1.

2) Возьмем на оси Ох две точки, симметричные относительно оси параболы, например х = - 1 и х = 3. Имеем: у(-1) = у(3) = 0. Построим на координатной плоскости точки (-1;0) и (3;0). Через точки (-1;0),

(1; - 4), (3;0) проводим параболу.

Корнями уравнения х2 - 2х - 3 = 0 являются абсциссы точек пересечения параболы с осью Ох; значит, корни уравнения: х1= - 1, х2 = 3.

Ответ. x1 = - 1, x2 = 3.


II способ. Преобразуем уравнение к ввиду: х2 = - pх - q, строим параболу у = х2 и прямую у = - pх - q, находим точки их пересечения (корнями служат абсциссы точек пересечения, если, разумеется, таковые имеются).

Пример. х2 - 2х - 3 = 0.

Преобразуем уравнение к виду х2 = 2х + 3. Построим в одной системе координат графики функций у = х2 и у = 2х + 3. Они пересекаются в двух точках: А(-1;1) и В(3;9). Корнями уравнения служат абсциссы точек А и В, значит, х1= - 1, х2 = 3.

Ответ. x1 = - 1, x2 = 3.



III способ. Преобразуем уравнение к ввиду: х2 + q = - pх, строим параболу у = х2 + q и прямую у = - pх (она проходит через начало координат); находим точки их пересечения.

Пример. х2 - 2х - 3 = 0.

Преобразуем уравнение к виду х2 - 3 = 2х. Построим в одной системе координат графики функций у = х2 - 3 и у = 2х. Они пересекаются в двух точках: А (-1;-2) и В(3;6). Корнями уравнения служат абсциссы точек А и В, поэтому, х1= - 1, х2 = 3.

Ответ. x1 = - 1, x2 = 3.

IV способ. Применяя метод выделения полного квадрата, преобразуем уравнение к виду: (х + n)2 + m = 0 и далее ( х + n)2 = - m . Строим параболу у = ( х + n)2 и прямую у = - m, параллельную оси Ох; находим точки пересечения параболы и прямой.

Пример. х2 - 2х - 3 = 0.

Преобразуем уравнение к виду х2 - 2х + 1- 4 = 0, х2 - 2х + 1= 4, (х -1)2 = 4.

Построим в одной системе координат графики функций у = (х - 1)2 и у = 4. Они пересекаются в двух точках: А (-1;4) и В (3;4). Корнями уравнения служат абсциссы точек А и В, поэтому, х1= - 1, х2 = 3.

Ответ. x1 = - 1, x2 = 3.



V способ. Преобразуем уравнение к виду: + + = 0,т.е. х + р + = 0 и далее = -x - p.

Строим гиперболу у = ( это гипербола при условии, что q ≠ 0) и прямую у = - х - р; находим точки их пересечения..

Пример. х2 - 2х - 3 = 0.

Разделив почленно обе части уравнения на х, получим: х - 2 - = 0, х - 2 = . Построим в одной системе координат гиперболу у = и прямую у = х - 2. Они пересекаются в двух точках:

А(-1;-3) и В (3;1). Корнями уравнения являются абсциссы точек А и В, следовательно, х1= - 1, х2 = 3.

Замечание. При решении уравнения графическим способом необходимо сделать проверку найденных корней.

Ответ. x1 = - 1, x2 = 3.


X метод. Геометрический способ.




S=(x-1)2




S S=1∙(x-1)



S= 1∙(x – 1)



S =1

Пример. х2 - 2х - 3 = 0.

Представим уравнение в виде: х2 - 2х = 3.

Строим квадрат со стороной х, его площадь S = х2. Внутри его строим квадрат площадью S= (х - 1)2. Кроме полученного квадрата, внутри большого


квадрата находятся квадрат с площадью S = 1 и

два прямоугольника с площадями S = 1∙(х - 1) = х - 1.

Следовательно, площадь данного квадрата равна

сумме площадей внутренних фигур:


(х - 1)2 + 2∙(х - 1) + 1 = х2,

(х - 1)2 + 2х - 2 + 1 = х2,

(х - 1)2 + 2х - 1 = х2,

(х - 1)2 = х2- 2х + 1, но х2- 2х = 3, следовательно, (х - 1)2 = 1 + 3,

(х - 1)2 = 4, откуда сторона квадрата

х - 1 = 2, т.е. х1 = 3.

Другой корень будет х - 1 = - 2, т.е. х2 = -1.

Ответ. х1 = 3, х2 = - 1.


XI метод. Решение квадратных уравнений с применением циркуля и линейки.


Корни квадратного уравнения х2 + pх + q = 0 можно рассматривать как абсциссы точек пересечения окружности с центром Q, проходящей через точку

А (0;1), и оси Ох.

Решение уравнения сводится к построению на координатной плоскости окружности с центром Q и радиусом QA ( для этого и понадобятся инструменты) и определению абсцисс точек пересечения окружности с осью Ох.

Если QA , то окружность пересекает ось Ох в двух точках M(х1;0) и N(х2;0), уравнение имеет корни х1 , х2.

Пример. х2 - 2х - 3 = 0.

х0 = = = 1; у0 = = = - 1.

Корни уравнения х1 = -1, х2 = 3.

Ответ. х1 = -1, х2 = 3.


XII метод. Решение квадратных уравнений с помощью номограммы.

Это старый и незаслуженно забытый способ решения квадратных уравнений, помещенный на с.83 (см. Брадис В.М. Четырехзначные математические таблицы. – М., Просвещение, 1990).

Пример. х2 - 2х - 3 = 0.

Решение.

р = -2, q = -3.

Значение q

На номограмме соединяем прямой линией р = -2 и q = -3.

Номограмма дает положительный корень х1 = 3, а отрицательный корень находим, вычитая положительный корень из - p, т.е. х2 = - p - х1 = - ( - 2) - 3 = - 1.

Ответ. х1 = 3, х2 = -1.





1.Брадис В.М. Четырехзначные математические таблицы для средней школы. – М., Просвещение, 1990.с. 83.

2. Журнал « Математика в школе», № 6, 2008г.

3.Мордкович А.Г.Алгебра 8 класс. М., Мнемозина, 2010.

4.Кружепов А.К., Рубанов А.Т. Задачник по алгебре и элементарным функциям. Учебное пособие для средних специальных учебных заведений. - М., высшая школа, 1969.

5. Окунев А.К. Квадратичные функции, уравнения и неравенства. Пособие для учителя. - М., Просвещение, 1972.

6. Пресман А.А. Решение квадратного уравнения с помощью циркуля и линейки. - М., Квант, № 4/72. С. 34.

Интернет- ресурсы:

http://www.zavuch.info/methodlib/358/75891/





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 8 класс

Автор: Куц Федор Иванович

Дата: 11.06.2014

Номер свидетельства: 101924

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(276) "Методическая разработка открытого урока алгебры в 9 классе по теме "Решение целых уравнений различными методами" в рамках комплексной проверки школы. "
    ["seo_title"] => string(170) "mietodichieskaia-razrabotka-otkrytogho-uroka-alghiebry-v-9-klassie-po-tiemie-rieshieniie-tsielykh-uravnienii-razlichnymi-mietodami-v-ramkakh-komplieksnoi-provierki-shkoly"
    ["file_id"] => string(6) "168006"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423157243"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(26) "Теорема Виета "
    ["seo_title"] => string(16) "tieoriema-viieta"
    ["file_id"] => string(6) "107955"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403514746"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(75) "Методика решения задач ЕГЭ по математике"
    ["seo_title"] => string(49) "mietodika-rieshieniia-zadach-iege-po-matiematikie"
    ["file_id"] => string(6) "277864"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1453012953"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(83) "«РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ  УЧАЩИХСЯ К ЕНТ» "
    ["seo_title"] => string(52) "riekomiendatsii-po-podgotovkie-uchashchikhsia-k-ient"
    ["file_id"] => string(6) "209484"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1431179042"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(221) "Формирование функциональной грамотности как составляющей комплексной оценки предметных и метапредметных результатов""
    ["seo_title"] => string(80) "formirovanie_funktsionalnoi_gramotnosti_kak_sostavliaiushchei_kompleksnoi_otsenk"
    ["file_id"] => string(6) "653553"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1719222128"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1580 руб.
2640 руб.
1240 руб.
2070 руб.
1600 руб.
2660 руб.
1500 руб.
2500 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства