kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Математика в педиатрии

Нажмите, чтобы узнать подробности

Профессиональная деятельность занимает половину жизни любого человека. Найти себя в этом мире – значит получить  возможность достойно жить, чувствовать себя нужным людям, получать радость от выбранной профессии.

Мы с раннего детства мечтали связать свою жизнь с медициной. Нас очень привлекает профессия врача-педиатра. Каким предметам нужно в колледже уделять особое внимание, чтобы в дальнейшем полученные знания пригодились в выбранной профессии? Конечно, это химия, биология, русский язык, а вот какую роль играет математика в выбранной профессии?

Гипотеза:

- Математика и педиатрия – науки несовместимые.

- Математика и педиатрия взаимодействуют между собой.

Задачи проекта:

1. Провести опрос среди медицинских работников по теме «Какую роль играет математика в профессии педиатра».

2. Выяснить, какие задачи в педиатрии решаются математическими методами.

3. Провести исследование «Как измерение роста и веса ребенка в определенном возрасте помогает в выявлении болезней» по материалам медицинских карт.

4. Систематизировать собранный  материал.

История педиатрии

Педиатрия (греч. рaid – ребёнок и iatrеia – лечение) – есть медицинская дисциплина, изучающая анатомию и физиологию детского организма в различные возрастные периоды, детские болезни, их лечение и профилактику.

К хирургам может и представится возможность обратиться хотя бы один раз на протяжении жизни. Другое дело педиатр, к которому человек, начиная с рождения и до 15 лет, обращается с завидной регулярностью. Этот врач следит за физическим и психологическим развитием ребёнка, определяет, отвечает ли развитие маленького человека установленным для его возраста нормам. Лечение и профилактика различных детских заболеваний – это та область медицины, в которой силён педиатр.

Впервые определение педиатрии было дано в 1847 году в руководстве «Педиятрика». В этой книге был рассмотрен спектр детских болезней, методы их лечения и профилактики. Этот раздел медицины интересен именно профилактикой болезней. Ведь любую болезнь можно предотвратить, укреплять здоровье, соблюдая меры предосторожности. Филатов Н.Ф. заслуженно считается основателем отечественной педиатрии. В 1834 году он открыл первую педиатрическую больницу, где на практике успешно применял полученные за границей знания. Написанные им учебники и руководства стали отличным наследием для студентов и практикующих педиатров.

Данное разветвление медицины возникло недавно. Самостоятельная профессия врач-педиатр тоже сравнительно молода. Однако короткие статьи и предложения по вскармливанию детей, уходу за ними, лечению встречаются в древних рукописях армянского государства Урарту, а также Древнего Египта, Индии, Китая, Вавилона, Ассирии. Ещё во времена Гиппократа встречаются упоминания о стабильном росте и развитии детей. В XV-XVI веках выходят книги, в которых описывались детские болезни, однако в них недоставало рекомендаций. Начиная с XVII века, педиатрия всё больше привлекает внимание медиков, а уже в XVIII веке появляется учебная литература. Всё это было следствием высокой смертности детей.

Начинают открываться специальные детские больницы. Первая такая больница была открыта в 1802 году в Париже для детей от 2 до 15 лет. Впоследствии в ней готовили специалистов по детским болезням.
В 1834 году открывается больница в Санкт-Петербурге. В начале XIX века детским здравоохранением занималось Вольно-экономическое общество, которое исследовало детские заболевания и смертность, а также печатало различные медицинские брошюры. В 1865 годы были открыты кафедры детских болезней, медико-хирургической академии. А К.А. Раухфус построил несколько детских больниц в разных городах России. Со временем курс о детских заболеваниях стали читать в университетах.

В 1911 году был издан журнал «Педиатрия». Появилось общество по борьбе с детской смертностью, организовывались съезды детских врачей, на которых решались вопросы о том, как можно помочь новорождённым.
М.С. Маслов написал книги о хронических расстройствах и пищеварения, болезням почек, печени, диатезам и др., чем внес большой вклад в педиатрию. Также известны такие имена людей, как: Ю.Ф. Домбровская, В.А. Леонов, М.Г. Данилевич и др.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«математика в педиатрии »


















Работу выполнили :

Кравченко Анна

Вишневская Екатерина

Группа ЛД149,ЧУ «ТМК»

Руководитель проекта :

Суворова Л.В.


СОДЕРЖАНИЕ


I. Введение 3

II. История педиатрии 4

III. Внимание росту 6

3.1. Нормы роста 7

3.2. Факторы, влияющие на рост 12

3.3. Можно ли ребенку помочь вырасти 14

3.4. Когда есть медицинские проблемы 15

3.5. Гигантизм 17

IV. Внимание весу 21

4.1. Исследование 22

4.2. Эталон и кривые роста детей 24

V. Заключение 31

VI. Литература 32





Введение

Профессиональная деятельность занимает половину жизни любого человека. Найти себя в этом мире – значит получить возможность достойно жить, чувствовать себя нужным людям, получать радость от выбранной профессии.

Мы с раннего детства мечтали связать свою жизнь с медициной. Нас очень привлекает профессия врача-педиатра. Каким предметам нужно в колледже уделять особое внимание, чтобы в дальнейшем полученные знания пригодились в выбранной профессии? Конечно, это химия, биология, русский язык, а вот какую роль играет математика в выбранной профессии?

Гипотеза:

- Математика и педиатрия – науки несовместимые.

- Математика и педиатрия взаимодействуют между собой.

Цель работы: выяснить, какую роль играет математика в профессии педиатра.

Задачи проекта:

1. Провести опрос среди медицинских работников по теме «Какую роль играет математика в профессии педиатра».

2. Выяснить, какие задачи в педиатрии решаются математическими методами.

3. Провести исследование «Как измерение роста и веса ребенка в определенном возрасте помогает в выявлении болезней» по материалам медицинских карт.

4. Систематизировать собранный материал.

История педиатрии

Педиатрия (греч. рaid – ребёнок и iatrеia – лечение) – есть медицинская дисциплина, изучающая анатомию и физиологию детского организма в различные возрастные периоды, детские болезни, их лечение и профилактику.

К хирургам может и представится возможность обратиться хотя бы один раз на протяжении жизни. Другое дело педиатр, к которому человек, начиная с рождения и до 15 лет, обращается с завидной регулярностью. Этот врач следит за физическим и психологическим развитием ребёнка, определяет, отвечает ли развитие маленького человека установленным для его возраста нормам. Лечение и профилактика различных детских заболеваний – это та область медицины, в которой силён педиатр.

Впервые определение педиатрии было дано в 1847 году в руководстве «Педиятрика». В этой книге был рассмотрен спектр детских болезней, методы их лечения и профилактики. Этот раздел медицины интересен именно профилактикой болезней. Ведь любую болезнь можно предотвратить, укреплять здоровье, соблюдая меры предосторожности. Филатов Н.Ф. заслуженно считается основателем отечественной педиатрии. В 1834 году он открыл первую педиатрическую больницу, где на практике успешно применял полученные за границей знания. Написанные им учебники и руководства стали отличным наследием для студентов и практикующих педиатров.

Данное разветвление медицины возникло недавно. Самостоятельная профессия врач-педиатр тоже сравнительно молода. Однако короткие статьи и предложения по вскармливанию детей, уходу за ними, лечению встречаются в древних рукописях армянского государства Урарту, а также Древнего Египта, Индии, Китая, Вавилона, Ассирии. Ещё во времена Гиппократа встречаются упоминания о стабильном росте и развитии детей. В XV-XVI веках выходят книги, в которых описывались детские болезни, однако в них недоставало рекомендаций. Начиная с XVII века, педиатрия всё больше привлекает внимание медиков, а уже в XVIII веке появляется учебная литература. Всё это было следствием высокой смертности детей.

Начинают открываться специальные детские больницы. Первая такая больница была открыта в 1802 году в Париже для детей от 2 до 15 лет. Впоследствии в ней готовили специалистов по детским болезням.
В 1834 году открывается больница в Санкт-Петербурге. В начале XIX века детским здравоохранением занималось Вольно-экономическое общество, которое исследовало детские заболевания и смертность, а также печатало различные медицинские брошюры. В 1865 годы были открыты кафедры детских болезней, медико-хирургической академии. А К.А. Раухфус построил несколько детских больниц в разных городах России. Со временем курс о детских заболеваниях стали читать в университетах.

В 1911 году был издан журнал «Педиатрия». Появилось общество по борьбе с детской смертностью, организовывались съезды детских врачей, на которых решались вопросы о том, как можно помочь новорождённым.
М.С. Маслов написал книги о хронических расстройствах и пищеварения, болезням почек, печени, диатезам и др., чем внес большой вклад в педиатрию. Также известны такие имена людей, как: Ю.Ф. Домбровская, В.А. Леонов, М.Г. Данилевич и др.


Внимание – росту!

Интенсивность роста и его особенности на каждом возрастном этапе определяются заложенными в генетическом аппарате клеток комплексами наследственных свойств, приобретенных в длительном процессе эволюции, а также действующими на организм условиями окружающей среды. Генетические, климатические и социальные факторы определяют значительную вариабельность процессов роста и биологического созревания. В многочисленных исследованиях отмечаются значительные вариации в процессах роста и сроках созревания у представителей разных этнотерриториальных групп. В целом отмечено, что географические факторы значительно влияют на рост и развитие детей лишь в том случае, когда они носят экстремально выраженный характер. Так, в частности, изучение физического развития детей в условиях высокогорья и Арктики показало явную задержку процессов роста и полового созревания. У детей, проживающих в южных районах России, четко прослеживаются черты долихоморфии (вытянутые пропорции тела). Длина тела в определении признака особого значения не играет, но люди с таким телосложением как правило имеют средний или высокий рост.

Для детей Восточной Сибири характерен брахиморфный (укороченный) тип телосложения, соответствующий пикническому. При этом отличия между представителями отдельных этнических групп проявляются, прежде всего, в абсолютных величинах признаков и в скорости роста.

Показатель того, насколько вырос ребенок, в большей степени, нежели все остальные параметры, должен соответствовать возрасту. Рост, длина тела – один из важнейших показателей физического развития ребенка. Именно поэтому при рождении ребенка фиксируется не только его вес, но и рост. В последующем при развитии ребенка по изменению, прежде всего его роста можно будет судить о том, как он развивается. Именно рост будет потом определять уровень его физического развития, тогда как масса тела, будет говорить о гармоничности или не гармоничности развития ребенка.

Обычно длина тела у детей первого года жизни определяется с учетом ежемесячного ее увеличения. Допустимые пределы колебаний ± 4 см. В норме рост ребенка (средняя длина при рождении 50-54 см) в течение 1-го года жизни увеличивается на 25 см (16-17 см в первые 6 мес. жизни и около 8 см в последующие 6 мес.). В течение 2-го года жизни отмечается уменьшение скорости роста ребенка – рост увеличивается на 10-12 см в течение года. На 3, 4 и 5-м годах жизни увеличение роста происходит относительно равномерно около 6-8 см в год. С 5-го по 10-й год жизни (до пубертатного периода) рост увеличивается в среднем на 5-6 см в год. Подростковый период характеризуется значительным увеличением скорости роста. Он начинается в возрасте около 10 лет у девочек и 12 лет у мальчиков. Ускорение роста у мальчиков начинается в возрасте между 13-15 годами. В течение этого времени рост увеличивается на 20-25 см, 10 из которых приходится на год наибольшего его ускорения. У девочек ускорение роста начинается на 1-2 года раньше, чем у мальчиков, и почти заканчивается к 13 годам; в год максимальной скорости роста этот показатель достигает 8 см. После этого пика скорость роста замедляется, и к возрасту 18 лет у девочек он почти заканчивается, у мальчиков – к 20 годам.

Нормы роста

Важность оценки роста ребенка, делает очень актуальным вопрос о том, какие цифры роста являются нормальными для ребенка в том или ином возрасте, а также, какие цифры позволяют заподозрить те или иные отклонения в развитии. Наиболее простым и общедоступным способом определения норм роста являются формулы. Они просты в обращении и любой человек, не имея медицинского образования, может ориентировочно определить соответствуют ли норме цифры роста его ребенка. Рост ребенка первого года жизни можно оценить по формуле:

Для детей младше 6 мес.: 66 см – 2 см · (6-n), где n - число месяцев до 6 мес.; то есть, если ребенку, например, 4 мес., то по формуле получается: 66 см – 2 см · 2 = 62 см – это средний рост, который должен быть у ребенка в 4 месяца.

Для детей старше 6 мес.: 66 см + 1,5 см · (n-6), где n - число месяцев после 6 мес.; то есть, если ребенку 10 мес., то по формуле его рост, в среднем, должен быть 66 см + 1,5 см · 4 = 72 см.

Рост детей старше года:

Для детей младше 8 лет: 130 см – 7 см · (8-n), где n – число лет до 8; то есть, если ребенку 6 лет, то его приблизительный рост должен быть 130 см – 7 см · 2 = 116 см

Для детей старше 8 лет: 130 см + 5 см · (n-8), где n - число лет после 8; например, ребенку 11 лет, его приблизительный рост должен быть 130 см + 5 см · 3 = 145 см.

Таким образом, с помощью нехитрых расчетов можно определить, соответствуют ли ростовые показатели ребенка средневозрастным нормам. Правда, возникает вопрос, как считать, если ребенку, скажем, 4 года и 3 месяца. Считать по формуле на 4 года или на 5 лет. В данном случае, следует осуществлять расчет на возраст 4 года, так как возраст ближе к 4. В целом, метод определения норм роста по формулам, имеет некоторую погрешность. Поэтому существует более точный метод определения уровня роста. Это метод центильных таблиц. С их помощью можно определить уровень роста ребенка. Несмотря на кажущуюся сложность метода, на самом деле он очень прост. Взгляните на центильную таблицу.

Центильная таблица роста мальчиков от 7 до 17 лет (см)

Возраст

Показатель

очень
низкий

низкий

ниже
среднего

средний

выше
среднего

высокий

очень
высокий

7 лет

111,0-113,6

113,6-116,8

116,8-125,0

125,0-128,0

128,0-130,6

130,6

8 лет

116,3-119,0

119,0-122,1

122,1-130,8

130,8-134,5

134,5-137,0

137,0

9 лет

121,5-124,7

124,7-125,6

125,6-136,3

136,3-140,3

140,3-143,0

143,0

10 лет

126,3-129,4

129,4-133,0

133,0-142,0

142,0-146,7

146,7-149,2

149,2

11 лет

131,3-134,5

134,5-138,5

138,5-148,3

148,3-152,9

152,9-156,2

156,2

12 лет

136,2-140,0

140,0-143,6

143,6-154,5

154,5-159,5

159,5-163,5

163,5

13 лет

141,8-145,7

145,7-149,8

149,8-160,6

160,6-166,0

166,0-170,7

170,7

14 лет

148,3-152,3

152,3-156,2

156,2-167,7

167,7-172,0

172,0-176,7

176,7

15 лет

154,6-158,6

158,6-162,5

162,5-173,5

173,5-177,6

177,6-181,6

181,6

16 лет

158,8-163,2

163,2-166,8

166,8-177,8

177,8-182,0

182,0-186,3

186,3

17 лет

162,8-166,6

166,6-171,6

171,6-181,6

181,6-186,0

186,0-188,5

188,5

Таблица составляется по статистическим данным роста мальчиков всех представленных в ней возрастных групп. Находится строка, соответствующая возрасту ребенка и сопоставляется его фактический рост с представленными значениями в таблице. Если рост попадает в интервал 25% - 75% , можно говорить о том, что он средний. Интервал 10% - 25% - рост ниже среднего, 75% - 90% - рост выше среднего, 3% - 10% - низкий рост, 90% - 97% - высокий рост, до 3% - очень низкий рост, свыше 97% - очень высокий рост.

Центильная таблица роста девочек от 7 до 17 лет (см)

Возраст

Показатель

очень
низкий

низкий

ниже
среднего

средний

выше
среднего

высокий

очень
высокий

7 лет

111,1-113,6

113,6-116,9

116,9-124,8

124,8-128,0

128,0-131,3

131,3

8 лет

116,5-119,3

119,3-123,0

123,0-131,0

131,0-134,3

134,3-137,7

137,7

9 лет

122,0-124,8

124,8-128,4

128,4-137,0

137,0-140,5

140,5-144,8

144,8

10 лет

127,0-130,5

130,5-134,3

134,3-142,9

142,9-146,7

146,7-151,0

151,0

11 лет

131,8-136,2

136,2-140,2

140,2-148,8

148,8-153,2

153,2-157,7

157,7

12 лет

137,6-142,2

142,2-145,9

145,9-154,2

154,2-159,2

159,2-163,2

163,2

13 лет

143,0-148,3

148,3-151,8

151,8-159,8

159,8-163,7

163,7-168,0

168,0

14 лет

147,8-152,6

152,6-155,4

155,4-163,6

163,6-167,2

167,2-171,2

171,2

15 лет

150,7-154,4

154,4-157,2

157,2-166,0

166,0-169,2

169,2-173,4

173,4

16 лет

151,6-155,2

155,2-158,0

158,0-166,8

166,8-170,2

170,2-173,8

173,8

17 лет

152,2-155,8

155,8-158,6

158,6-169,2

169,2-170,4

170,4-174,2

174,2

В таблицах роста представлены не только средние значения показателей, но и диапазоны значений по группам. Естественно, что деление показателей на "низкие", "средние" и "высокие" очень условно.

  • Средний рост ребенка должен находиться в пределах зеленой и голубой величин (25-75 центилями). Такой рост соответствует среднему росту детей этого возраста.

  • Рост, величина которого находится в пределах между желтой и зеленой величинами (10-25 центилями), тоже нормальный, но свидетельствует про тенденцию отставания ребенком в росте.

  • Рост, величина которого находится в пределах между голубой и желтой величинами (75-90 центилями), также нормальный, но свидетельствует про тенденцию опережения ребенком в росте.

  • Рост, величина которого находится в пределах между красной и желтой величинами, – низкий (3-10 центиль) или высокий (90-97 центиль), что может быть обусловленным как особенностями ребенка, так и заболеванием с нарушением гормонального фона (чаще эндокринологического или наследственного). В таких случаях необходимо обратить на это внимание педиатра.

  • Рост, величина которого находится за красной границей (97 центиля), свидетельствует о патологии роста ребенка. Такие дети обязательно должны быть консультированы соответствующими специалистами.

Факторы, влияющие на рост

Генетические факторы: определяют пределы биологического потенциала роста ребенка, а также темпы роста. Они очень тесно связаны с внешнесредовыми факторами, влияющими на рост. То есть, если родители ребенка низкорослые, то вероятность невысокого роста у ребенка также довольно велика, но при благоприятных внешних условиях – хорошем питании, отсутствии заболеваний, негативно сказывающихся на росте, благоприятном социальном и эмоциональном фоне в семье, можно рассчитывать на значительно больший рост у ребенка по сравнению с его родителями. В этом отношении очень показателен пример: Было установлено, что африканское племя пигмеев имеет такой маленький рост только из-за недостатка белка в рационе. При переводе детей пигмеев на богатый белками рацион они вырастали, чуть ли не в 2 раза выше своих родителей. Так же установлено, что благоприятное воздействие на рост ребенка, вопреки его неутешительной генетике, оказывают специальные физические упражнения, с помощью которых можно стимулировать зоны роста длинных трубчатых костей и позвоночника, увеличивая темпы роста. Внешнесредовые факторы:

  1. Повреждающие воздействия во время внутриутробного развития или после родов, нарушающие рост и развитие. Они могут быть химической, физической, иммунологической природы или являться результатом инфекции.

  2. Факторы питания, влияющие на рост (полноценные белки, соли, микроэлементы, витамины и др.), могут быть тесно связаны с социально-экономическими факторами.

  3. Социальные и эмоциональные факторы, которые могут изменять ростовой потенциал, включают положение ребенка в семье, характер его взаимоотношений с родителями, воспитания, индивидуальные интересы и потребности родителей.

Будет ли ваше чадо играть в сборной по баскетболу, ходить по подиуму или, наоборот, всю жизнь будет одеваться в “Детском мире”? Посмотрите на себя в зеркало. Если родители не доросли до 170 см, то шанс вырастить гиганта невелик. И наоборот. Но здесь есть нюансы. Мальчики, как правило, повторяют рост и строение папы или папиных ближайших родственников. А девочки растут в мамину “ветку”.

Таким образом, рост и развитие ребенка являются результатом сложного сочетанного влияния на него многих факторов, как генетических, так и внешнесредовых.

Можно ли помочь ребенку вырасти?

Поддержанию нормального темпа роста чрезвычайно способствует правильное и здоровое питание, обеспечение нужным количеством витаминов и минералов, достаточный сон и регулярные физические упражнения. Дети, которые плохо едят, обычно немного отстают по росту от своих сверстников, хотя здесь намного важнее качество, чем количество пищи. Родители также должны сознавать, что рост их ребенка в большой степени генетически запрограммирован. И если ребенок «запрограммирован» на низкий рост, бесполезно впихивать в него большую, чем ему необходимо, порцию еды или витаминов, это не поможет.

Регулярные физические упражнения (без сильных перегрузок и переутомления) очень важны для роста ребенка, поскольку достаточная двигательная активность является одним из лучших "лекарств" для гормональной системы и улучшения обмена веществ.

Некоторые причины маленького роста:

  • Наследственный маленький рост. Такие дети наследуют гены маленького роста от своих родителей. И хотя они изначально значительно ниже большинства своих ровесников, эти дети здоровы в этом отношении и их рост развивается нормальными темпами. Половое созревание начинается у таких детей в обычные сроки, и, повзрослев, ребенок становится приблизительно такого же роста, что и его родители. Как правило, медицинского лечения такие дети не требуют, да и в большинстве случаев оно не сможет значительно увеличить их рост. Если оба родителя невысокого роста, то маловероятно, что ребенок будет высоким.

  • Замедление конституционального развития. Также заложенное генетически, замедление конституционального развития происходит у детей, которые в раннем возрасте имели нормальный средний рост. Замедление темпов роста начинается обычно в период от 6 месяцев до 2 лет, и приводит в итоге к отставанию от средних значений роста. Однако после 3 лет нормальный темп роста у таких детей, как правило, возобновляется, сохраняется до полового созревания и продолжается в более старшем возрасте, позволяя им к взрослому возрасту «догнать» своих ровесников. Для таких детей медицинского вмешательства тоже не требуется.

Когда есть медицинские проблемы

Если врач считает, что ребенок растет слишком медленно или совсем не растет, ребенку может быть назначено тщательное обследование и лечение. Есть ряд условий, которые могут тормозить процесс роста:

  • Хронические болезни ребенка. Хронические болезни, вовлекающие сердце, легкие, кишечник или почки могут немного замедлить темпы роста ребенка. Ранняя диагностика и правильное лечение – самые эффективные средства ускорения роста у таких детей.

  • Плохое питание. Особенно тормозит темпы роста неправильное или недостаточное питание ребенка в грудничковый период и в период полового созревания.

  • Значительные психологические стрессы. Тяжелые стрессы могут замедлить рост ребенка, особенно если они случаются в дошкольном возрасте.

  • Недостаточная выработка гормонов. За темпы роста ответственны два вида гормонов – тироиды и гормон роста. При недостаточной выработке того или иного гормона ребенку назначается медикаментозное лечение.

Следует иметь в виду, что максимально эффективным лечение замедленных темпов роста может быть до начала полового созревания (до 10-12 лет), высокоэффективной – при обращении от 12 до 14 лет, эффективной – при обращении от 14 до 16 лет и наименее эффективной после 17 лет. После прекращения роста человека (18-21 год) результатов ждать не приходится.

Задержка роста – одна из самых распространенных причин, с которыми родители обращаются к эндокринологу. Приблизительно 6-7% детского населения имеют эту проблему. Значительное отставание в росте, особенно мальчиков, может даже стать причиной психических расстройств.









Самая маленькая девочка на планете Кенади Джордин - Брумли родилась в 2003 году. В ней было чуть больше килограмма при рождении. Называется это примордиальная карликовость. Самое интересное, так это то, что никто и не надеялся, что она выживет.



Гигантизм

Гигантизм – заболевание, при котором наблюдается повышенная выработка соматотропина (гормона роста), что в свою очередь приводит к чрезмерному пропорциональному росту конечностей и туловища. У мужчин с данным заболеванием рост превышает 200 см, а у женщин – 190 см. Чаще наблюдается у мужчин в возрасте 7-13 лет (подростковый период) или в период полового созревания и продолжается в течении всего периода физиологического роста. Величина роста ребенка и скорость роста превышают нормы данного возраста и пола.

Гигантизм не следует путать с высоким ростом. Родители лиц, страдающих данным заболеванием, преимущественно нормального роста.

Причины развития заболевания

В основе возникновения гигантизма лежит повышенная выработка гормона роста, которая может развиваться при следующих нарушениях:

  • опухоли гипофиза (чаще всего аденома),

  • инфекционные заболевания центральной нервной системы, такие как менингит, энцефалит, менингоэнцефалит,

  • черепно-мозговые травмы.

Признаки гигантизма

Заболевание проявляется довольно стандартным набором проявлений:

  • высокий рост,

  • большая скорость роста,

  • слабость,

  • быстрая утомляемость,

  • снижение работоспособности и успеваемости в школе,

  • головные боли,

  • головокружения,

  • боли в конечностях,

  • ухудшение зрения.

Несмотря на высокий рост, больные гигантизмом не отличаются большой физической силой. Скорее, наоборот, она несколько ниже, чем у здоровых людей.

Нередко у больных гигантизмом отмечается задержка полового развития, нарушения со стороны щитовидной и поджелудочной железы. Выраженных нарушений работы других эндокринных желез и внутренних органов не отмечается.

Заболевание обычно развивается до тех пор, пока организм человека не перестанет расти. Если к тому времени гипофиз не перестает вырабатывать большое количество гормонов, то у человека в дополнение к гигантизму развивается акромегалия.

На сегодняшний день, самым высоким подростком в мире является с 14-летняя бразильянка по имени Элисан-да-Курус Сильва. Рост Сильвы составляет примерно 2 метра и 5 сантиметров, при этом девочка продолжает расти и ежегодно прибавляет по 14 с лишним сантиметров, что является патологией. По предположению медиков, ознакомившихся с историей юной бразильянки, необычный рост девочки может объясняться гигантизмом – явлением, которое часто связано с нарушением работы гипофиза. Врачи предупредили, что здоровье Элисан находится под угрозой, и она нуждается в лечении.











Лечение заболевания

Сегодня лечение гигантизма проводится двумя путями. Первый и самый надежный – операция по удалению опухоли гипофиза. В этом случае количество гормона роста в крови падает само собой. Другой вариант лечения заболевания – специальные препараты, замедляющие выработку гормона роста. Их приходится применять в течение длительного времени.

Хотя высокий рост сегодня в моде, есть пределы совершенству. Слишком высокий рост, кроме проблем с выбором одежды, приносит серьезные проблемы со здоровьем.

Опасности высокого роста

Критическим ростом считается 2 метра – у мужчин и 190 см – у женщин. Если человек выше, речь идет о гигантизме, который требует лечения. Причина стремительного роста – опухоль гипофиза, которая стимулирует избыточное выделение гормона роста. Масса органов заметно увеличивается, а это приводит к серьезным нарушениям. Сама опухоль гипофиза при неукротимом развитии может привести к серьезным неврологическим осложнениям.

Если избыточная продукция гормона роста возникает до завершения полового созревания (до 20 лет), когда у человека еще открыты зоны роста в костях, кости скелета растут в длину – развивается гигантизм. Такие дети активно растут, значительно отличаясь от одноклассников в росте и физическом развитии.

Если заболевание развивается, когда зоны роста уже закрылись, человек «растет в ширину»: у него увеличиваются кисти, стопы, окружность головы и внешность заметно меняется – это называется «акромегалия» (дословно – увеличение конечностей). Заболевание вызывает массу проблем со здоровьем, и при отсутствии адекватного лечения такие больные рано умирают. Если ребенок заметно выше своих сверстников или у него есть описанные изменения внешности, то ему как можно быстрее надо обращаться к эндокринологу. То же самое касается детей, которые отстают в росте. Чем быстрее их направить к педиатрам-эндокринологам, тем существеннее им можно помочь.

Одним из вариантов расчета конечного роста ребенка можно использовать данную формулу. Расчета конечного роста ребенка сложить рост отца и рост матери и полученную сумму разделить на два. К результату следуют прибавить 6,4 см, если рассчитывается рост мальчика , или отнять 6,4 см, если рассчитывается рост девочки .

ПР мальчика = (РО+РМ):2+6,4;

ПР девочки = (РО+РМ):-6,4,

Где РО –рост отца в сантиметрах, РМ –рост матери в сантиметрах, а ПР- предполагаемый рост .

Внимание весу

Самый толстый ребенок в мире живет в Китае, зовут его Лу Хао и весит он в три года 60 килограмм, в пять раз тяжелее обычного ребенка в этом возрасте.Ест Лу Хао тоже не по-детски: три большие миски риса, когда он только садится за обычный семейный обед, о чем рассказал его отец Лу Юченг, который сам ест намного меньше.При рождении этот необычный ребенок-рекордсмен уже весил всего-то 2,6 килограмма, но через три месяца он стал набирать вес очень быстрыми темпами, и его родители не заметили даже, как он стал весить как взрослый упитанный человек.Только за последний год Лу Хао стал весить на 10 килограмм больше, при этом родители постоянно пытаются умерить его аппетит - следят за его питанием, но им плохо это удается.Мама самого толстого ребенка в мире Чэнь Юань сказала, что им приходится давать ему еду, иначе он не прекратит плакать и кричать целый день. При этом она с грустью отметила, что уже не в состоянии поднять очень тяжелого сына, что может делать только отец и то очень сильно потея и напрягаясь, что видно на фотографии:





Самый толстый ребенок в мире по версии Книги рекордов Гиннеса терпеть не может ходить пешком, поэтому везде ездит на своем детском мотоцикле, даже в детский сад.Для того, чтобы заставить ребенка двигаться родители установили во дворе баскетбольное кольцо и часто берут его плавать в местной реке, но похоже это не сильно помогает.Родители, обеспокоенные здоровьем своего крупного малыша, водили его по врачам, которым так и не удалось объяснить, почему мальчик такой толстый, и у него такой неумеренный аппетит.

Исследование

Выдвинутая гипотеза о том, что в педиатрии используются математические методы, оказалась достоверной. И нас заинтересовала задача по прогнозированию динамики роста ребенка. Для решения этой задачи мы обратились к врачу педиатру детской поликлиники №2.? Ознакомившись с медицинскими картами обследуемых, мы провели расчеты физического развития детей при рождении и в 3,6,9 месяцев. Расчеты были осуществлены при помощи специальных таблиц и схем.















3 месяца

Ф.И. ребенка

пол

вес

рост

1(д/в)

2(м/в)

3(м/д)

ИМТ

4(ИМТ/в)

Сульфадина Мария

Дев.

6,400

59

0(норм)

0(норм)

0(норм)

18

0(норм)

Святова Мария

Дев.

8,300

63

0(норм)

+2

+2

21

+2

Избыт.вес

Борн Дмитрий

Мал.

6,800

65

+1

0(норм)

0(норм)

16

0(норм)

Нефедов Никита

Мал.

5,800

58

-1

0(норм)

0(норм)

17

0(норм)

Антошин Антон

Мал.

6,900

57

-1

0(норм)

+2

21

+2

Избыт.вес

таблица №1


6 месяцев

Ф.И. ребенка

пол

вес

рост

1(д/в)

2(м/в)

3(м/д)

ИМТ

4(ИМТ/в)

Есен Нурбол

Мал.

7,300

65

0(норм)

0(норм)

0(норм)

17

0(норм)

Бейбих Полина

Дев.

6,600

64

0(норм)

1

1

16

0(норм)

Селищев Тимофей

Мал.

8,200

68

+1(норм)

0(норм)

0(норм)

18

0(норм)

Кремер София

Дев.

8,500

69

+1

0(норм)

0(норм)

18

0(норм)

Дьяченко Руслан

Мал.

8,000

69

0(норм)

0(норм)

0(норм)

17

0(норм)


таблица№2



9 месяцев

Ф.И. ребенка

пол

вес

рост

1(д/в)

2(м/в)

3(м/д)

ИМТ

4ИМТ/в

Есен Нурбол

Мал

8,200

69

-1

0(норм)

0(норм)

17

0(норм)

Бейбих Полина

Дев

7,400

69

-1

-1

-1

16

0(норм)

Селищев Тимофей

Мал

9,300

71

0(норм)

0(норм)

0(норм)

18

0(норм)

Русских Кирилл

Мал

9,000

71

0(норм)

0(норм)

0(норм)

18

0(норм)

Химонен Ратмир

Мал

9,500

76

1

0(норм)

0(норм)

17

0(норм)

Нуа Бекасылман

Мал

11,70

77

+2

+2

+1

20

+1

Риск изб.веса

таблица№3








Эталон и кривые роста детей

Графики развития являются важным инструментом в работе педиатра и врача общей практики. Они помогают определить степень достигнутого соответствия потребностям физиологического роста и развития в важный период детства. Однако интерпретация адекватности роста значительно зависит от использованных эталонных данных и может быть ошибочной, если этот эталон неадекватно отражает физиологический рост.

Эталон роста относится к группе часто используемых и ценных инструментов оценки общего благополучия отдельного ребенка, групп детей и сообществ, в которых они живут. Ценность эталона роста обусловлена тем фактом, что во время развития плода и в детстве множество физиологических процессов должны протекать нормально, и многие потребности должны быть удовлетворены, чтобы обеспечить нормальный рост. Таким образом, хотя одной оценки роста недостаточно для адекватной оценки состояния здоровья индивида или популяции, нормальное физиологическое развитие является необходимой целью любой стратегии, которая включает аспекты благополучия как ключевого результата. Выраженная уязвимость здоровья младенцев и детей раннего возраста также делает данные о росте ребенка «процентильным» индикатором при оценке здоровья и социально- экономического развития сообщества, в котором он живет.

Существуют стандартные Карты физического развития детей от 0 до 5 лет, отдельно для мальчиков и для девочек и для мальчиков.

Каждая карта содержит 12 графиков физического развития, отражающих 4 соотношения для трех возрастных групп( от 0 до 6мес, от 6мес до 2 лет, от 2 лет до 5 лет):

В этих картах необходимо максимально точно отложить соответствующие показатели( возраст, массу, рост/ длина), чтобы правильно оценить физическое развитие ребенка.

Для правильной оценки физического развития, необходимо использовать для каждого ребенка 4 таблицы, которые отражают следующие соотношения:

Длина/Рост к возрасту

Этот показатель может позволить выявить детей, которые отстают в росте по причине продолжительного недоедания или повторных болезней. Можно определить и тех детей, рост которых выше среднего для их возраста, но высокий рост редко свидетельствует о проблеме, если только он не является чрезмерным и не служит отражением редких эндокринных нарушений.

Вес к возрасту.

Показатель вес к возрасту используется для оценки того, является ли вес ребенка недостаточным или угрожающе недостаточным, но этот показатель не используется для того, чтобы классифицировать ребенка как имеющего избыточный вес или страдающего ожирением .

Вес к длине /Росту.

Кривая веса тела к длине/росту позволяет выявить тех детей,у которых масса тела является недостаточной , возможно, по причине истощения или сильного истощения(гипотрофия). Эта кривая также дает возможность выявить детей с избытком веса, которым грозит риск ожирения.





ИМТ к возрасту.

Показатель ИМТ к возрасту особенно полезен для скрининга детей с избыточным весом и ожирением. Кривые ИМТ к возрасту и вес к длине/росту часто дают очень схожие результаты.











































































































Давайте, теперь сравним рост детей, вычисленный с помощью графиков и по формулам. Сразу нужно пояснить, что отталкиваясь лишь от показателей роста, нельзя сделать вывод о правильном развитии ребенка.

3 месяца, 66 см -2 см • (6-n), 66см - 2см •(6-3)=58

1.Сульфадина Мария

59

Норма

2.Святова Мария

63

Изб.вес

3.Борн Дмитрий

65

Норма

4.Нефедов Никита

58

Норма

5. Антошин Антон

57

Норма

6 месяцев, 66 см + 1,5 см • (n-6), 66см+ 1,5см • (6-6)=66

1.Есен Нурбол

65

Норма

2.Бейбих Полина

64

Норма

3.СелищевТимофей

68

Норма

4.Кремер София

69

Норма

5.Дьяченко Руслан

69

Норма

9 месяцев, 66 см + 1,5 см • (n-6), 66см+1,5 см •(9-6)=70,5

1.Есен Нурбол

69

Норма

2.Бейбих Полина

69

Норма

3.СелищевТимофей

71

Норма

4.Руских Кирилл

71

Норма

5.Химонен Ратмир

76

Норма

6.Нуа Бекасылман

77

Изб. рост

таблица№4

Еще 2-3 года назад в больницах использовались центильные таблицы, по которым невозможно было вовремя выявить проблемы физического развития детей. Намного удобнее и эффективнее использовать графики и схемы вычисления, по которым заранее видны проблемы, поддающиеся своевременному устранению. Так можно заметить отхождение от норм и назначить либо диету, либо, наоборот, усиленное питание, если же рассматривается весовая категория.

































Заключение

В ходе выполнения работы я сделала очень важные выводы:

  1. Профессия педиатра имеет социальную значимость в обществе. (значение профессии, важность профессии, потребность в профессии, востребованность профессии Именно детский врач поможет ответить на вопрос: «Нормально ли развивается ребенок?»

  2. «В каждой естественной науке заключено столько истины, сколько в ней математики».

Иммануил Кант.

























Список используемой литературы:

1. Александров П.С. Введение в теорию групп. Выпуск 7. М., изд-во «Наука», физико-математическая литература. - 1980 г.

2. Двойников С.И., Захарова Л.И. Рябчикова Т.В., Чайковская М.В., Сестринское дело в педиатрии.

3. Ежова Н.В., Кащеева Г.И., Русакова Е.М., Педиатрия. Минск, изд-во «Высшая школа» - 1998 г.

4. Журнал «Математика в школе» № 2 , № 3 – 1994 г.

5. Никольский С.М., Потапов М.К., Решетников Н.Н., Шевкин А.В., Арифметика. М., изд-во «Наука» -1988 г.

6. Справочник фельдшера. Под редакцией Михайлова А.А. Том 1, Том 2

М., «Медицина» -1990 г.

7. Методическое руководство МЗ РК «Физическое и психосоциальное развитие детей раннего возраста», Астана 2014г.

8. Сухарев А.Г. Здоровье и физическое воспитание детей и подростков. – М., Медицина, 1991 г.









32




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
математика в педиатрии

Автор: Суворова Л В.

Дата: 04.06.2015

Номер свидетельства: 217558

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(127) ""Математика в профессии медицинской сестры педиатрического профиля" "
    ["seo_title"] => string(75) "matiematika-v-profiessii-mieditsinskoi-siestry-piediatrichieskogho-profilia"
    ["file_id"] => string(6) "217562"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1433399642"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Здоровьесберегающие технологии на уроках математики "
    ["seo_title"] => string(65) "zdorov-iesbierieghaiushchiie-tiekhnologhii-na-urokakh-matiematiki"
    ["file_id"] => string(6) "100868"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1402397407"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(166) "использование математических методов для решения профессионально-ориентированных задач "
    ["seo_title"] => string(101) "ispol-zovaniie-matiematichieskikh-mietodov-dlia-rieshieniia-profiessional-no-oriientirovannykh-zadach"
    ["file_id"] => string(6) "215587"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1432734044"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(56) "Жас дос ?БТ-?а дайынды?ы? ?андай? "
    ["seo_title"] => string(37) "zhas-dos-u-bt-g-a-daiyndyg-yn-k-andai"
    ["file_id"] => string(6) "236085"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1443957955"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(123) "Час общения для учащихся 9 класса "выбор профессии - дело серьёзное" "
    ["seo_title"] => string(82) "chas-obshchieniia-dlia-uchashchikhsia-9-klassa-vybor-profiessii-dielo-sier-ioznoie"
    ["file_id"] => string(6) "173039"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1423918845"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства