использование математических методов для решения профессионально-ориентированных задач
Использование математических методов для решения профессионально-ориентированных задач
Математика является неотъемлемой частью медицины, в том числе и педиатрии.
Чтобы это доказать, был разработан и реализован проект для студентов первых курсов ГБОУ СПО " Самарский медицинский колледж им.Н.Ляпиной"Самарское отделение. Цель и задачи проекта были следующими: раскрыть роль математики в педиатрии;
организовать исследовательскую деятельность студентов, учавствующих в организации проекта;
показать, как решаются задачи в педиатрии при помощи математических методов
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«использование математических методов для решения профессионально-ориентированных задач »
ГБОУ СПО «Самарский медицинский колледж им. Н.Ляпиной» Самарское отделение Применение математических методов в профессиональной деятельности среднего медицинского персонала Роль математики в педиатрии
Ни одна область человеческой деятельности не обходится без математики. Медицина не исключение. С появлением новых технологий роль математики в работе медицинского работника только увеличивается.
Введение
Ярким примером служит роль математики в педиатрии. Ведь первое, что слышит ребенок это цифры: вес, даты и время рождения. Родители так же не забывают о математике при приготовлении пищи, взвешивании и т.д.
Проект
Чтобы убедиться в том, что математика является неотъемлемой частью педиатрии, студенты третьего курса ГБОУ СПО «Самарский медико-социальный колледж» совместно с преподавателем математики создали исследовательский проект под названием «Роль математики в педиатрии» и публично защитили его перед студентами первого курса ГБОУ СПО «Самарский медико-социальный колледж»
Цель проекта:
раскрыть роль математики в педиатрии.
Задачи проекта:
Образовательная:
организовать исследовательскую деятельность студентов;
провести защиту проекта в виде публичного выступления студентов третьего курса ГБОУ СПО «Самарский медико-социальный колледж» перед студентами первого курса ГБОУ СПО «Самарский медико-социальный колледж».
Задачи проекта:
Развивающая:
показать студентам первого курса медицинских образовательных учреждений СПО, что математика играет огромную роль в изучении важнейшего раздела медицины «Педиатрия»;
показать, как решаются задачи в педиатрии при помощи математических методов;
развивать умение вести дискуссию, слушать и слышать собеседника, делать выводы, анализировать информацию.
Задачи проекта:
Воспитательная:
прививать умения и навыки коллективного труда;
воспитывать умение работать индивидуально и в команде;
формировать умение отстаивать собственную позицию, оценивать ответы своих товарищей.
Задачи проекта:
Здоровьесберегающая:
создать атмосферу доброжелательности;
менять виды деятельности;
проводить занятие с учетом санитарно-гигиенических требований.
Организационная форма:
практическое занятие - 90 минут.
Форма работы:
групповая;
индивидуально-групповая;
индивидуальная.
Тип урока:
повторительно-обобщительный;
комбинированный.
Вид нетрадиционного урока:
проблемный;
проектная деятельность.
Методы работы:
погружение в профессиональную деятельность;
частично-поисковый.
Оснащение:
Средства обучения:
учебники;
учебно-методические пособия;
таблицы;
схемы;
алгоритмы деятельности.
Оснащение:
Технические средства обучения (оборудование):
мультимедийный проектор;
интерактивная доска;
компьютер с лицензионным программным обеспечением.
Ход работы:
пригласить студентов первого курса ГБОУ СПО «Самарский медицинский колледж им. Н.Ляпиной» Самарское отделение на публичную защиту проекта студентами третьего курса;
провести дискуссию со студентами первого курса по вопросам «Роль математики в педиатрии»;
показать, как решать задачи в области педиатрии;
проанализировать ответы;
выяснить, убедили ли организаторы проекта студентов первых курсов, что математика важна как в педиатрии, так и в остальных разделах медицины;
подвести итоги проекта.
Вступление.
Будущий медицинский специалист среднего звена в своей работе обязательно встретится с такими понятиями как: объем и в чем он измеряется, чему равен один грамм, что такое процент, как составить пропорцию, что такое концентрация и т.д., то есть те самые понятия, которые изучаются в математике.
Основная часть. Математические вычисления в педиатрии просто необходимы для правильного развития ребенка.
С помощью математических методов решаются задачи, которые необходимо знать каждому родителю:
измерение роста, веса ребенка;
расчет продуктов для приготовление еды младенцу;
дозировка лекарственных средств в домашних условиях;
измерение температуры воды при купании ребенка;
Примеры задач, которые решаются в педиатрии при помощи математических методов.
Задача № 1:
Физиологическая убыль массы новорожденного ребенка в норме до 10%. Ребенок родился с массой 3.500, а на третьи сутки его масса составила 3.300. Вычислить процент потери веса.
Решение:
Потеря веса на третьи сутки составила 3500-3300=200 грамм. Найдем, сколько процентов 200гр. составляет от 3.500 гр. Берем 3.500 за 100%, а 200 за х%. Составляем пропорцию:
(200*100)/3500=5,7.
Ответ: потеря веса составила 5,7 %
Примеры задач, которые решаются в педиатрии при помощи математических методов.
Задача №2:
Ребёнок в возрасте 2 месяцев имеет массу тела 4.000. Какой объём пищи потребуется ему в сутки, если 1 литр женского молока содержит 700ккал.
Решение:
В первую четверть года ребёнок должен получать 120 ккал/кг массы тела, во вторую – 115ккал/кг, в третью – 110ккал/кг, в четвёртую – 105ккал/кг. Суточный объём пищи равен (4кг*120ккал)*1000мл /700ккал = 685мл.
Ответ:685 мл.
Примеры задач, которые решаются в педиатрии при помощи математических методов.
Задача №3:
Определить количество мочи, выделяемой за сутки ребенком 7 лет.
Решение:
Для определения количества мочи, выделяемой за сутки ребенком, можно воспользоваться формулой:
600+100(n-1),
где 600 – количество мочи в мл, выделяемой ребенком 1 года за сутки, 100 – ежегодная прибавка, n- число лет жизни ребенка.
Примеры задач, которые решаются в педиатрии при помощи математических методов.
Задача №4:
Ребенок родился весом 3900. Какой вес должен быть у него в 6 месяцев, 6 лет, 12 лет?
Решение: Увеличение массы тела ребёнка за каждый месяц первого года жизни:
Вес ребенка в 6 месяцев:
m=3900+600+2*800+750+700+650= 8200г.
Продолжение решение задачи №4:
Массу тела ребенка до 10 лет в килограммах можно вычислить по формуле:
m=10+2n,
где 10- средний вес ребенка в 1 год, 2 – ежегодная прибавка веса, n – возраст ребенка.
Вес ребенка в 6 лет: m=10+2*6=22кг
Продолжение решения задачи № 4:
Массу тела ребенка после 10 лет в килограммах можно вычислить по формуле: m=30+4(n-10),
где 30 – средний вес ребенка в 10 лет,
4 – ежегодная прибавка веса, n – возраст ребенка.
Вес ребенка в 12 лет: m=30+4*(12-10)= 38 кг
Примеры задач, которые решаются в педиатрии при помощи математических методов.
Задача №5:
Ребенок родился ростом 51 см. Какой рост должен быть у него в 5 месяцев (5 лет)?
Решение:
Прирост за каждый месяц первого года жизни составляет : в I четверть (1-3 мес.) по 3 см за каждый месяц, во II четверть (3-6 мес.) - 2,5 см, в III четверть (6-9мес.) – 1,5 см и в IV четверть (9-12 мес.) – 1,0 см.
Продолжение решение задачи №5:
Рост ребенка после года можно вычислить по формуле:
p=75 + (5*n) см,
где n- число лет ребенка, 5 –средняя прибавка роста за один год жизни, 75- рост годовалого ребенка.
Рост ребенка в 5 месяцев: 51+3*3+2*2,5= 65 см.
Рост ребенка в 5 лет: 75+6*5=105 см.
Заключение
Данный проект разработан и реализован в сентябре 2014 года в ГБОУ СПО «Самарский медицинский колледж» Самарское отделение. Студентам третьего курса ГБОУ СПО «Самарский медицинский колледж» Самарское отделение удалось достичь поставленной цели. Ребята рассказали первокурсникам ГБОУ СПО «Самарский медицинский колледж» Самарское отделение о значимости предмета математика в педиатрии, но и наглядно показали как применять математические методы при решении задач.