Здоровьесберегающие технологии на уроках математики
Здоровьесберегающие технологии на уроках математики
За последние годы заболеваемость школьников выросла на 22%. По данным НИИ педиатрии:
14% детей практически здоровы;
50% детей имеют отклонения в развитии опорно-двигательного аппарата;
35-40% детей страдают хроническими заболеваниями.
Наблюдая за учащимися на уроках математики, проводя диагностику физического состояния детей, я пришла к выводу, что к концу урока значительно снижается работоспособность, ослабевает внимание, нарастает психическое напряжение. И как результат – программный материал трудно усваивается, пропадает интерес к предмету, появляются пробелы в знаниях.
Передо мной встал вопрос: как решить эту проблему? Как помочь ребятам «без насилия над собой» постичь математику. Как сделать так, чтобы они с радостью бежали ко мне на урок, с хорошим настроением, с «аппетитом» поглощали знания, а на выходе был высокий результат?
Ученик способен сосредоточиться лишь на том, что ему интересно, нравится, поэтому задача учителя – помочь ему преодолеть усталость, уныние, неудовлетворенность. Мы часто слышим от своих учеников: « Мне тогда все понятно, когда интересно». Значит ребенку должно быть интересно на уроке. Неудовлетворенность может привести к агрессивности, мнительности, тревожности, неуверенности в себе.
Поскольку методы, формы, средства, используемые мною, оказались недостаточными, я начала искать пути решения возникшей проблемы. Изучила много разных методик и технологий, активно использовала ИКТ, наблюдала за реакцией детей и результатами нововведений и пришла к выводу: если ребенок будет здоров физически и для него будет создан психологический комфорт на уроке – успех обеспечен. Так я пришла к здоровьесберегающим технологиям. Под здоровьесберегающими технологиями в широком смысле слова следует понимать все те технологии, использование которых в образовательном процессе идет на пользу здоровья учащихся. Играя, двигаясь, они учатся жить, активнее участвуют все в обучении. Каждый свой урок я начинаю со слов: «Я рада вас видеть». Это способствует созданию положительного психоэмоционального фона, обстановки доброжелательности и взаимопонимания, желания работать.
Огромное значение в предупреждении утомления является четкая организация учебного труда. Дело в том, что классно-урочная система направлена на закрепощение детского организма в режиме постоянного сидения. При таком психомоторном закрепощении ребенок через 10-15 минут испытывает нервно-психические нагрузки, ведущие к ранней стенокардии, близорукости и скалиозу. У него угнетается и парализуется общий тонус организма. На каждом этапе урока я использую такие виды и формы деятельности, которые позволяют ученикам вставать с места, ходить по классу, поворачивать голову в разные стороны, но это не происходит хаотично и не нарушает учебный процесс. Вот несколько видов устного счета.
В 5-м классе, при повторении таблицы умножения, при переводе обыкновенной дроби в десятичную, использую игру «Мяч». Для этой игры использую небольшой резиновый мячик с шипами. Ученик, поймавший мяч, решает пример устно. Шипы мяча массажируют ладонь и кончики пальцев, при массаже активизируется кровообращение, что предотвращает застой крови не только в руках, но и во всем теле, так как кончики пальцев непосредственно связаны с мозгом.
В разных сторонах класса развешиваю карточки-плакаты с заданием для устного счета. Предлагаю ученикам повернуться направо, налево, назад и решить примеры.
На доске записываю примеры для устного счета, для каждого ряда одинаковые. Ученики строятся в две-три шеренги и по-очереди выходят к доске для записи ответов к примерам. Каждый ученик решает один пример и передает эстафету следующему. Учитываю скорость выполнения задания и правильность.
Очень интересно проходит устный счет «Рыбалка». Ученики ловят рыбку с заданием удочкой.
При повторении таблицы умножения, я задаю пример любому ученику, он, встав, отвечает и задает пример любому из учеников, который , встав, отвечает и задает свой пример любому из еще сидящих товарищей. В конце игры стоящими оказываются все учащиеся.
Осуществление идеи организации здоровьесберегающего учебно-воспитательного процесса приводит к необходимости использовать физминутки на каждом уроке. Потраченное время окупается повышением работоспособности, а главное – укрепляет здоровье учащихся. Я подобрала и систематизировала большое количество физминуток, которые успешно использую на уроках . Очень хорошо, если предлагаемые упражнения для физминуток органически вплетаются в канву урока. Так, например, при изучении правильных и неправильных дробей ученики познакомились с определениями и провели первичное закрепление материала. Для выяснения усвоения всеми ребятами нового материала я предлагаю следующее упражнение: ученики встают – руки на талии; задание: если я называю правильную дробь, ученики делают наклоны вправо-влево, если неправильную – вперед-назад.
Также важно включать в физминутки профилактические упражнения для глаз, так как они благоприятны при нервозах, гипертонии. Это следующие упражнения: вертикальные движения глаз вверх- вниз, горизонтальные вправо – влево, вращение глазами по часовой стрелке и против. На доске черчу кривую и предлагаю «нарисовать» фигуру глазами в одном, а затем в другом направлении.
Самостоятельную работу тоже провожу, использую здоровьесберегающую технологию. Например:
Готовлю небольшие карточки, содержащие один или два примера. Карточек должно быть на одну больше, чем учеников в классе. Все задания раскладываю на последней парте. Учащиеся каждого ряда по-очереди подходят и берут по одной карточке. На парте остается одна свободная. Решив примеры, ученики меняют свою карточку на свободную. Работая таким образом , учащиеся постоянно находятся в движении, учатся передвигаться по классу быстро, тихо, ориентироваться во времени и главное – не уставать от сидения.
Несколько учащихся класса получают опережающее задание, которое в дальнейшем проверяется мной, оценивается, а выполнившие задание становятся помощниками учителя. Они садятся за последнюю парту и проверяют, консультируют остальных учеников, которые получают это же задание и имеют возможность подходить к любому помощнику учителя.
Думаю, что приведенные примеры сочетания физических упражнений и математических заданий положительно влияют на организм, повышают работоспособность, интерес к предмету, позволяют выдать большой объем материала и избежать переутомления учащихся.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Здоровьесберегающие технологии на уроках математики »
Здоровьесберегающие технологии на уроках математики.
Здоровье нации - это общенациональная задача.
Н.А.Назарбаев
За последние годы заболеваемость школьников выросла на 22%. По данным НИИ педиатрии:
14% детей практически здоровы;
50% детей имеют отклонения в развитии опорно-двигательного аппарата;
35-40% детей страдают хроническими заболеваниями.
Наблюдая за учащимися на уроках математики, проводя диагностику физического состояния детей, я пришла к выводу, что к концу урока значительно снижается работоспособность, ослабевает внимание, нарастает психическое напряжение. И как результат – программный материал трудно усваивается, пропадает интерес к предмету, появляются пробелы в знаниях.
Передо мной встал вопрос: как решить эту проблему? Как помочь ребятам «без насилия над собой» постичь математику. Как сделать так, чтобы они с радостью бежали ко мне на урок, с хорошим настроением, с «аппетитом» поглощали знания, а на выходе был высокий результат?
Ученик способен сосредоточиться лишь на том, что ему интересно, нравится, поэтому задача учителя – помочь ему преодолеть усталость, уныние, неудовлетворенность. Мы часто слышим от своих учеников: « Мне тогда все понятно, когда интересно». Значит ребенку должно быть интересно на уроке. Неудовлетворенность может привести к агрессивности, мнительности, тревожности, неуверенности в себе.
Поскольку методы, формы, средства, используемые мною, оказались недостаточными, я начала искать пути решения возникшей проблемы. Изучила много разных методик и технологий, активно использовала ИКТ, наблюдала за реакцией детей и результатами нововведений и пришла к выводу: если ребенок будет здоров физически и для него будет создан психологический комфорт на уроке – успех обеспечен. Так я пришла к здоровьесберегающим технологиям. Под здоровьесберегающими технологиями в широком смысле слова следует понимать все те технологии, использование которых в образовательном процессе идет на пользу здоровья учащихся. Играя, двигаясь, они учатся жить, активнее участвуют все в обучении. Каждый свой урок я начинаю со слов: «Я рада вас видеть». Это способствует созданию положительного психоэмоционального фона, обстановки доброжелательности и взаимопонимания, желания работать.
Огромное значение в предупреждении утомления является четкая организация учебного труда. Дело в том, что классно-урочная система направлена на закрепощение детского организма в режиме постоянного сидения. При таком психомоторном закрепощении ребенок через 10-15 минут испытывает нервно-психические нагрузки, ведущие к ранней стенокардии, близорукости и скалиозу. У него угнетается и парализуется общий тонус организма. На каждом этапе урока я использую такие виды и формы деятельности, которые позволяют ученикам вставать с места, ходить по классу, поворачивать голову в разные стороны, но это не происходит хаотично и не нарушает учебный процесс. Вот несколько видов устного счета.
В 5-м классе, при повторении таблицы умножения, при переводе обыкновенной дроби в десятичную, использую игру «Мяч». Для этой игры использую небольшой резиновый мячик с шипами. Ученик, поймавший мяч, решает пример устно. Шипы мяча массажируют ладонь и кончики пальцев, при массаже активизируется кровообращение, что предотвращает застой крови не только в руках, но и во всем теле, так как кончики пальцев непосредственно связаны с мозгом.
В разных сторонах класса развешиваю карточки-плакаты с заданием для устного счета. Предлагаю ученикам повернуться направо, налево, назад и решить примеры.
На доске записываю примеры для устного счета, для каждого ряда одинаковые. Ученики строятся в две-три шеренги и по-очереди выходят к доске для записи ответов к примерам. Каждый ученик решает один пример и передает эстафету следующему. Учитываю скорость выполнения задания и правильность.
Очень интересно проходит устный счет «Рыбалка». Ученики ловят рыбку с заданием удочкой.
При повторении таблицы умножения, я задаю пример любому ученику, он, встав, отвечает и задает пример любому из учеников, который , встав, отвечает и задает свой пример любому из еще сидящих товарищей. В конце игры стоящими оказываются все учащиеся.
Осуществление идеи организации здоровьесберегающего учебно-воспитательного процесса приводит к необходимости использовать физминутки на каждом уроке. Потраченное время окупается повышением работоспособности, а главное – укрепляет здоровье учащихся. Я подобрала и систематизировала большое количество физминуток, которые успешно использую на уроках . Очень хорошо, если предлагаемые упражнения для физминуток органически вплетаются в канву урока. Так, например, при изучении правильных и неправильных дробей ученики познакомились с определениями и провели первичное закрепление материала. Для выяснения усвоения всеми ребятами нового материала я предлагаю следующее упражнение: ученики встают – руки на талии; задание: если я называю правильную дробь, ученики делают наклоны вправо-влево, если неправильную – вперед-назад.
Также важно включать в физминутки профилактические упражнения для глаз, так как они благоприятны при нервозах, гипертонии. Это следующие упражнения: вертикальные движения глаз вверх- вниз, горизонтальные вправо – влево, вращение глазами по часовой стрелке и против. На доске черчу кривую и предлагаю «нарисовать» фигуру глазами в одном, а затем в другом направлении.
Самостоятельную работу тоже провожу, использую здоровьесберегающую технологию. Например:
Готовлю небольшие карточки, содержащие один или два примера. Карточек должно быть на одну больше, чем учеников в классе. Все задания раскладываю на последней парте. Учащиеся каждого ряда по-очереди подходят и берут по одной карточке. На парте остается одна свободная. Решив примеры, ученики меняют свою карточку на свободную. Работая таким образом , учащиеся постоянно находятся в движении, учатся передвигаться по классу быстро, тихо, ориентироваться во времени и главное – не уставать от сидения.
Несколько учащихся класса получают опережающее задание, которое в дальнейшем проверяется мной, оценивается, а выполнившие задание становятся помощниками учителя. Они садятся за последнюю парту и проверяют, консультируют остальных учеников, которые получают это же задание и имеют возможность подходить к любому помощнику учителя.
Думаю, что приведенные примеры сочетания физических упражнений и математических заданий положительно влияют на организм, повышают работоспособность, интерес к предмету, позволяют выдать большой объем материала и избежать переутомления учащихся.
Так как здоровьесберегающие технологии реализуются на основе личностно-ориентированного подхода, мы в классе провели совместно с психологом исследование по Цвето-ассоциативной методике А.М. Парачёва.
Цель: Изучить эмоционально-оценочное отношение учащихся к различным сторонам школьной жизни.
Выводы: Как мы видим математика имеет самый высокий коэффициент, это говорит о том, что на уроках используются здоровьесберегающие технологии.
Выводы: 1. Спад заболеваемости произошёл благодаря технологии раскрепощённого развития детей. Учебные занятия проводятся в режиме смены динамических поз.
2. Наблюдения показывают, что использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяют учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности, а учителю эффективно проводить профилактику асоциального поведения.