Просмотр содержимого документа
«Математическая грамотность школьника, как компонент функциональной грамотности»
«Математическая грамотность школьника,
как компонент функциональной грамотности»
Добрый день уважаемые коллеги!
Одна из важнейших задач современной школы – формирование функционально грамотных людей.
Начать нашу совместную работу мне хочется с притчи, которая известна с давних пор, но не потеряла актуальности и в наше время.
Называется она «Чайная церемония».
«Сегодня изучите обряд чайной церемонии», – сказал учитель и дал своим ученикам свиток, в котором были описаны тонкости чайной церемонии.
Ученики погрузились в чтение, а учитель ушел в парк и сидел там весь день.
Ученики успели обсудить и выучить все, что было записано на свитке.
Наконец, учитель вернулся и спросил учеников о том, что они узнали.
- «Белый журавль моет голову» – это значит, прополощи чайник кипятком, – с гордостью сказал первый ученик.
- «Бодхисаттва входит во дворец, – это значит, положи чай в чайник» –добавил второй.
- «Струя греет чайник, – это значит, кипящей водой залей чайник» –подхватил третий.
Так ученики один за другим рассказали учителю все подробности чайной церемонии. Только последний ученик ничего не сказал. Он взял чайник, заварил в нем чай по всем правилам чайной церемонии и напоил учителя чаем.
- Твой рассказ был лучшим, – похвалил учитель последнего ученика. – Ты порадовал меня вкусным чаем, и тем, что постиг важное правило: «Говори не о том, что прочел, а о том, что понял».
- Учитель, но этот ученик вообще ничего не говорил, – заметил кто-то.
- Практические дела всегда говорят громче, чем слова, – ответил учитель.
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
- Какие методические приёмы мы можем отметить в деятельности учителя?
- Конечно это и самостоятельная работа по приобретению знаний, и «обучение в сотрудничестве», и значимость практических знаний.
- Действительно, мудрости учителя можно позавидовать. Он понимал, что самые прочные знания, это те, которые добыты самостоятельным трудом; «обучение в сотрудничестве» даёт положительные результаты, это интерактивный метод; умение применять знания в жизни, это самое главное, чему мы должны учить детей.
Притча «Чайная церемония» - о знаниях и применении их на деле, говоря современным языком «функциональная грамотность школьников».
функциональная грамотность способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней.
Если предположить, что «Функциональная грамотность» это пазл, которые очень любят собирать дети, то элементами его будут: «Математическая грамотность», читательская грамотность, естественнонаучная грамотность. Это основы функциональной грамотности, которые мы должны закладывать уже в начальной школе!
Математическая грамотность – способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живёт.
Базовым навыком функциональной грамотности являетсячитательская грамотность. В современном обществе умение работать с информацией (читать, прежде всего) становится обязательным условием успешности. Развитию осознанности чтения необходимо уделять самое пристальное внимание, особенно в начальной школе.
Естественнонаучная грамотность – способность человека осваивать и использовать естественнонаучные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний и умения использовать их в дальнейшей жизни.
Приемы работы по формированию функциональной грамотности средних школьников очень многообразны. Грамотное их использование и правильная мотивация как самого учителя, так и детей позволяет воспитать выпускника начальной школы полностью соответствующего ФГОС.
- Основы каких знаний получают обучающие, решая подобные задачи?
- Конечно же финансовая грамотность. И это лишь одна часть компонентов функциональной грамотности, которые мы рассмотрели.
ИТОГ
В связи со всем вышесказанным, давайте запомним одну формулу успеха, которая позволит сформировать у учащихся качества, необходимые для полноценного функционирования в современном обществе.