kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Кружок дополнительного образования Шахматы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Кружок допольнительного образования Шахматы.Кружок посещают 15 человек среднего звена мттттлвыщльщдвмзждакм.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Кружок дополнительного образования Шахматы»

Карагайская СОШ, филиал МАОУ Дубровинская СОШ Вагайского района Тюменской области



программа

внеурочной деятельности

«Шахматы»

Для учащихся 6-8 классов

(обще интеллектуальная направленность)

на 2020 -2021 учебный год








Учитель: Уразов М.Ф



































ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа курса «Шахматы» составлена на основе примерной программы внеурочной деятельности (начальное и основное общее образование) Горский В.А., Тимофеев А.А., Смирнов Д.В. и др./Под ред. Горского Д.В. Примерные программы внеурочной деятельности.

Программа «Шахматы» позволяет реализовать многие позитивные идеи отечественных теоретиков и практиков - сделать обучение радостным, поддерживать устойчивый интерес к знаниям. Стержневым моментом занятий становится деятельность самих учащихся, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности.

Обучение игре в шахматы с раннего возраста помогает многим детям не отстать в развитии от своих сверстников, открывает дорогу к творчеству сотням тысяч детей некоммуникативного типа. Расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражения, самореализации позволяет этим детям преодолеть замкнутость, мнимую ущербность.

Шахматы по своей природе остаются, прежде всего, игрой. И ученик, особенно в начале обучения, воспринимает их именно как игру. Сейчас шахматы стали профессиональным видом спорта, к тому же все детские соревнования носят спортивную направленность. Поэтому развитие личности ребенка происходит через шахматную игру в ее спортивной форме. Спорт вырабатывает в человеке ряд необходимых и требуемых в обществе качеств: целеустремленность, волю, выносливость, терпение, способность к концентрации внимания, смелость, расчет, умение быстро и правильно принимать решения в меняющейся обстановке и т.д.Шахматы, сочетающие в себе также элементы науки и искусства, могут вырабатывать в учащихся эти черты более эффективно, чем другие виды спорта. Формирование этих качеств нуждается, безусловно, в мотивации, а в шахматах любое поражение и извлеченные из него уроки способны создать у ребенка сильнейшую мотивацию к выработке у себя определенных свойств характера.

О социальной значимости шахмат, их возрастающей популярности можно судить по таким весомым аргументам как создание международных организаций, занимающихся популяризацией и пропагандой шахмат, проведение всемирных шахматных олимпиад и многочисленных международных соревнований. Шахматы становятся все более серьезным занятием огромного количества людей и помогают становлению человека в любой среде деятельности, способствуя гармоничному развитию личности.

Шахматы это не только игра, доставляющая ученикам много радости, удовольствия, но и действенное эффективное средство их умственного развития, формирования внутреннего плана действий -способности действовать в уме.

Игра в шахматы развивает наглядно-образное мышление, способствует зарождению логического мышления, воспитывает усидчивость, вдумчивость, целеустремленность. Ученик, обучающийся этой игре, становится собраннее, самокритичнее, привыкает самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца, не унывать при неудачах. Экспериментально же было подтверждено, что дети, вовлеченные в волшебный мир шахмат, лучше успевают в школе, а так же положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением. В начальной школе происходят радикальные изменения: на первый план выдвигается развивающая функция обучения, в значительной степени способствующая становлению личности младших школьников и наиболее полному раскрытию их творческих способностей. Древние мудрецы сформулировали суть шахмат так: «Разумом одерживать победу».

Шахматные игры развивают такой комплекс наиважнейших качеств, что с давних пор приобрели особую социальную значимость- это один из самых лучших и увлекательных видов досуга, когда-либо придуманных человечеством.

Поэтому актуальность данной программы состоит в том, что она направлена на организацию содержательного досуга учащихся, удовлетворение их потребностей в активных формах познавательной деятельности и обусловлена многими причинами: рост нервно-эмоциональных перегрузок, увеличение педагогически запущенных детей.

В центре современной концепции общего образования лежит идея развития личности ребёнка, формирование его творческих способностей, воспитание важных личностных качеств. Всему этому и многому другому способствует процесс обучения игре в шахматы.

Следовательно, они сочетают в себе элементы искусства, науки и спорта. Соприкосновение с этими важными областями общечеловеческой культуры вызывает в душе ребенка позитивный отклик, способствует гармоничному развитию. Кроме этого, шахматы являются большой школой творчества для детей, это уникальный инструмент развития их творческого мышления.

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ:

Создание условий для личностного и интеллектуального развития учащихся, формирования общей культуры и организации содержательного досуга посредством обучения игре в шахматы.

ЗАДАЧИ:

Обучающие:

  • познакомить с элементарными понятиями шахматной игры;

  • помочь овладеть приёмами тактики и стратегии шахматной игры;

  • научить воспитанников играть шахматную партию с записью;

  • обучить решать комбинации на разные темы;

  • обучить учащихся самостоятельно анализировать позицию, через формирование умения решать комбинации на различные темы;

  • научить детей видеть в позиции разные варианты.

Развивающие:

  • развивать фантазию, логическое и аналитическое мышление, память, внимательность, усидчивость;

  • развивать интерес к истории происхождения шахмат и творчества шахматных мастеров;

  • развивать способность анализировать и делать выводы;

  • способствовать развитию творческой активности;

  • развивать волевые качества личности.

Воспитательные:

  • воспитывать уважения к партнёру, самодисциплину, умение владеть собой и добиваться цели;

  • сформировать правильное поведение во время игры;

  • воспитывать чувство ответственности и взаимопомощи;

  • воспитывать целеустремлённость, трудолюбие.

Данная программа рассчитана на четыре года обучения, состоящего из двух этапов.

ПРОГРАММА ПРЕДУСМАТРИВАЕТ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ:

  1. теоретические (знакомство с шахматами, изучение каждой фигуры, ее роль, функции);

  2. практические (непосредственно шахматная игра, соревнования в группе).

ОСОБЕННОСТИ ВОЗРАСТНОЙ ГРУППЫ ДЕТЕЙ:

Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 6-10 классов (10-16 лет).

ФОРМЫ И ВИДЫ РАБОТЫ:

  • групповая работа;

  • работа в парах;

  • индивидуальная работа;

  • практическая игра;

  • решение шахматных задач, комбинаций и этюдов.

  • дидактические игры и задания, игровые упражнения;

  • теоретические занятия, шахматные игры, шахматные дидактические игрушки.

  • участие в турнирах и соревнованиях.

Результаты освоения курса внеурочной деятельности

УРОВЕНЬ РЕЗУЛЬТАТОВ РАБОТЫ ПО ПРОГРАММЕ:

к концу учебного курса дети научатся:

  • ориентироваться на шахматной доске;

  • играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса;

  • правильно помещать шахматную доску между партнерами;

  • правильно расставлять фигуры перед игрой;

  • различать горизонталь, вертикаль, диагональ;

  • рокировать;

  • объявлять шах;

  • ставить мат;

  • решать элементарные задачи на мат в один ход.

  • записывать шахматную партию;

ЛИЧНОСТНЫЕ И МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Личностные:

  • Адекватно оценивать свое поведение и поведение окружающих.

  • Формировать уважительное отношение к иному мнению.

  • Учиться понимать свою роль, развивать самостоятельность и ответственность.

  • Развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

  • Учиться относиться бережно к материальным и духовным ценностям.


Познавательные:

  • Осваивать начальные формы познавательной и личностной рефлексии.

  • Учиться использовать знако-символические средства представления информации.

  • Использовать различные способы поиска информации на заданную на кружке тему.

  • Собирать и обрабатывать материал, учится его передавать окружающим разными способами.

  • Овладевать логическими действиями, устанавливать аналогии, строить рассуждения, овладевать новыми понятиями.

  • Овладевать начальными сведениями об изучаемом объекте (шахматах)

  • Учиться работать в информационной среде по поиску данных изучаемого объекта.


Коммуникативные:

  • Активно использовать речевые средства в процессе общения с товарищами во время занятий.

  • Учиться слушать собеседника, напарника по игре, быть сдержанным, выслушивать замечания и мнение других людей, излагать и аргументировать свою точку зрения.

  • Учиться договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

Регулятивные:

  • Овладевать способностью принимать и сохранять цели и задачи занятия.

  • Находить способы решения и осуществления поставленных задач.

  • Формировать умение контролировать свои действия.

  • Учиться понимать причины успеха и неуспеха своей деятельности.


СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Начальный курс по обучению игре в шахматы максимально прост и доступен начинающим школьникам. Большое значение при изучении шахматного курса имеет специально организованная игровая деятельность, использование приема обыгрывания учебных заданий, создания игровых ситуаций.

Содержание первого года обучения включает в себя следующие разделы:

1. Шахматная доска. Шахматные фигуры. Знакомство с игровым "полем". (1 ч)

2. Краткая история шахмат. Знакомство с шахматами, первые чемпионы. (1ч).

3. Шахматные фигуры. Основные функциональные особенности фигур. Их роль в игре. (5 ч).

4. Техника матования одинокого короля. Миттельшпиль, эндшпиль, блиц-шахматы, долгие шахматы. (5 ч).

5. Достижение мата. Мат в один, два, три и более ходов. Задачи на постановку мата в несколько ходов. (10 ч).

6. Шахматные комбинации. Разнообразие шахматной игры. Рокировка, комбинации, ведущие к достижению материального перевеса, система защиты, атака, пешка и ее роль, разрушение королевского прикрытия, типичные комбинации в дебюте, патовые комбинации. (8 ч)

7. Повторение изученного в течение года. Шахматные баталии. Соревнования в группе. (5 ч).

Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения курса внеурочной деятельности

Материально-техническое обеспечение


  • шахматные доски с набором шахматных фигур

  • демонстрационная шахматная доска с набором магнитных фигур

  • шахматные часы

  • шаблоны горизонтальных, вертикальных и диагональных линий

  • шаблоны латинских букв (из картона или плотной бумаги) для изучения шахматной нотации


Учебно – методическое обеспечение


  1. Сухин И.Г. Программы курса "Шахматы – школе: Для начальных классов общеобразовательных учреждений". - Обнинск: Духовное возрождение, - 2011.-40 с.

  2. Сухин И. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны: Учебник для 1 класса четырёхлетней и трёхлетней начальной школы. – Обнинск: Духовное возрождение, 1998.

  3. Сухин И. Шахматы, первый год, или Учусь и учу: Пособие для учителя – Обнинск: Духовное возрождение, 1999.

  4. Сухин И. Шахматы, второй год, или Играем и выигрываем. - 2002.

  5. Сухин И. Шахматы, второй год, или Учусь и учу. - 2002.

  6. Сухин И.Г. Шахматы, третий год, или Тайны королевской игры.- Обнинск: Духовное возрождение, 2004.

  7. Сухин И.Г. Шахматы, третий год, или Учусь и учу.- Обнинск: Духовное возрождение, 2005.


Список литературы по программе


  1. Сухин И. Удивительные приключения в шахматной стране. (Занимательное пособие для родителей и учителей). Рекомендовано Мин общ. и проф. обр. РФ. М. ПОМАТУР.- 2000.

  2. Сухин И. Шахматы для самых маленьких. Книга-сказка для совместного чтения родителей и детей. М. АСТРЕЛЬ. ACT. -2000.

  3. Френе С. Избранные педагогические сочинения, М.. Просвещение. -1990.

  4. Шахматы. Энциклопедический словарь. М.Советская энциклопедия.. -1990.

  5. Шахматы - школе. М. Педагогика. -1990.

  6. В. Костров, Д.Давлетов Шахматы Санкт-Петербург -2001.

  7. В.Хенкин  Шахматы для начинающих. М.: «Астрель».- 2002.


VI. Календарно-тематическое планирование 6-10 класс


п/п

Дата

по плану

Дата фактическая

Содержание курса


Кол-во

часов


Элемент

Содержания


1.



Шахматная доска.


1ч


Знакомство с шахматами. Шахматная доска, ее внешний вид, количество белых и черных полей. Шахматные фигуры - основной материал игры. Их количество, функции каждой фигуры.

2.



Знакомство с игровым "полем".

1ч


Диагональ, вертикаль, горизонталь.

3.

4.



Краткая история шахмат. Знакомство с шахматами, первые чемпионы.


2 ч


Место шахмат в мировой культуре. Роль шахмат в воспитании и развитии личности. Сильнейшие юные шахматисты мира Шахматная доска. Поля, линии, их обозначение. Легенда о возникновении шахмат.

5.

6.

7.



Шахматные фигуры. Основные функциональные особенности фигур. Их роль в игре


ч


Шахматные фигуры. Изучение отдельно взятой фигуры в шахматах, запись перемещений фигур, их роль. Ценность фигур. Единица измерения ценности. Виды ценности. Изменение ценности в зависимости от ситуации на доске, защита.

8.

9.

10.

11.

12.



Техника матования одинокого короля. Миттельшпиль, эндшпиль, блиц-шахматы, долгие шахматы.


5 ч


Геометрические мотивы траекторий перемещения шахматных фигур. Безопасность короля (короткая и длинная рокировка). Ходы и взятия ладьи, слона, ферзя, короля, коня и пешки. Логические связки «и», «или», «не». Ударность и подвижность фигур в зависимости от их положения на доске. Превращение пешки и взятие на проходе пешкой. Дидактические игры. Угроза, нападение, защита, двойной удар. Контроль полей. Ограничение подвижности фигур. Упражнения. Запись ходов шахматных фигур – кодирование информации.


13.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

20.

21.

22.



Достижение мата. Мат в один, два, три и более ходов. Задачи на постановку мата в несколько ходов.


10 ч


Понятие о шахе Способы защиты от шаха. Открытый и двойной шахи. Понятие мата. Обучение алгоритму матования в 1 ход. Понятие о пате. Сходства и различия понятий мата и пата. Выигрыш, ничья, виды ничьей.

Мат в один, два, три и более ходов. "Детский" мат, рокировка.

23.

24.

25.

26.

27.

28.

29.

30.



Шахматные комбинации. Разнообразие шахматной игры.


8 ч


Мобилизация фигур, борьба за центр. Роль и оптимизация работы фигур в дебюте Гамбиты, пункт f2 (f7)в дебюте Понятие о шахматном турнире. Правила поведения при игре в шахматных турнирах. Игровая практика. Правила поведения в соревнованиях. Спортивная квалификация в шахматах.


31.

32.

33.

34.



Повторение изученного в течение года.

Промежуточная аттестация.


 5 ч


Слабость крайней горизонтали, двойной удар, Открытое нападение, связка, виды связки и защита от нее. Завлечение, отвлечение, разрушение пешечного прикрытия короля, освобождение пространства, уничтожение защиты. Сквозное действие фигур (рентген).




Всего


34 ч














Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Кружок дополнительного образования Шахматы

Автор: Уразов Мирхад Файзрахманович

Дата: 13.12.2020

Номер свидетельства: 566870

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(262) "АВТОРСКАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО - ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ Кружок «ВЕСЁЛЫЕ ШАХМАТЫ»"
    ["seo_title"] => string(80) "avtorskaia_dopolnitelnaia_obshcheobrazovatelnaia_obshcherazvivaiushchaia_progr_1"
    ["file_id"] => string(6) "580276"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1620805264"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ "
    ["seo_title"] => string(63) "probliemy-riealizatsii-fgos-nachal-nogo-obshchiego-obrazovaniia"
    ["file_id"] => string(6) "213485"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1432060541"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(50) "Программа шахматный кружок"
    ["seo_title"] => string(29) "programma_shakhmatnyi_kruzhok"
    ["file_id"] => string(6) "490392"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1544605683"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(165) "Календарно - тематическое планирование по курсу внеурочной деятельности "Юный шахматист" "
    ["seo_title"] => string(98) "kaliendarno-tiematichieskoie-planirovaniie-po-kursu-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-iunyi-shakhmatist"
    ["file_id"] => string(6) "219706"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1434351527"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(148) "Доклад на тему: "Формирование системы здоровьесбережения детей  в условиях ФГОС" "
    ["seo_title"] => string(89) "doklad-na-tiemu-formirovaniie-sistiemy-zdorov-iesbieriezhieniia-dietiei-v-usloviiakh-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "111017"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1406903937"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства