Авторская дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Весёлые шахматы» относится к дополнительным программам социально-педагогической направленности.
Программа направлена на развитие интеллектуальных способностей у детей дошкольного возраста. Психическое развитие дошкольников - это сложный процесс, связанный с формированием всех сторон личности ребенка. В возрасте 5-7 лет детей отличает достаточный уровень психического развития: появляется дифференцированное восприятие, интенсивно развивается воображение, вырабатываются обобщенные нормы мышления. Для современной системы образования проблема психического развития детей дошкольного возраста является чрезвычайно актуальной. Возрастают требования к всестороннему развитию подрастающего поколения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«АВТОРСКАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО - ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ Кружок «ВЕСЁЛЫЕ ШАХМАТЫ»»
Управление образованием администрации муниципального образования Ейский район
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 29 города Ейска муниципального образования Ейский район.
Принята
педагогическим советом
протокол от 31.08.2020 г. № 1
Утверждена
приказом заведующего
МБДОУ ДСКВ № 29.г.Ейск
МО Ейский район
От 31.08.2020 № 115
__________ Н.И.Сахно
АВТОРСКАЯ
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
СОЦИАЛЬНО - ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
Кружок «ВЕСЁЛЫЕ ШАХМАТЫ»
Уровень программы: ознакомительный
Срок реализации программы: 2 года: 128ч.
Возрастная категория: от 5 до 7 лет
Состав группы: до 10 человек
Форма обучения: очная
Вид программы: авторская
Программа реализуется на внебюджетной основе
Автор-составитель:
Игнашева Елена Владимировна,
воспитатель
г. Ейск, 2020
Содержание
Раздел 1 программы "Комплекс основных характеристик образования: объём, содержание, планируемые результаты"
3
1.1. Пояснительная записка
3
1.2. Цель и задачи программы
5
1.3. Содержание программы
7
1.4. Планируемые результаты
14
Раздел 2 программы "Комплекс организационно-педагогических условий, включающий формы аттестации"
17
2.1. Календарный учебный график
17
2.2. Условия реализации программы
25
2.3. Формы аттестации
25
2.4. Оценочные материалы
25
2.5. Методические материалы
25
2.6. Список литературы
28
Приложение 1. Мониторинг результатов обучения ребёнка по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе
29
Раздел 1 программы "Комплекс основных характеристик образования: объём, содержание, планируемые результаты"
Пояснительная записка.
Авторская дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Весёлые шахматы» относится к дополнительным программам социально-педагогической направленности.
Программа направлена на развитие интеллектуальных способностей у детей дошкольного возраста. Психическое развитие дошкольников - это сложный процесс, связанный с формированием всех сторон личности ребенка. В возрасте 5-7 лет детей отличает достаточный уровень психического развития: появляется дифференцированное восприятие, интенсивно развивается воображение, вырабатываются обобщенные нормы мышления. Для современной системы образования проблема психического развития детей дошкольного возраста является чрезвычайно актуальной. Возрастают требования к всестороннему развитию подрастающего поколения.
Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста является сегодня одной из наиболее актуальных проблем. Современные дети живут и развиваются в эпоху компьютерных и информационных технологий, и их интеллектуальное развитие не может ограничиваться только овладением определенными навыками: чтением, счетом, письмом, для успешной учебы в школе им необходимо иметь развитое логическое мышление, устойчивое произвольное внимание, хорошо тренированную смысловую память. Предпосылки этих сложных психических качеств могут начать развиваться уже в старшем дошкольном возрасте. Все это и многое другое значительно облегчается обучением во время игры. Ребенок, увлеченный игрой в шахматы, не замечает, что он "учится", хотя при этом сталкивается с различными задачами и преодолевает их. Педагогу остается только использовать эту естественную потребность для вовлечения детей в более сложные и творческие формы игровой деятельности. Именно такой игрой являются шахматы.
Актуальность программы заключается в том, что занятия шахматами укрепляют память, развивают аналитические способности и воображение, способствуют развитию таких черт характера, как организованность, целеустремленность, объективность. Увлекшись этой игрой, маленький непоседа становится более прилежным, озорной - более выдержанным, надменный - более самокритичным. Шахматы учат быть предельно внимательным, собранным. Кроме того, шахматы - это прекрасный повод для общения людей, способствующий углублению взаимопонимания и укреплению дружеских отношений.
В образовательном учреждении на первый план выдвигается развивающая функция обучения, которая существенно способствует формированию личности дошкольников и наиболее полному раскрытию их творческих способностей.
Новизна программы заключается в том, что она максимально проста и доступна дошкольникам. Включает в себя игровые занятия в классе. Использование шахматных дидактических игр и пособий помогает дошкольникам овладеть игрой в шахматы, поддерживает устойчивый интерес к знаниям и делает процесс обучения игре в шахматы радостным и динамичным. Занятия полны игровых приемов, разнообразных проблемных ситуаций, объединенных в единый сюжет (строим шахматный город, запоминаем адреса, фигуры потерялись). Формирование интереса детей к игре в шахматы происходит также через чтение литературных произведений, просмотр анимационных фильмов. Имеет место более углублённое знакомство с историей возникновения игры и легендами является следующим этапом.
Педагогическая целесообразностьпрограммы.
Особое значение в обучении имеют особенности организации игровой деятельности на занятиях, использование техники обыгрывания заданий, создание игровых ситуаций, использование шахматных дидактических игр и пособий.
Учась играть в шахматы, ребенок живет в мире сказок и превращает обычную шахматную доску и фигуры в волшебные. Это обогащает детское воображение. А изящество и красота отдельных ходов, шахматных комбинаций - это настоящее удовольствие.
Шахматы - это тяжелая и упорная работа. Целесообразно, чтобы шахматная игра занимала определенное место в педагогическом процессе детских образовательных учреждений, так как она является эффективным средством умственного развития и подготовки детей к школе.
Отличительные особенности программы заключаются :
- в постепенном освоении обучающимися предлагаемого курса, который позволяет детям с разным уровнем развития овладеть теми этапами сложности, которые соответствуют их способностям.
- в использовании индивидуального подхода к каждому ребенку путем подбора заданий разного уровня сложности. Индивидуальный подход обеспечивает «ситуацию успеха» для каждого воспитанника, тем самым повышая эффективность и результативность образовательного процесса. Отбор заданий осуществляется на основе метода наблюдения педагога за практической деятельностью ребёнка на занятиях.
Адресат программы – программа рассчитана на детей от 5 до 7 лет. В кружок принимаются все желающие, без предварительной подготовки, не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья. Состав групп - одного возраста.
Уровень программы – ознакомительный.
Объём – 2 года: 128ч.(1 год -64ч.; 2 год-64ч.)
Сроки реализации – с 1 октября по 31 мая.
Формы обучения – очная.
Режим занятий:
для детей 5 – 6 лет 2 раза в неделю по 25 минут.
для детей 6 – 7 лет 2 раза в неделю по 30 минут.
Программа реализуется в объединениях по интересам, сформированных в группах обучающихся двух возрастных категорий (5-6, 6-7 лет), которые являются основным составом объединения (кружка); состав группы является постоянным.
1.2. Цель и задачи программы
1 год обучения (5-6 лет)
Цель программы:
Обучение детей дошкольного возраста игре в шахматы.
Задачи:
Образовательные (предметные):
- формирование исходных представлений о древней игре, о ее положительном влиянии на развитие человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное), о физической культуре и здоровье как факторах успешной учебы и социализации;
- взаимодействие со сверстниками по правилам шахматной игры и соревнований в соответствии с шахматным кодексом;
- выполнение простейших элементарных шахматных комбинаций;
- развитие восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления и начальных форм контроля волевого поведения.
Личностные:
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
- формирование уважительного отношения к различным мнениям, истории и культуре других народов;
- развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
Метапредметные:
- овладение умением принимать и поддерживать цели и задачи образовательной деятельности, находить средства для их реализации;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями ее выполнения;
- определить наиболее эффективные способы достижения результата;
- формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и умения конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
2 год обучения (6-7 лет)
Цель программы: создание условий для личностного и интеллектуального развития дошкольников, через обучение игре в шахматы, привитие интереса к игре.
Задачи:
Образовательные (предметные):
- ознакомление с историей шахмат;
- обучение правилам игры;
- ознакомление с теоретическими знаниями по шахматам.
Личностные:
- развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- формирование уважительного отношения к различным мнениям, истории и культуре других народов.
Метапредметные:
- развитие логического мышления, памяти, внимания, усидчивости и другие познавательные психические процессы;
- сохранение выдержки, критического отношения к себе и к сопернику; формирование навыков запоминания;
- ввести в мир логической красоты и образного мышления, расширять представления об окружающем мире.
Принципы и подходы к формированию Программы
Основой организации работы с дошкольниками старшей и подготовительной к школе группы по данной программе является система дидактических принципов:
* Принцип развивающей деятельности: игра имеет обучающий и развивающий характер для личности каждого участника и всей команды в целом.
* Принцип активного вовлечения каждого ребенка в игровое действие: создание условий для активной познавательной деятельности всех детей в группе и каждого ребенка в отдельности.
* Принцип индивидуального подхода. Индивидуальный подход используется для создания условий для всестороннего развития каждого ребенка и предотвращения влияния неприятных обстоятельств на его развитие. И предусматривает организацию обучения на основе глубокого знания индивидуальных способностей каждого ребенка.
* Принцип психологического комфорта: создание доверительной атмосферы и минимизация стрессовых факторов образовательного процесса.
* Принцип доступности, последовательности и непротиворечивости изложения программного материала.
* Принцип комплексной реализации целей: воспитательных, развивающих, воспитательных задач.
* Принцип вариативности, креативности - дошкольникам систематически предоставляется возможность сделать собственный выбор. Таким образом, копилка приобретенного детьми опыта творческой, продуктивной деятельности пополняется.
Изложенные выше принципы интегрируют современные научные взгляды на основы организации развивающего обучения и обеспечивают решение проблем интеллектуального и личностного развития. Каждый из этих принципов направлен на достижение результата обучения: овладение старшими детьми основами шахматной игры.
Содержание программы
Учебный план
1 год обучения (5-6 лет)
№ п\п
Название раздела, темы
Количество часов
Формы аттестации, контроля
Всего
теория
практика
1.
История возникновения шахмат
1
1
-
Турнир
2.
Шахматная доска
3
1
2
3.
Линии
3
1
2
4.
Диагональ
3
1
2
5.
Шахматные фигуры
1
1
-
6.
Ладья. Ход ладьи
2
1
1
7.
Слон. Ход слона
2
1
1
8.
Ферзь. Ход ферзя
2
1
1
9.
Конь. Ход коня
2
1
1
10.
Пешка. Ход пешки
2
1
1
11.
Король. Ход короля
2
1
1
12.
Начальное положение
2
1
1
13.
Ладья против слона
2
1
1
14.
Ферзь против ладьи и слона
2
1
1
15.
Конь против ферзя, ладьи и слона
3
1
2
16.
Пешка против ферзя, ладьи, коня, слона
4
-
4
17
Король против других фигур
6
1
5
18
Шах
3
1
2
19
Мат
3
1
2
20
Ничья. Пат
3
1
2
21.
Рокировка
2
1
1
22.
Шахматная партия
7
-
7
23.
Личное первенство
2
-
2
24.
Итоговое занятие
2
1
1
Итого за год
64
21
43
2 год обучения (6-7 лет)
№ п\п
Название раздела, темы
Количество часов
Формы аттестации, контроля
Всего
теория
практика
1.
Шахматная позиция
3
1
2
Турнир
2.
Шахматная партия
5
1
4
3.
Шахматная комбинация
1
1
-
4.
Шахматная нотация
3
1
2
5.
Контроль знаний
1
-
1
6.
Ценность шахматных фигур
1
-
1
7.
Повторение. Шах
6
-
6
8.
Повторение. Мат
7
-
7
9.
Шахматная партия
4
-
4
10.
Повторение. Мат
2
-
2
11.
Правила квадрата
3
1
2
12.
Пешечный эндшпиль
3
1
2
13.
Комбинации
3
1
2
14.
Типичные комбинации
2
-
2
15.
Матовые комбинации
3
-
3
16.
Этюды
5
1
4
17.
Шахматные турниры
9
-
9
18
Шахматная партия
2
-
2
19
Итоговое занятие
1
-
1
Итого за год
64
8
56
Содержание учебного плана
1 год обучения (5-6 лет)
1. История возникновения шахмат.
Теория - 1: История возникновения шахмат. Чтение легенды о возникновении шахмат. Просмотр фильма «Возникновение шахмат». Беседа по содержанию фильма.
Практика - 0
2. Шахматная доска
Теория - 1: Дать понятие «шахматная доска», научить их рисовать шахматную доску и правильно располагать доску между партнерами. Дать понятие: партнер; горизонтальные и вертикальные линии; "диагональ".
Практика - 2: Раскрашивание «шахматной доски». Обозначать цветными линиями на «шахматной доске» вертикальные, горизонтальные линии и диагональ.
3. Линии.
Теория - 1: Ввести понятие «линия». Какие бывают линии?
Практика - 2: Показать направления на шахматной доске (горизонтальные, вертикальные), ввести шахматные фигуры. Развивать навык работы с шахматной доской, повторять правила игры.
4. Диагональ
Теория - 1: Ввести понятие «диагональ».
Практика - 2: Нарисовать короткую и длинную диагональ. Найти на шахматной доске самую длинную и самую короткую диагональ. Показать большую белую, черную диагональ. Показать диагональ, состоящую из двух, трех, четырех, пяти, шести, семи, восьми полей.
5. Шахматные фигуры.
Теория - 1: Познакомить с названиями шахматных фигур.
Практика – 0.
6. Ладья. Ход ладьи.
Теория - 1: Познакомить с шахматной фигурой «ладья». Правилами хода.
Практика - 1: Игра с ладьями «Игра на уничтожение» Цель: побить ладьи противника. Игра «Лабиринт». Белая ладья должна достичь определённого поля через «минное поле».
7. Слон. Ход слона.
Теория - 1: Познакомить с шахматной фигурой «слон». Правилами хода.
Практика - 1: Игра ладьями и слонами.
8. Ферзь. Ход ферзя.
Теория - 1: Познакомить с шахматной фигурой «ферзь». Правилами хода.
Практика - 1: Показ хода ладьи, слона, ферзя. «Игра на уничтожение» - с фигурами ладья, слон ферзь.
9. Конь. Ход коня.
Теория - 1: Познакомить с шахматной фигурой «конь». Правила хода.
Практика - 1: Игры. «Попади в центр». «Ход конём» - запись чисел на листе в клетку. «Игра на уничтожение». Фигуры: ладья, слон, ферзь, конь.
10. Пешка. Ход пешки.
Теория - 1: Познакомить с шахматной фигурой «пешка». Правила хода.
Практика - 1: Игра – эстафета «Кто быстрее расставит пешки на шахматной доске». «Пройди до дамки». Пешка против ладьи, слона, ферзя, коня.
11. Король. Ход короля.
Теория – 1: Познакомить с шахматной фигурой «король». Правила хода.
Практика – 1: Игра «Готов к игре» (расставить шахматные фигур в начальной позиции). Игра «Лабиринт». Игра «Дойди до дома».
12. Начальное положение.
Теория – 1: Учить расставлять фигуры на шахматной доске. Познакомить с понятием «начальное положение», «позиция».
Практика – 1: Игры:
1.Эстафета «Чей ряд быстрее расставит шахматы», вынимая их из мешочка.
2.«Найди ошибку на диаграмме»
3.«Что изменилось на шахматной доске?». Дети закрывают глаза или отворачиваются, педагог убирает фигуру или переставляет.
4.«Да или нет». Воспитатель берет 2 любые фигуры и опрашивает детей, стоят ли эти фигуры рядом.
13. Ладья против слона.
Теория – 1: Объяснить сходство и различие шахматных фигур ладьи и слона.
Практика – 1: Игра с ладьями и слонами.
14. Ферзь против ладьи и слона.
Теория – 1: Объяснить в чём заключается сила ферзя. Расположение ферзя на шахматной доске.
Практика – 1: Показ хода ладьи, слона, ферзя. «Игра на уничтожение» - фигур ладья, слон, ферзь.
15. Конь против ферзя, ладьи и слона.
Теория – 1: Объяснить расположение шахматной фигуры конь на шахматной доске. Его правила хода.
Практика – 1: Игра с фигурами ладья, слон, ферзь, конь.
16. Пешка против ферзя, ладьи, коня, слона.
Теория – 0.
Практика – 4: Игра с фигурами: ладья, слон, ферзь, пешка.
17. Король против других фигур.
Теория – 1: Закрепить знания детей о шахматной фигуре «король», о правилах его хода.
Практика – 5: Игра с фигурами.
1. Игра «Готов к игре» (расставить шахматные фигуры в начальной позиции).
2. Игра «Лабиринт».
3. Игра «Дойди до дома».
18. Шах.
Тория – 1: Познакомить с понятием «шах» в шахматах. Три способа избежать потери короля.
Практика – 2: Игра «Защитись от шаха». Король обязан защищаться от шаха.
19. Мат.
Теория – 1: Познакомить с понятием «мат» в шахматах. Способы избежать потери короля.
Практика – 2: Игра всеми фигурами. Поставить неприятельского короля в безвыходное положение.
20. Ничья. Пат.
Теория – 1: Ввести понятие «пат» в шахматной игре. Три условия определения пата.
Практика – 2: Игра всеми фигурами.
21. Рокировка.
Теория – 1: Ввести понятие «рокировка». Для чего нужно делать рокировку?
Практика – 1: Игра всеми фигурами.
22. Шахматная партия.
Теория – 0.
Практика – 7: «Детский мат». Короткая партия, где представлена ловушка в начале партии. Эта партия вошла в шахматную историю как "мат Легаля" - по имени французского игрока. Разобрать красивую и поучительную ловушку, известную под названием "спёртый мат". "Спёртый мат" - это мат, при котором королю мешают свои фигуры, из-за них ему некуда ходить.
23. Личное первенство.
Теория – 0.
Практика – 2. Шахматный этикет. Сеанс одновременной игры с педагогом.
24. Итоговое занятие.
Теория – 1: Повторить шахматные термины, название шахматных фигур.
Практика – 1: Игра всеми фигурами. Шахматный турнир.
2 год обучения (6-7 лет)
1. Шахматная позиция.
Теория - 1: Повторение: умение правильно и быстро расставлять фигуры на исходную позицию.
Практика – 2: Игры «Шахматные прятки», «Узнай фигуру», «Кратчайший путь», «Захват контрольного поля». Повтор элементарных основ шахматной игры.
2. Шахматная партия.
Теория - 1: Воспитывать усидчивость, внимательность, точно рассчитывать ходы.
Практика - 4: Игра всеми фигурами из начального положения. Повторение: части шахматной партии (дебют, середина игры, окончание игры). Разбор хороших ходов; Рокировка.
3. Шахматная комбинация.
Теория - 1: Учить элементарным основам шахматной игры
Практика – 0.
4. Шахматная нотация.
Теория - 1: Повторение: закреплять знания о вертикальных линиях, упражнять в произношении латинских букв. Обозначение шахматных полей на письме.
Практика - 2: Практические задания на запись расставленных фигур и расстановка фигур по записи.
5. Контроль знаний.
Теория – 0.
Практика - 1: Развивать быстроту реакции. Воспитывать организованность. Практические задания на запись расставленных фигур и расстановка фигур по записи.
6. Ценность шахматных фигур.
Теория – 0.
Практика - 1: Дидактические игры и задания «Кто сильнее?», «Какая фигура сильнее?».
7. Повторение. Шах.
Теория – 0.
Практика - 6: Дидактические игры: «Что изменилось?», «Обе армии равны». Практические упражнения. Дидактическая игра «Два хода». Игра в парах. Практические задания: 2короля и ладья; слон и король; конь и король; король и ферзь; 2 короля и пешка.
8. Повторение. Мат.
Теория – 0.
Практика - 7: Развивать внимание, способность работать по правилам, находить правильное решение, отстаивать своё мнение. Отрабатывать практические навыки. Развивать логику и мышление.
9. Шахматная партия.
Теория – 0.
Практика - 4: Отрабатывать практические навыки. Игра всеми фигурами из начального положения. Игра парами.
10. Повторение. Мат.
Теория – 0.
Практика - 2: Развивать внимание, способность работать по правилам, умение мыслить и находить правильное решение, отстаивать свое мнение. Практические упражнения.
11. Правила квадрата.
Теория – 1: Правила квадрата.
Практика - 2: Закрепить представления о « волшебном квадрате» Развивать способность думать, мыслить, рассуждать и анализировать.
12. Пешечный эндшпиль.
Теория – 1: Познакомить с понятиями пешечный эндшпиль.
Практика – 2: Разбор диаграмм и решение новых. Эндшпиль и ключевые поля. Отрабатывать практические навыки.
13. Комбинации.
Теория – 1: Познакомить с понятием комбинации. Развивать комбинационное зрение.
Практика – 2: Разбор готовых комбинаций. Отрабатывать практические навыки. Закрепление практических навыков. Развивать логику , смекалку, способность думать, мыслить, анализировать.
14. Типичные комбинации.
Теория – 0.
Практика – 2: Познакомить с типичными комбинациями. Развивать способность думать, мыслить, рассуждать и анализировать. Отрабатывать практические навыки. Развивать ловкость и смекалку, способность думать, мыслить, анализировать.
15. Матовые комбинации.
Теория – 0.
Практика – 3: Познакомить с матовыми комбинациями. Развивать логическое мышление, Разбор известных матовых комбинаций. Отрабатывать практические навыки. Воспитывать усидчивость.
16. Этюды.
Теория – 1: Познакомить с понятием этюд.
Практика – 4: Решение этюдов. Развивать логическое мышление, внимание. Отрабатывать практические навыки. Воспитывать усидчивость, внимательность точно рассчитывать, правильные ходы. Дидактическое задание «Реши этюд».
17. Шахматные турниры.
Теория – 0.
Партия – 9: Закреплять знания детей. Воспитывать усидчивость, внимательность, точно рассчитывать, правильные ходы. Игровая практика. Игра парами.
18. Шахматная партия.
Теория – 0.
Практика – 2: Игра всеми фигурами из начального положения. Игра парами.
19. Итоговое занятие.
Теория – 0.
Практика – 1: Закреплять пройденный материал. Вспомнить, как ходят фигуры, что такое нотация, рокировка и т.д. Беседа с детьми о возникновении шахмат, интересных фактах из жизни.
1.4. Планируемые результаты
1 год обучения (5-6лет)
Образовательные (предметные):
- формирование исходных представлений о древней игре, о ее положительном влиянии на развитие человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное), о физической культуре и здоровье как факторах успешной учебы и социализации;
- взаимодействие со сверстниками по правилам шахматной игры и соревнований в соответствии с шахматным кодексом;
- выполнение простейших элементарных шахматных комбинаций;
- развитие восприятия, внимания, воображения, память, мышление и начальные формы волевого контроля поведения.
Личностные:
– формирование чувства гордости за свою Родину, формирование ценности многонационального российского общества;
- формирование уважительного отношения к различным мнениям, истории и культуре других народов;
- развитие мотива учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, опираясь на идеи нравственных норм, социальной справедливости и свободы.
Метапредметные:
- овладение умением принимать и поддерживать цели и задачи образовательной деятельности, поиском средств ее реализации;
- развитие умения планировать, контролировать и оценивать учебную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями ее выполнения; определение наиболее эффективные пути достижения результата;
- развитие умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и умение конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
2 год обучения (6-7 лет)
Образовательные (предметные):
- знать шахматные термины; правильно определять и называть шахматные фигуры; правильно расставлять фигуры перед игрой; сравнивать, находить общее и различие. Умение ориентироваться на шахматной доске. Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем. Знать названия шахматных фигур
- правила хода и взятия каждой из фигур, «игра на уничтожение», лёгкие и тяжёлые фигуры и т.д.;
- основные тактические приёмы; что означают термины: дебют, миттельшпиль, эндшпиль, темп, оппозиция, ключевые поля.
- грамотно располагать шахматные фигуры в дебюте; находить несложные тактические удары и проводить комбинации; точно разыгрывать простейшие окончания.
Личностные:
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах.
Метапредметные:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
- формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения и оценку событий.
Раздел 2 программы «Комплекс организационно-педагогических условий, включающий формы аттестации»
Материально-техническое обеспечение: занятия с детьми проводятся в светлом, просторном, оборудованном групповом помещении
Перечень оборудования, инструментов и материалов, необходимых для реализации программы : демонстрационная доска, столы и стулья, шахматные доски, шахматные часы, проектор, ноутбук.
Информационное обеспечение: учебно-методическое пособие «Малыши играют в шахматы» Гришин В.Г., видеоролики Фиксики «Шахматы», «Шахматы для детей. Вокруг шахмат».
Кадровое обеспечение: реализацию программы осуществляет педагог, прошедший переподготовку по дополнительной профессиональной программе : «Организация педагогического процесса по обучению игре в шахматы детей дошкольного возраста».
2.3. Формы аттестации.
Итоговая аттестация не предусматривается. По окончанию курса программы проводятся шахматные турниры и шахматные партии.
2.4. Оценочные материалы.
Диагностика знаний обучающихся по теоретическим вопросам осуществляется с помощью различных тестов, викторин, игр. Формирование практических навыков определяется правильностью участия в играх, качеством решения этюдов и практических задач.
Степень достижения оценивается по трем уровням (Приложение 1):
низкий уровень: обучающийся выполняет задания по инструкции, под руководством педагога, без желания участвовать в играх, викторинах;
средний уровень: обучающийся выполняет задания по совету педагога, охотно участвует в играх, викторинах, но не проявляет инициативы;
высокий уровень: обучающийся самостоятельно выполняет задание, проявляет творческий подход и инициативу в организации своей деятельности.
2.5. Методические материалы.
Формирование шахматного мышления у ребенка проходит ряд этапов от репродуктивного повторения алгоритмов и схем в стандартных положениях до творческого применения знаний на практике, предполагающего отказ от общепринятых стереотипов.
На начальном этапе преобладают игровые, наглядные и продуктивные методы. Они используются:
- при знакомстве с шахматными фигурами;
- при изучении шахматной доски;
- при изучении правил игры;
- когда материальное преимущество реализовано.
Важную роль играют общие принципы игры на различных этапах игры, где основной метод становится продуктивным. Для реализации своего плана на доске обучающийся осваивает тактический арсенал шахмат, в результате чего формируется алгоритм мышления: анализ позиции – мотив–идея – расчет-ход. Продуктивный метод также играет важную роль при изучении дебютов и основ позиционной игры, особенно при изучении типичных позиций.
При изучении дебютной теории основным методом является частично -поисковый. Наиболее эффективно изучение теории открытия осуществляется в том случае, когда ребенок большую часть работы выполняет самостоятельно.
Программа предоставляет материалы для самостоятельного изучения обучающими.
На более поздних этапах обучения используется творческий метод совершенствования тактических навыков обучающихся (самостоятельная подготовка позиций, предусматривающих определенные тактические удары, мат в определенное количество ходов и т. д.).
Метод проблемного обучения используется при анализе игр мастеров разных направлений, их творческое осмысление помогает ребенку выработать собственный подход к игре.
Использование этих методов предполагает обучение детей самостоятельности в поиске решений самых разнообразных проблем.
В программе используются следующие педагогические технологии:
Технология сотрудничества:
Коммуникация и взаимодействие с партнерами для совместной деятельности или обмена информацией;
Слушать и слышать друг друга;
Аргументировать свою позицию, высказывать свое мнение;
Быть готовым к обсуждению различных точек зрения и выработке общей (групповой) позиции;
Определить цели и функции участников, способы их взаимодействия.
Технологии формирующего оценивания:
Постановка целей и планирование;
Установить и адекватно сформулировать цель деятельности;
Принять и держать в уме цель и задачу обучения;
Проведение исследований;
Построить алгоритм работы при решении задач творческого и исследовательского характера;
Использовать знаково-символические средства представления информации для решения учебно-познавательных задач;
Смоделировать ситуацию.
Здоровьесберегающие технологии.
На занятиях кружка «Весёлые шахматы» – процесс воспитания и обучения дошкольников в режиме сохранения и обогащения здоровья, направленный на обеспечение физического, психического, нравственного и социального благополучия ребенка.
Формы организации учебного занятия:беседа, практическое занятие, игра, совместный анализ позиции.
Дидактические материалы
Шахматные комплекты (фигуры и доски), демонстрационная магнитная шахматная доска.
Алгоритм учебного занятия.
Структура занятия является примерной и может меняться в зависимости от темы, цели и задач конкретного учебного занятия.
Вводная часть:организационный момент, настрой на занятие, актуализация имеющихся знаний.
Основная часть занятия.
Содержание основной части соответствует задачам программы. На эту часть приходится основная смысловая нагрузка всего занятия. В нее входят теоретическая часть и практическая часть – игра в парах, практическое занятие