kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа шахматный кружок

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа шахматного кружка в дополнительном образовании. В связи с введением в общеобразовательную программу шахмат, данная программа является актуальной. Она даёт первоначальные знания правил игры и пути совершенствования своих шахматных умений.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Программа шахматный кружок»




МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА СЕЛА ЗОЛОТОЕ» КРАСНОАРМЕЙСКОГО РАЙОНА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА СИНЕЛЬНИКОВА В.П.

Рассмотрена Утверждаю

на педагогическом совете Директор МБУ ДО

МБУ ДО «ДДТ с. Золотое» «ДДТ с. Золотое»

Протокол №______от_____2018г. ______ Е.В. Марфудина

_______ 2018г







Дополнительная образовательная (общеразвивающая) программа

Шахматы

Направленность программы спортивно-оздоровительная












Возраст детей- 8-18 лет

Срок реализации-1год

Автор-составитель-

педагог дополнительного

образования

Коробейников Николай

Михайлович






с. Золотое

2018г


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Шахматное образование сегодня в России обладает самым уникальным опытом по воспроизводству мировой шахматной элиты. Это нетрудно подтвердить наличием большого количества бывших российских мастеров и гроссмейстеров, выступающих за многие зарубежные шахматные сборные, в том числе западноевропейские.

В шахматах, как и в любой другой творческой области человеческой деятельности, можно добиться больших успехов благодаря способностям и настойчивости в достижении цели. Несмотря на выдающиеся успехи науки, еще не изобретен прибор для измерения талантов ребенка. Поэтому в наше время, как и ранее, род занятий вступающего в сознательную жизнь человека определяется чаще всего случайными факторами.

Шахматы развивают внимание, память и наглядно-образное мышление, способствуют как развитию логического мышления, так и воспитанию усидчивости, вдумчивости, целеустремленности. Шахматы – это не только увлекательная интеллектуальная игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и действенное эффективное средство их развития.

Ребенок, обучающийся систематически шахматам, становится намного собраннее, самокритичнее, привыкает самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца, не унывать при неудачах.

Шахматная игра доступна любому ребенку, каждый в состоянии разобраться в правилах, попробовать свои силы. Занятия шахматами не только развивают аналитические способности и творческое воображение, но и помогают вырабатывать такие черты характера ребенка, как организованность, объективность, дисциплинированность.

Опыт, который накопила педагогическая наука, говорит о многих скрытых от глаз способностей в развитии школьников младших и средних классов, поэтому обучение, связанное непосредственно с развитием юного интеллекта – актуально и необходимо.

Представленная программа актуальна, так как преподавание шахмат школьникам 8 - 18 лет непосредственно связанно с развитием интеллекта и раскрытием потенциальных возможностей развития детей.

Одной из форм организации начального шахматного образования является система дополнительного образования в детских и подростковых клубах по месту жительства. Особенностью обучения детей в кружках детских клубов по месту жительства является проведение занятий непосредственно вблизи проживания детей и подростков во дворах жилых домов городских кварталов. Географическая близость детского подросткового клуба по месту жительства определяет не только существенную экономию времени затраченного детьми на дорогу до кружка, но и еще более важное – это безопасный маршрут следования внутри жилого квартала вдали от оживленных автомобильных трасс.



Цель программы:

* Развитие интеллектуальных способностей и положительных оценочных критериев в мировоззрении у детей 8-18 лет через занятия шахматами в клубе по месту жительства

Задачи программы:

* Развитие логического мышления и аналитических способностей у детей

8-18 лет через обучение шахматной игре.

* Формирование навыков игры в шахматы.

* Развитие общей культуры ребенка.

* Развитие потребности в творческом самовыражении.

* Воспитание основ спортивного поведения и шахматной этики.

*Сохранение и укрепление физического здоровья детей в процессе

занятий шахматами.

Эта программа учитывает особенности обучения шахматам в учреждении дополнительного образования, где в одной группе занимаются дети младшего и среднего школьного возраста.

С учетом психологических возрастных особенностей детей 8-18 лет занимающихся в кружке, можно выделить 2 группы:

От 8 до11 лет – младшая возрастная группа;

От 11 до 18 лет – старшая возрастная группа.

Основными психолого-педагогическими возрастными особенностями в процессе обучения детей младшей возрастной группы шахматам являются:

- неумение проигрывать;

- недостаточно крепкое физическое здоровье;

- неуверенность в собственных силах;

- болезненные ощущения и упадок сил и настроения как реакция на успехи сверстников;

- замкнутость и раздражительность в ответ на трудности при изучении “малоинтересных” тем;

- страх отставания от других при прохождении учебной программы;

- потерянность и нерешительность при принятии решений.

Основными психолого-педагогическими возрастными особенностями в процессе обучении детей старшей возрастной группы шахматам являются:

- подростковая гипертрофированная мнительность;

- поспешность при принятии решений;

- паническое настроение и страх при угрозе поражения;

- списание допущенных ошибок и поражений на непреодолимые обстоятельства и поступки других людей;

- неадекватное громкое возвышение собственных успехов.

Особенностью данной программы является ее универсальность вследствие превалирования индивидуального подхода к обучению детей во время продолжительных практических занятий. В этом отношении программа “Шахматы” подходит как для мальчиков, так и для девочек, как для восьмилетних, так и для подростков 18 лет.

Система дополнительного образования такова, что здесь нет, и не может быть принуждения, деятельность организована на иной системе отношений: сотрудничества, уважения, взаимопонимания. Основу занятий здесь составляет занимательный практический материал с минимальной теоретической нагрузкой.

Основная суть программы “Шахматы” состоит в том, что в ней нет очень строгого, обязательного прохождения временных контрольных точек. Основной упор делается на индивидуальный личный подход, в котором каждому учащемуся во время практических занятий должно быть дополнительно объяснено все непонятое им в теоретической части урока.

И далее закреплено на учебных примерах и несложных заданиях по самостоятельному решению.

В зависимости от состояния здоровья, психологической устойчивости, аналитического мышления и желания происходит поступательное и неторопливое обучение всех учащихся в соответствии с их реальными способностями и возможностями. Для детей, интересы которых выйдут за рамки предложенной программы для 1 и 2 года обучения предусмотрено индивидуальное дополнительное обучение.

Контроль над эффективностью учебного процесса происходит при помощи разработанного и успешно применяемого с 2010г., специального инструментария – тестов мониторинга педагогической деятельности. Для получения объективных результатов тестов мониторинга педагогической деятельности каждый обучающийся проходит их в начале обучения, а за тем в конце учебного года. В течение учебного года всем обучающимся предстоит пройти 9 тестов мониторинга педагогической деятельности в независимости от года обучения.

Степень практического усвоения можно объективно выявить по результатам участия каждого обучающегося в шахматных конкурсах и турнирах, поэтому шахматные конкурсы и турниры имеют, несомненно, определяющее значение в оценке общей подготовленности юных шахматистов.

Еще одним важным критерием оценки степени подготовки учащегося

должно стать выполнение последним квалификационных норм спортивных

шахматных разрядов. За два года обучения этой программе успевающие обучающиеся, из начинающих, не имеющих никакого разряда, должны выполнить норму 3 спортивного разряда по шахматам.

Главное отличие программы “Шахматы” от других программ в том, что по духу она гораздо ближе к методам обучения в кружках детского творчества, где гораздо больше времени специально отводится для самостоятельных практических занятий.

Программа рассчитана на 1 год обучения 108 часов.

Программа рассчитана на занятия один раз в неделю по три урока продолжительностью 45 минут каждый урок.

В учебном процессе занятия шахматами обязательно сочетаются с общей физической подготовкой (ОФП). Во время занятий устраиваются физкультурные минутки, а между занятиями физкультурные паузы для снятия накопленной усталости у детей, восстановления работоспособности и предупреждения нарушения осанки.

Цель обучения – привить интерес к шахматам, к логическим и интеллектуальным играм. Известно, что существует связь между уровнем знаний и умственным развитием ребенка. Однако уровень умственного развития определяется не только объемом усвоенных знаний, но и умением прочно овладеть определенными умственными операциями, логическими приемами мышления. Задача педагога – в доступной форме помочь детям овладеть этими приемами мышления (такими, как анализ, синтез, конкретизация, обобщение и другие) в игровой форме, на примере обучения шахматной игре.

Содержание обучения составили следующие основные разделы: изучение шахматной доски и шахматная нотация, ходы фигур и пешек, матовые позиции и мат в один ход, матования тяжелыми фигурами одинокого короля, тематические комбинации. Программа обучения рассчитана на детей, не знакомых совсем с правилами шахматной игры. Из 108 часов на теорию отведено 25 часов, на практику – 83 часа.

Цель индивидуального дополнительного обучения – закрепить ранее полученные знания, а также изучение тем, не включенных в учебные часы основных занятий. Так как дополнительное обучение рассчитано на учащихся, желающих более глубоко изучить основы шахматной игры, то основное внимание уделяется индивидуальной работе с ними. Но в любой момент каждый учащийся по желанию может получить индивидуальную консультацию в самостоятельной работе в часы практических занятий, в подготовке домашних заданий.

К программе прилагаются методические рекомендации для обучения, для индивидуального дополнительного курса и для системы упражнений по снятию усталости.

Учебная программа “Шахматы”, является составительской, так как впитала в себя испытанные временем и хорошо отработанные методы шахматного обучения детей. Результатом обучения должно стать не столько достижение спортивного успеха, сколько понимание всеми детьми важности приложения усилий для достижения собственных побед. Очень важно чтобы все обучающиеся стали придерживаться шахматных правил поведения для поддержания дисциплины и порядка. В дальнейшем приобретённые навыки грамотного поведения могут стать моральной базой для выработки в сознании детей шкалы нравственных ценностей, которые затем уже, вне шахматного мира, будут способствовать становлению личности ребенка, как достойного члена общества, так и гражданина своей страны.



Учебно-тематический план


п/п.

Наименование темы

Общее количество

часов

В том числе


теория


практика

1.

Введение.

3

3


2.

История шахмат

3

3

3.

Расстановка шахматных фигур

3

1

2

4.

Пешка, ладья, слон, конь.

3

1

2

5.

Ферзь, король

3

1

2

6.

Запись шахматных партий.

3

1

2

7.

Ходы фигур.

6

3

3

8.

Конкурс решений “Мат в 1 ход”.

3


3

9.

Ценность фигур и пешек.

3

1

2

10.

Мат тяжелыми фигурами.

9

3

6

11.

Личное первенство кубка “Фантазия”

9


9

12.

Правило рокировки.

3

1

2

13.

Правило взятия на проходе.

3

1

2

14.

Превращение пешки.

3

1

2

15.

Новогодний праздник в кружке

3


3

16.

Конкурс решений “Мат в 2 хода”.

3


3

17.

Личное первенство кружка “Шахматы”

9


9

18.

Как начинать партию в дебюте.

3

1

2

19.

Тематические комбинации.

6

3

3

20.

Командное первенство кружка

9


9

21.

Первенство ДДТ “Золотое” по шахматам.

9

9

22.

Шахматные окончания

3

1

2

23.

Конкурс решения тематических комбинаций.

3


3

24.

Подведение итогов за учебный год.

3


3


Всего

108

25

83





















Содержание курса обучения

Тема 1. Введение. Инструктаж по технике безопасности – 3 часа

Теория – 3 часа

Содержание курса, цели и задачи. Соблюдение правил поведения и правил техники безопасности на занятиях.

Происхождение шахмат. Шахматные чемпионы и чемпионки мира. Современные мировые шахматы. Вклад России в шахматную историю.

Тема 2. История шахмат – 3 часа

Теория – 3 часа

Теория: История возникновения шахмат. Легендарные шахматисты чемпионы мира.

Тема 3. Расстановка шахматных фигур – 3часа

Теория – 1 час

Теория: Правильная расстановка шахмат на доске. Полная и краткая шахматная нотация. Понятие “позиции”. Начальные правила при игре в шахматы.

Практика – 2 часа

Практическая работа: Самостоятельная расстановка шахмат на доске, правильное расположение шахматной доски

Тема 4. Пешки, ладья, слон, конь – 3 часа

Теория – 1 час

Теория: Ходы фигур. Взятия фигур и пешек. Особенности хода коня и пешки.

Практика – 2 часа

Практическая работа: Работа над выполнением правильных ходов.

Тема 5. Ферзь, король. – 3 часа

Теория – 1 час

Теория: Особая роль короля. Вся мощь ферзя. Шах, мат и пат. Защиты от шаха. Цель и сущность шахматной игры. Разбор учебных позиций.

Практика – 2 часа

Практическая работа: Решение учебных позиций.

Тема 6. Запись шахматных партий – 3 часа

Теория – 1 час Обозначения ходов, правильная запись на бумаге.

Практика – 2 часа

Запись шахматных партий.

Тема 7. Ходы фигур – 6 часов

Теория – 3 часа

Теория: Всё о возможностях фигур. Как и куда можно ходить.

Практика – 3 часа

Практическая работа: Тренинг передвижения фигур. Изучение их возможностей на практике.

Тема 8. Конкурс решений “Мат в 1 ход” – 3 часа

Практика – 3 часа

Конкурс решений позиций, где необходимо поставить мат в 1 ход.

Тема 9. Ценность фигур и пешек – 3 часа

Теория – 1 час

Теория: Стоимость фигур в пешечном эквиваленте. Абсолютная и позиционная ценность фигур. Разбор учебных позиций.

Практика – 2 часа

Практическая работа: Подсчет абсолютной суммы фигур и пешек в типичных случаях противостояния на шахматной доске.

Тема 10. Мат тяжелыми фигурами – 9 часов

Теория – 3 час

Теория: Правила матования ферзем и ладьей. Правила матования двумя ладьями. Правила матования ладьёй и королём. Разбор учебной позиции.

Практика – 6 часов

Практическая работа: Разбор и решение учебных позиций.

Тема 11. Личное первенство кубка «Фантазия» – 9 часов

Практика – 9 часов

Итоговый шахматный турнир кубка «Фантазия» по круговой системе.

Тема 12. Правило рокировки – 3 часов

Теория – 1 часа

Теория: Короткая и длинная рокировка. Разбор учебных позиций.

Практика – 2 часа

Практическая работа: Анализ и решение учебных позиций.

Тема 13. Правило взятия на проходе – 3 часа

Теория – 1 час

Теория: Правило взятия на проходе. Разбор учебных позиций.

Практика – 2 часа

Практическая работа: Решение учебных позиций.

Тема 14. Превращение пешки – 3 часа

Теория – 1 час

Теория: Правило превращения пешки. Разбор учебных позиций.

Практика – 2 часа

Практическая работа: Решение учебных позиций

Тема 15. Новогодний праздник в кружке – 3 часа

Практика – 3 часа

Новогодний праздник организованный родительским комитетом.

Тема 16. Конкурс решений “Мат в 1 ход” – 3 часа

Практика – 3 часа

Конкурс решений позиций, где необходимо поставить мат в 2 хода.

Тема 17. Личное первенство клуба «Фантазия» – 9 часов

Практика – 9 часов

Личное первенство клуба «Фантазия» по круговой системе.

Тема 18. Как начинать партию в дебюте – 3 часа

Теория – 1 час

Теория: Захват или давление на центр. Дебют и миттельшпиль.

Практика – 2 часа

Практическая работа: Разбор учебных партий.

Тема 19. Тематические комбинации – 6 часа

Теория – 3 часа

Теория: Определение и проведение тактических шахматных приёмов: связка, отвлечение, завлечение, двойной удар, открытое нападение, перекрытие, блокировка, уничтожение защиты, перегрузка, разрушение пешечного прикрытия, промежуточный ход, освобождение поля или линии, сквозное действие фигур, мельница, захват пункта, ловля фигуры, далеко продвинутая пешка, сложные комбинации.

Практика – 3 часа

Практическая работа: Анализ и решение учебных позиций.

Тема 20. Командное первенство кружка «Шахматы» – 9 часов

Практика – 9 часов

Командное первенство кружка «Шахматы» по круговой системе.

Тема 21. Личное первенство кружка «Шахматы» – 9 часов

Практика – 9 часов

Личное первенство кружка «шахматы» по круговой системе.

Тема 22. Шахматные окончания – 3 часа

Теория – 1 час

Теория: Определение темы король с пешкой против короля, король с пешкой против короля с пешкой, король с ферзем против короля с пешкой, король с ладьей против короля с пешкой, легкофигурный эндшпиль.

Практика – 2 часа

Практическая работа: Анализ и решение учебных позиций.

Тема 23. Конкурс решений тематических комбинаций – 3 часа

Практика – 3 часа

Конкурс решений позиций, где необходимо провести комбинацию.

Тема 24. Подведение итогов за учебный год – 3 часа

Теория – 3 часа

Анализ работы кружка за учебный год, планы на будущий год.



















































КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Темы занятий

Всего

Теории

Практики

Дата занятия

1

Введение

3

3


06.09.2018

2

История шахмат

3

3


13.09.2018

3

Расстановка шахматных фигур

3

1

2

20.09.2018

4

Пешки, ладья, слон, конь.

3

1

2

27.09.2018

5

Ферзь, король

3

1

2

04.10.2018

6

Запись шахматных партий

3

3

11.10.2018

7

Ходы фигур

6

2

1

18.10.2018

8

Ходы фигур

6

1

2

25.10.2018

9

Конкурс решений «мат в 1 ход»

3


3

01.10.2018

10

Ценность фигур

3

1

2

08.11.2018

11

Мат тяжёлыми фигурами

9

1

2

15.11.2018

12

Мат тяжёлыми фигурами

9

1

2

22.11.2018

13

Мат тяжёлыми фигурами

9

1

2

29.11.2018

14

Личное первенство кубок «Фантазия»

9



3

06.12.2018

15

Личное первенство кубок «Фантазия»

9


3

13.12.2018

16

Личное первенство кубок «Фантазия»

9


3

20.12.2018

17

Правило рокировки

3

1

2

27.12.2018

18

Правило взятие на проходе

3

1

2

10.01.2018

19

Превращение пешки

3

1

2

17.01.2018

20

Новогодний праздник в кружке

3



3

24.01.2018

21

Конкурс решений « Мат в два хода»

3


3

31.01.2018

22

Командное первенство кубок «Фантазия»

9



3

07.02.2018

23

Командное первенство кубок «Фантазия»

9


3

14.02.2018

24

Командное первенство кубок «Фантазия»

9


3

21.02.2018

25

Как начинать партию в дебюте

3


1

2

28.02.2018

26

Тематические комбинации

6

3


07.03.2018

27

Тематические комбинации

6


3

14.03.2018

28

Командное первенство кружка

9


3

21.03.2018

29

Командное первенство кружка

9


3

28.03.2018

30

Командное первенство кружка

9


3

04.04.2018

31

Первенство ДДТ «Золотое» по шахматам

9


3

11.04.2018

32

Первенство ДДТ «Золотое» по шахматам

9


3

18.04.2018

33

Первенство ДДТ «Золотое» по шахматам

9


3

25.04.2018

34

Шахматные окончания

3

1

2

02.05.2018

35

Конкурс решения тематических комбинаций

3


3

09.05.2018

36

Подведение итогов за год

3


3

16.05.2018


Итого: 108 25 83
































Темы индивидуальных занятий


Наименование темы

1.

Введение.

2.

Пешечные окончания.

3.

Конкурс решений “Пешечные окончания”.

4.

Шахматный турнир в кружке.

5.

Борьба за центр в дебютах.

6.

Преимущества в шахматах

7.

Личное первенство кубка “Фантазия” .

8.

Некоторые случаи ничьей

9.

Фигура против пешек

10.

Новогодний праздник в кружке

11.

Слоновые окончания

12.

Коневые окончания.

13.

Слон против коня

14.

Основы стратегии

15.

Личное первенство клуба “Фантазии”.

16.

Командное первенство кружка

17.

Первенство ДЮЦ “Вариант” по шахматам.

18.

Ладейные окончания.

19.

Ферзевые окончания.






Темы для самостоятельного обучения


п/п.

Наименование темы

1.

Тактика шахмат, решение

200 учебных комбинаций.

2.

Ничейные и патовые позиции.

3.

Пешечный эндшпиль

4.

Королевский гамбит.

Северный гамбит.

5.

Матование одинокого короля двумя легкими фигурами.

6.

Итальянская партия.

Гамбит Эванса.

7.

Шахматные задачи и этюды.

8.

Французская защита.

Защита Каро-Канн

9.

Тактика шахмат, решение 200 комбинаций из сокровищницы шахматного искусства.

10.

Дебют Рети. Ферзевый гамбит.

11.

Ладейный эндшпиль.

12.

Испанская партия.

Контратака Маршалла.

13.

Разбор и анализ сыгранных партий с помощью педагога.

14.

Самостоятельный разбор и анализ сыгранных партий.



Требования к уровню подготовки



Учащиеся должны знать:

- все правила шахматной игры;

- шахматную доску;

- определение шаха, мата, пата;

- правила поведения шахматистов во время партии;

- основные правила разыгрывания шахматных дебютов и

- теорию элементарных эндшпилей;

- классификацию шахматных дебютов;

- шахматные преимущества;

- противостояние фигур с проходными пешками;

- правило квадрата, правило оппозиции;


иметь понятие:

- о дебюте (как начальной части шахматной партии),

- о миттельшпиле и об эндшпиле;

- о ценности фигур и пешек;

- о спортивном режиме;

- о спортивной дисциплине и шахматной этике;

- о связи динамики спортивных успехов и состоянием

физического и психологического здоровья;

- о стратегических планах дебюта и миттельшпиля;

- о вечном шахе, позиционной ничьей;

- о легкофигурных эндшпилях;

- о реальной ценности фигур участвующих в сражении;

- о тяжелофигурных эндшпилях;

- о судействе шахматных соревнований;

- о шахматной этике;


должны уметь:

- поставить мат одинокому королю соперника тяжелыми

фигурами;

- пользоваться шахматной нотацией для записи решения

задач и шахматной партии;

- находить мотивы тематических комбинаций на практике;

- пользоваться и заполнять шахматные таблицы;

- пользоваться шахматными часами и уметь следить за

контролем времени на обдумывание;

- оценивать позицию исходя из знаний шахматных

преимуществ;

- разыгрывать эндшпили король с пешкой против короля;

- возводить “мост” в ладейном эндшпиле;

- разбирать и самостоятельно комментировать свои партии;

- определять неспортивное поведение и давать ему оценку.


Перечень учебно-методического обеспечения

доска демонстрационная с комплектом шахматных фигур

(одна доска на всю группу);

шахматы настольные необходимой формы и размеров фигур

(один комплект на двух занимающихся);

часы шахматные (одни на группу);

набор шахматных таблиц для ведения соревнований;







































Список литературы

  1. Федеральный закон Российской Федерации от 3 февраля 2014 г. №11-ФЗ “О внесении изменений в статью 108 Федерального закона “Об образовании в Российской Федерации – Екатеринбург: Издательский Дом «Ажур», 2013. – 169 с.

  2. Конституция Российской Федерации. – М.: Просвещение, 2004. – 32 с.

  3. Авербах Ю. “Шахматная школа” /Авербах Ю., Котов А., Юдович М., – Ростов / Д: “Феникс”, 2001. – 280 с.

  4. Адабаш А. “Шахматы”: Программа дополнительного образования детей в ДЮСШ или СДЮШОР. – Екатеринбург: СДЮШОР №17 по шахматам, 2001. – 28 с.

  5. Белкин А. “Ситуация успеха” – М: “Просвещение”, 1991. – 172 с.

  6. Гладышева Т. “Шахматы”: Программа для ДОУ в МОУ Гимназии №2 – Екатеринбург, 2004. – 18 с.

  7. Голенищев В. “Подготовка юных шахматистов 1 разряда” – М:

“Советская Россия”, 1980. – 204 с.

  1. “Дополнительное образование и воспитание №1 2007” – М: ООО Витязь – М, 2007. – 152 с.

  2. Ильин Е. “Мотивация и мотивы” – СПб: “Питер”, 2002. – 132 с.

  3. Зак А. “Развитие умственных способностей младших школьников” – М: Просвещение: “Владос”, 1994. – 176 с.

  4. Каленов А. “Шахматы”: Образовательная программа ДОД Центра детского творчества на Вадковском – М: 2006. – 56 с.

12. Капабланка Х. “Учебник шахматной игры” – М: “ФиС”, 1983. – 178 с.

13. Комиссаров В. “Шахматы в школе”: Программа для ДОУ 1-го(2-го)

класса в МОУ СОШ “Центр образования № 1” г. Нижнего Тагила –

Екатеринбург: 2004. – 22 с.

14. Лисицын Г. “Стратегия и тактика шахмат” – Москва: “Физкультура

и спорт”, 1958. – 478 с.

15. Матвеев Б. “Развитие личности подростка” – СПб: “Речь”, 2005.–132 с.

16. Нейштадт Я. “Шахматный практикум” – М: “ФиС’, 1980.–240 с.

17. Нимцович А. “Моя система” – М: “ФиС”, 1984. – 260 с.

18. Пожарский В. “Шахматный учебник” – Ростов / Д: “Феникс”,

2002г. – 354 с.

19. Рохлин Я. “Шахматы” (Программа – пособие для подготовки

шахматистов средних разрядов) – М: ЦШК СССР, 1961. – 144 с.




















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Программа шахматный кружок

Автор: Коробейников Николай Михайлович

Дата: 12.12.2018

Номер свидетельства: 490392

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(134) "Рабочая программа внеурочной деятельности «Шахматно – шашечный кружок»"
    ["seo_title"] => string(80) "rabochaia_proghramma_vnieurochnoi_dieiatiel_nosti_shakhmatno_shashiechnyi_kruzho"
    ["file_id"] => string(6) "446095"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1514007335"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(31) "Викторина "Спорт""
    ["seo_title"] => string(14) "viktorinasport"
    ["file_id"] => string(6) "265514"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1449959696"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства