Просмотр содержимого документа
«Конспекты занятий»
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №13 комбинированного вида»
города Новосибирска
Конспект занятия в старшей группе на тему
«Виды транспорта»
Подготовила:
Холманская Анна Николаевна
2019 год
Цели:
Познакомить детей с возникновением различных видов транспорта. Закрепить знания о профессии водителя, о необходимости соблюдения правил дорожного движения. Упражнять в умении классифицировать транспорт по видам.
Закрепить умение работать с бумагой и клеем, создавать из элементов целостную композицию. Развивать любознательность, мышление, фонетический слух, мелкую моторику.
Задачи:
Обучающие:
- раскрыть значение транспорта в жизни людей;
- формировать представление детей о разных видах транспорта;
- познакомить с правилами поведения в общественном транспорте.
Развивающие:
- умение по описанию (загадке) узнавать вид транспорта;
- развивать моторику рук.
Воспитывающие:
- вырабатывать усидчивость;
- воспитывать культуру поведения в общественном транспорте.
Оборудование:
Картинки с изображением разнообразных транспортных средств, дороги, морского причала, железной дороги, аэродрома или неба с облаками. Аудиозаписи звуков, издаваемых транспортом. Три круга символизирующие три сигнала светофора.
Салфетки-паруса для дыхательной гимнастики. Оборудование для аппликации.
Ход занятия:
У меня растут года, будет и семнадцать. Где работать мне тогда, чем заниматься?
Человек придумал множество разных и интересных профессий. Каждый из вас, когда чуть подрастёт, выберет чем ему заниматься и на какой профессии остановить свой выбор.
Мы же с вами сегодня поговорим о людях, которые помогают нам добраться из одного места в другое, чья задача перевозить людей и грузы на разные расстояния.
Послушайте загадку:
Выезжает на дорогу Он обычно спозаранку, На педаль поставив ногу И крутя рукой баранку.
Все дороги мне знакомы, Я в кабине словно дома. Мне мигает светофор, Знает он, что я — … (Шофёр).
Да, это шофёр. А как еще называют шофера? (водитель).
Как вы думаете, какими качествами должен обладать хороший шофёр или водитель?
Что он должен знать и уметь? Какими качествами должен обладать? (Ответы детей). (ответственность, внимательность, добросовестность, дисциплинированность, трудолюбие, вежливость).
Но самое главное – шофёр должен очень хорошо знать правила дорожного движения, ведь от этого зависит безопасность и пассажиров, и пешеходов на дорогах. Знать правила дорожного движения должны не только шофёры, но и пешеходы, и не только знать, а всегда выполнять требования этих правил. Это очень важно!
Чтение стихотворения «Шофёры»
По дорогам Веселые шины спешат, по дорогам Машины, машины… А в кузове — важные, срочные грузы: кирпич и железо, дрова и арбузы. Работа шоферов трудна и сложна. Но как она людям повсюду нужна.
Для передвижения по земле, воде, воздуху, для перевозки пассажиров и грузов служит транспорт. Транспорт бывает: пассажирский, грузовой, специальный.
Пассажирский – перевозит людей: автобус, троллейбус, такси, поезд и тд.
Грузовой – перевозит грузы: грузовые машины, поезда, самолеты, корабли и тд.
Специальный – нужен для очень ответственной работы. Их вызывают по телефону, если требуется срочная помощь: пожарная машина, скорая помощь, полиция.
Дидактическая игра «Все профессии важны»
Воспитатель предлагает детям рассмотреть виды транспорта и попытаться вспомнить, кто каким видом транспорта управляет. (самолёт – летчик,корабль – капитан, автомобиль – водитель, поезд – машинист, велосипед – велосипедист, мотоцикл - мотоциклист).
Воспитатель показывает детям все просмотренные ранее картинки. — Как можно назвать одним словом все, что изображено на этих картинках? (Ответы детей).
— Правильно, транспорт. Есть разные виды транспорта – одни летают в небе, другие — ездят по дорогам, третьи – плавают по морям и океанам. Есть даже подземный транспорт – метро. А какие виды транспорта вы знаете? (Наземный, подземный, воздушный, водный). Хорошо подумайте и ответьте, зачем же транспорт нужен людям? (Ответы детей).
Дидактическая игра «Едет, плывет, летит»
Дети выбирают себе картинку с изображением какого-то транспортного средства и должны отнести его туда, где изображено место, соответствующее именно этому виду транспорта (дорога, морской причал, железная дорога, аэродром или небо с облаками).
Дети, а вы знает как себя вести в пассажирском транспорте? (ответы детей: не шуметь, вежливо, не отвлекать водителя, не бегать по автобусу, уступать место, приобретать билеты).
Игра «запрещается – разрешается» (с движениями)
Воспитатель называет действия и если они допустимы в транспорте
– дети хлопают в ладоши,а не желательные – топают ногами.
- при посадке в транспорт входить через задние двери, а выходить
через передние (хлопают)
— уступать старшим место (хлопают)
— высовываться из окна (топают)
— сесть на свободное место (хлопают)
— громко разговаривать и кричать (топают)
— опираться на входную дверь (топают).
Дидактическая игра «Угадай на слух вид транспорта»
Воспитатель по очереди включает детям запись характерных шумов и сигналов, производимых различными видами транспорта — скрип тормозов, гудок поезда, гудок парохода, гул самолёта, стук колес вагона, звук работающего автомобильного мотора. После прослушивания фрагмента записи дети должны определить, какому виду транспорта соответствует характерный шум.
Рассказ о видах транспорта
Давайте вспомним, в какой последовательности появлялись виды транспорта. Сначала человек передвигался самостоятельно и все грузы носил на себе. Как вы думаете, легко ли было носить на себе тяжести? Это было очень тяжело. Но тут на помощь человеку пришли … Да, домашние животные. Лошади, ослики, а в жарких странах и слоны. Человек получил возможность путешествовать и перевозить небольшие грузы. Потом человек изобрел лодку и парус, стал строить корабли из дерева и использовать силу ветра, надувающего паруса, он получил возможность плавать по рекам, морям, а затем и океанам. Это открыло перед людьми далекие и загадочные земли.
Дыхательная гимнастика «Ветер надувает паруса»
Детям предлагается подуть на салфетку – ветер надувает паруса. Предложить попробовать разную силу ветра – дыхания.
Очень много лет домашние животные и ветер верно служили человеку. Но потребности людей всё время росли и уже никакие лошади не могли поднять те тяжести, которые нужно было перенести людям на дальние расстояния. И тут человек понял, что нужно самому изобретать транспортные средства. Так появились и другие виды транспорта, первым из которых был … воздушный шар. Воздушный шар мог поднять человека или полезный груз и перенести на большое расстояние. Увы, управлять воздушным шаром было почти невозможно – он летел только туда, куда его нес ветер. Поэтому людям пришлось изобретать дальше. Через некоторое время человек изобрёл двигатель – сердце любой машины. Первые двигатели работали на угле и дровах, очень коптили и дымили, но они помогли изобретателям построить первый поезд – паровоз.
Паровоз мог перевезти очень большие тяжести и людей на далекие расстояния и оказался очень полезен. Но оказалось, что рельсы, по которым передвигались поезда, можно проложить не везде. Как же быть? И тут изобретатели поставили паровоз на колёса и убрали рельсы – получился первый автомобиль. С той поры виды транспорта постоянно совершенствовались. После появления бензинового двигателя машины стали быстрее и мощнее. Этот двигатель оказался очень полезен не только для машин — поставив такой мощный двигатель на планер, человек построил первый самолет. А уже потом появились ракеты, подводные лодки, метро и еще много других видов транспорта.
Физкультминутка «Светофор»
Дети становятся цепочкой друг за другом. По сигналу воспитателя («Заводим моторы!Р-р-р-р-р») дети начинают двигаться, а воспитатель управляет движением, поднимая круглый лист картона соответствующего цвета – красный, желтый или зелёный.
Ну что же, мы сегодня познакомились с разными видами транспорта. С автомобилями, поездами и кораблями вы уже хорошо знакомы, а чуть позже вы познакомитесь и с другими транспортными средствами. Но вы на всю жизнь должны запомнить, что нужно соблюдать осторожность на любых дорогах и в любом виде транспорта и соблюдать правила дорожного движения.
Аппликация «Воздушный шар»
Дети наклеивают на голубой лист бумаги детали изображения – шар, корзину. Затем приклеивают нитки – стропы. Из смятых салфеток белого цвета делают облака. Воспитатель обращает внимание детей на то, что облака можно расположить и ниже воздушного шара. Так как воздушный шар может подниматься выше облаков.
Материалы:
Детали воздушного шара из цветной и белой бумаги;
Клей;
Лист бумаги нежно голубого цвета (это будет небо);
Карандаш коричневого цвета.
Ход работы:
Каждую деталь облака (шара) сгибаем пополам и с помощью клея или двустороннего скотча прикрепляем друг к другу так, чтобы получилось нечто похожее на гармошку.
Когда все части скреплены между собой остается приклеить их к нашему небу и сделать у воздушного шара корзинку, соединив ее с куполом ниточками (нарисовать линии карандашом).