Просмотр содержимого документа
«"Коллективный способ обучения математике как эффективная технология в условиях введения ФГОС"»
Коллективный способ обучения математике как эффективная технология в условиях введения ФГОС.
Алтынбаева Гаделия Мурадулловна.
На протяжении многих столетий основной целью образования являлось вооружение школьников системой знаний, которые отражают основные понятия наук. Происходящие сегодня в нашей стране социокультурные изменения неопровержимо показывают, что существующее образование не удовлетворяет актуальным запросам общества. Оно не в полной мере готовит молодое поколение к успешной, качественной жизни. Именно такой результат образования, а не просто получение хорошего аттестата является основным свидетельством эффективности работы школы как социального института.
Каждый учитель ищет ответ на вопрос: как сделать образование личностно значимым, помогающим ребёнку самоопределиться в жизни, решить возникающие проблемы, не теряться в потоке информации.
Современное школьное образование, направленное на обучение обучающихся по ФГОС школы требует от учителя повышения его профессионализма, в частности, в выборе форм организации деятельности на уроке. Традиционные предпочтения учителем фронтальной и индивидуальной форм работы привело в известной степени к деформации отношений не только между учителем и учеником, но и между учениками. Эти формы организации деятельности учащихся практически исключили общение школьников в процессе работы, что не могло не отразиться на их интересе к учёбе.
Происходит смена образовательной парадигмы. Современный образовательный процесс направлен на формирование универсальных учебных действий: личностных, предполагающих жизненное, личностное и профессиональное самоопределение обучающихся; регулятивных, обеспечивающих организацию учебной деятельности школьников; познавательных, ориентированных на поиск необходимой информации, её моделирования, структурирование, анализ, синтез, создание собственного речевого высказывания; коммуникативных, направленных на социальную компетентность, что предполагает умение общаться. Осуществить формирование УУД позволяет системно – деятельностный подход, выступающий в качестве основы современного образовательного процесса и ориентированный на результат образования. Реализовать деятельностный подход в обучении, добиться на уроке продуктивного самостоятельного общения и взаимодействия, сформировать умение организовывать не только свою учебную деятельность, но и осуществлять продуктивное сотрудничество в коллективе, являющееся основой обучения, вырабатывать отношения ответственной зависимости, при которой едино совпадают коллективные, личные и индивидуальные интересы, призвана технология коллективного способа обучения (авторы А.Г. Ривин – В.К. Дьяченко).
Коллективная форма организации учебно-воспитательного процесса наиболее всего соответствует воспитательным задачам нашего общества и помогает обеспечить высокий уровень образования для всех. С учётом этого и была выбрана тема исследовательской работы: «Использование в процессе обучения математики технологии коллективного (взаимного) обучения по Ривину – Дьяченко», цель которой показать преимущества технологии КСО с точки зрения практического применения. Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. выявить концептуальные основы технологии;
2. изучить особенности содержания и сущностные характеристики КСО;
3. показать практическое использование технологии КСО на уроках;
4. выявить преимущества технологии.
По В.К. Дьяченко, сущность обучения есть общение обучающих и обучаемых. Вид общения определяет и организационную форму обучения. Развитие способов обучения в истории образования основывалось на применении различных видов общения.
Коллективным способом обучения является такая его организация, при которой обучение осуществляется путём общения в «динамических парах (со сменным составом), когда каждый учит каждого.
А.Г. Ривин и В.К. Дьяченко используют идею взаимного обучения, без учета различий наличного уровня знаний и способностей, включая в посильный диалог общение всех детей, применяя форму динамических (меняющихся) пар, в которых ребёнок выступает поочерёдно то учеником, то учителем.
Концептуальные положения
КСО — это включение в учебный процесс естественной структуры общения между людьми динамических диалогических пар.
Принципы:
— завершённости, или ориентации на высшие конечные результаты;
— непрерывности и безотлагательности передачи полученных знаний друг другу;
— сотрудничества и взаимопомощи между учениками;
— разнообразия тем и заданий (разделения труда);
— разноуровневости участников педагогического процесса;
— обучения по способностям индивида;
— педагогизации деятельности каждого участника учебного процесса.
Особенности организации работы с учащимися при КСО
(по Ривину - Дьяченко)
Организационные
говорят все;
все общаются;
рабочий шум;
смена рабочего места.
Дидактические
обучают ученики;
разные темпы и материал;
полная самостоятельность;
сотрудничество — основа обучения;
усвоение и применение максимально приближены.
Развивающие
ученик-субъект + объект
обучение в соответствии с индивидуальными особенностями
спонтанный характер обучения
учатся выступать, рассуждают, доказывают
развитие педагогических способностей
Воспитательные
каждый работает на себя и другого
отношения ответственной зависимости: коллективистские
Организационно-методические особенности
Каждый ученик в процессе обучения систематически становится обучаемым и обучающим. Введение коллективной формы организации учебных занятий как системообразующего фактора всего учебно-воспитательного процесса открывает объективные возможности каждому ученику обучаться по способностям, то есть продвигаться вперёд при изучении программного материала в своём темпе.
Основной принцип работы – каждый учит каждого.
Для практического воплощения были разработаны и апробированы различные частно-предметные и модульно-локальные технологии сотрудничества «по горизонтали», при котором учащиеся взаимообразно обучают друг друга и находятся как бы на одном и том же уровне, и «по вертикали», когда обучение происходит только «сверху вниз»: тот, кто быстрее и лучше осваивает материал, выполняет роль обучающего того, кто несколько отстаёт.
Специфика КСО, по А.Г. Ривину – В.К. Дьяченко, состоит в соблюдении следующих принципов (которые можно назвать признаками):
наличие сменных пар учащихся;
их взаимодействие;
взаимоконтроль
взаимоуправление.
Работа в парах ведётся с использованием двух сменных пар: динамической и вариативной.
Динамическая пара.
Это малая группа из четырёх человек. Для работы объединяются учащиеся, сидящие за соседними столами. Каждый работает с каждым, трижды меняя партнёров.
При работе в динамической паре общее задание делится между членами микрогруппы. Каждый опрашивает каждого, каждый отвечает каждому. Возникает ситуация коллективного взаимодействия всех членов группы.
Каждая четвёрка работает по заданию, написанному на доске или плакате. Учитель даёт 4 варианта заданий, 4 вопроса, 4 пункта плана. Могут быть группы и с большим количеством участником коллективной работы, только число их должно быть обязательно чётным.
При подготовке материалов для взаимообучения в динамической паре необходимо учитывать, что материал будет прорабатываться каждым учеником в разной последовательности. Работа по таким материалам должна быть обязательно совместной работой группы по обобщению и систематизации изученного. При подготовке материалов для взаимоконтроля учитель должен предусмотреть предварительное обобщённое восприятие всего материала в системе. Динамическая пара становится школой повышения адаптации учащихся друг к другу в условиях постоянной смены партнёров, школой свободного общения каждого с каждым.
Вариационная пара.
В этом варианте коллективной работы в малой группе по 4 человека каждый работает то с одним, то с другим соседом. При этом происходит обмен материалами, варианты которых будут проработаны каждым членом микрогруппы.
Вариационная пара является одним из видов коллективного обучения. В отличие от динамической пары, где распределяется по частям единое для всех общее задание, в вариационной паре происходит интеграция усилий, затраченных каждым на подготовку разных материалов. В вариационной паре обрабатываются разнообразные материалы, подготовленные каждым членом коллектива самостоятельно.
Например, каждый готовит карточку с вопросами, задачами, примерами. На обороте карточки даны ответы на вопросы, решения задач и примеров. После проверки карточек учителем, который подходит к каждому ученику, учащиеся усаживаются в четвёрке так, чтобы каждый из них мог варьировать режим работы то с левым, то с правым соседом.
Работа ведётся в три такта. Первый такт – работа с рядом сидящим. Каждый опрашивает соседа устно по своей карточке и сличает ответы с записью на обратной стороне карточки. После взаимопроверки и взаимообучения партнёры меняются карточками. Поворот к новому партнёру. Начинается второй такт - работа с учеником, сидящим за соседним столом.
Проверяющий работает по карточке, по которой был только что проверен сам. После завершения работы происходит смена карточек. Поворот к прежнему партнёру. Третий такт – работа с прежним партнёром, но по новой карточке. Работа завершается, как только вернулась своя карточка. В любой микрогруппе с чётным числом участников можно организовать работу в вариационной паре.
Организация работы в парах.
Прежде чем использовать работу в парах сменного состава, нужно научить детей общаться в парах постоянного состава.
Цель использования работы в постоянных парах – обеспечить наиболее полное усвоение темы каждым учеником в соответствии с его уровнем подготовки, с его темпом работы, учить помогать друг другу в учебной работе. При этом успехи каждого оцениваются по тому, как он сам разобрался в материале, но и, исходя из того, как помог товарищу (объясняя тему напарнику, ученик более глубоко и полно овладевает ею сам). На таком уроке учитель имеет возможность наблюдать за ходом учебного процесса и своевременно оказывать индивидуальную помощь тому или иному ученику, корректировать усвоение темы. А когда учащиеся научатся работать в парах постоянного состава, тогда можно организовывать работу в парах сменного состава, используя основные методики: « Взаимопередача темы», «Взаимообмен заданиями» и «Поабзацное изучение текста».
Методика «Взаимопередача темы»
Структурные особенности методики:
1. При работе в парах сменного состава класс делится на малые группы (4-8 человек).
2. Каждый член малой группы получает свою карточку с заданиями для изучения одной из подтем. ( Карточки дублируются столько раз, сколько малых групп получается в классе. Один комплект карточек остаётся у учителя). Каждый ученик самостоятельно изучает указанный в карточке теоретический материал, выполняет своё практическое задание, затем вводит (объясняет свой теоретический вопрос напарнику, выслушивает в свою очередь теоретическое задание напарника, затем оба меняются практическими заданиями, выполняют их самостоятельно и сверяют правильность выполнения обеих практических работ.
3. Освободившиеся школьники образуют новые пары для дальнейшего изучения темы.
Что необходимо учитывать при выборе темы для изучения в парах сменного состава и при составлении карточек.
Материал должен быть доступным для самостоятельного изучения.
Тема должна иметь несколько «входов», т.е. делиться на несколько подтем. Каждая карточка должна быть самостоятельным «входом» в тему, чтобы школьник мог начать её изучение с любой карточки.
По выбранной теме составляются карточки: 1, 2, 3 или более блоков (в зависимости от особенностей темы).
Все карточки одного блока должны соответствовать теме данного блока, но у каждой карточки должна быть своя идея, свой главный вопрос. Изучив все вопросы блока, ученик изучит всю тему (подтему).
Каждая карточка обычно состоит из двух обязательных заданий: первое теоретическое (для ввода, для обмена заданиями), второе практическое (для самостоятельной работы и самоконтроля). В карточке может быть больше заданий. Эти задания могут быть необязательными, дополнительными, проблемными, обобщающими (специально для сильных учеников). Третье задание может быть и обязательным (т.е. практическим), если требуется отработка навыка.
Чтобы самостоятельное изучение учебного материала строилось правильно, необходимо чётко сформулировать задание и по первому и по второму вопросу. В нём должно быть указано, что нужно конкретно прочитать, что выучить, что записать, какую графическую работу выполнить.
Первые и вторые задания всех карточек одного блока должны быть равноценными по трудоёмкости.
Следует продумывать систему уроков.
В парах сменного состава можно изучать новый материал, повторять, закреплять и обобщать изученное.
Работая в парах сменного состава каждый обучает каждого, каждый помогает каждому, каждый изучает все вопросы темы теоретически и практически.
Эта форма работы интересна школьникам, потому что они действительно работают все 45 минут, сами организуют и контролируют ход работы и её результат. Они учатся общаться, приобретают такие качества, как самостоятельность, уважение к товарищам, толерантность, настойчивость, умение убедить, объяснить, прислушаться к слову товарища.
Для организации работы в сменной паре нужно выдать специальное руководство, памятку, алгоритм:
1. Слева – «учитель»
а) 1.«Учитель» вписывает в тетрадь «ученику» № карточки, тему, примеры с комментариями, рассказывает теорию, объясняет примеры.
б) 2.«Учитель» ставит оценку «ученику» за знание теории и за объяснение примеров.
2.Слева – «ученик»
1.Справа – «ученик»
а) 1.«Ученик» следит за грамотностью записей, по учебнику следит за правильностью рассказа (объяснения), исправляет неточности, дополняет.
3.Поменялись карточками и самостоятельно выполнили упражнения из новой карточки.
4.Сверили выполненные упражнения друг с другом и вернули карточки.
5.Сменили пару.
Методика «Взаимообмен заданиями»
Алгоритм работы по методике взаимообмена заданиями (МВЗ)
1 этап – Индивидуальный
1. Ознакомьтесь с предложенной темой.
2. Структурируйте его в форме плана, схемы, опорного конспекта или каким-либо иным способом.
3. Сформулируйте выводы, правила и запишите.
2 этап – Работа в парах сменного состава
4. Перескажите партнёру тему так, чтобы он сам мог структурировать его на основе прослушанного. Ответьте на его вопросы.
5. Выслушайте пересказ темы партнёра, задайте ему необходимые вопросы, уточните неясное, чтобы можно было структурировать эту тему самостоятельно.
3 этап – Индивидуальный
6. Структурируйте обговоренную тему и сформулируйте выводы.
4 этап – Работа в паре
7. Обсудите самостоятельную работу, сформулируйте и запишите вывод, правила (ознакомьтесь с записями друг друга, обсудите преимущества каждой работы, внесите коррективы по необходимости).
5 этап
8. Образуйте другую пару и повторите работу с пункта 4.
Памятка для работы в паре
1. Получи карточку и поставь точку на листке учёта против своей фамилии.
2. Выполни первое задание. Научись сам объяснять это задание.
3. Самостоятельно выполни аналогичное задание во второй части карточки. Правильность выполнения проверь у учителя. В листке учёта вместо точки поставь плюс.
4. Объясни задание первой части своей карточки партнёру.
5. Проследи, как он делает записи в свою тетрадь и правильно ли комментирует написание. Ответь на вопросы по необходимости. Убедись, что партнёр понял задание.
6. Выслушай партнёра по первой части его карточки. Сделай записи в свою тетрадь, попутно комментируя.
7. Обменяйтесь карточками. Каждый самостоятельно выполните второе задание новой для вас карточки.
8. Сверь второе задание. Если есть ошибки, исправь их.
9. Поставь плюс в листке учёта напротив своей фамилии в графе с номером карточки, задание которой тебе передал партнёр.
10. Найди нового партнёра и работай с полученной карточкой с шага 4.
Лист учёта
№ № п/п
Фамилия
К1
К2
К3
К4
1
+
+
.
2
+
+
.
3
.
+
+
4
+
.
+
Методика «Поабзацное изучение текста»
А. Г. Ривин вводит поабзацную проработку каждого текста (параграфа). При этом все ученики работают не с одним и тем же материалом, а у каждого свой параграф. Иногда одновременно изучается столько разных тем, сколько в группе учащихся.
Как же в таком случае ученики работают друг с другом? Методика, которую предложил А. Г. Ривин, является одновременно простейшей и сложнейшей. Простейшей, потому что каждый ученик, прорабатывая свой текст, составляет простойплан. Сложность заключается в том, что ученик прорабатывает текст не один и не просто в паре, а работая с учениками по очереди. Если первый абзац (примерно 5-12 строчек) он прорабатывает с одним учеником, то второй абзац (примерно такого же объёма) он уже штудирует с другим, третий – с третьим и т.д. В чём заключается работа с первым партнёром? Кто-то из учеников пары (любой) читает первый абзац текста, а затем оба приступают к его анализу: о чём говорится в этом абзаце? Какое заглавие ты предлагаешь? Почему ты считаешь, что это заглавие выражает содержание абзаца? Нельзя ли дать более точное заглавие?
Ученики при обсуждении заглавия иногда по нескольку раз перечитывают текст, спорят, отбрасывают одно заглавие и ищут другое, шлифуют словесную формулировку заглавия. То и дело возникает напряжённая умственная потасовка, бой. При первой встрече прорабатывается только один первый абзац, записывают друг другу согласованное во время обсуждения заглавие, а затем пара распадается, каждый находит себе нового партнёра.
Как происходит работа с другим партнёром? Сначала обмениваются тетрадями, спрашивают: "Слушать или рассказывать?" Если партнёр отвечает: "Слушать", то, например, я как участник занятий должен положить книгу посередине и рассказать то, что проработал с первым партнёром. Если что-то забыто, можно воспроизвести необходимое тут же по книге. Затем я спрашиваю: "Вопросов нет?"
Если нет, то кто-то из нас читает вслух второй следующий абзац. Обсуждаем, подбираем наиболее адекватное заглавие, и если я соглашаюсь, то мой сосед записывает это заглавие в мою тетрадь. После этого переходим к такой же работе по тексту партнёра. Закончив работу над очередным (вторым) абзацем, расходимся и вступаем в работу с третьим партнёром. Обмениваемся тетрадями, выясняем, кто рассказывает, а кто слушает изложение содержания уже проработанных абзацев (частей) своего параграфа, дальше - подыскивание и обсуждение заглавия (пункта плана), запись в тетрадь владельца темы и затем - работа по тексту напарника, сигнал об окончании работы в данной паре, переход и работа с новым партнёром.
Какова методика сотрудничества в каждой паре?
Изложение того, что было проработано с предыдущими товарищами (разумеется, исключая первого ученика, с кем начинал занятие). Чтение и обсуждение следующего абзаца (части текста, представляющей нечто логически целое, законченное, и не превышающей 11-12 строчек). Выработка формулировки вопроса, заголовка (пункта плана или тезиса), адекватных содержанию проработанного абзаца. Запись вопроса (заголовка или тезиса) в тетрадь хозяина темы. Записывается только то, с чем согласен ведущий тему. Наиболее желательным является план в виде назывных предложений. Если составляется план в виде вопросов, то при этом устраняется необходимость напряжённого спора, обсуждения. Вопросы формулировать легче, чем назывные предложения-заголовки. Формулировки в виде развёрнутых предложений (тезисов) мало себя оправдывают, так как они обычно оказываются громоздкими, и их запись отнимает много времени.
В классе одну и ту же тему берут не один, а два-три ученика. Как работают ученики друг с другом, если у них одна и та же тема? В таком случае они начинают с того, что сверяют свои планы, выясняют причины расхождений в формулировках заглавий, уточняют своё понимание текста с пониманием товарища, напарника, потом прорабатывают совместно уже не по одному абзацу, а по два абзаца, озаглавливают их и записывают друг другу в тетрадь. Особое значение имеет при проработке текста последняя встреча. Проработав совместно последний абзац, ученик сообщает дежурному диспетчеру и учителю о завершении своей работы. Теперь ученик по данной теме готов выступать в малой или большой группе, а может сдать её в порядке зачёта учителю или кому-то из старших учеников. Есть и другие варианты как отчёта по теме, так и привлечения ученика для обучения данной теме других учеников.
Памятка
1. Получи текст. Прочитай его внимательно.
2. Найди первого партнера для работы в паре и прочитай ему первый абзац своего текста вслух.
3. Вместе с партнером попытайтесь ответить на вопрос: о чем говорится в абзаце? Найдите ключевые слова, озаглавьте абзац.
4. Запиши заголовок первого абзаца в тетрадь.
5. Поменяйтесь ролями и приступайте к работе с темой партнера в той же последовательности.
6. После окончания работы с абзацем первого партнера, найди второго партнера, перескажи ему содержание первого абзаца своего текста, проработай второй абзац в том же порядке, что и первый.
7. Текст второго партнера изучайте по схеме, изложенной в пунктах 3–6.
8. После окончания работы над темой подготовься, используя план, к выступлению в малой группе или перед классом.
Методика поабзацного изучения текста в парах сменного состава направлена на формирование таких коммуникативных умений, как умение слушать, вникать в суть прочитанного и услышанного, договариваться с товарищем о совместной деятельности, формулировать вопросы по тексту, понимать точку зрения собеседника, излагать, аргументировать, отстаивать свою точку зрения, восстанавливать прочитанный текст, озаглавливать его, выделять главное и существенное.
С самого начала перед каждым учащимся ставится конкретная цель: в совершенстве овладеть материалом так, чтобы рассказать его в развернутом или свернутом виде. Каждый абзац текста ученик обсуждает с разными напарниками, что дает возможность рассмотреть изучаемый текст под разным углом зрения, более тщательно и детально разобраться в теме.
В результате работы в парах сменного состава у каждого учащегося в тетради записан план из четырех пунктов (в соответствии с количеством абзацев каждого текста).
На последнем этапе урока можно всех учащихся, работающих над одной темой, посадить вместе. Задача вновь организованной группы – обсудить варианты планов, внести по необходимости коррективы, выбрать лучший план и предложить одному из участников от группы воспроизвести текст перед всем классом.
Далее учащиеся вновь организованной группы получают задание: работая вместе, сформулировать основные проблемы текста, сжать текст, используя приемы компрессии.
Работа в парах сменного состава даст возможность каждому ученику более глубоко разобраться в теме, понять содержание текста, заставит четче формулировать мысли, раскрепостит учащихся в общении друг с другом, сформирует навыки диалогической речи, самоконтроля и самооценки.