Какая математика нам нужна?
Абдыкасымова Гульнара
Директор сш №2 г.Кокшетау,
учитель математики
Какая математика нам нужна?
Имеет смысл только то знание,
которое используется на практике.
(Т.Брейтсфорд)
Думаю, мало, кто поспорит со мной, что такой необычайно интересный предмет, как математика стал скучным, далеким и непонятным для многих сегодняшних подростков. Сами ребята считают его трудным, а порой и ненужным. Взрослые же – родители и учителя, возможно, думают, что ученики недостаточно усидчивы и внимательны, или им попросту не хватает интеллектуальных способностей. А настоящая причина, на мой взгляд, кроется чаще всего в том, что содержание учебников по математике, а, значит, и занятия по математике (ведь основу школьного урока и домашней работы составляет учебник) недостаточно интересны, оторваны от реальной сегодняшней жизни.
Пролистните школьные учебники по математике, алгебре и геометрии, и вы поймете, что прикладные задачи однотипны, шаблонны. В них говорится о бригадах рабочих; о туристах, держащих путь из пункта А в пункт Б; о двух кранах, заполняющих бассейн и т.д.. Конечно, не спорю, это тоже есть отражение нашей действительности, ну что-то уж больно они набили оскомину. Ведь по таким задачкам изучали математику еще родители, бабушки и дедушки сегодняшних подростков!
А жизнь тем временем стремительно меняется, мы давно живем уже в странах с рыночной экономикой, в веке новых технологий и глобализации. Неудивительно, что подросткам гораздо интереснее общаться с компьютером, чем с учебниками, даже такой замечательной и такой полезной науки, как математика.
А введенная в последние годы мода на тесты, вообще упростила школьникам и выпускникам задачу: от них требуется только выбрать один из готовых ответов и все. А разве жизнь нам преподносит задачи с готовыми ответами?!
Тестовая практика в силу своей технической ограниченности исключила из ряда математических задач такие немаловажные типы заданий, как задачи на доказательство, геометрические задачи на построение, позволяющие развивать исследовательские, творческие способности учащихся, заставляющие их мыслить креативно, неординарно.
Поэтому все чаще встречаются факты, когда люди, имеющие образование, оказываются беспомощными в элементарных расчетах по коммунальным услугам, ремонту или строительству дома, покупке товаров, начислению собственной зарплаты, теряются в простейших валютных операциях, и т.д..
Почему? Да потому, что их не научили этому в школе. Кто-то из старших резонно ответит: «правильно, многого из всего этого не было в нашей жизни, когда мы учились». Но самое страшное, что этого в учебниках и задачниках нет и сейчас, впрочем как нет и самих толковых задачников.
Скучные задачи, как невкусная еда, которую съедаешь больше по необходимости, чем по желанию. А ведь среди учеников немало и таких, которые попросту отказываются «принимать невкусную пищу». По этому поводу Ян Амос Коменский в «Великой дидактике» писал, что «если едят без аппетита, вводя при этом-таки в желудок пищу, то в результате это вызовет тошноту и рвоту, и, по меньшей мере, плохое пищеварение, нездоровье. Напротив, если еда вводится в желудок под влиянием чувства голода, то он воспринимает ее с удовольствием, хорошо переваривает и успешно обращает в сок и кровь…»
Лев Толстой также отмечал: «Для того, чтобы ученик учился хорошо, нужно, чтобы он учился охотно».
Скучные задачи и скучные учебники порождают скучные уроки. Невольно убеждаешься в справедливости высказывания: «Поскольку мозг не в состоянии обращать внимание на все, неинтересные, скучные или эмоционально-тоскливые уроки он просто не запоминает» (Л. Эллисон).
В последнее время в памяти часто всплывает эпизод из кинофильма «Джентльмены удачи», где главный герой Евгения Леонова, заведующий детсадом, приходит на помощь воспитательнице, в группе которой дети отказывались есть кашу. Мудрый, творческий и эмоциональный педагог добился 100%-ого успеха, обратившись к детям примерно с такими словами: «Ребята, сегодня завтрак отменяется, мы отправляемся в космос, но для этого перед полетом нужно пристегнуть наши космические ремни и заправиться космической едой».
Наверное, и нам, педагогам, работающим с сегодняшними суперинформированными и мегаискушенными детьми, нужно прибегнуть к опыту этого киношного коллеги, и начинать отдельные уроки примерно с таких слов: «Сегодня урок математики отменяется, вместо этого мы совершим виртуальный шопинг, отправимся покупать автомобили, по пути заглянем в обменный пункт, в супермаркете выберем продукты, на которые объявлена скидка, затем подготовимся к предстоящему ремонту квартиры и т.д..»
Московский коллега А.К. Ковальджи в статье «Какая математика нужна в школе» пишет: «Математическое образование в средней школе переживает кризис, который выражается, прежде всего, в потере мотивации у детей к изучению математики. Главная причина – оторванность задач от потребностей практики, смежных дисциплин, будущих специальностей и науки… Основная проблема реформы не в том, чтобы разгрузить детей от «лишних» знаний по математике, а в том, чтобы эти знания нормально усваивались. Для этого надо как можно быстрее подготовить по всем темам содержательные познавательные и интересные задачи, каждый параграф учебника начинать с представлений о том, где и почему эти знания могут применяться. Слово «интересные» приобретает особую значимость сейчас, когда на детей обрушился шквал компьютерных игр и агрессивной рекламы, когда у детей снижен порог восприятия, а родителям некогда с ними заниматься. Надо выдержать конкуренцию с «блестящим» окружающим миром, полным соблазнов, – учение тоже должно стать ярким и привлекательным, современным по способу подачи материала. Школа должна доказать свою полезность для будущей жизни, она должна это делать каждый день на живых примерах из реальной практики, причем список таких примеров надо постоянно пополнять и обновлять путем опроса подобранных специалистов из разных областей деятельности»
Автор: Абдыкасымова Г.Ж. директор сш №2 г.Кокшетау, учитель математики