Оглавление
 1.Введение………………………………………………………………… 2 -3 стр.
 2.Основная часть …...……..….................................................................. 4 – 10стр.
  2.1. Виды геометрических головоломок…………………………4 стр.
  2.2. История зарождения геометрических головоломок………. 4 - 6 стр.
  2.3. Правила геометрических головоломок и изготовление…... 6 - 9 стр.
  2.4. Применение геометрических головоломок в современном мире...................................................................................................... 9 стр.
 3. Результаты анкетирования и эксперимента……................................ 10 -12 стр.
 4. Выводы..................................................................................................... 13 стр.
 5. Список использованной литературы и источников…........................ 14 стр.
  6. Приложение …………………………………………………………. 15-17стр.
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  -  Введение 
 На уроках математики мы познакомились с геометрическими фигурами научились чертить их на линованной и нелинованной бумаге, вырезать из картона и составлять из них новые фигуры в виде предметов быта, животных, растений. Это оказалось очень увлекательным занятием. Учитель математики сказала, что фигуры используются ещё и в геометрических головоломках: «Танграм», «Колумбово яйцо», «Полимино».Стало интересно узнать, что такое головоломка, где они появились и встречаются ли сейчас.
  Не все учебники математики содержат задания направленные на решение геометрических головоломок. Внеурочная деятельность учащихся начального и среднего звеньев школытакже не предусматривает рассмотрение указанных задач. На практике можно убедиться, что молодое поколение даже не слышали о многих геометрических головоломках, хотя и понимают значимость их на развитие умственных способностей людей. Самое главное, что в олимпиадах и конкурсах по математике в последнее время включают задания с геометрическими головоломками. Всё это определяетактуальность данной исследовательской работы.  
  Несомненной является и новизнаданной работы, так какисследования по теме «Геометрические головоломки» в МКОУ «Брылинская СОШ» ранее не проводились и их изучение не предусмотрено школьной программой по математике.
  Данное исследование может быть использовано учителем математики на уроках в виде дополнительных заданий для развития воображения, мышления, интереса к предмету. Также возможно применение нашего материала во внеурочной деятельности, например, учителями начальной школы или воспитателями в детском саду. Хотелось бы, чтобы геометрические головоломки стали альтернативой телефонным играм в организации досуга школьников (например, на переменах между уроками). Это говорит о высоком практическом значении исследования.
  В ходе исследования использованы материалы следующих сайтов: «Мир детских эмоций и чувств» (https://ncuxolog.ru/zagadochnyj-tangram), «Детский сайт для родителей. Развитие детей» (http://razvitiedetei.info/dosug/geometricheskij-konstruktor-tangram.html), «Волшебная шкатулка. Занимательная математика» (http://novijmir.blogspot.ru/p/blog-page_17.html). С этих сайтов мы взяли материал о истории зарождения геометрических головоломок, правила игр и способы изготовления элементов геометрических головоломок.Проанализировали статью, представленную на web - страницах сайта«Ярмарка мастеров» (https://www.livemaster.ru/topic/463495-v-mire-tangram-igrushka-na-vse-vremena), в которой описывается применение геометрических головоломок в жизни людей. Прочитали работу Д.Головина, Е. Дубровского и др. в электронном журнале «Юный ученый». В словарях русского языка С.И. Ожигова и Т.В. Ефремова рассмотрели толкование некоторых слов по нашей теме.
  Объект исследования:игры«Танграм», «Колумбово яйцо», «Полимино».
  Предмет: знание геометрических головоломок и интерес людей к ним.
  Цель исследования: выявление степени знания и увлеченности людьми геометрическими головоломками.
  Задачи:
  -  Определить виды головоломок. 
-  Изучить историю появления геометрических головоломок. 
-  Изучить правила игры. 
-  Выявить применение геометрических головоломок в современном мире. 
-  Провести опрос среди населения на знание и увлеченность геометрическими головоломками. 
-  Провести эксперимент среди школьников. 
-  Систематизировать полученные данные в диаграммах. 
Гипотеза - предположим,чтоучащиеся и взрослые люди мало знают о геометрических головоломках и мало ими увлекаются.
 Методы исследования:
     Этапы работы:  
  -  определение темы; 
-  определение цели и задач; 
-  выдвижение гипотезы; 
-  отбор информации из различных источников; 
-  проведение анкетирования населения; 
-  систематизация полученной информации ; 
-  оформление работы; 
-  презентация работы. 
Сроки работы над исследованием: декабрь 2016 -март 2017 г.
  - Основная часть -  -  Виды головоломок 
 
 По новому словарю русского языка Т.В. Ефремова - головоломка:
  а) Специально подобранная загадка, задача и т.п., для решения которой требуются сообразительность и знания в соответствующей области.
  б) Забавная поделка, состоящая из различных соединенных между собою элементов, которые необходимо разъединить.
  2) перен. Какие-л. сложные проблемы, решение которых требует большого труда[2].
  
 
  Виды головоломок:
  -  Устные головоломки – это головоломки, условия которых может быть передано в устной речи без привлечения каких – либо дополнительных предметов. К ним можно отнести: загадки, шарады, парадоксы, игру данетки. 
-  Головоломки с предметами – это головоломки, в которых активно используются обычные бытовые предметы: головоломки со спичками, монетами, карточные головоломки. 
-  Механические головоломки – это класс головоломок, которые специально были изготовлены как головоломки. Это всевозможные проволочные головоломки, головоломки типа Кубика Рубика, пазлы, пентамино и др. 
-  Печатные головоломки – это те головоломки, для которых необходима бумага и карандаш. Они могут быть напечатаны или нарисованы. К таким головоломкам относятся сконворды, кроссворды, ребусы и т.д. 
-  Компьютерные головоломки.[5.7] 
Среди множества головоломок имеет особое значение геометрические, т. е. такие, в которых применяются геометрические фигуры: «Танграм», «Колумбово яйцо», «Полимино».  
  
 
   -  История зарождения геометрических головоломок 
 
 «Танграм»
  
 
  Игра родилась в Китае более 4000 лет назад. Хотя слово «Танграм» было придумано чуть более века назад в Северной Америке, китайская игра была известна под названием «доска из семи фигур мудрости»[5.2].
  В учебнике Г.К. Муравина, О.В. Муравиной «Математика. 5класс.» говорится о том, что название «Танграм» возникло в Европе и, вероятнее всего, переводится как «китайские буквы», так как в переводе с греческого «тань» означает «китаец», а «грамм» - «буква». Рассказывают, что Наполеон, находясь в изгнании на острове Св. Елены, часами занимался составлением картинок из элементов «танграма»[3].
  Существует множество легенд о зарождении игры. В нашей работе приводим три, самые занимательные и поучительные.
  Легенда первая: версия про разбитую плитку.
  Более 4000 тысяч лет назад у одного человека из рук выпала фарфоровая плитка и разбилась на семь частей. Расстроенный, он в спешке старался ее сложить, но каждый раз получал все новые интересные изображения. Это занятие оказалось настолько увлекательным, что впоследствии квадрат, составленный из семи геометрических фигур, назвали Доской Мудрости. 
  Легенда вторая: три мудреца придумали «Ши-Чао-Тю».
  Почти две с половиной тысячи лет тому назад у немолодого императора Китая родился долгожданный сын и наследник. Мальчик рос здоровым и сообразительным не по летам.Одно беспокоило старого императора: его сын, будущий властелин огромной страны, не хотел учиться. Мальчику доставляло большее удовольствие целый день забавляться игрушками. Император призвал к себе трех мудрецов, один из которых был известен как математик, другой прославился как художник, а третий был знаменитым философом, и повелел им придумать игру, забавляясь которой, его сын постиг бы начала математики, научился смотреть на окружающий мир пристальными глазами художника, стал бы терпеливым, как истинный философ, и понял бы, что зачастую сложные вещи состоят из простых вещей. Три мудреца придумали "Ши-Чао-Тю"- квадрат, разрезанный на семь частей[5.2].
  Легенда третья: семь книг Тана.
  Согласно легенде Лойда, Тан был легендарным китайским мудрецом, которому его соотечественники поклонялись как божеству. Фигуры в своих семи книгах он расположил в соответствии с семью стадиями в эволюции Земли. Его танграмы начинаются с символических изображений хаоса и принципа «инь и ян». Затем следуют простейшие формы жизни, по мере продвижения по древу эволюции появляются фигуры рыб, птиц, животных и человека. По пути в различных местах попадаются изображения того, что создано человеком: орудию труда, мебель, одежда и архитектурные сооружения. Лойд часто цитирует высказывания Конфуция, философа по имени Шуфуце, комментатора Ли Хуанчжан и вымышленного профессора Челленора. Ли Хуанчжан упоминается в связи с тем, что по преданию он знал все фигуры из семи книг Тана прежде, чем научился говорить. Встречаются у Лойда и ссылки на «известные» китайские пословицы типа «Только глупец взялся бы написать восьмую книгу Тана»[5.6].
  
 
  
 
  Колумбово яйцо— крылатое выражение, обозначающее неожиданно простой выход из затруднительного положения[5.3] .
  Существует красивый миф о происхождении этого выражения.
 Открыватель Америки Колумб был приглашен к всемогущему кардиналу Мендозе. За столом, по просьбе гостей, он начал рассказывать, как именно был им открыт Новый Свет (который, впрочем, он считал Индией). Кто-то из присутствующих, человек ограниченный, но самоуверенный, пожав плечами, сказал: «Так просто всё?»
Колумб взглянул на него и протянул ему лежавшее на блюде куриное яйцо: «Сделайте так, чтобы оно стояло на своем носке». Разумеется, попытки установить яйцо успехом не увенчались. «Это немыслимо...» - сказал обескураженный собеседник Колумба. «Это очень просто!» - с усмешкой ответил мореплаватель и, разбив о стол носок яйца, без труда заставил его стоять.
Выражение «колумбово яйцо» - стало воплощением остроумного и неожиданного выхода из затруднения, синонимом простого разрешения трудных вопросов.[5.4]А затем стало названием геометрической головоломки.Суть задания состоит в том, чтобы из деталей конструктора «Колумбово яйцо» сложить фигурки. Это могут быть люди, животные или птицы, транспорт и мебель, цветы, буквы и цифры.
 «Полимино»
  Полимино, или полиомино (англ. polyomino) — плоские геометрические фигуры, образованные путём соединения нескольких одноклеточных квадратов по их сторонам.
  Полимино использовались в занимательной математике, по крайней мере с 1907 года, а известны были ещё в древности. Многие результаты с фигурами, содержащими от 1 до 6 квадратов, были впервые опубликованы в журнале «FairyChessReview» в период с 1937 по 1957 г., под названием «проблемы рассечения». Название «полимино» или «полиомино» было придумано Соломоном Голомбом в 1953 году и затем популяризировано Мартином Гарднером[1].
  2.3. Правила головоломок и изготовлениеэлементов для игры
 «Танграм»
  В игре – головоломке «Танграм» главной целью является создание фигур из 7 элементов –танов, полученных разрезанием  квадрата на семь частей – два больших (1, 2),  два маленьких (3, 4) и один средний треугольник (5), один квадрат (6)  и один параллелограмм (7)[5.6](рис.1). При решении головоломки требуется соблюдать условия:
 
  Рисунок 1. Основа игры "Танграм"
  
 - при составлении изображений используются все семь фигур;
 - фигуры должны быть в одной плоскости, т.е. не должны перекрывать друг друга, располагаться поверх других частей;  
 -все части должны быть смежными, т.е. иметь точку соприкосновения с другими частями[5.2].
   На курсе «Математика в задачах» учащиеся 6 класса познакомились с «Танграм» и попробовали составить свои фигуры (Приложение №1).  
  
 
  «Колумбово яйцо»
  В головоломке «Колумбово яйцо» так же, как и в «Танграм», необходимо создавать фигуры из элементов, которые получают из овала. В игре существует только два правила, которые нельзя нарушать: первое - нужно использовать все детали- 10штук; второе - части не должны пересекаться, их следует прикладывать друг к другу(рис. 2).  
  
 
   Для изготовления игры берут за основу овал (например 15 на 12 см), разрезают, как на рисунке 2. Получают 10 частей.А можно поступить по - другому — в основе яйцо. В окружности проводим 2 взаимно перпендикулярных диаметра — это первые линии, по которым в дальнейшем разрезаем яйцо. Затем в крайних точках одного отрезка проводим 2 окружности, радиус каждой окружности равен диаметру  первой окружности. Дальше, проводим линии, соединяющие три точки первой окружности, чтобы получить большой треугольник (на рисунке красные линии), заканчиваются линии на границе с большими окружностями.Затем чертим еще 3 окружности с одинаковым радиусом:
 
 Рисунок 2. Основа игры "Колумбово яйцо"
  
  1 окружность: центр — вершина треугольника, радиус — отрезок от вершины треугольника до линии пересечения с большой окружностью.
  2 окружность: центр — точка пересечения диаметра с окружностью (внизу).
  3 окружность: центр — точка пересечения 2 окружности с диаметром.
  1 окружность установила границы яйца, а 2 и 3 окружности дают точки для построения маленького треугольника. На рисунке линии красного цвета.
  Обводим то что нам надо вырезать (на рисунке красный цвет)
  -  само яйцо 
-  вверху удлиняем линию диаметра до границы яйца 
-  линии вверху яйца — линии через точки диаметра до пересечения с большой окружностью 
 внизу строим маленький треугольник, через точки пересечения окружности 2 и 3 с диаметром первой окружности.Сверяемся с рисунком, получилось 10 частей головоломки. Вырезаем и играем[5.5]. Из них можно составить множество интересных фигур - животных, птиц и т.д., лишь бы был интерес и воображение.
  
 Рисунок 3. Фигуры из элементов "Колумбово яйцо"
 «Полимино»
 Головоломку «Полимино» можно подразделить на виды, в зависимости от количества квадратиков (рис.3). Из квадратов, соседствующих сторонами, можно сложить n-ое количество различных простых фигур (рис.2), а из них более сложные геометрические фигуры.
  
 Рисунок 4. Виды полимино.
  Все названия имеют происхождение от греческого языка: «до» - два, «три» - три, «тетра» - четыре, «пента» - пять. Особый интерес для среднего звена может составить «Пентамино»: составление из 5 квадратиков различных 12 простых фигур (основа игры), а затем - более сложные геометрические фигуры. Например: сложить из всех фигурок, без перекрытий и зазоров, прямоугольник и т.д.
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
   Рисунок 5. Фигуры Пентамино.
 
 
  
 
  2.4. Применение геометрических головоломок в современном мире
  Геометрические фигуры и наука о изучении их свойств появились в процессе деятельности человека. Можно предположить, что и элементы геометрических головоломок также участвуют в жизни современного человека.  
   Танграм во всех его проявлениях можно встретить начиная от дизайна одежды, заканчивая архитектурой и ландшафтным дизайном. Самое удачное применение танграма, пожалуй в качестве мебели. Вся мебель, построенная по принципу танграма, очень удобна и функциональна. Каждый раз она может видоизменятся в зависимости от настроения и желания хозяина. Сами производители выпустили вместе с инструкцией по сборке несколько страниц с идеями для библиотеки, гостиной, спальни и детской.   Самое вкусное применение танграма в шоколаде. [5.6] (Приложение №2).
  -  Результаты анкетирования и эксперимента 
Были опрошены люди от 9 до 60 лет.
 Вопросы анкеты:
  -  Фамилия, имя, отчество. 
-  Сколько Вам полных лет. 
-  Какие геометрические головоломки Вы знаете. 
-  Какие качества и способности, по Вашему мнению, развивают у человека занятия геометрическими головоломками. 
-  Где в современном мире встречали геометрические головоломки. (Приложение №3) 
 Опрос показал, что учащиеся мало знают геометрические головоломки.
 
 
 ![]()
 Диаграмма №1.  
 
 
 Анализируя данные, выяснили, что школьники начального и среднего звеньев не знают геометрических головоломок «Танграм», «Колумбово яйцо», «Полимино», только люди старшего поколения в малой степени знакомы с этими играми. Самая популярная головоломка среди населения - кубик Рубик.Дети 9-10 лет увлекаются мозаикой и пазлами, а вот подростки, кроме кубика Рубика ничего не знают.
 
 
 ![]()
 
 Диаграмма №2
 Все, даже младшие школьники, понимают, что геометрические головоломки развивают определенные навыки и качества у людей, т.е. занятия головоломками – не пустая трата времени. Как дети, так и взрослые в основном отмечают развитие логического и пространственного мышления, «ум». Люди от 25 лет и старше обращают внимание на то, что увлечение геометрическими головоломками формирует усидчивость, трудолюбие и внимание.  
  ![]()
 Диаграмма №3
 
 
 Оказалось, что многие (от 20 – 40% анкетируемых) не видели и не знают, где можно встретить в современном мире применение геометрических головоломок «Танграм», «Колумбово яйцо», «Полимино» и т.д. Остальные отмечают их использование в детских играх, мебели, различных орнаментах, в архитектуре, в журналах и газетах.
 В ходе исследования нами проведён эксперимент, в ходе которого на переменах школьникам предложены механические (геометрические) головоломки. Результаты эксперимента показали невысокий уровень заинтересованности школьников в решении геометрических головоломок ( 14 % подростков).
  
 
  
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  - Выводы 
 
 
  Проведенное исследование показывает, что взрослые люди мало интересуются и увлекаются геометрическими головоломками, дети же о «Танграм», «Колумбово яйцо» и «Полимино» совсем не знают. Это означает, что в дошкольных учреждениях и в начальной школе не используют задания геометрических головоломок либо не говорят, как называется данная игра. Все участники анкетирования отмечают положительное влияние занятий геометрическими головоломками на развитие умственных способностей у человека.
 В ходе работы:  
  -  Определены виды головоломок. 
-  Изучена история появления отдельных типов головоломок. 
-  Изучены правила игр. 
-  Выявлено применение геометрических головоломок в современном мире. 
-  Проведен опрос населения, с целью выявления степени знания и увлеченности геометрическими головоломками; 
-  Проведен эксперимент среди школьников; 
-  Систематизированы полученные данные в диаграммах и сделаны выводы. 
 В ходе исследования доказано, что учащиеся и взрослые люди мало знают о геометрических головоломках и мало ими увлекаются.
  Перспектива дальнейшего исследования – реализация проекта «Геометрические головоломки в школе», цель которого – внедрение геометрических головоломок во внеурочную деятельность школьников.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  - Список использованной литературы и источников 
  -  Головин, Д. А., Дубровский Е. Э., Ловков К. И., Шамшурина Ю. С., Ястребов М. И., Шмелева О. В. Математические головоломки: полимино. // Юный ученый. — 2016. — №6.1. — С. 21-23. 
-  Ефремов, Т.В. Новый словарь русского языка. Толково – словообразовательный словарь.: Ок.160 000 слов/ Т.В. Ефремов – М.: Дрофа, 2000. – 1233с 
-  Муравин, Г.К. Математика. 5 кл..: учеб. для общеобразовательных учреждений/ Г.К. Муравин, О.В. Муравина. – 3-е издю, перераб. – М.: Дрофа, 2007.-315с.: ил. 
-  Ожегов,С.И. Словарь русского языка: Ок.53 000 слов/ С.И. Ожегов; Под общ. ред. проф. Л.И. Скворцова – М.: ООО «Издательство Оникс», 2011. – 1200с.   
-  Интернет - ресурсы: 
  -  http://razvitiedetei.info/dosug/geometricheskij-konstruktor-tangram.html- Детский сайт для родителей. Развитие детей. 
-  https://ncuxolog.ru/zagadochnyj-tangram- Мир детских эмоций и чувств. 
-  https://ru.wikipedia.org/wiki-ВикипедиЯ 
-  http://fb.ru/article/173523/kolumbovo-yaytso-uvlekatelnaya-golovolomka-dlya-detey-i-vzroslyih - Fb.ru 
-  http://novijmir.blogspot.ru/p/blog-page_17.html-Волшебная шкатулка. Занимательная математика. 
-  https://www.livemaster.ru/topic/463495-v-mire-tangram-igrushka-na-vse-vremena- журнал «Ярмарка мастеров» 
-  http://fitnessbrain.ru/golovolomki/golovolomka - Прокачай свой мозг. Фитнес – клуб для мозга. 
 
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
 
 
 
 
  Приложение №1
  Фигуры головоломки «Танграм», составленные учащимися 6 класса МКОУ «Брылинская СОШ»
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
 
 
  
 
  
 
  Приложение №2
  Примеры применение «Танграма» в современной жизни человека
 

  
 
   
 
  
 

  
 
 
 
 
 

  
  
  
 
  Приложение №3
  
 
   14