Просмотр содержимого документа
«Использование проектной деятельности при обучении математики»
Использование проектной деятельности при обучении математике
Время от времени школу захлёстывают волны модных течений. Подчас цунами. Из самого модного: тестирование, интегрированные уроки, проектная деятельность. Похоже, что сейчас мы находимся на пике моды: проводится огромное количество ученических конференций, выставок и ярмарок проектов, защищаются диссертации, учителя обучаются основам проектной деятельности на курсах.
Общепризнано, что современного человека должны отличать ответственность и инициативность, продуктивность и эффективность, адаптивность к динамично меняющимся условиям.
В обучении большинству дисциплин все больше используются методы и средства, позволяющие сделать учебный процесс более интересным и естественным для школьников, повысить их мотивацию к учению, приблизить изучаемый материал к повседневной жизни детей. Во многих случаях такого результата можно достичь за счет использования активных методов, при которых ученик перестает быть пассивным слушателем и зрителем, а становится активным участником образовательного процесса. К числу подобных методов, безусловно, можно отнести методику обучения, основанную на активной творческой проектной деятельности школьников.
Проектная работа – это модель научно исследовательской работы учёного. Включение такой работы в учебный процесс преследует несколько целей:
познакомить школьника с одним из наиболее мощных традиционных способов познания окружающего мира;
дать школьнику почувствовать радость от успешно решённой трудной (для него) задачи;
дать школьнику опыт письменного изложения результатов своей работы, а также устного представления этих результатов сверстникам и взрослым.
Проекты предполагают активизацию учащихся: они должны писать, вырезать, наклеивать, рыться в справочниках, разговаривать с другими людьми, искать фотографии и рисунки, самостоятельно делать записи на аудиокассету. И, наконец, учащиеся с разным уровнем подготовки могут участвовать в проектной работе в соответствии со своими возможностями.
В свою очередь, проектирование в наиболее общем виде можно рассматривать как деятельность или процесс разработки и создания проекта (прототипа, прообраза, предполагаемого или возможного объекта или состояния). В современном мире едва ли не любое деяние, человек склонен рассматривать сквозь призму проектирования.
Следует различать широкое толкование проекта как понятия и конкретную образовательную технологию — “метод проектов”.
Под методом проектов в дидактике понимают совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют учащимся приобретать знания и умения в процессе планирования и самостоятельного выполнения определенных практических заданий с обязательной презентацией результатов.
Какие мне видятся «плюсы» метода проектов?
«Плюс» первый. Одна из причин моего внимания к методу – проблема повышения мотивации учащихся к изучению предмета. Современные дети рациональны: они хотят чётко понимать, зачем им нужно то или иное знание, что даёт, где может пригодиться. Имея доступ к информации через Интернет, им скучно впитывать знания, читая учебник или слушая лекцию учителя. Новое поколение требуют новых методов обучения. Жизнь диктует перемены. Так и с методикой. Вне всяких сомнений проектирование - относится к методам обучения, отвечающим современной жизни.
«Плюс» второй. В ходе проектной деятельности учащиеся не просто приобретают знания, они ещё и учатся тому, как самостоятельно приобретать эти знания.
«Плюс третий». Проектная деятельность позволяет учителю осуществлять более индивидуальный подход к ребенку. Наиболее сильные ученики способны самостоятельно разработать математическую модель и им помощь не требуется. А наиболее слабым необходима помощь даже в написании алгоритма выполнения задачи. Данная задача многоуровневая.
В основе большинства проектов лежит групповая работа (2-3 ученика) школьников, при этом работа в группах организуется с учетом индивидуальных способностей, возможностей и межличностных отношений конкретных учащихся. Сами ребята определяют старшего в каждой группе и распределяют роли. Очевидно, что при таком подходе школьники работают активно и самостоятельно.
Этапы работы над проектом:
погружение в проект;
планирование работы над проектом;
аналитический;
обобщение;
презентация полученных результатов.
Погружение в проект:постановкапроблемы; выбор темы проекта; определение цели; выдвижение задач.
В ходе этого этапа учащиеся обсуждают с учителем предложенную для изучения информацию. Выявляют проблемы. Выдвигают гипотезы. Устанавливают цели.
Планирование работы над проектом: определение источников информации, способов её сбора и анализа; обсуждение вариантов оформления отчетности о выполненной работе; распределение задач (обязанностей) между членами группы.
Основная цель этапа планирования — получение общего представления о будущем направлении исследовательской работы. Ребята вырабатывают план действий, определяют сроки.
В ходе этого этапа учитель лишь изредка вносит коррективы в ход дискуссии по планированию проектной деятельности. Очень важно максимально предоставить инициативу учащимся, оставив себе роль консультанта и помощника.
Аналитический этап:исследовательская работа учащихся и самостоятельное получение новых знаний; уточнение намеченных цели и задач; поиск и сбор информации через собственные знания и опыт учащихся; обмен информацией с другими лицами (учащимися, учителями, родителями, приглашенными консультантами и т.д.); изучение специальной литературы, привлечение материалов средств массовой информации, Интернета.
Следует отметить, что основной задачей аналитического этапа являются самостоятельное проведение учащимися исследования, самостоятельное получение и анализ информации.
Второй, не менее важной, задачей, которую обсуждают участники, была подготовка к презентации. Участники проектной группы решают, что для презентации необходимы видео и фотосюжеты по каждой из тем.
Этап обобщения: анализ и синтез полученных результатов с позиции выдвигаемой гипотезы; построение общей логической схемы выводов для подведения итогов (в виде рефератов, докладов, конференций, видеофильмов, спектаклей, стенгазет, школьных журналов, презентации в Интернете и т.д.).
Целью является создание в письменной форме краткого по содержанию документа, включающего характеристику целей проведенного исследования, применявшихся методов и полученных результатов, а также сообщение о намерении продолжить исследование, если такое намерение предусматривалось авторами.
Презентация полученных результатов: осмысление полученных данных и способ достижения результата, обмен полученной информацией, а также накопленным опытом в классе или группе учащихся; обсуждение и совместная презентация участниками результатов работы над проектом; совместная презентация результатов на уровне школы, города, области и т.д.
Ребята защищают проект, участвуют в обсуждении. Особенность этапа заключается в том, что само осуществление презентации в той форме, которую выбрали участники, является, по сути, учебным и ориентировано на приобретение навыков представления итогов своей деятельности.
Проводимые мною проекты являются одновременно и исследовательскими, и творческими. Работа по подготовке проекта всегда начинается с постановки цели, с обдумывания того, зачем проект нужен учителю и учащимся. Каждая проектная группа ведёт дневник (тетрадь 12-18 листов). В этом дневнике записывается состав группы, название проекта, Ф.И.О. руководителя. В процессе работы группы записываются в дневник итог каждого занятия, а также всё что пожелают ребята. Необходимо понимать, что работа над проектом объемная, кропотливая, но польза от проектной деятельности несомненная.
Когда школьники работают над проектом вместе с учителем, рождается единый дух творчества, единый порыв, единство мыслей и чувств. Учитель находится на равных с ребенком, он тоже исследователь, и так же ищет истину, а значит, вместе с учеником может удивляться, радоваться находкам.
Примеры проектов обучающихся:
Название проекта
«Правильные многоугольники в орнаментах и паркетах».
«Магические квадраты»
«Геометрия без измерений и вычислений»
«Софизмы вокруг нас» «Магические квадраты»
«Числа Фибоначчи»
«Леонард Эйлер и развитие математики и математического образования в России».
«Сравнительный анализ результатов ЕГЭ по математике, с помощью описательной статистики».
В результате работы над проектами школьники смогли проявить себя, испытать успех, показать себя перед одноклассниками с привлекательной стороны, приобрести немаловажные умения:
отмечать успехи друг друга,
обсуждать совместно изучаемый материал,
анализировать задачи и определять их виды,
работать с книгами и другими публикациями по математике и истории математики,
преобразовывать информацию в другие формы (слова, рисунки, диаграммы),
радоваться опыту совместной работы,
выступать перед аудиторией, занимать активную позицию при защите результатов своей работы, сотрудничать, не взирая на индивидуальные различия.
Следует отметить, что, конечно же, основным результатом внедрения этих и других проектов и средств стало очевидное повышение эффективности обучения соответствующим разделам школьного курса математики.
Мне кажется, если ученик сумеет справиться с работой над учебным проектом, можно надеяться, что в настоящей взрослой жизни он окажется более приспособленным: сумеет планировать собственную деятельность, ориентироваться в разнообразных ситуациях, совместно работать с различными людьми, т.е. адаптироваться к меняющимся условиям.