Использование межпредметных связей математики информатики на уроках, как средство повышения эффективности урока
Использование межпредметных связей математики информатики на уроках, как средство повышения эффективности урока
За время моей работы в педагогической деятельности мне не однократно приходилось сталкиваться с такими трудностями, как: отсутствие интереса у учеников к предмету, пассивность на уроках, низкий процент качества знаний, нежелание участвовать в различных мероприятиях (олимпиадах, внеклассных мероприятиях, тематических линейках). И как учитель, долг которого перед родителями, учениками, необходимо искать пути и методы выхода из такого положения.
Так как традиционные методы обучения не дают в полной мере достаточно хороших результатов, то единственным способом добиться восприятия и понимания своего предмета учениками, желание его учить стал пересмотр методов и способов обучения.
Мною была осознана необходимость перехода к развивающему обучению: «Не учить, а побуждать учеников учиться». Поэтому в качестве индивидуальной методической темы выбрала тему «Межпредметная связь математики и информатики, как средство повышения эффективности урока».
Первое, что было проделано мною по данной теме:
Изучение методической литературы и подбор материалов.
Изучение методики преподавания более опытных учителей и сравнение действия их методов в эффективности усвоения предмета.
Составление плана работы над индивидуальной методической темой.
Выработка собственной системы работы.
Цель – сформировать побуждение и вовлечение ученика в самостоятельный процесс изучения предмета.
Этот способ в обучении показывает достаточно много положительных моментов и не заставляет ждать результатов. Так как ученики видят суть темы в более расширенном варианте. Использование знаний и умений предметов дает возможность увидеть решение той или иной проблемы с разных точек зрения. Результатом чего является предоставление решения задачи. А, следовательно, предмет становиться понимаемым, а значит и интересным
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Использование межпредметных связей математики информатики на уроках, как средство повышения эффективности урока »
Министерство образования и науки
Республики Казахстан
Доклад
на тему «Использование межпредметных связей математики информатики на уроках, как средство повышения эффективности урока»
Подготовила
учитель математики и информатики
Рахимова Г.Р.
г. Караганда
«Использование межпредметных связей математики информатики на уроках, как средство повышения эффективности урока»
Эпиграф
Ребенок от природы не имеет душевной лености, он любит деятельность, хочет все делать сам. Нет детей ни к чему не способных. Способности можно развивать, не развивать или пригасить. Можно целенаправленно способствовать развитию всех детей и индивидуально каждого, и одним из наиболее эффективных способов является использование межпредметных связей на уроках.
Содержание
Стр. 1. Введение…..………………………………………………………………..4 2. Научно – методическая и экспериментальная деятельность….………...5
3. Внеурочная деятельность………………………………………………...12
4. Результаты педагогической деятельности………………………………16
5. Заключение………………………………………………………………...18
6. Список используемой литературы……………………………………….18
Введение
За время моей работы в педагогической деятельности мне не однократно приходилось сталкиваться с такими трудностями, как: отсутствие интереса у учеников к предмету, пассивность на уроках, низкий процент качества знаний, нежелание участвовать в различных мероприятиях (олимпиадах, внеклассных мероприятиях, тематических линейках). И как учитель, долг которого перед родителями, учениками, необходимо искать пути и методы выхода из такого положения.
Так как традиционные методы обучения не дают в полной мере достаточно хороших результатов, то единственным способом добиться восприятия и понимания своего предмета учениками, желание его учить стал пересмотр методов и способов обучения.
Мною была осознана необходимость перехода к развивающему обучению: «Не учить, а побуждать учеников учиться». Поэтому в качестве индивидуальной методической темы выбрала тему «Межпредметная связь математики и информатики, как средство повышения эффективности урока».
Первое, что было проделано мною по данной теме:
Изучение методической литературы и подбор материалов.
Изучение методики преподавания более опытных учителей и сравнение действия их методов в эффективности усвоения предмета.
Составление плана работы над индивидуальной методической темой.
Выработка собственной системы работы.
Цель – сформировать побуждение и вовлечение ученика в самостоятельный процесс изучения предмета.
Этот способ в обучении показывает достаточно много положительных моментов и не заставляет ждать результатов. Так как ученики видят суть темы в более расширенном варианте. Использование знаний и умений предметов дает возможность увидеть решение той или иной проблемы с разных точек зрения. Результатом чего является предоставление решения задачи. А, следовательно, предмет становиться понимаемым, а значит и интересным.
Научно – методическая и экспериментальная деятельность
Чтобы заинтересовать учеников, мною стали применяться следующие формы и методы обучения:
Обсуждение занимательного вопроса в мини – группах.
Обсуждение логического задания, требующего не только знания по предмету, но и логического мышления, смекалки.
Решение проблемного вопроса, решение которого основано на знаниях ни одного, а нескольких предметов, в частности математики и информатики.
Решение задач профессиональной направленности, что повышает интерес к предмету.
А для того чтобы вызвать у учащихся заинтересованность, желание остаться после уроков в кабинете математики, а не бежать домой. Мною был организован учебный стенд, на котором вывешиваются задания логического, занимательного, профессионального направления. Результат не заставил себя ждать. Во время перемен и после уроков ученики с удовольствием приходят в кабинет математики для того чтобы ознакомиться со следующим заданием. Тем самым я добилась и добиваюсь выполнения учебных задач, а именно:
Сформировать у учащихся умение находить связи между понятиями.
Развивать логическое, аналитическое мышления тем самым уметь доказывать свою точку зрения, аргументировать действия и отстаивать свои убеждения.
Воспитывать чувство товарищества и непреодолимого чувство удовлетворения от выполненного задания.
В итоге ученики стали сами приносить задания познавательного, занимательного характера и тем самым вовлекают в этот увлекательный процесс все больше и больше учеников. Хочу отметить, что такие качества характера, как чувство соперничества, целеустремленности, желание сделать первым, при чем более оригинальным способом не обойдут ни одного ученика.
Моя педагогическая деятельность основана на межпредметной связи «Математики» и «Информатики». Цель, которой добиться заинтересованности учеников в самостоятельном изучении предмета. Поэтому на уроках математики я непременно провожу связь с информатикой, и наоборот, тем самым повышается эффективность в понимании темы, следствием чего увеличивается интерес к предмету, так как предмет становиться понимаемым. Приведу отдельные примеры по темам в разных классах.
7 класс
Предмет «Алгебра»
Тема: «Степень с натуральным показателем».
Задания:
А
Запишите произведение в виде степени:
5*5*5*5;
а*а*с*с*с*с.
Найдите значения выражений:
В
Представьте произведение в виде степени:
20 множителей
n-множителей
Вычислите:
+ при х=-2, у=3, n=4.
С
Представьте произведение в виде степени с основанием х:
;
2.найдите числовое значение выражения:
.
7 класс
Предмет «Информатика»
Тема: «Ввод математического текста в текстовом процессоре Microsoft Word».
Задания:
Записать математическое выражение в текстовом процессоре Microsoft Word.
Записать математическое выражение по правилам записи арифметического выражения.
Вычислить используя арифметический калькулятор.
*. Вычислить в табличном процессоре Microsoft Excel.
7 класс
Предмет «Геометрия»
Глава: «Начальные понятия и аксиомы планиметрии».
Темы: «Точка, прямая и отрезок»; «Полуплоскость, луч и угол»; «Треугольники»; «Смежные и вертикальные углы».
Задания: три варианта, с повышающей степенью сложности.
Сколько неразвернутых углов образуются при пересечении двух прямых?
В. Может ли луч с проходить между сторонами угла (ав), если угол между векторами а и с равен 30 градусов?
С. Луч ОЕ делит угол АОВ на два угла. Найдите угол АОВ, если угол АОЕ равен 44 градуса, угол ЕОВ равен 77 градуса.
7 класс
Предмет «Информатика»
Тема: «Обработка графической информации. Графический редактор Paint».
Задания:
Нарисовать геометрические фигуры в графическом редакторе Paint.
*. Составить презентацию к теме «Точка, прямая и отрезок».
8 класс
Предмет «Алгебра»
Тема: «Квадратные уравнения»
Задания: три варианта, с повышающей степенью сложности.
8 класс
Предмет «Информатика»
Тема: «Табличный процессор Microsoft Excel».
Задания:
Вычислите в табличном процессоре Microsoft Excel.
*. Найдите значение выражения при разных значениях переменных.
8 класс
Предмет «Алгебра»
Тема: «Графики функций у = и у=».
Задания: три варианта, с повышающей степенью сложности.
8 класс
Предмет «Информатика»
Тема: «Табличный процессор Microsoft Excel».
Задания:
Постройте графики функций в табличном процессоре Microsoft Excel.
*. Найдите точки пересечения графиков функций в табличном
процессоре Microsoft Excel.
*. Постройте графики функций у = 2 , у =3 и у= в табличном
процессоре Microsoft Excel.
Исследовать графики функций y = f(x) и y=|f(x)|, где f(x) = x 2-2x-3 на промежутке [-2; 4].
9 класс
Предмет «Алгебра»
Тема: «Решение задач с помощью системы уравнений»
Задания:
А. Среднее арифметическое двух чисел равно 7, а разность квадратов – 14.
Найдите сумму квадратов этих чисел.
В. Найдите площадь прямоугольника, длина которого в 4 раза больше, чем
ширина, а площадь равна периметру.
С. Разность двух чисел равна 52. Если первое число разделить на второе, то
в частном получиться 3 и в остатке – 4. Найдите эти числа.
9 класс
Предмет «Информатика»
Тема: «Программирование с использованием языка Pascal».
Задания:
Составьте программу для вычисления корней квадратного уравнения.
*. Составьте программу для вычисления корней квадратного уравнения
с дополнительными условиями.
Пример программы «Вычисление корней квадратного уравнения»
1.var a,c,b,d,s,t: real;
Begin
Writeln (‘введите число а’);
Readln (a);
Writeln (‘введите число b’);
Readln (b);
Writeln (‘введите число c’);
Readln (c);
D:=b*b-4*a*c;
Writeln (‘d=’,d);
If d0 then t:=(-b+sqrt(d))/2*a; s:=(-b-sqrt(d))/2*a;
If dКорней нет’);
Writeln (‘t=’,t);
Writeln (‘s=’,s);
end.
2. If dКорней нет’) else t:=(-b+sqrt(d))/2*a; s:=(-b-sqrt(d))/2*a;
3.Внеурочная деятельность
В достижениях моей цели и выполнения учебных задач мне помогает внеурочная деятельность по предметам: «Математика» и «Информатика». На занятиях кружка мы с учениками разбираем вопросы, занимательного характера, требующих знания из разных областей предметов, а также умения выделить главное и проанализировав дать верный ответ в виде теоретического обсуждения или в виде точного значения ответа.
Приведу примеры тем, на которые ученики самое больше проявляют интерес.
Определение направления действия сил со стороны объектов.
Математические софизмы.
Построение фигур только с использованием ограниченного количества инструментов.
Факториал. Задачи на вычисление факториала.
Числовые ребусы.
10 класс
Решение тригонометрических уравнений.
Математические софизмы.
11 класс
Изучение понятий стереометрии на правилах дорожного движения.
Изучение многогранников на реальных объектах
г. Караганды.
В кружковой работе задействованы все ученики. Во время работы я использую разные методы обучения, такие как:
Частично – поисковый.
Инверсия.
Групповая консультация.
Игровые методы.
Метод имитации.
Ситуационный метод.
Активизация мыслительной деятельности.
Метод организационных стратегий.
Проходит в форме, как:
Занятие – путешествие.
Занятие – экскурсия.
Занятие – исследование.
Проблемное занятие.
Творческое занятие.
Занятие – соревнование.
Занятие – фантазия.
На занятиях ученики проявляют все свое умение, фантазию, находчивость, применяют разные методы решения той или иной проблемной задачи. Работая в группе ученики работают сплоченно, организованно. Это видно по действиям учеников, получая задание они мгновенно ориентируются и разделяют решение задания на части, после группируя предложенные действия по решению задания, выводят окончательный ответ.
На творческих занятиях ученики выполняют задания творческого характера, проявляя как знания по математике, так и по другим предметам, например, биология, черчение. Хочу отметить следующие работы учеников на тему «Математика в жизни».
Кроссворд на тему «Математика и информатика». Ученики при выполнении этого задания должны использовать все знания и умения по составлению вопросов, связать их с предметом «Информатика» и составить кроссворд.
На творческом занятии ученики составляли ребус – отгадка «Найди спрятанные числа». При таком задании ученики проявляли свою творческую способность, фантазию и производили связь математики с информатикой, естествознанием.
4.Результаты педагогической деятельности
В итоге используя свою методику обучения в процессе преподавания математики, то есть межпредметную взаимосвязь, я добилась хороших результатов, а именно процент качества знаний по предмету увеличился, процент успеваемости составляет 100 процентов. Процент качества представлен в виде диаграммы.
Сравнительная диаграмма
процента качества за 2012- 2013 и 2013-2014 учебные года
В начале и в конце учебного года для оценивания своей работы ученикам предлагалась анкета «Предмет глазами учеников», где они должны были ответить, считают ли они предмет «Математику»:
Нужным.
Интересным.
Результаты следующие: число учащихся, ответивших на вопрос – «Интересный», повысился с 20 до 35 процентов, по сравнению с началом учебного года, и число учащихся, ответивших на вопрос – «Нужный», повысилось с 15 до 34 процентов. Это еще раз доказывает, что применение межпредметной связи на уроках математики дают эффективный результат усвояемости предмета.
5.Заключение
С помощью такого подхода, как межпредметные связи добиваешься не только решения задач обучения, развития и воспитания учащихся, но также закладываешь фундамент комплексного видения решения проблемы. Именно поэтому межпредметные связи являются важным условием и результатом комплексного подхода в обучении и воспитании учеников.
В дальнейшем планирую использовать систему межпредметных связей в целях улучшения своей педагогической деятельности. Внедрять такие приемы и способы как: сдвоенность уроков с привлечением нескольких учителей.
И надо отметить, что учитель должен на протяжении всей своей педагогической работы искать пути и методы, повышения эффективности своего урока. Сделать его уникальным и интересным.
6.Список используемой литературы
1) Кондаков Н. И. Логический словарь-справочник. – М., Наука, 1979.
2) Кулагин П. Г. Межпредметные связи в обучении. – М.: Просвещение, 1983.
object(ArrayObject)#852 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(279) ""Активация ученической деятельности с помощью нетрадиционных видов урока в программе изучения?русского языка и литературы?в средних и старших классах""
["seo_title"] => string(185) "aktivatsiia-uchienichieskoi-dieiatiel-nosti-s-pomoshch-iu-nietraditsionnykh-vidov-uroka-v-proghrammie-izuchieniiadwaegrusskogho-iazyka-i-litieraturydwaegv-sriednikh-i-starshikh-klassakh"
["file_id"] => string(6) "256837"
["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
["date"] => string(10) "1448213159"
}
}