kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Использование интерактивных технологий в процессе обучения учащихся математике»

Нажмите, чтобы узнать подробности

На современном этапе развития образования в России доминирующей в организации учебно-воспитательного процесса должна быть переориентация стратегии обучения и воспитания на одаренность, способности и интересы учащихся.

    Известно, что традиционная система обучения, ориентированная на учебный предмет, а не на личность учащегося, на репродуктивный характер деятельности, вербальные методы, авторный стиль обучения, жестокую регламентацию учебного процесса, преобладание урока (прежде всего комбинированного) как основной (чаще единственный)  формы, которые стоят перед современным образованием. Поэтому назрела проблема обновления школьного курса математики. В Концепции математического образования говорится о том, что при обучении учащихся математике должен последовательно использоваться  деятельностный  подход, ориентированный на развитие познавательных и творческих способностей учащихся. Таким образом, гуманизация образования, ориентация на личность и максимальное развитие её уникальности, приоритет человеческого и личностного над другими ценностями побуждают к поиску адекватных им педагогических технологий.

   Такими технологиями, реализующими задачи гуманизации образования, являются интерактивные технологии, представляющие собой систему разностороннего общения, возникающего в процессе практической деятельности индивидуальной или групповой.

   За последние годы поиск новых методов обучения, повышение их результативности привели  появлению нового термина – интерактивное обучение.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Использование интерактивных технологий в процессе обучения учащихся математике» »

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ, МОЛОДЕЖИ И СПОРТА

АВТОНОМНОЙ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

КРЫМСКИЙ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ИНСТИТУТ ПОСЛЕДИПЛОМНОГО

ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ




Кафедра ( естественно-математического образования )








Тема проекта: «Использование интерактивных технологий в процессе обучения учащихся математике»






Проект

Слушателя курсов

«учителя математики»

ИВАНОВОЙ ОКСАНЫ ВАСИЛЬЕВНЫ


Научный руководитель –

старший преподаватель кафедры естественно-математического образования

Матюшина Л.Н.















Симферополь – 2014.


Оглавление

Введение___________________________________________________________4

I. Дидактические основы интерактивного обучения______________________5

1.Понятие об интерактивных методах обучения ________________________5

1.1. Интерактивное обучение как организационная сфера обучения_________5

1.2. Принципы интерактивной работы________________________________7

II. Краткая характеристика интерактивных технологий обучения___________9

1.Технология кооперативного обучения_______________________________9

1.1. Технология работы в парах ___________________________________13

1.2. Технология деятельности сменных троек__________________________14

1.3.Технология «два-четыре-все вместе»______________________________15

1.4.Технология «Карусель»________________________________________15

1.5.Технология работы в малых группах_____________________________15

1.6.Углы_________________________________________________________16

1.7.Графити_____________________________________________________16

2. Фронтальные технологии _______________________________________16

2.1. Микрофон _________________________________________________16

2.2. Мозговой штурм_____________________________________________17

2.3.Обучая - учусь ______________________________________________17

2.4.Ажурная пила_______________________________________________17

3. Технологии обучения в игре_____________________________________18

4. Дискуссионное обучение________________________________________19

4.1.Пирамида___________________________________________________20

4.2. Самоанский круг_____________________________________________20

4.3. Дискуссия « Телевизионное ток-шоу» ____________________________21

III.Методика использования интерактивных технологий обучения на уроках математики______________________________________________________22

1.Рекомендации к подготовке и проведению уроков в интерактивном режиме22

2. Примеры использования интерактивных технологий на уроках математики25

Заключение_____________________________________________________31

Приложение 1____________________________________________________32

Список используемой литературы__________________________________33


































Введение.


На современном этапе развития образования в Украине доминирующей в организации учебно-воспитательного процесса должна быть переориентация стратегии обучения и воспитания на одаренность, способности и интересы учащихся.

Известно, что традиционная система обучения, орентированная на учебный предмет, а не на личность учащегося, на репродуктивный характер деятельности, вербальные методы, авторный стиль обучения, жестокую регламентацию учебного процесса, преобладание урока (прежде всего комбинированного) как основной (чаще единственный) формы, которые стоят перед современным образованием. Поэтому назрела проблема обновления школьного курса математики. В Концепции математического образования говорится о том, что при обучении учащихся математике должен последовательно использоваться деятельностный подход, ориентированный на развитие познавательных и творческих способностей учащихся. Таким образом, гуманизация образования, ориентация на личность и максимальное развитие её уникальности, приоритет человеческого и личностного над другими ценностями побуждают к поиску адекватных им педагогических технологий.

Такими технологиями, реализующими задачи гуманизации образования, являются интерактивные технологии, представляющие собой систему разностороннего общения, возникающего в процессе практической деятельности индивидуальной или групповой.

За последние годы поиск новых методов обучения, повышение их результативности привели появлению нового термина – интерактивное обучение.







I.Дидактические основы интерактивного обучения


  1. Понятие об интерактивных методах обучения


Слово «интерактив» пришло к нам из английского слова «interact»,«Inter» - это взаимный, «act »- действовать. Интерактивный - означает способность взаимодействовать или находится в режиме беседы, диалога с чем-либо, например, компьютером или кем-либо (человеком). Следовательно, интерактивными называются специальные способы и механизмы, которые обеспечивают непрерывное диалоговое взаимодействие.

Термин «интерактивное обучение» означает определенный порядок информационного взаимодействия между субъектом учебного процесса и учебной средой.

Интерактивное обучение – это обучение, погруженное в общение, диалоговое обучение. Его классификационные параметры таковы:

- по уровню применения – общепедагогические;

- по философским основам – диалектические;

- по концепции усвоения – ассоциативно - рефлекторные;

- по ориентации на личностные структуры – информационные + операционные;

- по характеру содержания – общеобразовательные;

- по типу управления – «репетитор»+ система малых групп;

- по организационным формам – альтернативное классно-урочному;

- по подходу к ребенку – сотрудничество;

- по преобладающему методу – диалоговые, пояснительно-иллюстративные;

- по направлению модернизации – альтернативные;

- по категории обучающих – массовое.

1.1.Интерактивное обучение как организационная форма обучения

Форма учебного процесса характеризуется совокупностью способов, которыми обеспечиваются передача и усвоение социально-культурного опыта, формируется способность и к его обогащению .

Понятие «организационные формы обучения» по своему значению являются более узким и по содержанию означает варианты педагогического общения между теми, кто учит, и теми кто учится, в учебно-воспитательном процессе (В.К. Дьяченко).

Педагогическое общение может осуществляться непосредственно и посредственно, при этом наиболее применяемым непосредственным общением является парная форма организации обучения (учитель-ученик, ученик-учитель).

Преимущества такой формы обучения будут незначительными, когда в классе более 30 учеников. Поэтому в обучении математике преобладающей может быть групповая форма обучения школьников . Педагог выступает только в роли организатора процесса обучения, лидера группы. Такой подход к обучению использовался в первые десятилетия XX века и был распространенным в педагогике и практике украинской школы в 20-е годы.

Использовавшиеся в то время лабораторно-бригадный ,производственные и трудовые экскурсии и практики были передовым словом не только в советской, но и в мировой педагогике. Но уже в начале 20-х годов украинская школа превратилась в авторитарную, репродуктивно-ориентированную, с определенной стандартизацией и унификацией способов форм и методов обучения.

Дальнейшую разработку элементов интерактивного обучения мы можем найти в работах В. Сухомлинского, учителей-новаторов 70-80 годов (Ш. Амоношвили , В. Шаталова ,Е. Ильина ,С. Лысенкова и др.),теории развивающего обучения. В западной Европе и США групповые формы учебной деятельности учащихся активно развивались и совершенствовались.

Так, Дж. Брюннер считает взаимодействия основной частью активного обучения : «Где необходимы общие действия, где необходимо взаимодействие, чтобы достичь поставленных групповых целей, происходит процесс вовлечения индивида в обучение, формирование коллективности, которое необходимо для группы».

Концепции А.Маслоу и Дж. Брюннера лежат в основе общего кооперативного обучения, базируются на групповых формах организации учебной деятельности учащихся, таких популярных сегодня в США. Исследования ,проведенные Национальным тренинговым центром (США, штат Мериленд) в 1980-х гг., показывают ,что интерактивное обучение обеспечивает резкое увеличение усвоения материала. Результаты этих исследований отображены в схеме (Приложение 1),которое получило название «Пирамида обучения».

Таким образом видно, что процесс обучения требует напряженной мыслительной деятельности ученика и его собственного активного участия в этом процессе. Объяснения и демонстрации сами по себе никогда не дадут настоящих, стойких знаний. Этого можно достичь только путем интерактивного обучения.

1.2.Принципы интерактивной работы

Назначение интерактивного обучения состоит в том, чтобы, во-первых, передать знания; во-вторых, осознать ценность других людей.

Оно имеет и свои задачи:

- решение учебных поведенческих заданий;

- развитие коммуникативных умений и навыков;

- установление эмоционального контакта между учащимися;

- обучение работе в команде;

- снятие нервной нагрузки школьников;

-представление возможности менять формы деятельности учащихся.

Здесь содержание работы не только - знание, а и способы мышления. Цель - диалог не ради взаимодействия детей, а взаимодействие детей ради выявления и реализации их индивидуальных возможностей и потребностей. Для этого необходимо руководствоваться соответствующими принципами.

1. Принципы индивидуализации программ, темпа, путей (это возможно, когда ребенок взаимодействует с различными партнерами).

2. Принцип взаимодействия всех со всеми.

3. Принцип самоуправления (дети вовлечены в планирование, организацию, управление учебным процессом).

4. Принципы сведения групп.

Принципы интерактивной работы можно представить в виде таблицы:


Одновременное взаимодействие

все учащиеся работают в одно и то же время

Одинаковое участие


все учащиеся работают в одно и то же время

Позитивное взаимодействие

Группа выполняет задание при успешной работе каждого учащегося

Индивидуальная ответственность

При работе в группе у каждого ученика свое задание


Таким образом, интерактивное обучение – это специфическая форма организации учебной деятельности, одна из целей которой – обеспечение комфортных условий, при которых каждый учащийся чувствовал бы свои успехи, интеллектуальные способности, продуктивность обучения, исключение доминирования одной мысли перед другими, существование готовых способов деятельности. Пути интеграции интерактивных технологий в учебных процессах практически не ограничены.














II. Краткая характеристика интерактивных технологий обучения

  1. Технология кооперативного обучения

Кооперативная учебная деятельность - это форма (модель) организации обучения в малых группах учеников, объединенных общей учебной целью. Такая модель легко и эффективно соседствует с традиционными формами и методами обучения и может применяться на разных этапах обучения. Целью такого обучения является формирования в учащихся кооперативных умений.

Эффективность обучения в малых группах зависит от того, насколько каждый член группы осознает важность работы вместе и взаимодействие через взаимопомощь. Это может быть выполнено путем внедрения пяти базовых элементов в опыт группы. В результате эти элементы станут инструментом для решения проблем, связанных с работой групп.

Первым самым важным элементом при структурировании кооперативного обучения является положительная взаимосвязь. Его можно считать успешно построенным, когда члены группы понимают, что они тесно связаны один с другим , таким образом, один не может быть успешным, если не будут успешными все. Все члены группы чувствуют себя связанными один с другим ради достижения общей цели. Каждая личность должна делать все возможное для достижения успеха группы в целом. Без успеха отдельной личности невозможен успех группы. Учащиеся должны поверить, что «тонуть» или плыть они должны только вместе.

Вторым основным элементом кооперативного обучения, стимулирующим деятельность, является вербальное взаимодействие, личностное взаимодействие (взаимодействие лицо к лицу, плечо к плечу), когда члены группы прибывают в тесной близости один к одному, диалог осуществляется так, что содействует успеху. При этом учащиеся объясняют, спорят, сотрудничают и связывают материал, выученный сегодня с тем, который они усвоили ранее. Взаимодействие поддержки «плечо к плечу» - это непосредственный взаимообмен, при котором учащиеся содействуют выполнению учебных заданий каждым из них, при этом помогая друг другу, поддерживая, одобряя.

Третий элемент - индивидуальная ответственность, которая появляется в эффективности кооперативных групп путём оценивания каждого другими членами группы. Это последует две цели. Во-первых, если члены группы должны помогать один одному, то им следует знать, кто нуждается в помощи и в какой . Во-вторых, каждый должен знать, что группа кооперативного обучения не место, где они выполняют работу, а другие могут «спрятаться».

Личная ответственность способствует становлению ответственности у каждого члена группы за достижения в обучении.

Четвертым элементом выступают социальные навыки. Учащихся необходимо учить лидерству, обучению, формировать в них доверие к ближнему, прививать навыки решения конфликтов. Другими словами, если у учащихся нет социальных навыков, кооперативное обучение теряет свою эффективность.

Умение совместно работать в малых группах - предусловие эффективности деятельности групп кооперативного обучения. Лишь пребывание учащихся в условиях, когда нужно работать вместе, содействовать прогрессу каждого. К умениям и качествам, которые необходимы для успешной работы в малых группах, относится знакомство их друг с другом, формирование доверительных отношений, правильное общение, восприятие и поддержка каждого, конструктивные решения конфликтов.

Пятым элементом профессор Джонсон называет «групповую обработку результатов». Периодически члены группы должны оценивать то, на сколько хорошо и плодотворно они работают вместе и какие пути есть для улучшения этой работы.

Таким образом, обработка результатов – это обсуждение членами кооперативных групп вопроса функционирования группы – на сколько эффективно она работала для решения учебных задач. Это форма деятельности, считают ученые, должна использоваться каждый раз, когда работа выполняется в сотрудничестве, так как она является весомым фактором улучшения функциональности.

Дэвид Джонсон уверен, что все базовые пять элементов одинаково эффективны на всех уровнях. Дети становятся более ответственными. Одним словом мы видим все позитивные результаты процесса, название которого –кооперативный.

Таким образом, в результате действия базовых элементов, имеем:

  1. Группы кооперативного обучения основываются на положительной

взаимосвязи, взаимозависимости каждого члена группы. Цели формулируются так, чтобы члены группы ценили один другого и способствовали академическим успехам и социальными достижениями других.

  1. Учащиеся ответственны за то, чтобы овладеть материалом и поощряют

успехи других. Прогресс как отдельные личности, так и группы отслеживаются и оцениваются.

  1. Лидерство делится между ценами группы.

  2. От членов группы ожидают, что они окажут помощь один другому для

успешного выполнения совместной работы.

  1. Учащиеся используют целевой разговор как механизм взаимопонимания.

Разговор помогает лучшему пониманию идей, ведет за собой исследование, содействует персонализации информации.

  1. Цели учащихся фокусируются на максимализации обучения как же, как и

на установлении эффективных взаимоотношений между членами группы.

  1. Социальные навыки, необходимые учащимся для выполнения общей работы

(лидерство, умение общаться, доверие, решение конфликтов),обучают, их развивают и разрабатывают.

  1. Учитель и учащиеся анализируют, насколько эффективно функционирует

группа. Ставятся цели для улучшения работы группы.

  1. Члены группы устанавливают близость и необходимый диалог для

успешного достижения целей команды.

Если кооперативное обучение осуществляется эффективно, следует ожидать:

- повышения самооценки;

-повышения достижений;

-повышения социальной поддержки;

-адекватного поведения;

-навыков кооперации;

-внутренней мотивации;

-возрастание активности;

-лучшего отношения к школе;

-лучшего отношения к учителям;

-более положительного психологического контроля и самоконтроля.

Кооперативное обучение является групповой формой работы, но не каждая групповая работа является кооперативной.

Значит, в основе учебной деятельности кооперативных групп лежит межличностное учебное взаимодействие, как тип коммуникации в системе «педагог-ученик» ,является инновационным средством усовершенствования процесса, формирование и развитие подрастающей личности в образовательном пространстве.


Кооперативное групповое обучение

Традиционные группы

Положительная взаимозависимость


-

Ученики отвечают за себя и берут ответственность за товарищей по группе

Ученики отвечают только за себя

Членство в группе разнородное

Членство в группе однородное

Команда строится на доверии, открытости и групповой сплоченности

Деятельности, направленно на создание команды не хватает

Члены команды распределяют между собой ответственность за лидерство

Назначается один лидер

Социальным навыкам обучают, отрабатывают их на практике, на них стоят обучение

Социальным навыкам никто не обучает(но их часто не достает)

Учитель постоянно следит за работой группы, ведет записи наблюдений, используют обратную связь, при надобности вмешивается

Мониторинг групповой деятельности не осуществляется, обратной связи нет


В концепции субъект - объектного взаимодействия участники рассматриваются в контексте общей учебной деятельности, направленной на формирование и развитие у школьников системы научных знаний, интеллектуальных способностей, творческого потенциала. При этом соединительным звеном учебного взаимодействия выступают технологии обучения.

К видам кооперативного обучения можно отнести:

- работа в парах;

- сменные тройки;

- два-четыре- все вместе (экспертные группы);

-перекрестные группы;

-карусель;

-аквариум

-углы;

-графити.

1.1.Технология работы в парах

Пара - разновидность коллектива, где осуществляется взаимообучение . Работу в парах применяют как отдельную технологию обучения, так и подготовительный этап к работе в группах.

Работа в парах способствует позитивному отношению к учебе, развивает умение приспосабливаться к работе в группе, подготавливает почву для широкого и эффективного применения интерактивных технологий. Она имеет свои положительные стороны и наиболее эффективна на начальных этапах обучения. Ее можно использовать для достижения любой дидактической цели: усвоение, закрепление знаний и др.

В условиях работы в парах все дети в классе получают редкостную во время традиционного обучения возможность говорить, высказываться, работа в парах дает учащимся время подумать, обменяться идеями с партнером, а потом только озвучивать свои идеи перед классом. Она способствует развитию навыков общения, умений высказываться и критически мыслить, умений доказывать и вести дискуссию.

Во время работы в парах можно быстро выполнить такие упражнения, которые в других условиях требуют много времени, среди них можно назвать такие:

  1. Обговорить краткий текст, задание.

  2. Взять интервью и определить отношение к прочитанному или другой учебной деятельности.

  3. Провести критический анализ или корректировку письменной работы один другому.

  4. Сформировать итог урока или серии уроков по теме.

  5. Разработать вопросы к учителю или другим учащимся.

  6. Проанализировать проблему, упражнение или эксперимент.

  7. Дать ответы на вопросы учителя.

  8. Сравнить записи, сделанные в классе.


1.2.Технология деятельности сменных троек

Этот вариант кооперативного обучения содействует активному, основательному анализу и обсуждению нового материала с целью его осмысления, усвоения и закрепления. Деятельности учащихся в этом случае подобна работе в парах.

1.3.Технология «два-четыре-все вместе»

Технология «два-четыре-все вместе» -вариант кооперативной технологии, эффективный для развития навыков обучения в группе, умений доказывать и вести дискуссию.

1.4.Технология «Карусель»

Технология «Карусель»- самый эффективный вариант для одного приобщения всех участников к активной работе с разными партнёрами в общении для обсуждения дискуссионных вопросов. Эту технологию применяют:

  1. Для обсуждения какой-нибудь острой проблемы с диаметрально противоположных позиций.

  2. Для сбора информации по определенной теме.

  3. Для интенсификации и проверки объема и глубины новых знаний(например, терминов).

  4. Для развития умений аргументировать собственную позицию.

1.5.Технология работы в малых группах

Работу в малых группах целесообразно использовать для разъяснения сложных проблем, которые требуют коллективного обсуждения. Если приложенные усилия и время не гарантируют желаемого результата, лучше выбрать парную работу или какую-нибудь из приведенных выше технологий для быстрого взаимодействия. Использовать малые группы целесообразно тогда, когда задания требуют общей, а не индивидуальной работы.

А. А. Гин предлагает три схемы организации работы в малых группах:

1. Группы получают одно и тоже задание. В зависимости от типа задания результат работы групп может быть или представлен на проверку учителю или лидер одной из групп раскрывает результаты работы, а другие ученики его дополняют или опровергают.

2. Группы получают разные задания. Тогда группы (или их спикеры) отчитываются перед классом. Или, поочередно меняясь, спикеры по кругу обходят все группы и работают с каждой.

3.Группы получают разные, но работающие на общий результат задания.


1.6.Углы

Углы (Каган, 1990) - кооперативная структура, что позволяет учащимся выбирать и обсуждать отдельные вопросы темы. Чтобы облегчить деятельность, различные аспекты темы располагают в определенных углах комнаты. Потом каждый ученик выбирает отдельный аспект ответа на вопрос учителя и двигается в соответствующий угол.

1.7.Графити

Графити (Джибс,1987)- облегчает процесс мышления и играет важную роль группового источника энергии. Группы получают ватман, маркеры и работают над определенной темой (вопросом) путем оформления на ватмане вопроса с помощью графиков, фраз, схем. Потом по сигналу учителя идет обмен листами, пока собственный лист не возвращается к каждой группе. Потом вся группа знакомится с «новыми» комментариями, которые обсуждаются и делаются выводы.

2.Фронтальные технологии

Эти технологии предусматривают работу всего класса. Среди них можно выделить следующие :

-круг идей;

-микрофон (интервьюирование);

-мозговой штурм;

-обучая - учись(броуновское движение);

-ажурная пила;

-кейс-метод;

-дерево решений.

2.1.Микрофон

Предоставляет возможность каждому что-то быстро сказать по очереди, отвечая на вопросы или высказывать свою мысль или позицию. Сообщения не комментируются и не оцениваются. Если кто-то высказывается, то другие не имеют права о чем-то говорить.

2.2.Мозговой штурм

Мозговой штурм – это метод решения проблемы, когда все участники размышляют над одной идеей и «идет на нее в атаку». Мозговой штурм применяют, когда необходимо иметь несколько вариантов решения проблемы. Основной его целью является развитие творческого мышления. Перечислим основные ценности учебного мозгового штурма (УМШ):

  1. Активная форма работы, хорошее дополнение и противовес репродуктивным формам учебы;

  2. Учащиеся тренируют умение кратко и четко выражать свои мысли;

  3. Учиться слушать и слышать друг друга, чему особенно способствует учитель, поощряя тех, кто стремится к развитию предложений своих товарищей;

  4. Учителю легко поддерживать трудного ученика, обратив внимание на его идею;

  5. Наработанные решения часто дают новые подходы к изучению темы;

  6. Учебный мозговой штурм вызывает большой интерес учеников, на его основе легко организовать деловую игру.

2.3. Обучая-учусь

Используется при изучении блока информации и повторении изученного. Применение этого метода дает возможность взять участие в передаче своих знаний одноклассникам, уяснить общую картину понятий и факторов, которые необходимо изучить на уроке, а так же вызывает определенные вопросы и повышает интерес к знаниям.

2.4. Ажурная пила

Вид деятельности, который дает возможность, работать вместе, изучая большое количество материала на небольшой промежуток времени, а так же помогать один другому обучаться обучаясь. Создается ситуация общения, когда участники владеют разной информацией. При использовании этого метода текст делится на несколько частей или используется несколько текстов по одной теме. Эти части раздают каждому учащемуся в группе для чтения. Потом они общаются друг с другом, чтобы узнать смысл каждой части или разные точки зрения на одну тему.

3.Технологии обучения в игре

Модель обучения в игре – это построение учебного процесса путем включения ученика в игру. Использование игры в учебном процессе всегда противоречиво: обучение является процессом целенаправленным, а игра по своей природе, имеет неопределенный результат (интригу). Поэтому задача педагога состоит в подчинении игры конкретной дидактической цели. Последнее время в организации самой игры наблюдается смещение акцентов из драматизации (форм, внешних признаков игры) на ее внутреннее существо (моделирование событий, явлений, выполнение определенных ролей).

Итоговая модель обучения призвана реализовывать, кроме основной дидактической цели, еще и комплекс целей: обеспечить контроль выделения эмоций, дать ребенку возможность самоопределения, способствовать развитию творческих представлений, предоставить возможность усовершенствования навыков сотрудничества в социальном аспекте, предоставить возможность высказать свои идеи.

Участники учебного процесса, организованного в виде игры пребывают в других условиях, нежели при традиционных формах обучения. Учащимся предоставляют максимальную свободу интеллектуальной деятельности, что ограничивается только конкретными правилами игры. Учащиеся сами выбирают свою роль в игре; выдвигая предположения о вероятном развитии событий, создают проблемную ситуацию, ищут пути её решения, возлагая на себя ответственность за избранное решение.

Учитель в игровой модели выступает как инструктор (ознакомление с правилами игры, консультации), судья (коррекция и советы относительно распределения ролей), тренер (подсказки с целью ускорения игры), главенствующий, ведущий (организатор обсуждения).

Виды игровых форм:

-ролевая игра;

-упрощенное судебное заседание;

-игра-путешествие;

-ролевая группа;

-имитации.

4.Дискуссионное обучение

Дискуссия - это широкое обсуждение какого-либо вопроса. Можно рассмотреть такие виды дискуссии:

-пирамида;

-самоанский круг;

-шумовая группа;

-дискуссия в виде ток-шоу;

-дебаты;

-бесконечная цепочка.

Дискуссия :

а) способствует развитию критического мышления;

б) дает возможность определить собственную позицию;

в) формирует навыки определения собственной позиции;

г) углубляет знания по обсуждаемой теме.

Существует легкомысленная мысль о том, что дискуссия не требует основательной подготовки ни со стороны учителя, ни со стороны учащихся. Однако такое впечатление ложное, так как проведение дискуссии требует существенной подготовки. Ее организацию следует начинать с продумывания проблемы (вопроса). Такая проблема не должна иметь однозначного ответа и предусматривать различные варианты решения. Следует следить за высказываниями учащихся, исправлять ошибки и неточности, которые они допускают, за сохранением существующих различий между её участниками.

Необходимым элементом дискуссии является план. Его можно предложить участникам дискуссии заранее, чтобы учащиеся могли поработать с литературой, справочниками, периодикой и др.

При планировании дискуссии необходимо:

  1. Рассчитать время, необходимое для проведения.

  2. Предусмотреть согласованность с другими видами работы

  3. Создать оптимальные условия для перемещения учащихся с целью обсуждения или проблемы.

  4. Подготовить материалы необходимые для работы учащихся и наглядного представления дискуссии.

  5. Раздать письменные инструкции относительно способа выполнения задания.

  6. Учитывать умения учащихся работать в группе.

Учителю следует помнить на протяжении всей работы групп о : цели, от которой не следует отклоняться; времени, которого необходимо придерживаться; итогах, которые необходимо провести, чтобы сама дискуссия не потеряла смысл.

Важным элементом технологии обучения в дискуссии является вступительная часть, так как именно в ней создается эмоциональный и интеллектуальный настрой дальнейшей деятельности. Поэтому необходимо подумать, как своеобразно пригласить детей к живому обсуждению проблемы: путем ее изложения, описания конкретного случая, небольшой ролевой игры, демонстрации фильма или иллюстрированного материала, приглашение экспертов, использования последних новостей, стимулирования серией вопросов типа: «Почему? Что случилось бы, если?...»

    1. Пирамида (снежный фар)

Класс делится на пары, которые выполняют определенное задание. Через некоторое время пары объединяются и продолжаются обсуждение. Этот процесс продолжается, пока все ученики класса не объединятся в одну группу.

    1. Самоанский круг

Объявляется тема обсуждения и три-четыре существующих точки зрения к ней. Каждый ученик выбирает определенную точку зрения. Посередине класса ставится 3-4 стула в зависимости от количества определенных точек зрения. Учащиеся становятся за стульями по кругу. Три-четыре ученика садятся на стулья. Высказывают свою точку зрения с соответствующим обоснованием, потом возвращаются на свои места, а на стулья садятся

следующие три-четыре ученика. Обсуждение продолжается, пока все желающие не выскажут свои мысли по теме.

4.3. Дискуссия «Телевизионное ток-шоу»

Целью этой технологии является формирование у учащихся навыков публичных выступлений и дискуссий, отстаивания собственной позиции, гражданской позиции.

Эта технология даёт возможность:

а) привлечь к участию всех учеников класса;

б) оценивать течение дискуссии;

в) оценивать участие каждого ученика.

Учитель на этом уроке играет роль ведущего. Он имеет право ставить вопросы или прерывать выступающего, через нехватку времени.




















III. Методика использования интерактивных технологий обучения на уроках математики


  1. Рекомендации к подготовке и проведению уроков в интерактивном режиме


Я. Галант ещё в 60-х годах XX века делил типы и методы обучения на активные и пассивные , в зависимости от участия учеников в учебной деятельности.

Пассивный тип обучения.

Ученик выступает объектом обучения, должен усвоить и воспроизвести материал, переданный ему учителем, тексами учебников – то есть источником правильных знаний. К соответствующим методам обучения относятся методы, при которых ученики только слушают и смотрят (лекция-монолог, чтение, объяснение, демонстрация и опрос учащихся). Школьники , как правило не общаются друг с другом и не выполняют творческих заданий.

Активный тип обучения.

Активное обучение предполагает применение интерактивных технологий, стимулирующих познавательную активность и самостоятельность учеников. Ученик выступает «субъектом» обучения, выполняет творческие задания, вступает в диалог с учителем. Интерактивное обучение имеет свои закономерности и особенности. Сильные и слабые стороны пассивного и интерактивного обучения можно представить в виде таблицы, которая поможет учителю выбрать тип обучения в зависимости от задач и условий работы.

Аспекты обучения

Критерии сравнения

Пассивное обучение

Интерактивное обучение

1.Объём информации

за короткий промежуток времени можно «пройти» большой объём информации

небольшой объём информации требует значительного времени

2.Глубина изучения содержания информации

как правило, ориентирована на уровень знаний и понимания

ученики усваивают уровни познания (знания, понимание, применение, анализ, синтез, оценка)

3.Процент усвоения информации

как правило не высокий

как правило, высокий

4. Контроль над процессом обучения

учитель хорошо контролирует объём и глубину изучения, время и ход обучения. Результаты работы учащихся предположительны

учитель имеет незначительный контроль над объёмом и глубиной изучения, временем и ходом обучения; результаты обучения менее предположительны

5. Роль личности педагога

личные качества учителя остаются в тени, он выступает как «источник» знаний

учитель лучше раскрывается перед учениками, выступает как лидер, организатор

6. Роль учеников Ро

пассивная

активная

7. Источник мотивации обучения

внешний (оценки, педагог, родители, общество)

внутренний (интерес самого ученика)


Для того, чтобы преодолеть сложности применения интерактивных методов технологий и превратить их слабые стороны в сильные – нужно придерживаться следующих правил организации интерактивной работы.

  1. В работу должны быть вовлечены в той или иной мере все участники.

  2. Заботиться о педагогической подготовке учеников. Полезны: различное и постоянное поощрение учеников за активное участие в работе, представление возможности для самоорганизации учеников.

  3. Обучающихся в интерактиве не должно быть много. Продуктивна работа в малой группе. Каждый должен быть услышан.

  4. Подготовить помещение к работе. Участники должны иметь возможность легко пересаживаться для работы в больших и малых группах. Заранее подготовьте материалы для творческой работы.

  5. На уроке необходимо соблюдать процедуру и регламент, проявлять терпимость к любой точке зрения, уважать право каждого на свободу слова, уважать его достоинства.

  6. Внимательно относиться к ученикам при формировании групп.

  7. На одном уроке можно использовать 1-2 интерактивные технологии.

  8. При подготовке вопросов учащимся учителю необходимо тщательно продумывать возможные варианты ответов и поэтому заранее вырабатывать возможные критерии оценивания разных ответов и оценки эффективности всего урока.

Применение интерактивных технологий на уроке математики дело не простое, поэтому сам учитель должен быть хорошо подготовленным , глубоко знать и продумывать материал , в том числе и дополнительный ; продумывать все задания для групп или пар; спланировать и разбить урок: определить время, необходимое для каждого этапа урока, подготовить все вопросы и возможные ответы, разработать критерии эффективного оценивания; обязательно мотивировать учащихся к изучению темы путём подбора интереснейших для них случаев, проблем; объявить предполагаемые результаты занятия, критерии оценки работы, план проведения урока; предусмотреть методы для привлечения внимания учащихся, настроя их на работу, поддержания дисциплины, необходимой для нормальной работы аудитории.

В связи с этим измениться урок, и его структура. На этапе актуализации осуществляются важные познавательные операции, а именно: учащиеся активно вспоминают, что они знают по теме, устанавливают уровень собственных знаний, к которым можно добавить новые. Значит, на первом этапе выступает задача – вызвать заинтересованность, взволновать, подтолкнуть учащихся к мыслительной деятельности.

На втором этапе урока происходит осознание новой информации и идей. На этой фазе обучения учитель лучше влияет на учащихся, а они поддерживают свою заинтересованность работой.

На этапе рефлексии предусматривается, что учащиеся обсуждают проблему и преобразуют полученные знания в свое собственное видение, начинают высказываться, используя новые идеи, обмениваясь мыслями один с другим, формируя свою точку зрения .

2.Примеры использования интерактивных технологий на уроках математики

Технологии кооперативного обучения развивают у учащихся умение работать самостоятельно, вырабатывают навыки коллективной работы, вовлекают учащихся в общение.

Работа в группах и парах может применяться как на уроках усвоения нового материала, так и на уроках применения знаний, умений и навыков, быть частью обобщающего урока.

Во время работы в парах можно выполнить такие упражнения:

- обсудить краткий текст, задание;

- сформулировать итоги урока;

- разработать вопросы к другим учащимся класса;

- проанализировать задачу;

- протестировать или оценить друг друга;

- дать ответы на вопросы учителя;

- сравнить записи, сделанные в классе.

Например, составить план решения задачи.

Благодаря такой технологии как, работа в малых группах можно решать сложные проблемы, требующие коллективных знаний. Каждая группа должна выполнить своё задание и предоставить результаты своей работы. При обучении и систематизации знаний учащихся можно дать группам разные задания. Тогда группы (или их спикеры) отчитываются перед классом. Или, поочерёдно меняясь, спикеры по кругу обходят все группы и работают с каждой. При изучении нового материала можно поступить следующим образом: одна група пусть готовит опорный сигнал с докладом по теме повторения. Другая , делает разбор нескольких задач по этой же теме. Третья и четвёртая заняты подобным же образом, но по новой теме. По завершении работы спикеры каждой группы обходят по очереди остальные группы с докладами. Таким образом, на одном уроке повторяются предыдущая тема и изучается новая.

Хорошо активизирует деятельность учащихся на уроке приём «Лови ошибку!». Технология его использования следующая: ребята ищут ошибку группой, спорят, совещаются.… Придя к определённому мнению, группа выбирает спикера, который оглашает результаты задания перед всем классом. На уроке математики целесообразно предоставить учащимся серию формул или формулировок, среди которых есть как правильные, так и неправильные. Задача группы – найти неправильные, доказать их неверность и заменить правильными. Можно также предложить группам разборы задач или примеров со смысловыми ошибками, чертежи или рисунки с ошибками…

Разновидностью работы в малых группах является такой вид интерактивной деятельности, как «Поиск информации». Он необходим тогда, когда необходимо дополнить то, что объяснил учитель, или дополнить информацией, необходимой для выполнения домашнего задания. Источниками поиска информации могут быть: раздаточный материал, учебник, справочная литература, таблицы и др.

Особым подспорьем в работе учителя являются фронтальные технологии. Её разновидность «Круг знаний» применяется тогда, когда все группы отвечают по очереди. Каждая из групп имеет возможность рассказать о результатах своей работы. Этот вид работы можно использовать во время изучения нового материала по алгебре или по геометрии, или во время решения сложной задачи по геометрии, разбив её на ключевые задачи.

На этапе актуализации опорных знаний учащихся или подведении итогов урока целесообразно применять разновидность фронтальной технологии «Микрофон», которая даёт возможность каждому, по очереди высказаться, отвечая на вопрос.

Работу можно организовать следующим образом:

  1. класс ставит вопрос;

  2. воображаемый микрофон, учащиеся передают один другому, по очереди высказываясь;

  3. слово имеет только тот, у кого в руках микрофон;

  4. каждый должен говорить быстро и логично (не более 0,5 – 1 мин).

При коллективном обсуждении, где целью ставиться поиск решения проблемы, используется технология «Мозговой штурм».

Применять «Мозговой штурм» можно во время решения стереометрических задач, которые разбиваются на более мелкие планиметрические. Можно применять эту технологию и во время повторения материала на этапе актуализации знаний. Работает эта технология в таком порядке: в центре доски учитель пишет слово, например «Тела вращение», предлагает учащимся вспомнить слово или словосочетания, которые ассоциируются с ним. Потом учащимся предлагает систематизировать полученные ранее знания по изученной теме . На этапе систематизации учащиеся дают определения тел вращения, цилиндра, конуса, шара, образующей цилиндра и конуса, высоты, оси, радиуса, диаметра шара, сечений всех тел вращения, повторяют формулы площадей боковой и полной поверхности объемов тел вращения, приводят примеры.

Практика показала, что результаты надежны тогда, когда изучение материала происходит в лёгкой и ненавязчивой форме, на интересных примерах, с помощью игровых технологий. Как правило, игровую форму урока дети воспринимают с большим интересом и энтузиазмом. Игры, используемые на уроках математики, развивают мышление, сообразительность, обогащают внимание учащихся, пробуждают их к поиску, активизируют во время изучения нового закрепления уже изученного материала. В процессе игры у детей вырабатывается привычка мыслить самостоятельно, концентрация внимания, развивается стремление к знаниям. Например, с целью усвоения понятий перпендикуляра и наклонной, следствий из теоремы Пифагора в 8 классе дидактическая игра «Геометрический поиск» способствует получению новых знаний. Основой её является соревнование между командами во время ответов на вопросы и решения задач, предложенных учителем. Игровая идея состоит в том, чтобы на основе созданных ситуаций и соревнования команд активизировать мышление игроков, превратить процесс обучения в процесс активной деятельности и самостоятельных открытий. Этапы игры отвечают этапам урока: активизации опорных знаний, изучение нового материала, закрепление изученного.

Во многих играх в основу положен принцип соревнования, который усиливает эмоциональный характер мероприятия. Лучшие результаты игра приносит, когда соревнование происходит между командами, а мотив соревнования выражается в названии игры. Например: «Математический футбол», «Брейн -ринг», «КВН», «Блицтурнир».

Одним из видов нетрадиционных форм обучения является урок-сказка. Такие уроки можно проводить, использовать сказочные персонажи, героев мультфильмов, кинофильмов. Сказку можно написать и выбрать сказочных героев самим, опираясь на тот материал, что изучается в классе. Примером может случить урок геометрии в 8 классе по обобщении систематизации знаний по теме «Четырёхугольники», предложенный Л.А. Губой в книге «Нетрадиционные уроки математики».

Другим видом организации обучения являются уроки-путешествия. Они удовлетворяют интересы подростков, чьи идеалы связаны с романтикой, фантазией. Такая форма урока несет значительную познавательную нагрузку и служит удачным итогом изучения какой-нибудь темы. Выполняя очень серьезные функции, урок-путешествие стимулирует творческую деятельность учащихся, мобилизирует их способности.

При организации повторения по теме «Квадратичная функция», «Степенная функция» можно провести урок-игру «Математическое лото», которая напоминает нам игру лото для дошкольников. Только в отличие от детской игры на клеточках листа записываются задания, а на клетках другого листа ответы. Второй лист разрезается на прямоугольники. Желательно, чтобы ответов было больше, чем заданий. Учащиеся могут работать в парах или в малых группах. Имеют право на обсуждение, в случае необходимости решают задания письменно. Найденный ответ накладывается на пример. Организовать проверку правильности выполнения заданий можно по шаблонам самим учителем или экспертами из числа сильных учащихся.

В условиях перехода на 12-бальную систему обязательно элементом контроля знаний является тематическое оценивание. Одна из форм тематического опроса – зачет. Преимущества тематических зачетных работ перед другими формами зачетного контроля состоят в раскрытии возможностей для:

1) определения уровня учебных достижений;

2) определения полноты восприятия учебного материала;

3) определения глубины усвоения знаний;

4) определения практических умений;

5) определения умения решать задачи.

Применение интерактивных методов в организации контроля позволяет влиять на процессы развития памяти, логических умений и коммуникативных умений.

Приведем пример организации такого урока, целью которого является установление не только уровня усвоения учебного материала, но и привлечения учащихся в процессе контроля к общению. Зачет можно проводить в течение двух уроков в три этапа: подготовительный, устный опрос и письменная работа. На подготовительном этапе класс разбивается на группы по пять учеников, среди которых учитель выбирает «наставника». Цель «наставника» - объяснить понятия, связь между ними и помогать более слабым учащимся в решении задач и других вопросов. На втором этапе цель «наставника» меняется. Он следит за тем, как происходит общение членов бригады, указывает каждому члену на его ошибки и на что следует обратить особое внимание, выставляет каждому ученику балл и заносит его в табель контроля № 1, который сразу сдается учителю. После этого «наставник» опрашивает другую бригаду и выступает в роли «контролера». Его цель - выяснить уровень усвоения материала. «Контролер» заносит результаты в табель контроля № 2.

На третьем этапе учащиеся выполняют уровневую контрольною работу , проверку которой осуществляет «наставник». Учитель в свою очередь проверяет письменные работы «наставников». Оценка за зачет выставляется с учетом контрольного балла № 2 и оценки за письменную работу.

Проведение зачетов по такой системе показывает, что их применение способствует стремлению учащихся достичь высоких результатов, а участие в ролевой игре создаёт условие для развития коммуникативных умений и навыков. Такой вид проверки охватывает весь объём материала, обобщает и систематизирует знания учащихся по теме.


Заключение

Выше было показано, что для формирования личности ученика необходимо применять новейшие достижения педагогики, психологии, методики преподавания предметов и, в частности, математики. Использование интерактивных технологий в процессе обучения учащихся математике способствует развитию учащихся:

1. умения работать в коллективе;

2. инициативы, независимости, самодисциплины;

3. умения анализировать результаты своей деятельности;

4. умения учиться;

5. стимулирует у учащихся когнитивные процессы;

6. создают положительную эмоциональную атмосферу в работе.

Роль учителя становится более гибкой: учитель, постоянно ведущий и поддерживающий учеников, не доминируя над ними. Это консультант; носитель информации на том этапе урока, когда ученикам нужны исходные данные; консультант, когда необходимы объяснения к заданиям или для исправления ошибок; организатор, когда необходимо переходить от одного этапа к другому.

В работе рассмотрены дидактические основы обучения с помощью интерактивных технологий, приведены примеры использования их на практике. Следует отметить, что работа в интерактивном режиме дает повышение качества знаний учащихся, способствует развитию у них качеств самостоятельности, познавательной активности; качественно совершенствует уровень образовательного процесса.









Приложение 1 .

«Пирамида обучения»









Литература:


1.Новые технологии обучения: Научно-методический сборник. – К., Научно-методический центр образования. 2000. - Вып. 25. - 212 с.

2. Сазоненко Г., Кремень “Перспективні освітні технології“'. K.: Ірпень, 2002.

3. Артамонова Г.А., Сачкова В.Н. Коллективный сборник обучения - новая педагогическая технология // Биология в школе. — 1995. - № 6. - С. 25-38.

4. Зверева Г. Групповая учебная работа // Учитель. - 2000. - № 5. - С. 17-19.

5 .Кнаржевский Ю.А. Анализ урока. - М.: Центр «Педагогический поиск», 2000. – С. 32-35

6. Российская педагогическая энциклопедия в 2-х томах / Гл. ред. В.В. Давыдов. - М.: Большая российская энциклопедия. - 1998, т. 2. - 672 с.

7. Смирнов С.А. Педагогика. - М.: 2001. - 167 с.

8. Интерактивные технологии обучения // Открытый урок, - 2003, - № 3-4.

9. Интерактивное обучение: новые подходы // Открытый урок, 2002, № 5,6.

10. Гин A.A. Конструктор урока. // Открытый урок, - 2003, - № 5.- С. 40-42.

11. Интерактивные формы и методы работы на уроках математики // Математика в школах Украины, - 2005, - № 8, - С. 2-6.

12. Сиротенко ГО. Современный урок: інтерактивні технології навчання - X.: Видав. група "Основа”. - 2003. - 80 с.

13. Відкритий урок. Фізика. Випуск 7. - K.: Плеяди, - 2003. - 72 с.

14. Математика. 5-8 классы: игровые технологии на уроках / авт.-сост. И.Б. Ремчукова. - Волгоград: Учитель, 2006, - 99 с.

15.Губа Л.Л. Нетрадиційні уроки математики. - X.: Вид. група ‘‘Основа”, 2005. - 96 с.

16. Шарко В.Д. Сучасний урок фізики: технологічний аспект. - K., 2005. - 220 с.





23



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
«Использование интерактивных технологий в процессе обучения учащихся математике»

Автор: Иванова Оксана Васильевна

Дата: 13.12.2014

Номер свидетельства: 143329

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(161) "Роль современных технологий в повышении познавательного интереса на уроках математики"
    ["seo_title"] => string(88) "rolsovriemiennykhtiekhnologhiivpovyshieniipoznavatielnoghointieriesanaurokakhmatiematiki"
    ["file_id"] => string(6) "270197"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1451036733"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(225) "Статья «Использование электронных образовательных ресурсов  как средство обеспечения эффективности современного урока»"
    ["seo_title"] => string(132) "stat-ia-ispol-zovaniie-eliektronnykh-obrazovatiel-nykh-riesursov-kak-sriedstvo-obiespiechieniia-effiektivnosti-sovriemiennogho-uroka"
    ["file_id"] => string(6) "300591"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1456761021"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(225) "Статья «Использование электронных образовательных ресурсов  как средство обеспечения эффективности современного урока»"
    ["seo_title"] => string(134) "stat-ia-ispol-zovaniie-eliektronnykh-obrazovatiel-nykh-riesursov-kak-sriedstvo-obiespiechieniia-effiektivnosti-sovriemiennogho-uroka-1"
    ["file_id"] => string(6) "300592"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1456761029"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(292) "Информационная сессия  "Развитие познавательных интересов учащихся через интеграцию учебных предметов" из опыта работы учителя информатики Крапивницкой О.В. "
    ["seo_title"] => string(183) "informatsionnaia-siessiia-razvitiie-poznavatiel-nykh-intieriesov-uchashchikhsia-chieriez-intieghratsiiu-uchiebnykh-priedmietov-iz-opyta-raboty-uchitielia-informatiki-krapivnitskoi-o-v"
    ["file_id"] => string(6) "166423"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1422959898"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(190) "ИНТЕРАКТИВНЫЕ   ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УРОКОВ МАТЕМАТИКИ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКИ. Сидорова О.С. "
    ["seo_title"] => string(104) "intieraktivnyie-formy-organizatsii-urokov-matiematiki-i-ispol-zovaniie-intieraktivnoi-doski-sidorova-o-s"
    ["file_id"] => string(6) "108664"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1403800154"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства